Выступление на РМО на тему «Развитие логического мышления школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС»
статья по математике

Липина Ирина Александровна

Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на РМО на тему

 «Развитие логического мышления школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС»

учителя МБОУ СОШ №8 г. Вязьмы

Липиной И.А.

         Среди приоритетных задач образования, обозначенных во ФГОС с позиции требований к образовательным результатам, четко обозначена задача формирования у школьника желания и умения (мотивированной способности) к самостоятельному приобретению знаний. Стандарты второго поколения называют одним из важнейших познавательных универсальных действий — умение решать проблемы или задачи.  

        Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Значительное место вопросу развития у младших школьников логического мышления уделял в своих работах известнейший отечественный педагог В. Сухомлинский. Он наблюдал за ходом мышления детей, и наблюдения подтвердили, "что прежде всего надо научить детей охватывать мысленным взором ряд предметов, явлений, событий, осмысливать связи между ними.… Изучая мышление тугодумов, я все больше убеждался, что неумение осмыслить, например, задачу - следствие неумения абстрагироваться, отвлекаться от конкретного. Надо научить ребят мыслить абстрактными понятиями".

        Главная цель работы по развитию логического мышления: научить детей делать выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве исходных. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от формирования у учащихся познавательных интересов. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.).

        Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.

        К логическим универсальным действиям относятся:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

        Планирование работы по развитию логического мышления включает в себя следующие этапы:

  • Знакомство учащихся с отдельными мыслительными приемами в процессе изучения соответствующего материала.
  • Совместно с учащимися приходим к выводу, что прием, с которым сегодня познакомились в процессе изучения новой темы или решения задачи, не потребовал лишней затраты времени. Более того, этот прием облегчил понимание, усилило интерес к изучаемому материалу.
  • Выбор того или иного мыслительного приема осуществляем в зависимости от содержания изучаемого материала. Поэтому в дальнейшем, когда учащиеся повторно встречаются с тем или иным приемом, напоминаем, что прием нам уже знаком;
  • Учимся использовать различные мыслительные приемы во всевозможных комбинациях друг с другом.
  • Вырабатывается привычка самостоятельно применения мыслительных приемов.

        Наиболее эффективными средствами развития логического мышления являются дидактические игры, интеллектуальные разминки, логически–поисковые задания, тесты и другие упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Дополнительные сведения активизируют учащихся, так как в них заложена смена деятельности детей: они слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, составляют выражения, находят их значения и записывают результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи изучаемых в школе предметов, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.

        Начиная с 1 класса можно, например, применять задания такого вида:

- Что общего у этих предметов? (цветы)

- Сгруппируйте их.

- Каким способом вы это сделаете? (название цветов, цвет)

        Ещё пример группировки предметов, в данном случае предметы уже в группах, учителем задаются вопросы такого характера:

- Как называются фигуры, которые вы видите?

- Сколько рядов?

- Найдите и назовите сходство и различие этих фигур?

- Где можно применить в окружающей жизни эти кубики? 

        Также необходимо предлагать задания на нахождение лишнего.

- воробей, синица, голубь, пчела;

- яйцо, цыплёнок, курица, сова;

- мальчик, доктор, градусник, милиционер;

- Анастасия, Александр, Евгений, Сергей;

- девять, пять, число, шесть.

        На уроках математики для развития логического мышления необходимо использовать следующие задания:

- разгадывание числовых ребусов;

- решение нестандартных задач; Например,

  • Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе? 8, 4, 2 2.
  • Горело 7 лампочек, 3 из них погасли. Сколько лампочек осталось? Обведи правильный ответ: 7, 3, 4, 0 3.
  • Что тяжелее: 1кг ваты, или 1кг железа? Вата, железо, поровну.
  • У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей?

- решении занимательных задач; Например,

  • Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в соревнованиях по лыжам. На вопрос: «Кто какое место занял?» - Коля ответил: «У меня не первое и не четвёртое место». Боря сказал: «Я был вторым», Вова сказал, что он не последний. Какое место занял каждый мальчик? Заполняется таблица.

        Приём сравнения предметов используется для овладения учащимися следующими умениями:

а) выделение признаков;

б) установление общих признаков;

в) выделение основания для сравнения;

г) сопоставление по данному основанию.

Сравнение может идти:

по качественным характеристикам (цвет, форма)

по количественным характеристикам: больше - меньше, длиннее - короче, выше - ниже и т.д.

Этот приём можно использовать на любом этапе урока.

        Нестандартные логические задачи – отличный инструмент для такого развития.

Задачи на смекалку

Задачи-шутки

Числовые фигуры

Задачи с геометрическим содержанием

Логические упражнения со словами

Математические игры

        Считаю, что использование учителем начальной школы этих форм и методов развития логического мышления на уроках математики является не только желательным, но даже необходимым элементом обучения математике. Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных упражнений и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяют кругозор младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности. Работая над развитием логического мышления на уроках математики, заметила, что при выполнении самостоятельных работ даже слабые ученики рассуждают, выделяют вопрос. В ходе регулярных занятий у детей формируются не только познавательные способности, но и качества личности как выдержка, настойчивость, трудолюбие, честность. Все это крайне необходимо для дальнейшей жизни ребенка. Достаточная подготовленность мыслительной деятельности снимает психологические перегрузки в учении, сохраняет здоровье ребенка.

ФРАГМЕНТ ЗАНЯТИЯ

«УРОК МАТЕМАТИКИ В СКАЗОЧНОЙ ШКОЛЕ»

        В сказочной школе все математические действия такие же, как и в нашей, только цифры обозначаются иначе.

        Детям предлагается на доске такая запись: «А+В=К».

- Какое из трех чисел больше? (Дети быстро дают ответ).

        Учитель добивается объяснения, почему так. Для этой цели можно, ввести сказочные персонажи, которые любят расставлять ловушки.

        Затем на доске записывается часть числового ряда – числа от 3 до 8, а дальше - шесть знаков: П, Р, Б, Т, К, Н. И будем помнить, что эти знаки – продолжение числового ряда. Детям предлагается ответить на серию вопросов:

1) Какое из записанных чисел больше? (Н)

2) Какое число меньше самого большого на 1? (К)

3) Какое из чисел (П, Р, Б, К, Н) самое маленькое? (П)

4) Какое число больше самого маленького на 1? (Р)

5) На сколько число Р меньше числа Б? (НА 1)

6) На сколько число Р больше числа П? (НА 1)

Используемая литература

1. Истомина Н.Б., учебное пособие, «Методика обучения математике в начальной школе», 2000г

2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – Москва: Просвещение, 2010

3.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей»,

4.Шведова Л.М, «Открой в себе гения. Развитие логического мышления и интеллекта». Издательство: БАО, 2007г.

5.Языканова Е.В.Развивающие задания: 2,4 класс. - М.: «Экзамен», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС»

Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за и...

«Игровые технологии на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО»

Учебно-воспитательный процесс в начальных классах весьма многогранен и, прежде всего, направлен на развитие у детей речи, памяти и мышления. И здесь немаловажное значение имеет грамотное и умелое испо...

Статья по теме "Развитие навыка быстрого чтения у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС"

Статья по теме "Развитие навыка быстрого чтения у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС"...

Современный урок математики в условиях реализации ФГОС.

Чтобы реализовать цель современного образования необходимо построить урок так, чтобы он способствовал формированию УУД, формированию умения учиться. В данной статье рассматривается урок математики на ...

«Развитие логического мышления первоклассников на уроках математике в свете реализации ФГОС НОО»

Доклад на тему: "Развитие логического мышления первоклассников на уроках математике в свете Реализации ФГОС НОО"...

Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО

Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО. Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С н...

Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях введения ФГОС

Что делает человека человеком? Ответ на поставленный вопрос прост: человека делает человеком не сам головной мозг, а его свойства и способности. Эти свойства мы называем по-разному – мышление, у...