Математика ,2 класс . Тема : " Окружность, её центр и радиус."
методическая разработка по математике (2 класс)

Тип урока: «Открытие новых знаний»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики по ФГОС во 2 классе по теме «Окружность, её центр, радиус

Провела: учитель МОУ СОШ с.Еруслан Шубаркина С.А.

1.Дидактическое обоснование

Математика 2 класс (1 часть), автор учебника Рудницкая В.. УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: «Окружность , её центр, радиус»

Дата проведения: 14.04.2017 г

Деятельнастная цель: формирование у  учащихся умение реализовывать новые способы действия.

Содержательная цель: познакомить учащихся с понятиями «круг», «окружность».  

Тип урока: «Открытие новых знаний»

Задачи урока:

-получить теоритическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах; развивать практические умения- пользоваться циркулем;

-развитие математической речи, наблюдательности, логического мышления, повышение внимания к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда;

- воспитание аккуратности, привитие умений совместно работать;

Методы обучения: продуктивный

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

-фронтальная, парная, групповая

Средства обучения:

-ПК, мультипроектор.

2.Технологическая карта

Этап   урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

(организационный момент)

1мин.

Включение детей в деятельность

Настрой   на работу в стихотворной форме

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему, вижу, каждый из вас:

Улыбка, уверенность.

Что  ж: «Так держать!»

За парты садитесь, пора начинать.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку,

записывают дату и классная работа

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности 

4мин.

Слайд1

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки

 Тему нашего урока мы проговорим чуть позже. Работа в паре (на партах лежат конверты с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, овал, круг, треугольник.)

  Какое задание  можно предложить?

Чем фигуры похожи?

Разделите фигуры  на группы.На какие группы разделили?

.

Дети работают в парах.

Дети высказывают свои предположения .

Это геометрические фигуры.

Они замкнутые.

По цвету, по форме, по размеру.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические-

Анализ объектов с целью выделения признаков

3.Постановка учебной задачи

7мин

Слайд

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации

Показываю тарелку (круглую) и браслет (круглый).

На какие геометрические фигуры они похожи? Эти фигуры отличаются друг от друга?

Если они отличаются друг от друга, могут они одинаково называться?

Какие называли геометрические фигуры?

Какая будет тема урока? Слайд с темой урока ?

Какие будут цели урока?

Слайд с целями урока.

Прочитайте цели на слайде.

-Наши мнения совпали?

Как вы думаете, часто ли нам приходится встречаться с кругом  окружностью в повседневной жизни? Где мы можем увидеть круг?

Ставят цели, формулируют тему урока

Круг. Окружность.

Да.

Нет

Круг. Окружность.

Узнать, как называются фигуры.

-Чем они отличаются друг от друга?

-Научиться чертить эти фигуры.

Дети читают.

Да.

Нам часто приходится встречаться с кругом и окружностью в повседневной жизни. Форму круга  могут иметь  тарелка, блюдце, барабан…Форму окружности кольцо, браслет.

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные:

постановка вопросов;

Познавательные: общеучебные

Формулирование познавательной цели;

Логические: формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения 

6 мин

Слайд4

Слайд5

Слайд6

Слайд 7

Организация учащихся на исследование проблемной ситуации

1.Ребята, подойдите все к доске, возьмитесь за руки .Как вы встали? Что такое круг?  Чтение правила.

Вы – граница круга. Что вспомнили ,услышав «граница»?  У любой страны есть граница.(показ на карте). Акак  называется наш район? Нашему району исполняется 95 лет в этом году. В районе есть прекрасное место «Урочище. Иваново поле.» А ещё в наш район прилетает редкая птица ДРОФА. Когда? У района есть граница?

- Что значит граница ? Край это окраина.. Похоже на слово окружность.

Какое бы вы дали определение? Сравним с определением, которое дали учёные.

Чтение  определения.

2.Теперь один выходит в середину. Как ещё назовём?

3.Выбирает себе имя(А,В,С)

4.Соединяется  с любой точкой окружн.(верёвочкой)-это радиус. .

Давайте попробуем дать определение радиуса.

Что это?

Этот отрезок что соединяет?  

Сравним с определением, которое дали учёные.

 Чтение . А теперь с другой точкой окр. Радиус меняется?

5.Соедините две точки окр., но через центр. Это диаметр. Чтение правила.

Можно ещё протянуть диаметр? Он меняется? Дайте определение.(чтение на экране).

Соедините точки не через центр. Это хорда.

Подведение к «открытию» нового знания с помощью побуждающего диалога

1. Вы можете сказать  какой предмет похож на окружность?

Где в жизни встречаемся с окружностью? А с кругом?

4.Предлагает самостоятельно прочитать задание №6 стр.88 и сделать сравнение

Составляют план достижения цели и определяют средства

Выходя все к доске.

1.В круг.

Граница страны. Края.

Фёдоровский.- Эта граница Есть. (показывают на карте)

Весной.

Эта граница Есть. (показывают на карте)

Край.

.

Окружность – граница круга.

Центр.

Отрезок от центра к точке.

Центр окружности и точку на окружности.

Да.

Нет.

Да.

Нет.

Диаметр – отрезок проходящий через центр окружности от одной точки к другой.

. Колесо, кольцо, обруч, руль, бублик, резинка для волос и т. д.

Дети дают варианты ответов.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные:

Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Физминутка 

1мин

Снятие усталости с глаз

Электронная физминутка «Облака»

Следят глазами за двигающимися  по экрану фигурками

5. Первичное закрепление

6мин

Слайд8

Слайд9

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

1.Давайте  рассмотрим Слайд рисунки: солнце, дорожный знак, смайлик, руль, печенье, крышка, браслет, тарелка, кольцо, баскетбольное кольцо.

Выпишите на первой строчке номера окружностей.

На второй строчке номера

 кругов.

Проверьте по эталону.

№1стр.87

2.№6 стр.88

Проговаривают способ решения в громкой  речи, выбирают рисунок и дают пояснение.

  1. Ответы детей -распределяют на задан. фигуры.

2. Поменялись тетрадями, проверили по слайду, исправили ошибки.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные - умение структурировать  знания, выбор наиболее эффективных  способов решения

Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение  использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).

2.Практическая задача.

-В начале урока мы с вами сказали, что круг довольно часто встречается в нашей повседневной жизни, скажите, а есть ли игры, в которых мы встречаемся с этой геометрической фигурой.

Ребятам  для игры нужно было обозначить круг. Как им это сделать?

- А если нет верёвки?

- А можно ли обозначить круг, если нет ни верёвки, ни палки?

3. Для того чтобы начертить круг, нужно провести его границу,т.е. окружность

. А для того, чтобы построить окружность на чертеже используют специальный инструмент, который называется ЦИРКУЛЬ.

Циркуль состоит из двух ножек, на конце одной игла, а конце другой - грифель. За головку мы держим и поворачиваем циркуль.

Знакомо ли вам это слово?

- Совершенно верно. Мы знаем, как нужно писать слово «циркуль». А как работать с циркулем мы познакомимся сегодня, и поможет нам в этом учебник.

 -Рассмотрите рисунок  стр.87. 

Циркуль это чертёжный инструмент.

Как надо с ним работать? - Ребята, как вы думаете, нужно ли соблюдать технику безопасности при работе с циркулем и почему.

Почему?

Для чего нужна иголочка циркулю?

Для чего нужен грифель циркулю?

Когда будем чертить,  держим за головку циркуля.

Что мы начертили?

2. Решают  

Начертить круг можно с помощью веревки. Если один конец закрепить в центре, а с другим концом обойти вокруг, то получится круг.

-Верёвку можно заменить палкой.

- Да. Если двое ребят возьмутся за руки, один из них будет стоять на месте, а другой обойдет вокруг него, то получится круг.

3. Дети высказывают предположения.

 

-На уроках русского языка мы знакомились со значением этого слова и с его правописанием.

Осторожно.

Чтобы не уколоться

 Чтобы циркуль не ездил по тетради.

Чтобы чертить.

Мы начертили окружность.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Слайд10

5мин

Организация деятельности по применению новых знаний

Задание  №2стр.87

Даю время на построение двух окружностей при разном растворе циркуля, оказывая необходимую помощь тем, у кого  иголка циркуля соскакивает  с данной точки.

- Каждая окружность определяет круг. Больший круг закрасьте красным карандашом, а меньший - синим.

 «Живая геометрия»

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Для того чтобы правильно начертить окружность нужно:

1. Карандашом  отметит точку, в которой будет находиться иголка циркуля (это нужно для того, чтобы в случае если иголка циркуля соскочит с данной точки, можно было легко её определить)

2. Ставим точку на плоскости листа бумаги, обозначаем её О - центр круга.

3.Совмещаем с точкой О конец иглы.

4. Совершаем круговое движение ножкой циркуля.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

8.Физминутка

1мин

Снятие мышечного напряжения

Выполн. танцевальные упражнен.

8.Обобщение

и систематизация знаний

слайд11

4мин

Слайд12

4мин

Работа в группах: 1Группа-Теоретики (выполняет тесты),  2Практики(чертёж), 3Мечтатели (аппликация) Назначается куратор группы. После проверки работы 1 и2 группы меняются местами, но куратор остаётся. 3 группа – слабые учащиеся. НЕ меняются!

 Формирование целостной системы ведущих знаний по теме

-Ребята, а кто из вас был в цирке?

-Как называется место, где выступают артисты?

- А какую форму имеет арена?

- Почему арена имеет форму круга?

-Почему выбрана именно эта форма?

-Каких размеров арена?

-Возможно, вы знаете, что не только в цирке арена имеет форму круга, но и в некоторых видах спорта спортсмены выступают на площадках круглой формы. Как называются эти виды спорта?

Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, выявление внутрипредметных связей

-Арена.

-Арена имеет форму круга.

Дети называют виды спорта: вольная борьба, сумо, греко-римская борьба, самбо

9. Рефлексия деятельности

(итог урока)

Слайд 13

4мин

1.Организация рефлексии

Сегодня на уроке мы познакомились с геометрической фигурой…

Граница круга…

Окружность можно начертить при помощи…

Если вам на уроке  всё удалось - на полях нарисуйте зелёный круг,  если у вас остались неразрешённые проблемы - жёлтый круг, если вам ещё понадобится помощь - красный круг

2.Определяются задания для самоподготовки. Проверка соответствующих записей.

Придумать образы животных, которые состоят только из окружностей

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

-круг

-окружность

-циркуля, палки, верёвочки, рук

Дети фиксируют на полях тетради свои ощущения. 

Записывают домашнее задание

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружность,его центр и радиус.

Для 2 класса по Виноградовской программе....

презентация к уроку математики во 2 классе по теме:"Окружность, её центр и радиус" УМК «Начальная школа XXI века»

Данный ресурс подготовлен для проведения урока математики во 2 классе по теме: "Окружность, её центр и радиус" УМК "Начальная школа XXI века". Это 1 урок из 6 уроков раздела "Геометрические понятия". ...

Окружность, её центр и радиус

Тема урока: Окружность, её центр и радиусУМК: Начальная школа ХХI века.Тип урока: «открытие» нового знания.Цель: создание условий для формирования понятия “окружность.Задачи:·...

КОНСПЕКТ УРОКА "КРУГ. ОКРУЖНОСТЬ, ЕЁ ЦЕНТР И РАДИУС"

УМК "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА". 2 КЛАСС...

Конспект урока математики 2 класс. Тема: «Окружность» УМК «Перспектива» Автор: Л.Г. Петерсон

Конспект урока математики. 2 класс. Тема урока: "Окружность". УМК "Перспектива". Автор6 Л.Г.Петерсон....