Приемы коррекционно-развивающей работы по преодолению затруднений в усвоении знаний на уроках математики в начальных классах ( из опыта работы).
статья по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Волкогон Валентина Петровна

  Процесс обучения детей с интеллектуальными нарушениями в начальных классах  в целом и процесс формирования элементарных математических представлений, в частности, имеют свои особенности. Это, прежде всего, индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота знаний и умений, повторяемость, самостоятельность и активность ребенка в образовательном процессе.

   Изучение математического материала для учащихся с интеллектуальным недоразвитием представляет большие трудности, причины которых в первую очередь объясняются особенностями развития познавательной и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников.

   В статье приведены варианты преодоления  возможных затруднений в усвоении математических знаний школьниками начальных классов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                   

Приемы коррекционно-развивающей работы по преодолению затруднений в усвоении знаний на уроках математики в начальных классах ( из опыта работы).

Процесс обучения детей с интеллектуальными нарушениями в начальных классах  в целом и процесс формирования элементарных математических представлений, в частности, имеют свои особенности. Это, прежде всего, индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота знаний и умений, повторяемость, самостоятельность и активность ребенка в образовательном процессе.

Изучение математического материала для учащихся с интеллектуальным недоразвитием представляет большие трудности, причины которых в первую очередь объясняются особенностями развития познавательной и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников.

В статье приведены варианты преодоления  возможных затруднений в усвоении математических знаний школьниками начальных классов.

№ п./п

Проблемы у ребёнка:

Рекомендации:

В геометрии

Измерения с помощью линейки производят не от нулевого деления, а либо от начета линейки, либо от единицы

Отработать этот навык в играх и упражнениях, на прогулках или уроках физкультуры (например, отмерить линию для прыжков в длину). Упражнение может быть таким: один ребёнок держит начало рулетки и соотносит деление «0» с отметкой на земле, а другой отходит и отмеряет нужное расстояние. Третий ребёнок должен проверить правильность выполнения задания первых двух.

Например, при построении отрезка длиной 2 см 5 мм сначала строят отрезок длиной 2 см, а затем отрезок длиной 5 см. Или могут построить отрезок длиной 2 см, «забыв» отмерить и отметить оставшуюся длину

Рекомендовано уделять этой теме больше времени (вместо 3 часов предлагать больше), приучать детей к целостному восприятию и созданию отрезка (читать вслух запись, строить по линейке сразу всю длину отрезка и т.д.)

С большим трудом совмещают вершины измеряемого угла и чертёжного треугольника при сравнении углов, путают виды углов

Чтобы навык сформировался верно, и не пришлось потом «ломать» стереотип действия, нужно научить ребёнка правильно измерять угол. Для этого нужно составить алгоритм действий (1. взять треугольник 2. найти и показать пальцем вершину у треугольника 3. найти и показать пальцем вершину у измеряемого угла 4. наложить треугольник на угол, соединить вершины 5. проверить правильность наложения вершин и катетов 6, определить вид угла) и уже при самом первом измерении начать его проговаривать. Для запоминания вида угла определять его через вопросы взрослого, через проговаривание основных ориентиров («если        то это какой угол?»)

Путают  «круг» и «окружность»

Познакомить с этими понятиями не только наглядно, но и на практике. Примерное упражнение для физминуток или на прогулке: один ребёнок стоит в центре, остальные берутся в круг и выстраиваются «по окружности»

На уроке математики продемонстрировать модели круга и окружности, дать в руки, показать, что круг плоский, а окружность внутри пустая, «можно просунуть в неё руку».

Затем на уроке труда предложить детям изготовить модели круга (из картона и с помощью циркуля) и окружности (из проволоки).

Не узнают знакомые геометрические фигуры, особенно если они находятся в непривычном положении (например, квадрат «поставили» на один из углов), путают квадрат и прямоугольник

Для различения квадрата и прямоугольника: измерить и сравнить стороны фигуры. Если стороны одинаковы (если количество «мерок» одинаково), то это квадрат, если разное - это прямоугольник. После измерения спросить ребёнка о его действиях и выводах.

Поскольку круг и овал в 5 классе изучаются более подробно, а в начальных классах идёт только знакомство, то представить как можно больше различных кругов и овалов для обогащения сенсорного опыта ребёнка.

Меркой может выступить любой предмет (полоска бумаги, пальцы ребёнка, верёвочка карандаш и т.д.). Самое главное - это чтобы ребёнок освоил принцип измерения и сравнения, и смог самостоятельно его использовать в новых условиях.

Закрепить знания о фигурах на уроках труда через изготовление моделей из картона.

При работе с циркулем не умеют закрепить его остриё в тетради в неподвижном положении, сбивают руками раствор циркуля

Познакомить с этим навыком не только наглядно, но и на практике. Примерные упражнения на прогулке:

а)один ребёнок в центре, держит в руках конец верёвочки, другой должен обежать его «по окружности», сохраняя верёвочку постоянно натянутой

б)на конец верёвочки привязывается мел, один ребёнок, стоит в центре и фиксирует конец верёвочки, другой должен начертить ровный круг. Для этого верёвочка постоянно должна быть натянутой.

Обсуждение: объяснить важность неподвижности центральной точки и важность постоянства расстояния от неё до края. Далее отработать этот принцип действия на доске (большой циркуль или верёвочка), затем - в тетради.

При решении задач

Не выделяют условие задачи и вопрос:

а) если вопрос стоит в начале задачи или в середине;

б) если вопрос выражен непривычным словом (вместо «сколько» стоит слово «чему равно?» или «какова?»)

Чтобы научить ребёнка работать с различными видами формулировок вопроса, нужно специально ставить перед детьми вопрос в нескольких формулировках. Для этого в обсуждении задачи необходимо употреблять не только слова из текста задачи, но и переформулировать вопрос.

Например: «О чём говорится в задаче? Что нужно узнать? СКОЛЬКО всего получилось карандашей». Далее пояснять при решении задачи «то есть мы узнаем, ЧЕМУ РАВНО общее количество карандашей. Итак, КАКОВО общее количество карандашей? »

Не могут найти в задаче

числовые данные, особенно если они записаны не цифрами, а словами (столько же, одинаковое количество, оба, второй и т.д..)

Употреблять при обсуждении термины: «столько же», «одинаковое количество», «оба», «второй» и т.д. Объяснять, если встретилось в тексте такое слово, что оно означает количество. А при работе с одинаковыми числами в обсуждении употреблять эти термины, чтобы приучить ребёнка пользоваться ими.

Не умеют записать ответ к данному вопросу

Во-первых, познакомить детей со структурой задачи, вывесить её наглядно и при решении задач всегда обращаться к ней. Структура задачи: текст, условие, краткая запись, решение, ответ (в наглядном материале осветить пример и пояснить, как называется каждая часть). При решении задач обращаться к ней («значит, что ты сейчас должен записать после краткой записи?... а после решения, что нужно записать? »)

Во-вторых, научить детей после решения вновь возвращаться к вопросу задачи и вспоминать, что именно искали, чтобы записать ответ не только цифрой, но и словом («Узнавали, сколько яблок у двоих детей. Ответ: 12 яблок»)

Не умеют правильно, выбрать ход решения, начинают бесцельно оперировать числами («плюсуем» , «делим» и т.д.)

Провести обсуждение задачи по предлагаемому алгоритму решения задачи

Не понимают конкретной ситуации задачи

В силу особенностей восприятия, сложностей абстрагирования и преобладания практического интеллекта, ребёнку проще представить ситуацию задачи сначала на предметном материале, а затем - в символическом (рисунок, символ, цифра). Поэтому в некоторых случаях можно вновь «спуститься» до предметного уровня наглядности.

Затрудняются в составлении задачи

Чтобы научиться составлять задачи, ребёнок должен сразу освоить все их виды: прямые и обратные. Для этого после решения прямой задачи предложить детям составить другую, «а вот если бы нам было известно это и это, тогда что именно мы бы могли узнать?». Работать нужно и с условием (переформулирование текста), и с решением (расшифровка примера). Сначала обсуждать это в группе, а затем - предлагать для самостоятельной работы.

При выполнении арифметических действий с числами

Учащиеся не видят строки, пишут по две цифры в клетке, что затрудняет письменные вычисления, нарушается поразрядностъ записи примеров

Чтобы навык закрепился верно, его нужно сразу формировать с проговариванием и тут же, исправляя ошибки. Поэтому нужно приучить ребёнка сразу записывать число правильно - каждая цифра в отдельной клетке.

Путаются в названии арифметических действий, их компонентов. Путают знаки с названиями арифметических действий (например, «из 9 минус 4»)

Для закрепления понятий «плюс, минус, уменьшаемое, вычитаемое, разность, слагаемое, сумма» предложить на физминутке проиграть эти роли, чтобы дети в собственном наглядном передвижении увидели смысл арифметического действия

Слабо знают состав числа в пределах 10 (например, 10 - это 4 и 5, это 6 и 3 , и т.д.). Не могут дополнять число до 10

Поиграть на перемене или на физминутке в «десятку».

а) Раздать детям цифры от 1 до 9 и предложить детям составить пары так, чтобы получилось в сумме 10.

б) Один ребёнок - ведущий, он отворачивается, за его спиной дети образуют пару из чисел (в сумме 10). При этом одно число показывается ведущему, другое - нет. Ведущий должен отгадать, какое число спряталось. Это способствует также закреплению таблицы сложения и вычитания в пределах 10.

Не знают в разброс таблицу умножения, затрудняются в составлении соответствующих случаев деления (зная, что 7x3=21, не могут сказать, что 21:7=3)

Предложить «мешочек секретов» на перемене или на физминутке. В мешочек кладутся карточки с таблицей умножения/деления. Либо с одной стороны карточки пишется пример, а с другой - ответ. Дети по очереди вытаскивают карточки наугад и стараются решить пример. Правильность результата решения проверяется на обороте.

Слабо знают таблицу сложения и вычитания в пределах 20

Можно провести игру, аналогичную «десяточке» (см. игру в пункте 3).

Путают знаки «больше» и «меньше» (< и >)

Рекомендовано ввести для ребёнка ориентир «остриё», «уголок» для обозначения меньшей стороны знаков.

Алгоритм составления задач

 О чём будет наша задача? (выбор темы).

 Что будем делать с выбранным предметом? (выбор действия).

 Объедини данные и проговори условие задачи.

 Проверь все ли числовые данные задействованы в условии.

 Сформулируй вопрос задачи.

 Проговори и запиши текст задачи.

Алгоритм составления краткой записи задачи

 Запиши, о каких предметах или действиях с предметами говорится в задаче (можно работать с фрагментами задачи).

 Через «-» запиши числовые данные, которые к ним относятся. Пользуйся сокращением наименований. Проверь, все ли числовые данные использованы.

 Запиши кратко главный вопрос задачи, используя условные обозначения:

сколько - ?

вместе, всего -

 Повтори задачу по краткой записи.

Алгоритм решения задачи

1. Прочитай задачу.

2. О чем эта задача?

3. Что известно в задаче?

4. Какой главный вопрос задачи?

5. Запиши задачу кратко.

6. Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи?

7. Каким действием?

8. Выполни решение.

9. Запиши ответ.

Алгоритм построения окружности

  1. Определи центр окружности (т.0) на пересечении линий клеток.
  2. Раздвинь ножки циркуля на расстояние заданного радиуса (с помощью линейки).
  3. Поставь острие ножки циркуля в центр окружности, зафиксируй его.
  4. Держи циркуль за верхнюю часть, не касаясь его ножек. Поверни вращательным движением кисть руки так, чтобы концы кривой линии соединились.
  5. Окружность построена


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Проектная деятельность на уроках математики в начальной школе" (из опыта работы)

В статье рассмотрены вопросы по работе над коллективным проектом "Сборник задач Математика и человек"....

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

«Методика работы над устными вычислениями на уроках математики в начальной школе.» (из опыта работы)

Представлены различные приемы для отработки устных вычислений на уроках математики в начальной школе....

Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО (Обобщение опыта работы)

Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО (Обобщение опыта работы)...

Контрольно-оценочная деятельность на уроках математики в начальной школе (из опыта работы).

Оценка - неотделимый компонент образовательной деятельности. В статье представлена система работы по организации мониторинга на уроках математики в начальной школе по развивающей системе Д.Ф.Эльконина...

«Формирование системы оценивания на уроках математики в начальной школе» (из опыта работы)

Методические рекомендации (изопыта работы) по формированию системы оценивания на уроках математики в начальнойшколе...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в начальных классах с младшими школьниками с легкой умственной отсталостью (из опыта работы).

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в начальных классах с младшими школьниками с легкой умственной отсталостью (из опыта работы)....