Методическая разработка урока по математике 2 класс «Помощь тьютора ученикам с ОВЗ на уроке математики».
методическая разработка (2 класс)

Малыгина Александра Сергеевна

   Моделирование вариантов тьюторского сопровождения особого ребенка напрямую зависит от его особых потребностей, включая состояние психофизического здоровья, а также от образовательной среды, которую семья выбрала для своего ребенка. Это может быть и массовый класс, и класс для обучающихся со схожими проблемами здоровья на базе инклюзивной школы или школы, где обучаются только дети с ограниченными возможностями здоровья. Посмотрим на вариант тьторского сопровождения на уроке математики во 2 классе общеобразовательной школы ученика с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tyutorskoe_soprovozhdenie_na_uroke_matematiki.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по математике 2 класс «Помощь тьютора ученикам с ОВЗ на уроке математики».

Аннотация

Моделирование вариантов тьюторского сопровождения особого ребенка напрямую зависит от его особых потребностей, включая состояние психофизического здоровья, а также от образовательной среды, которую семья выбрала для своего ребенка. Это может быть и массовый класс, и класс для обучающихся со схожими проблемами здоровья на базе инклюзивной школы или школы, где обучаются только дети с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с моделями сопровождения определяются и профессиональные задачи тьютора в организации деятельности особого ребенка на уроке. Систематическое сопровождение ученика тьютором на уроке предполагается в тех случаях, когда он значительно отличается по степени готовности к освоению общих программных требований по предметам. Значит, в тьюторском сопровождении могут нуждаться: 

1. Некоторые обучающиеся отдельного класса для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые по состоянию здоровья нуждаются в помощи не только относительно освоения академического компонента образования и компонента жизненной компетенции, но и в физического передвижения, организации рабочего места, оперирования учебными принадлежностями, самообслуживания, озвучивания ответов и др.

2. Обучающиеся с интеллектуальными или иными нарушениями, которые включены в обычный класс. Например, в классе, где все обучающиеся здоровы и не имеют отклонений в развитии, одноклассник со сниженным интеллектом или расстройством аутистического спектра становится тем учеником, кому потребуется помощь тьютора на уроках.

 Именно поэтому одним из вариантов тьюторского сопровождения особого ребенка является вариант, предусматривающий в должностной инструкции тьютора такой пункт, как «Сопровождение ученика на уроке». Сопровождение ученика на уроке предполагает:

1) буквальное присутствие тьютора на тех уроках, посещение которых будет предусмотрено для ученика в его индивидуальной образовательной программе;

 2) оказание необходимой поддержки и помощи ученику в процессе выполнения запланированных учебных заданий.

За выполнением данных пунктов, таким образом, стоят конкретные действия тьютора, составляющие его деятельность на уроке в целом. Деятельность тьютора по сопровождению обучающегося на уроке условно можно разделить:

1) на действия, направленные на оказание необходимой поддержки и помощи ученику по освоению им «академического компонента» и компонента «жизненной компетенции»;

2) действия, обеспечивающие включение ученика в образовательный процесс, помогающие преодолеть раз личные ограничения.

 Придерживаясь такой логики, попробуем описать сопровождение ученика с ОВЗ на уроке математики во 2 классе общеобразовательной школы.


УМК: «Школа России»

Класс: 2.  

Предмет: «Математика»

Тема урока: «Подготовка к изучению устных приемов вычислений.  Переместительное свойство сложения»

                                                                               

Цель: подготовиться к изучению устных приёмов вычислений.  

Тип урока: открытие новых знаний.

Предполагаемые результаты урока:

Предметные:

  • овладение основами логического мышления, математической речи;
  • приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи;

Метапредметные:

  • оценивать свои  учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
  • оформлять свои мысли в устной форме;
  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Личностные:

  • развитие мотивов учебной деятельности;            
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками


Оборудование:
учебник «Математика» М.И. Моро, М. А. Бантова, 2 класс.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность тьютора

Деятельность учащихся

УУД

Организационно-мотивационный

- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.

Тренинг-настрой:

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все на месте, все в порядке,

Книжки, ручки и тетрадки!

До начала урока помогает подготовиться: достает учебник, тетрадь, дневник, пенал.

Приветствуют учителя. Проверяют посадку, готовность к уроку.

Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности.

Регулятивные: 

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: 

готовность слушать собеседника и вести диалог.

Повторение. Устный счет.

Найди сумму 3+7

Из 20 вычти 5

Уменьши 13 на 4

Найди разность 15 и 3

Найди разность 19 и 5

Если все правильно – поставь на полях 5, если 1 ошибка-4, если 3 и менее ответов – будь внимательнее и повтори компоненты выражений дома.

В случае необходимости проговаривает задание еще раз и совместно с учеником использует счетный материал.

10

15

9

12

14

Актуализация знаний

- Чтобы подготовить наши мысли к решению сложных задач, мы потренируемся на простых.

1) Леопольд – не просто кот,

У него полно хлопот:

На рыбалку он пошёл –

Был отличный сильный клёв

Вмиг попались на крючок:

Лещ, карась и окунёк,

3 ерша и столько ж щук,

Пескарей 12 штук.

Вы вели улову счёт?

Сколько рыб поймал наш кот?

- Молодцы, ребята, справились с этим заданием.

- Перед вами ряд чисел:

2,5,8,11,14,17

-Прочитайте этот ряд чисел.

- По какому правилу составлен этот ряд чисел?

- Назовите следующие два числа в этом ряду.

- Молодцы, ребята! Идём дальше.

- Составьте задачу в паре.

- Решите её.

- Выберите схему.

- Составьте обратную задачу.

При необходимости записывает условие на листке. Помогает выделить главное и с помощью счетного материала совместно с учеником решает задачу.

Показывает эти числа на числовой линейке.

Работает в паре с учеником. Разъясняет, уточняет

Устно решают задачи.

3 + 3 + 3 + 12 = 21

- Каждое следующее число на 3 больше предыдущего.

- 20, 23. Называют ряд чисел.

Было – 12 м.

Уехали – 5 м.

Стало - ? м.

Познавательные:

формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; формирование умений производить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение).

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор при ответе на вопрос.

Планирование деятельности

- Откройте учебники на странице, в номере которой 5 дес. 7 ед. 

- Прочитайте тему.

- Сегодня у нас первый урок этой темы. Он как «Начало» в тексте. А зачем нужно начало? Тема сегодняшнего урока:

- Какие учебные задачи этой темы?

Поэтому мы сегодня с вами должны:

Контролирует правильность определения страницы и помогает ее открыть (в случае необходимости).

Устные вычисления.

«Подготовка к изучению устных приемов вычислений».

1.Вспомнить свойства сложения.

2.Потренироваться в решении задачи.

3.Вспомнить, что такое периметр.

Познавательные:

формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Регулятивные: 

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Личностные: 

учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему; учиться планировать учебную деятельность на уроке

Коммуникативные: формирование умения слышать учителя, отвечать на вопрос.

Открытие новых знаний

- Откройте стр.57, задание 1.

- Прочитайте задание.

- Что значит «вычислить удобным способом»?      

 -А как легче найти значение первого выражения?

 - Запишем:

20+2+8+40=(20+40) + (8+2)

- К сумме чисел 40 и 20 прибавить сумму чисел 8 и 2.

- Значение  первого выражения находим  все вместе на доске, второе выражение комментируем, а 2 последних выражения решаете самостоятельно.

- Задание 2 на стр.57.

- Что нужно сделать в этом задании?

- Можем ли мы это сделать сразу?

- А всегда ли это обязательно делать?

- Посмотрите на первое сравнение. Что вы заметили?

- Что поможет нам правильно поставить знак?

- Можно без вычислений сказать, какой знак нужно поставить?

- Приступаем к выполнению задания, затем будем проверять.                                                

Помогает открыть тетрадь, отсчитать нужное количество клеток и начать писать.

В случае необходимости уточняет и комментирует то, что нужно записать.

Контролирует процесс решения.

При необходимости дублирует слова учителя.

Контролирует процесс решения.

- Лёгким способом.

- Легче к 20+40, а к 8+2 и полученные результаты сложить. Записывают остальные выражения.

- Сравнить выражения.  

- Не всегда. Сначала находим значения, а потом сравниваем результаты.      

- Да.

- В левой части 2+30, а в правой 30+2.      

- Переместительное свойство сложения.      

- В первом столбике можно, во втором сначала нужно вычислить.

Познавательные:

добывать новые знания, используя информацию, полученную на уроке. Применение переместительного свойства сложения для нахождения значения выражений.

Регулятивные:

освоение способов решения проблем поискового характера.

Коммуникативные: формирование умения слышать учителя, отвечать на вопрос.

Физминутка

Кто живет у нас в квартире

Раз, два, три, четыре,

(Хлопаем в ладоши.)

Кто живет у нас в квартире?

(Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять,

(Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать:

(Шагаем на месте.)

Папа, мама, брат, сестра,

(Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котенка,

(Наклоны туловища влево-вправо.)

Мой сверчок, щегол и я —

(Повороты туловища влево-вправо.)

Вот и вся моя семья.

(Хлопаем в ладоши.)

Вместе с учеником (помогая ему) выполняет физминутку в той степени, в которой это возможно данному учнику.

Выполняют движения.

Регулятивные: саморегуляция

Закрепление изученного

- Ну а теперь пришло время порешать задачу. Открываем стр.57, задание 3.

- Прочитайте задачу.

- О ком говорится в задаче?

- О каких классах говорится в задаче?

- Сколько учеников во 2А?

- Сколько учеников в 3А классе?

- Что сказано про учеников 4 А класса?

- Какой главный вопрос в задаче?

- Ребята, я решила эту задачу дома. Но не могу разобраться какая же из двух кратких записей подходит к задаче. Какая краткая запись подойдет к нашей задаче? (на доске 2 краткие записи). Внимательно рассмотрите и давайте найдём ту краткую запись, которая подходит к нашей задаче.

- Запишите краткую запись в тетрадь.

-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

- Глядя на краткую запись, как вы думаете во сколько действий наша задача?

- Что будем находить первым действием? Как узнать, сколько учеников 3А?        

- Зная сколько учеников в 3А, сможем мы теперь ответить на главный вопрос задачи? Каким действием?

- Что сейчас нужно сделать?

- Чтобы написать ответ, еще раз прочитаем вопрос задачи.

- Ребята, а как можно короче записать эту задачу?

- Стр.57, задание 5.

- Как разложено число 64?

- Ну а остальные пропуски заполните самостоятельно. После выполнения задания мы проверим.

Задание на карточке.

- Вычислите периметр фигуры.

Помогает найти выполняемую задачу.

При необходимости читает задачу.

Наблюдает за учеником. Если необходимо, то повторяет вопрос за учителем.

Акцентирует внимание на выполнение задания (если ребенок отвлекся).

Помогает сориентироваться в карточке.

Читают задачу.

- Об учениках

- О 2А, 3А, 4А

- 20 учеников

- Неизвестно, но сказано, что на 2 больше

- Их нужно найти.

- Надо найти, сколько учеников в 4А.

2А- 20 уч.

3А- ?, на 2 уч. больше.

4А- ?, на 1 уч. меньше

- Нет, мы не знаем, сколько учеников в 3А.

- В 2.

- Сколько учеников  в 3А

1) 20+2= 22 (уч.)

2) 22-1= 21 (уч.)

- Записать ответ.

Выражением.

20+2-1= 21 (уч.)

1 в. Чему равен периметр прямоугольника, если его стороны равны 6 см и 4 см.

2 в. Чему равен периметр квадрата, если его сторона равна 5 см?

3 в. Одна сторона прямоугольника 5 см, а другая на 3 см длиннее. Чему равен периметр?

Познавательные:

формирование умения производить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение).

Личностные:

действие смыслообразование (интерес, мотивация).

Коммуникативные: формирование умения отвечать на вопрос, аргументировать, объяснять свой выбор.

Рефлексия

-Чему научились?

-Что было трудным?

Задает наводящие вопросы.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные:

умение оценивать свою деятельность.

Коммуникативные: формирование умения учебного сотрудничества с учителем; формирование умения объяснять свой выбор.

Итог урока

- Чем занимались сегодня  на уроке?

- Какие правила мы сегодня вспомнили?

- Зачем мы изучаем эти правила?

- Вспомните, какие учебные задачи мы ставили в начале урока. Всё ли нам удалось выполнить?

- Да, мы со всем справились. Молодцы, ребята, спасибо за урок.!

При необходимости показывает выполненные задания в учебнике и напоминает основные моменты.

- Вспомнили переместительный закон сложения, вычисления с переходом через десяток, состав двузначных чисел, сравнение выражений, решение задач в два действия.

1.Вспомнить свойства сложения.

2.Потренироваться в решении задачи.

3.Вспомнить, что такое периметр.

-

Домашнее задание

- Стр.57 №4, №8

Показывает в учебнике какие именно задания нужно будет выполнять.

Помогает открыть дневник и при необходимости записать задание.

Записывают домашнее задание.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Методическая разработка по чтению (3 класс) по теме: Интегрированный урок ( чтение + ИЗО) по басням И.А.Крылова

Обобщающий урок по творчеству И.А.КрыловаТема урока:     "Басни И.А. Крылова"Цель:показать нравоучение, мораль басен Крылова;проверить знание басен;учить выразительному чтению басен, ин...

Методическая разработка по чтению (3 класс) по теме: Интегрированный урок ( чтение + ИЗО) по басням И.А.Крылова

Обобщающий урок по творчеству И.А.КрыловаТема урока:     "Басни И.А. Крылова"Цель:показать нравоучение, мораль басен Крылова;проверить знание басен;учить выразительному чтению басен, ин...

Методическая разработка «Адаптированная программа по русскому языку для ученика 2 класса с тяжелыми нарушениями речи»

Адаптированная образовательная программа для обучающегося с тяжёлым нарушением речи (по заключению ПМПК)...

Методическая разработка приготовления домашних заданий в помощь ученикам и родителям.

Домашние задания младших школьников по способам выполнения можно разделить на: письменные, текстовые, математические.К письменным заданиям отнесем переписывание упражнения или решения задачи в тетрадь...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...