Технологическая карта по предмету математика на тему "Деление суммы на число" 3 класс образовательная система "Школа России"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Валиуллина Мария Александровна

Тема урока

«Деление суммы на число»

Тип урока:  урок «открытия» нового знания

Целевые установки урока

(для учителя)

  1. вывести правило деления суммы на число (распределительное свойство деления);

 

  1. сформировать умение в применении данного свойства.

 

Планируемые результаты

(для ученика)

Предметные

Личностные (личностные УУД)

Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД)

Узнать правило деления суммы на число и уметь его применять, использовать свои знания при решении задач разными способами; способность работать с учебными моделями изучаемых объектов и явлений.

 

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

 

Познавательные: умение структурировать знания (анализ, синтез, выбор оснований для сравнения). Выдвижение гипотез и их обоснование; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство; использование символической записи правила.

Регулятивные:  умение формулировать цель и задачи, выполнять учебное задание в соответствии с целью; умение соотносить учебные действия с известным правилом, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Коммуникативные: умение формулировать высказывание; умение согласовывать позиции и находить общее решение; сотрудничать друг с другом.

 

Материально-техническое обеспечение урока

Учебно-методическая литература:

1. М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. Математика. Учебник : 3 класс. Часть 1,2. - М.: Просвещение, 2014.

2. Моро, Волкова: Математика. Рабочая тетрадь  для учащихся 3 класса начальной школы общеобразовательных учреждений. Комплект из 2-х частей. ФГОС – М.: Просвещение, 2016 г.

3. М.И.Моро. Уроки математики: Методические рекомендации для учителя.

 3 класс.      – М.: Просвещение, 2012.

ЦОР:

  1. Компьютер, медиапроектор, экран.
  2.  Математика.  3 класс : электронное  приложение  к  учебнику М. И. Моро и др. – М. : Просвещение, 2014 – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  3. Презентация к уроку по теме «Деление суммы на число».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc189.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

УМК:  «Школа России

Предмет: математика                   класс: 3

Учитель: Валиуллина Мария Александровна

Школа: МОУ «Тимирязевская СОШ»

Тема урока

«Деление суммы на число»

Тип урока:  урок «открытия» нового знания

Целевые установки урока

(для учителя)

  1. вывести правило деления суммы на число (распределительное свойство деления);

  1. сформировать умение в применении данного свойства.

Планируемые результаты

(для ученика)

Предметные

Личностные (личностные УУД)

Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД)

Узнать правило деления суммы на число и уметь его применять, использовать свои знания при решении задач разными способами; способность работать с учебными моделями изучаемых объектов и явлений.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Познавательные: умение структурировать знания (анализ, синтез, выбор оснований для сравнения). Выдвижение гипотез и их обоснование; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство; использование символической записи правила.

Регулятивные:  умение формулировать цель и задачи, выполнять учебное задание в соответствии с целью; умение соотносить учебные действия с известным правилом, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Коммуникативные: умение формулировать высказывание; умение согласовывать позиции и находить общее решение; сотрудничать друг с другом.

Материально-техническое обеспечение урока

Учебно-методическая литература:

1. М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. Математика. Учебник : 3 класс. Часть 1,2. - М.: Просвещение, 2014.

2. Моро, Волкова: Математика. Рабочая тетрадь  для учащихся 3 класса начальной школы общеобразовательных учреждений. Комплект из 2-х частей. ФГОС – М.: Просвещение, 2016 г.

3. М.И.Моро. Уроки математики: Методические рекомендации для учителя.

 3 класс.      – М.: Просвещение, 2012.

ЦОР:

  1. Компьютер, медиапроектор, экран.
  2.  Математика.  3 класс : электронное  приложение  к  учебнику М. И. Моро и др. – М. : Просвещение, 2014 – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  3. Презентация к уроку по теме «Деление суммы на число».

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

1.

Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне;

создание  благоприятной обстановки.

  • Организационный момент, положительная  мотивация к уроку

  • Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок сегодня принесёт нам радость общения друг с другом.

«Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

В экспедицию отправимся смело,

В мир примеров и разных задач.

А девизом нашего урока буду такие слова:

Думать — коллективно!

Решать — оперативно!

Отвечать — доказательно!

Бороться — старательно!

И открытия нас ждут обязательно!»

Устный счет

Послушайте задачу:

Для детского сада купили 7 зелёных мячей, а красных — в 5 раз больше. Сколько красных мячей купили?

- Как вы узнали?

- Что вы можете рассказать о числе 35?

-Давайте сейчас откроем тетради и запишем число и классная работа.

- Запишите число 35.

-Заменим это число суммой разрядных слагаемых.

-А теперь суммой таких чисел, каждое из которых, делится на 5.

-Поднимите руки, кто на данном этапе урока поставил бы себе отметку 5?

-Другую отметку – ниже 5?

-  Объясните, почему так себя оценили?

-Какой сделаете для себя вывод?

Обучающие настраиваются на учебную деятельность.

35 красных мячей

7*5=35

Двузначное,  т.к. в записи две цифры, нечетное т.к. не делится на 2, некруглое т.к. не оканчивается на 0.

Записывают число 35

30 + 5

30 + 5, 25 + 10, 20 + 15

Личностные: Формировать умение проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

2.

Актуализация знаний.

Цель: повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания»,  выявить затруднения учащихся;

-обеспечить готовность обучащихся к активной познавательной деятельности на уроке.

-У вас на столах лежат карточки.

- А сейчас посмотрите на карточки и найдите пару, не вычисляя.

7∙3+2∙3        (3+2) ∙4

6∙8+3∙8        (8+2) ∙7

8∙7+2∙7        (5+4) ∙6

5∙6+4∙6        (6+3) ∙8

3∙4+2∙4        (7+2) ∙3

- Почему не производя вычислений, вы правильно соединили выражения? Знание какого математического закона вам помогло ?

-Расскажите, что вы знаете о распределительном законе умножения?

-А теперь запишите первые два выражения в тетрадь и решите их.

(3+2) ∙4 = 3∙4+2 ∙ 4=12+8=20

(8+2) ∙7=10∙7=70.

- Оцените свою работу.

Работа в парах.

-Распределительного закона умножения.

-При умножении суммы на число, надо каждое слагаемое умножить на это число, а затем сложить полученные произведения.

Два ученика работают у доски.

Оценивают работу.

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

сотрудничество со сверстниками.

Личностные: самоопределение.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, классификация;

- подведение под понятие.

3.Создание проблемной ситуации.

Цель: 

подготовка мышления учащихся к применению имеющихся знаний в изменённой ситуации.

- А сейчас нам нужно найти значения следующих выражений. На слайде:

Предлагается решить примеры:

(40+8):6        (20+80):10        (60+27):3

(Последний пример должен вызвать затруднение)

Проблемный диалог:

- Ребята, вы смогли решить?

- В чем затруднение?

-Чем вычисления не похожи на другие?

-  Попробуйте сформулировать тему урока.

Если проблемная ситуация не срабатывает, тогда:

  1. Некоторые ученики решили.

- Ребята, смогли решить? (Нет, да)

  • Хорошо, посмотрим у вас (кто решил) потом.
  • А остальные ребята, в чем у вас затруднение? (Сумма не делится)
  • Чем вычисления не похожи на другие? (А в других сумма делилась)
  • Какая тема урока (Деление суммы на число)

или:

  1. Все решили.
  • Ребята, смогли решить? (Да)
  • Решили, а пример то новый! Молодцы!
  • Чем вычисления не похожи на другие? (В новом примере сумма не делится на число)
  • А сколько у вас получилось? (Дети называют разные ответы)
  • А как же так? Задание одно, а результаты разные? (Решили неправильно)
  • Почему так получилось? Чего мы не знаем? (Как делить сумму на число)

- Нет.

-Сумма не делится.

-А в других примерах сумма делилась.

-Деление суммы на число или как сумму разделить на число.

Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения;

учет разных мнений.

4.Определение темы и постановка целей урока.

Цель: обеспечение мотивации и принятия цели учебно-познавательной деятельности. Формулирование темы урока.

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

- Какая же тема урока?

(Деление суммы на число)

- Итак, сегодня на уроке мы будем учиться делить сумму  на число.

-Какие цели мы поставим?

 - Что мы должны знать, чему научиться, чтобы достичь цели урока?

5. Открытие новых знаний. Цель: включить детей в ситуацию выбора метода решения

   проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода,

- обеспечить восприятие и осознание учебного материала.

Сделать открытие нам поможет решение задачи (электр. приложение к учебнику Моро М.И, «Деление суммы на число»)

Что заметили в записи решений?

Запишем эти выражения в одну строчку.

Поработайте в парах и сформулируйте вывод: как же сумму разделить на число?

Сравните ваш вывод с информацией в учебнике на стр.13.

-Вернемся к нашему примеру.

-Можем мы сейчас решить новый пример?

- Кто хочет его решить?

Слушают задачу. Записывают решение в тетради в виде выражений, двумя способами.

1 сп.: (12 + 4): 4  =4

2 сп.: 12 :4 + 4: 4 = 4

Ответы одинаковые, значит, выражения равны.

(12 + 4) : 4 = 12 : 4 + 4 : 4

1.вычислить сумму и разделить ее на число за скобкой.

2.каждое слагаемое разделить на число за скобкой и результаты сложить.

Один ученик решает пример с комментированием у доски с подробной записью. Остальные записывают в тетради. (60+27):3=60:3+27:3=20+9=19

Регулятивные: познавательная инициатива.

Предметные: определять способы деления суммы на число и обосновывать своё мнение.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

поиск и выделение необходимой информации;

 выбор наиболее эффективных способов решения задач ;

структурирование знаний;

извлечение из математических текстов необходимой информации.

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции;

сотрудничество со сверстниками.

Личностные: самоопределение;

осознание ответственности за общее дело.

Физкультминутка 

Цель: снять утомление у детей, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность обучащихся.

Все умеем мы считать

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим, (Руки за спину.)

Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)

И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)

Подтянитесь на носочках —

Столько раз,

Ровно сколько, сколько пальцев (Показали, сколько пальцев на руках.)

На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 10раз.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.)

Топаем ногами. (Топаем ногами.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)

Хлопаем руками. (Хлопаем в ладоши.)

Разминка

Регулятивные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

7. Построение проекта выхода из затруднений. 

Цель: систематизация  нового материала в виде алгоритма. 

-Ребята, сегодня у нас в классе есть отсутствующие. Нам нужно будет им объяснить как делить сумму на число. Давайте еще раз проговорим алгоритм деления суммы на число.

Деление суммы на число

(a+b):c

1.Вычислить сумму.

2. Разделить полученный результат на число.

Деление суммы на число

(a+b):c

1. Разделить первое слагаемое на число.

2. Разделить второе слагаемое на число

3. Полученные результаты сложить.

 Алгоритм выводим на слайд.

Дети проговаривают.

Предметные:  рассказывать алгоритм вычисления вида (a+b):c.

Познавательные: определять наиболее удобный способ деления суммы на число и обосновывать своё мнение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: учет разных мнений.

Личностные:

– придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

–опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

8.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: обеспечить проговаривание обучающимися нового знания и способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала.

-Рассмотрите задания в учебнике на стр.13. Какие из них помогут нам применить наше сегодняшнее открытие?

-Выполним № 1 вместе, а задание под чертой возьмем для самостоятельной работы.

-Кто считает, что достаточно хорошо освоил прием деления суммы на число?

- Кто считает, что еще нужна помощь?

-Задиния №1 и под чертой. 80 : 4 + 16 : 4 = 24

30 : 3 + 21 : 3 = 17

24 : 6= 4, только одним способом т

.к. по отдельности слагаемые не делятся.

Предметные: выполнять деление суммы на число двумя способами.

Познавательные: определение основной и второстепенной информации;

выполнение действий по алгоритму;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: учет разных мнений.

Личностные: самоконтроль.

9.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Создание ситуации успеха.

Цель:

 установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления, провести коррекцию;

- каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Пришло время проверить ваше умение, как вы усвоили деление суммы на число. Какое задание

осталось для самостоятельной работы?

На работу – 2 минуты.

Проверим. На доске записаны выражения.

- Если правильно, что мы ставим? Если допустили ошибку?

Оценим. Когда ставим 5? Если 1 ошибка? Что поставите за две ошибки?

-Под чертой.

Самопроверка. Если все правильно, то ставим плюс, если ошибка – !

Без ошибок – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3(т.к. мало примеров).

Предметные умения: выполнять деление суммы на число двумя способами; вычислять выражения вида (а+в) : с

Познавательные: выполнение действий по алгоритму.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка;

волевая саморегуляция.

Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения.

10.Включение в систему

знаний и повторение.

Цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и новой ситуации.

Теперь поработаем по учебнику, № 2. Прочитайте задачу.

-О какой величине говорится в задаче?

-Как удобно записать условие?

-Сколько в ней будет столбцов?

Сколько строчек?

-Что такое 15 метров?

- Что такое 12 м?

 - Что такое 3 м.?

-Как назовем 2 столбик?

-Какими способами можно узнать

сколько платьев скроили?

- Оцените свою работу на данном этапе

урока.

- Почему так оценил?

В таблицу, схемой.

-О длине

- В таблицу.

- 3

- 2

-Расход ткани 1 закройщицы.

-Расход ткани 2 закройщицы.

- Расход ткани на 1 платье.

 

-Кол-во платьев

-Можно вычислить сколько всего ткани было у обеих закройщиц (15 +12), и результат разделить на 3.

-А можно вычислить сколько платьев скроила каждая закройщица, и полученные результаты сложить.

- Решает ученик.

- Сам себя оценивает.

Предметные умения: выполнять деление суммы на число двумя способами; решать задачу, используя два способа вычисления.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений;

доказательство.

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения;

управление поведением партнера.

11. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель:

- совместно с

обучающимися выявить

 качественную оценку работы класса, а также индивидуальную и групповую работу.

- Какова была цель нашего урока?

- Как мы будем действовать, если нам нужно разделить сумму на число?

Слайд. 

 - Выберите незаконченную фразу, которая вам больше всего нравится. hello_html_72576df0.png

- Научиться делить сумму на число.

-Дети вспоминают алгоритм.

Обучающиеся выбирают фразу, формулируют   и делятся своими мыслями.

Личностные: Формируем умение сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем.

Регулятивные:

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

12. Рекомендации по выполнению домашнего задания. Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

-Предлагаю вам задание на выбор в рабочей тетради. Если вам сегодня было легко и все понятно, вы считаете, что справитесь с заданием на 5, то выполните № 3 на стр.13.

Если сегодня было немного трудно, то вам поможет № 2 на стр. 13.

Записывают задание по выбору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики "Деление суммы на число" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: организация деятельности обучающихся по формированию знаний деления суммы на число различными способами. Задачи урока Дидактические...

Технологическая карта урока по математике "Деление нуля на число" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: знакомство обучающихся с приемом деления нуля на число.Задачи урока:Дидактические:1 познакомить обучающихся с приемом деления нуля на число;2 обобщить и систематизировать знания о таблице ...

Технологическая карта урока по математике "Четные и нечетные числа" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: формирование понятия у обучающихся четных и нечетных числах, определять четное и нечетное число , закрепление знаний таблицы умножения и деления с числом 2.Задачи урока:Дидактические:1 поз...

Технологическая карта урока по математике "Деление суммы на число" УМК «Начальная школа 21 века» 3 класс

Цель урока: отработать умение решать задачи и примеры по правилу деления суммы на число Задачи урокаПланируемые результатыДидактические: Формировать умения решать задачи с помощью прави...

Технологическая карта урока по математике "Деление суммы на число"

Объем освоения и уровень владения компетенциями: научатся выполнять деление суммы на число, выбирая удобный способ, решать текстовые задачи разными способами,  составлять выражения, соблюдать пор...