Технологическая карта урока по предмету математика, тема: «Окружность и круг» 4 класс.
план-конспект занятия по математике (4 класс)

Сухова Анна Юрьевна

Конспект урока по математике, тема урока "Окружность и круг", 4 класс, УМК "Перспектива". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_okruzhnost_i_krug.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Сухова Анна Юрьевна

Класс: 4

УМК: «Перспектива»

Предмет: Математика

Раздел

Приёмы рациональных вычислений.

Тема

Окружность и круг.

Цели

1) Формировать представление об окружности и её элементах: центре, диаметре, радиусе; умение строить окружности с помощью циркуля;

2) Тренировать вычислительный навык, умение решать геометрические задачи на нахождение площади.

Термины и понятия

Геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, многоугольник; простейшие геометрические фигуры: линяя, прямая, точка, отрезок; окружность, радиус, диаметр; циркуль; выражение, нахождение значения выражения; площадь, периметр; арифметические действия: умножение, деление, сложение, вычитание.

Планируемый результат

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Предметные УУД

  • Формирование интереса и положительного отношение к математике и геометрии;
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • Развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических  задач.

Познавательные:

  • Выполнять универсальные логические действия - анализ, синтез;
  • Формировать умение наблюдать и анализировать геометрические фигуры;
  • Сравнивать геометрические фигуры по разным критериям;
  • Развитие математического кругозора.

Регулятивные:

  • Выполнять учебное действие в соответствии с целью.
  • Ориентироваться в разных способах выполнения задания.
  • Выполнять самопроверку и самооценку учебного задания.

Коммуникативные:

  • Формулировать собственное мнение в рамках учебного диалога;
  • Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или в группе;
  • Договариваться с партнёрами и приходить к общему решению в рамках учебного диалога;
  • Использовать речевые средства для представления результата деятельности.

  • Формировать представление о понятиях «окружность», «круг», как о геометрических фигурах, их элементах;
  • Развивать умений определять и различать окружность и круг;
  • Развивать умение чертить окружность с помощью циркуля;
  • Формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Окружающий мир – история нахождения циркуля, его особенностей.

Русский язык – знакомство с терминами «окружность», «круг», «циркуль», запоминание их написания.

Информационный материал: учебник Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука 4 класс. Ч. 1. Стр. 46 – 47., презентация, приложение для учебника.

Демонстрационный материал: иллюстрация слона, круги, циркуль.

Интерактивный материал: круги, циркули.

Фронтальная, индивидуальная, парная.

Ход урока

I этап. Организационный момент

3 минуты

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

  • Проверка готовности обучающихся к уроку.
  • Создание психологического и эмоциональное комфорта в классе.
  • Настроить обучающихся на занятие.
  • Минутка чистописания.

- Итак, ребята, прозвенел звонок. Проверьте свою готовность к уроку. Закройте глаза, настройтесь на урок. Откройте глаза.

- Давайте начнём наш урок, присаживайтесь.

- Запишите число, классная работа и цифры.

Личностные умения:

  • Умение организовать своё рабочее место.

Коммуникативные умения:

  • Умение слушать учителя.

II этап. Актуализация знаний.

5 минут

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

  • Актуализировать темы предыдущих уроков.
  • Актуализация по темам имя существительное, падежи имён существительных.

  • Посмотрите на этого забавного слоненка. Из какой области математики он к нам пожаловал? (Из геометрии.)
  • Что в нём необычного? (Он состоит из одних кругов.)
  • Именно геометрии, именно кругам мы посвятим сегодняшний урок и узнаем что-то новое о них.
  • Для начала поделимся со слоненком вашими успехами в изучении приемов умножения и деления.
  • Запишите данные выражения в тетрадь, по вариантам. Найдите значения выражений.
  • Проверим ответы первого варианта (устные ответы).
  • Проверим ответы второго варианта (устные ответы).                               
  • Кто из вас ошибся при выполнении задания?
  • Сделайте вывод. (Нужно закрепить знание умножения и деления круглых чисел.)

Познавательные умения:

  • Актуализация изученных тем.

Коммуникативные умения:

  • Согласовывать позицию и учитывать разные мнения при выполнении учебного задания;
  • Использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

  • Использовать знания полученные на предыдущих уроках.

III этап. Самоопределение деятельности

5 минуты.

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

  • Самостоятельное формулирование цели и темы урока.
  • Проверка домашнего задания.

  • Почему ответы на карточках? (Наверно, в них спрятан какой-то секрет.)
  • Верно, надо лишь перевернуть карточки.
  • Прочитайте слова.
  • Объясните понятия «область» и «граница» с точки зрения геометрии. (Граница – это линия, которая ограничивает фигуру, идёт по её «краю»; область – это часть плоскости, которая находится внутри границы…)
  • Слоненок хочет приобрести себе дом в стране Геометрии. У него есть на выбор 4 участка. Их планы изображены на этом рисунке.
  • Посмотрите, что в них интересного? (Это геометрические фигуры).
  • Назови, что это за фигуры?
  • Некоторые их точки обозначены буквами. Где располагаются точки? (внутри, на границе).
  • Чтобы слоненок приобрёл себе участок, ему надо составить два слова, которые дают ключ к его участку. Одно слово состоит из букв, стоящих на границах фигур, а другое – из букв, стоящих внутри границ. Поможете ему?
  • Составьте эти слова. (Круг, окружность.)
  • Что такое круг и чем он отличается от окружности? (Круг – это часть плоскости внутри окружности, окружность – это граница круга.)
  • Слоненок вам очень признателен.
  • Посмотрите ещё раз внимательно на него. Найдите в его изображении круги и окружности.

  • Чтобы понять, с чем мы познакомимся на уроке поиграем в игру «Верю не верю». В конце урока проверим ваши предположения.
  • Какую цель вы поставите перед собой на уроке? («Открыть» способ построения окружностей, узнать, что такое радиус.)

  • С помощью чего можно изобразить окружность? (С помощью циркуля). Ульяна нам расскажет про циркуль.
  • Самый старый железный циркуль обнаружен во Франции при раскопках древнего кургана. Он пролежал в земле более 2-х тысяч лет. В пепле, засыпавшем греческий город Помпеи, археологи обнаружили очень много бронзовых циркулей.

Самое удивительное, что циркули, найденные при раскопках в древних Помпеях, оказались настолько совершенными, что последующие века практически ничего не внесли в их конструкцию!

Коммуникативные умения:

  • Согласовывать позицию и учитывать разные мнения при выполнении учебного задания;
  • Использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Познавательные умения:

  • Проводить анализ объектов, выделять общие черты.

IV этап. Работа по теме урока.

5 минут.

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

  • Формирование умения определения глаголов как части речи;
  • Подбирать антонимы и синонимы к глаголам.
  • Приготовьте циркуль. Посмотрите на него внимательно (у учителя большой циркуль) .
  • Из чего он состоит (2 ножки, на конце первой иголочка, на конце второй – грифель – это карандаш) .
  • Циркуль – это чертёжный инструмент для вычеркивания окружностей. В переводе с латинского обозначает круг - циркус. С каким словом созвучно мое название? «Цирк – циркуль «циркулюс» (круг).  У цирка арена круглая, что представляется удобным для просмотра выступления артистов цирка.
  • С циркулем нужно работать очень осторожно. Какие правила в работе мы должны соблюдать?
  • Сейчас мы попробуем с вами построить окружность. Сначала внимательно посмотрите видео. (Отрывок построение окружности из приложения к учебнику).

Обучающиеся строят окружность, обозначают центр окружности, радиус и диаметр.

В тетради вы наблюдаете самую простую из кривых линий – окружность. Ведь это одна из древнейших геометрических фигур. В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства.

  • Приступим ко второй практической работе.

На партах приготовлены заготовки круга. Согните круг пополам. Образовавшуюся линию сгиба обведите карандашом. Чем является данная линия в окружности?

  • Линия будет диаметром круга. Вывод: диаметр делит круг пополам.
  • Согните круг ещё раз пополам, мы получим получатся четыре равные части. Разверните круг обратно, посмотрите на него. Линии сгиба, пересеклись в одной точке, которая называется центром круга. Можете также обозначит центр точкой. Вы видите четыре сгиба, чем они являются?
  • Радиусами.
  • Правильно, обведите любым цветом один из радиусов.
  • Какие выводы мы можем сделать?
  • Длины диаметров равны. Диаметр равен двум радиусам.
  • Давайте откроем учебник на стр. 46 и внимательном прочтём правило. Итак, что вы узнали об окружности? (Окружность – это граница круга, радиус соединяет центр окружности с ее точной; если две противоположные точки соединить отрезком, проходящим через центр окружности, то получим диаметр.)          

Предметные умения:

  • Развивать умение узнавать на чертеже окружность и круг,
  • Развивать умение называть и показывать их элементы (центр, радиус, диаметр),
  • Развивать умение характеризовать свойства этих фигур.
  • Развивать умений устной связной речи;
  • Развивать умение образной речи.

Познавательные умения:

  • Пользоваться чертежными инструментами, циркулем.

Коммуникативные умения:

  • Согласовывать позицию и учитывать разные мнения при выполнении учебного задания;
  • Использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Физкультминутка для тела

IV этап. Работа по теме урока.

10 минут.

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

  • Формирование умения определения глаголов как части речи;
  • Подбирать антонимы и синонимы к глаголам.
  • Откройте учебник на стр. 46. Вы видите нашу практическую работу, которую мы выполнили в тетради, а также определения понятий данной темы. Найдите в правиле определение радиуса окружности, прочтите его.
  • Отрезок, который соединяет центр окружности с какой-либо её точкой.
  • Найдите определение диаметра окружности. Прочитайте его.
  • Отрезок, который соединяет две точки окружности и проходит через её центр. Заполните таблицу в парах.
  • Хорошо, молодцы. Выполним № 2 на стр. 27. Вспомним порядок деления в столбик с остатком. (Решают № 2 у доски двое обучающихся).
  • Выполним № 6 на стр. 47. (Решение задачи у доски, комментирование).

Коммуникативные умения:

  • Использовать речевые средства для представления результата деятельности.
  • Внимательно слушать своих одноклассников.

Предметные умения:

  • Развивать умение делить в столбик со остатком;
  • Развивать умение делать проверку деления с остатком;
  • Закреплять умение решать задачи на нахождение площади и периметра;
  • Развивать умений устной связной речи;
  • Развивать умение образной речи.

Личностные умения:

  • Проявление интереса к поэтически произведениям.

V этап. Рефлексия учебной деятельности.

2 минуты.

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

  • Проведения анализа своей деятельности на уроке.
  • Подведение итогов урока, формулирование выводов занятия.
  • Предлагаю закрепить нашу тему урока. Проверим на сколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему. Выполним задания в приложении. (1-3 задания на фронтальную работу).
  • Какую цель урока вы ставили перед собой? («Открыть» способ построения окружности, узнать, что такое радиус.)
  • Достигли ли вы цели? Докажите. (Окружность — это граница круга, радиус – это отрезок…)
  • Что еще узнали на уроке?
  • Какие задания вам было интересно выполнять?
  • Молодцы, я очень рада!

Личностные умения:

  • оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:

  • соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

VI этап. Домашнее задание.

4 минуты.

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

  • Понимание и запись домашнего задания.
  • Давайте познакомимся с домашним заданием. Дома вам необходимо ещё раз прочитать правило на стр. 46. Ориентируясь на правило выполнить № 1 на стр. 47. И выполнить задачу № 3 на стр. 47.
  • Спасибо за урок. Мне очень понравилось, как вы работали!

Регулятивные умения:

  • Выполнять учебное задание в соответствии с целью

Коммуникативные умения:

  • Использовать речевые средства для представления результата деятельности.
  • Внимательно слушать учителя и своих одноклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по предмету «Математика». 2 класс."Конкретный смысл умножения"

Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи на деление и умножение, развивать внимание и логическое мышление...

Технологическая карта урока по предмету «Математика» Тема: «Письменный прием сложения с переходом через разряд»

Конспект урокапо предмету «Математика»Тема: «Письменный прием сложения с переходом через разряд»...

Технологическая карта урока по предмету математика, тема: "Дециметр", 1 класс.

Конспект урока по математике, тема урока "Дециметр", 1 класс, УМК "Перспектива"....

Технологическая карта урока по предмету технология, тема: «Наша родная армия. Открытка. Изготовление пятиконечной звезды», 3 класс.

Класс: 3УМК: «Школа РоссииТема урока: «Наша родная армия. Открытка. Изготовление пятиконечной звезды»Место урока в образовательной система: 4 раздел «Мастерская инженера, конст...

Технологическая карта урока по предмету математика, тема: «Задача» 1 класс

Учитель: Сухова Анна ЮрьевнаУчебный предмет: МатематикаТема урока: «Задача»Тип урока: «Открытие» новых знанийДата урока: 11.12.18Цели урока: сформировать у...

технологическая карта урока по предмету "игра и игрокоррекция" в 1 классе ОВЗ ТМНР 2 вариант на тему "Космическое путешествие"

Конспект открытого урока по предмету "игра и игрокоррекция" для обучающихся с ОВЗ с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (2 вариант) на тему "Космическое путешествие"...