Конспект урока по математике на тему "Решение задач" УМК "Школа России" 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс)

Тема урока «Решение задач»

 

Тип урока: «открытие» нового знания

 

Цель урока: знакомство с отличительными элементами задачи, развитие навыков решения задач в два действия на сложение и вычитание;

 

Задачи урока

 

Дидактические:

  1. Учить выделять основные элементы задачи, решать по алгоритму, устанавливать соответствие между задачей и её решением;
  2. Формировать умение устанавливать последовательные учебные действия для ответа на вопрос задачи (алгоритм решения задачи);
  3. Учить определять структуру задач в два действия, составлять план решения и записывать решение.

Развивающие:

  1. Развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
  2. развивать и совершенствовать логическое мышление, внимание, пространственное представление

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы
  2. Воспитывать аккуратность

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 05.02.2021

Школа: № 95

Класс: 1-8

Урок: 1

Время: 9:25-10:00 Кабинет: 312

Студент: Меркасимова Алина

Группа: 33

Учитель: Сорокина Г.Ю

Методист: Серебренникова С.В

Тема урока «Решение задач»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: знакомство с отличительными элементами задачи, развитие навыков решения задач в два действия на сложение и вычитание;

Задачи урока

Дидактические:

  1. Учить выделять основные элементы задачи, решать по алгоритму, устанавливать соответствие между задачей и её решением;
  2. Формировать умение устанавливать последовательные учебные действия для ответа на вопрос задачи (алгоритм решения задачи);
  3. Учить определять структуру задач в два действия, составлять план решения и записывать решение.

Развивающие:

  1. Развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
  2. развивать и совершенствовать логическое мышление, внимание, пространственное представление

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы
  2. Воспитывать аккуратность

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

И, Ф, метод: словесный

Приветствие.

Проверка готовности обучающихся к уроку

Создание эмоционального настроя

- Доброе утро, сегодняшний урок математики проведу я, меня зовут Алина Руслановна

Присаживайтесь, пожалуйста.

- Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. На ваших столах должен быть учебник, тетрадь, письменные принадлежности.

Я желаю, чтобы этот урок подарил вам новые знания. Будьте старательными и внимательными. А за активную работу и правильные ответы вы будете получать наклейки. В конце урока мы посмотрим, у кого их больше и кто в классе самый активный.

Запишите сегодняшнее число и вид работы: классная.

Показывают готовность к уроку.

Включение в учебный процесс.

Р: вырабатывает учебную мотивацию, устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Л: формирует готовность к сотрудничеству, оказанию помощи.

Презентация

наклейки

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф, И, метод: практический;

Проводит повторение изученного материала

Ребята, давайте с вами проведём устный счет. Задачи будут в стихах. Но помните, что с места не выкрикиваем, показываем ответ на веере цифр. Будьте внимательны

В хоре семь кузнечиков

Песни распевали.

Вскоре пять кузнечиков

Голос потеряли.

Сосчитай без лишних слов,

Сколько в хоре голосов?

(7 – 5 = 2.)

В сад я к бабушке пошел

И копеечку нашел.

Что купил я? Шапку, кепку,

А в придачу тряпку, щепку,

Ложку, плошку, гайку, лейку –

Все купил я за копейку.

- Сколько всего вещей купил мальчик?

(8 вещей)

Подводит к теме урока, предлагает опору для формулирования целей урока

- Ребята, посмотрите на доску. Сегодня на урок к нам пришел Буратино. Буратино очень хочет учиться вместе с нами.

Давайте поможем узнать Буратино тему нашего сегодняшнего урока. А для этого решите примеры, которые записаны на доске и соотнесите ответ примера с буквой и составьте слово, которое поможет нам в разгадке темы.

Для этого я приглашаю по одному человеку на пример к доске.

9

5

2

5

4

5

8-3

3+2

8-6

4+5

4+1

5-1

а

а

д

з

а

ч

-Высказывают собственное мнение.

-Отвечают на вопросы учителя

-Решают примеры у доски

П: выполняет задания, знает, как его надо выполнить

К: умеет выражать свои мысли. Умеет сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать своё мнение.

знает, что такое десяток;

-знает способы сложения чисел с переходом через разряд;

- знает состав чисел первого десятка, решать простые задачи.

Презентация

Так какое же слово у нас получилось?

А вы умеете решать задачи?

Как думаете, какие знания нам нужны, чтобы решать задачи?

Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит задача?

Теперь давайте вспомним алгоритм решения задач.

(Алгоритм на слайде)

  1. Прочитай задачу
  2. Определи, что известно в задаче
  3. Определи, что неизвестно в задаче
  4. Составь схему или краткую запись
  5. Составь план решения задачи
  6. Реши задачу

       7)Проверь решение

Задача: Почтальон Печкин пришел в гости к Буратино. С собой он нес письма, но он забыл, сколько их было. У него было 5 маленьких конвертов, и сколько-то больших. Известно, что больших конвертов на 2 меньше, чем маленьких. Сколько больших конвертов было у Печкина? Сколько всего конвертов у него было?

Во время нашей встречи к Буратино пришел почтальон Печкин, он был такой грустный… Представляете, он нёс нам письма и забыл сколько писем он нес адресатам. У него было 5 маленьких конвертов и сколько-то больших. (на слайде картинка: 5 маленьких, а больших-?)

Известно, что больших конвертов на 2 меньше, чем маленьких. . Прочитайте условие. (На слайде) Ребята, мы можем сразу ответить на главный вопрос задачи?

Почему?

Мы можем узнать, сколько больших конвертов? Как мы можем это узнать?

- у нас получилось слово

 « задача»

-да

- умение складывать, вычитать, считать, сравнивать

-1.условие 2. Вопрос

3. Решение. 4. Ответ

-У него было 5 маленьких конвертов и сколько-то больших, но известно, что больших конвертов на 2 меньше, чем маленьких.

-в задаче два вопроса

-нет, потому что мы не знаем сколько больших конвертов

-да

1) 5-2=3(к)

Попробуйте ответить на второй вопрос задачи.

 Повторим: сколько маленьких конвертов?

А больших мы нашли?

Но самое главное, он не помнит сколько всего писем он нес… Ребята, а мы с вами сможем сказать сколько писем всего нес Печкин?

Как мы можем это найти?

-5 конвертов

-3 конверта

-да

2)5+3=8(п)

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф, диалог, моделирование, пробное задание

Сколько действий в решении нашей задачи?
Как вы думаете, чему сегодня на уроке мы будем учиться?

Так какова же тема нашего урока?

Молодцы, все верно

Если сегодня мы будем решать и знакомиться с задачами, которые решаются в 2 действия, какую цель мы поставим перед собой?

Чему мы научимся?

 План нашего урока:

-мы научимся решать задачи в 2 действия

-проведем самостоятельную работу

-проведем групповую работу

-подведем итог нашего занятия

-в нашей задаче 2 действия

- мы научимся решать задачи в 2 действия

-тема нашего урока «решение задач в 2 действия»

-Мы научимся решать задачи в 2 действия, думать и составлять такие задачи и находить к ним ответ

-

К: умеет оформлять свои мысли в устной речи и понимает речь других.

Метапредметные результаты:

Анализирует учебную задачу и принимает её,

сравнивает свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушает; умеет выражать свои мысли.

Презентация, наклейки

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

И, Ф метод практический, наглядный; составление алгоритма

Задает наводящие вопросы для создания алгоритма. Объяснение нового материала

К нам снова пришел Буратино. Она просит нас помочь ему в решении некоторых задач в учебнике на странице 30

Прочитайте первую задачу

Как мы будем решать эту задачу? Сколько действий будет в задаче?

Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

Как вы будете рассуждать? Что мы должны сделать в первую очередь?

И это будет первое действие.

Что мы сделаем во втором действии, после того, как найдем стоимость покупки?

 11- это 6 рублей и ….

11-6=5(руб.)

У Маши останется 5 рублей.

Работают по заданию.

-Читают задачу

- в задаче будет 2 действия

Нужно из 11 рублей вычесть стоимость покупки

- сначала находим стоимость покупки (2+4=6 (руб.))

- из 11 рублей нам нужно вычесть 6 рублей

-5 рублей

Метапредметные результаты:

Регулятивные:    

оценивает ход и результат выполнения задания; сравнивает свои ответы с ответами одноклассников.

Познавательные: умеет осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; самостоятельно создает алгоритм деятельности.

Презентация, наклейки.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Уусвоение нового способа действий

П; метод: практический

Физминутка

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись и за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем и работать продолжаем

Оказание индивидуальной помощи тем учащимся, которые испытывают трудности

Итак, мы с вами уже почти  научились решать задачи в 2 действия. Давайте вернёмся к началу урока, и вспомним, какую задачу мы разбирали первой?

Все верно, но мы эту задачу так и  не решили.

Задача: Почтальон Печкин пришел в гости к Буратино. С собой он нес письма, но он забыл, сколько их было. У него было 5 маленьких конвертов, и сколько-то больших. Известно, что больших конвертов на 2 меньше, чем маленьких. Сколько больших конвертов было у Печкина? Сколько всего конвертов у него было?

Приглашаю одного человека к доске. Остальные работают в тетради

-Что мы сделаем в первом действии?

- как мы это узнаем?

Что мы будем делать дальше? На какой вопрос ответим?

-Как мы это узнаем? С помощью какого действия?

Запиши ответ

Посмотрите на доску. Прочитайте задачу

На первой проволоке 7 шариков, а на второй на 3 шарика больше. Сколько всего шариков на двух проволоках?

Приглашаю одного человека к доске, остальные решают в тетради

-О чем говорится в задаче?

-Сколько всего проволок?

- Сколько шариков на первой проволоке?

-А сколько шариков на второй проволоке?

-Какой главный вопрос в  задаче? 

.

Самоконтроль и самооценка.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

-мы разбирали задачу про Почтальона Печкина

-в первом действии мы узнаем, сколько было больших конвертов

-1)5-2=3 (к.)-больших

- дальше мы ответим на главный вопрос задачи и узнаем, сколько всего конвертов у него было

- 2) 5+3=8(к.)-было всего

Ответ: всего 8 конвертов было у почтальона Печкина

-о шариках, которые висят на проволоках

-две

-7

-Нам известно, что на второй проволоке на 3 шарика больше, чем на первой

- сколько всего шариков на двух проволоках

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

оценивает ход и результат выполнения задания;  

Презентация, наклейки

Можем ли мы сразу дать ответ сколько всего шариков на двух проволоках? Почему?

Для того, чтобы узнать сколько всего шариков на двух проволоках, что нам нужно знать?,

сколько шариков на второй проволоке?

Как узнать сколько шариков на второй проволоке?

Теперь мы знаем сколько шариков на первой проволоке(7) и на второй проволоке (10).

Можем ли мы теперь узнать сколько всего шариков на двух проволоках всего?
Ответ: всего 17 шариков.

Молодцы, отлично справились с заданием

-Нет

-Потому что мы не знаем сколько шариков на второй проволоке

-Сколько шариков на одной проволоке(мы знаем-7)

-мы не знаем, но знаем, что их на три больше

-  7+3=10 (ш.) на второй проволоке

Да. 7+10=17( ш.) на двух проволоках

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И, метод: практический, работа с тетрадью

Дает работу в тетрадях, объясняет задание. Проводит самостоятельную работу.

Предлагаю вам поработать самостоятельно

в тетрадях, для того, чтобы лучше запомнить алгоритм (представлен на слайде)  и потренироваться в решении задач.

Откройте в учебнике страницу 31.

Прочитайте условие задачи?

Какой вопрос у задачи?

Что мы должны сделать для того, чтобы узнать, сколько книг продали во второй день, если известно, что 4 продали в первый день?

что надо сделать первым делом?

11-4=7 (к)-продали во второй день

Обменяйтесь тетрадями с соседом и выполните взаимопроверку, ответ на доске

Поднимите руку, у кого получился такой же ответ?

Можете себя похвалить.

Работа в тетрадях.

Выполняют задание.

-в книжном магазине за два дня продали 11 книг

-сколько книг продали во второй день, если в первый продали 4 книги?

-Найдем разность 11 и 4

Метапредметные результаты:

Самоопределяются в УД.

Познавательные УУД: осуществляет поиск нужной информации. 

Коммуникативные УУДпризнаёт свои ошибки, соглашается, если на ошибки указывают другие.

Презентация, наклейки

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Г, Ф; метод: практический, работа с карточками

Дает задание для работы в группе, оказывает индивидуальную помощь

На столах у вас лежат карточки. Сейчас вы будете работать в группах по 4 человека. Перед этим предлагаю вспомнить правила работы в группах.

 Возьмите карточку. Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании?

Ваша задача заполнить пропуски в задаче так, чтобы в ней было 2 действия и решить ее.

По окончанию работы один человек из группы выйдет к доске и объяснит решение.

1-2 группа

 Маша засушила 3 кленовых листа, а дубовых – на (..) листа больше (Вопрос задачи?)

 (дополните задачу)

3-4 группа

Мама испекла 9 пирожков с малиной, а с яблоками – на 2 меньше…

(Вопрос задачи?)

(дополните задачу)

5-6 группа

На арене цирка выступают … жонглёров, а клоунов – на 4 меньше.  (Вопрос задачи?)

(дополните задачу)

 Работают в группах.

Решение:

Маша засушила 3 кленовых листа, а дубовых – на (4) листа больше. Сколько всего листов засушила Маша?

1)3+4=7 (л.)- дубовых

2)3+7=10(л.)- всего засушила Маша

Решение:

Мама испекла 9 пирожков с малиной, а с яблоками – на 2 меньше.

Сколько всего пирожков испекла мама?

1)9-2=7(п.)-с яблоками

2)9+7=16(п.)-всего испекла мама

Решение:

На арене цирка выступают (8) жонглёров, а клоунов – на 4 меньше.  

Сколько всего выступающих на сцене?

1)8-4=4(к.)

2) 8+4=12(в.)-всего

Метапредметные результаты:

Сформированный способ деятельности.

Л:

самоопределение к деятельности, способен к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Умеет применять алгоритм в самостоятельной деятельности.

Презентация; наклейки

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф, метод: словесный; прием: закончи предложение

Организация рефлексии, самооценка учебной деятельности. Акцент внимания на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Чему новому мы сегодня учились?

- Какую цель мы поставили? Смогли ли мы её достичь?

Поднимите руки те, кто сегодня заработал наклейки. Вы большие молодцы. Кто не получил- не расстраивайтесь, в следующий раз будьте активнее.

Домашнее задание на следующий урок записано на доске

Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Краткое повторение нового содержания, оценка личного вклада в урок.

П: рефлексия деятельности.

Л: самоопределение, самооценка.

Р: оценивает результат выполнения  работы своих одноклассников.

Презентация



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике "Угол. Виды углов.", 2 класс

Урок создан на основе деятельностного подхода....

Конспект урока по математике "Переходим через десяток"2 класс

Конспект урока по математике "Переходим через десяток" М.И. Башмаков  Математика  2 класс...

Конспект урока по математике. Программа - "Школа России". 1 класс. Тема урока - "Прибавить и вычесть число 4. Решение задач"

Конспект урока по математике в 1 классе. Тема -  "Прибавить и вычесть число 4. (Второй урок по этой теме.)  Решение задач". Обучающиеся повторяют состав чисел в пределах первого де...

Конспект урока по математике, УМК "Школа России" , 2 класс, тема:Деление на 2(урок рефлексии)

Цели деятельности учителя: закрепление умения выполнять деление на 2, используя соответствующие случаи умножения;Планируемые  результаты:Предметные:знать: табличные случаи умножения с числом 2;ум...

Конспект урока по математике, УМК "Школа России" , 2 класс, тема:Деление на 3 (урок рефлексии)

Цели деятельности учителя: закрепление умения выполнять деление на 3, используя соответствующие случаи умноженияПланируемые  результаты:Предметные:знать: табличные случаи умножения с числом 3;уме...