Технологическая карта урока математики «Текстовые задачи», 1 класс, УМК «Школа России»
план-конспект урока по математике (1 класс)

Гречишникова Екатерина Алексеевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Тема урока «Решение текстовых задач»

Тип урока: урок-рефлексия

Цель урока: создание условий для закрепления умения решать текстовые задачи, пользуясь основными приёмами работы (анализ условия, составление краткой записи, выбор действия)

Задачи урока

Дидактические:

  • учить распознавать задачи;
  • учить преобразовывать их условие;
  • учить решать текстовые задачи.

Развивающие:

  • развивать внимание при решении задач;
  • развивать логическое мышление;
  • закреплять навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность;
  • воспитывать уважение к мнению других учащихся.

Оборудование: учебник «Математика» 1 класс, программа «Школа России»,  автор Моро  М.И., учебная презентация, раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная работа

Словесный: рассказ

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя.

Учитель говорит:

  • Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня урок математики проведу у вас я.
  • Сейчас давайте улыбнемся друг другу. Улыбнитесь соседу слева и соседу справа.
  • Занимайте свои места.

1. Показывают готовность к уроку.

2. Выполняют то, что им сказал учитель.

Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная работа

Словесный: учебный диалог

Практический: упражнение

1.Организует работу с числовым рядом.

  • Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране «Математика»,
  •  Но чтоб туда отправиться,  нам необходимо починить корабль, а для этого нужно решить математические задания, посмотрите на экран, вам необходимо продолжить числовые ряды:

1, 2, 3, 4, 5 …

2, 4, 6, 8 …

1, 3, 5, 7 …

10, 9, 8, 7, 6 …

  • Ребята, давайте вспомним, как называются числа при сложении.

  • Назовите первое слагаемое в записи 2+1=3.
  • Назовите второе слагаемое в записи 2+1=3.
  • Назовите сумму в данной записи.
  • Попробуйте прочитать выражение, 3+2=5, используя слова слагаемое и сумма.

  • Какие молодцы, великолепно справились. Смотрите, корабль начал восстанавливаться, теперь нам нужно распустить паруса и отправиться в наше путешествие.

3. Подводит детей к теме урока.

  • Для этого, ребята, взгляните на экран, из всего списка вам необходимо выбрать ту запись, которая является задачей:

У Миши 4 рыбки.

У Маши 4 рыбки, а у Миши 2 рыбки.

В аквариуме 10 рыбок. 6 рыбок запустил Миша, а остальные Маша. Сколько рыбок запустила Маша?

Сколько рыбок у Маши и Миши вместе?

  • А почему вы выбрали именно эту запись? Какие компоненты она содержит, что может называться задачей?
  • Молодцы, а какие компоненты задачи вы еще знаете?
  • Ребята, всё верно, взгляните, наш корабль готов отправиться в путешествие. И мы начинаем!

1.Отвечают на вопросы

2. Решают примеры устно

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

2, 4, 6, 8, 10,12, 14

1, 3, 5, 7, 9, 11, 13

10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1

1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма

2

1

3

Первое слагаемое три, второе слагаемое два, сумма пять или сумма чисел три и два равна пять.

3. Отвечают на вопросы учителя.

В аквариуме 10 рыбок. 6 рыбок запустил Миша, а остальные Маша. Сколько рыбок запустила Маша?

Она содержит условие и вопрос

Решение и ответ

П: Научатся применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

понимать сущность алгоритмических предписаний;

М: Научатся адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная работа

Словесный: беседа, учебный диалог

1.Формулирует совместно с учениками тему урока.

  • Итак, ребята, кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока?
  • Вы уже знакомы с текстовыми задачами?
  • Поэтому на сегодняшнем уроке мы продолжим решать текстовые задачи.

2. Формулирует совместно с учениками цель урока.

  • Какая цель нашего сегодняшнего урока?

3. Составляет совместно с учениками план работы.

  • Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. На нем план нашей сегодняшнего урока. Но нам с вами необходимо немного его переделать. Необходимо установить правильный порядок.

ПЛАН

1.  Повторим, из каких компонентов состоят текстовые задачи.

2.  Продолжим решать текстовые задачи.

3. Повторим алгоритм решения текстовых задач.

  • Как вы думаете, как правильный план должен выглядеть?

  • А что из этого плана мы уже успели сделать?

1.Формулируют тему урока.

Решение задач

Да

2.Формулируют цель урока.

Закрепить умение решать текстовые задачи.

3. Составляют план урока.

ПЛАН

1. Повторим, из каких компонентов состоят текстовые задачи.

2. Повторим алгоритм решения текстовых задач.

3. Продолжим решать текстовые задачи.

Мы повторили компоненты задачи.

П: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать и соответствии с предложенным алгоритмом;

М: Научатся составлять план и последовательность действий;

Л: умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная работа

Словесный: учебный диалог

Практический: математический диктант

1.Работают с материалом по текстовым задачам.

-Итак, посмотрите на экран, найдите пару компонентам задачи.

- Молодцы, ребята, вы отлично усвоили компоненты задачи.

2. Работают с учебником.

- Сейчас давайте поработаем с учебником. Для начала отступите от предыдущей работы 4 клетки в низ и  запишите число: 7.12 и «В классе».

- Открываем учебники на странице 107 № 4. Прочитайте задачу.

- Отлично, задайте вопрос к задаче.

- Молодцы, что будет являться условием задачи?

- Кто готов выйти к доске и составить краткую запись задачи?

- Давайте решим получившуюся задачу.

- Какое действие нужно выбрать, чтоб ответить на вопрос задачи?

- Какой математический знак будем использовать?

- Отлично, запишите решение задачи.

- Запишите ответ задачи.

3. Организует парную работу.

- Обратите внимание на номер 6.

- Прочитайте задачу.

- Прочитайте условие задачи.

- Прочитайте вопрос задачи.

- Эту задачу попробуйте решить в парах. Составьте краткую запись, запишите решение и ответ. После мы проверим, что у вас получится.

- Итак, давайте проверять, кто готов выйти и записать краткую запись.

- Теперь решение. Какое действие вы выбрали и какой знак использовали?

- А теперь запишите ответ задачи.

4. Организует работу с печатными тетрадями.

- Сейчас поработаем в наших рабочих тетрадях. Откройте страницу 39. Прочитайте первую задачу.

- Что является условием данной задачи?

- А какой главный вопрос задачи?

- Скажите, можем ли мы краткую запись этой задачи изобразить с помощью рисунка?

- Кто готов выйти и изобразить краткую запись таким способом?

- Отлично, всё верно, а теперь запишем решение этой задачи. С помощью какого действия мы сможем ответить на вопрос задачи?

- Какой знак используем?

- Запишите решение данной задачи.

- Запишите ответ.

Варя склеила 5 фонариков для ёлки. Юра склеил 3 фонарика. Сколько всего…?

Сколько всего фонариков склеили ребята?

Варя склеила 5 фонариков для ёлки. Юра склеил 3 фонарика.

В. – 5 фон.

Юр. – 3 фон.

Всего - ?

Сложение

+

5+3=8(фон.) – всего склеили

Ответ: 8 фонариков.

- В коробке было 8 ёлочных игрушек. Когда их вешали на ёлку 2 игрушки разбились. Сколько игрушек осталось?

В коробке было 8 ёлочных игрушек. Когда их вешали на ёлку 2 игрушки разбились.

Сколько игрушек осталось?

Было – 8 игр.

Разбились – 2 игр.

Ост.- ?

Вычитание, знак минус,

8-2= 6(игр.) – осталось

Ответ: 6 игрушек осталось.

Утром на клумбе было 9 тюльпанов. Вечером стало на 3 меньше. Сколько стало тюльпанов?

Утром на клумбе было 9 тюльпанов. Вечером стало на 3 меньше.

Сколько стало тюльпанов?

Да, если заменим тюльпаны кругами.

Выполняет краткую запись в форме рисунка

Вычитание

Знак минус

9-3=6 (т.) – стало вечером

Ответ: 6 тюльпанов стало.

П: использовать различные языки математики, обосновывать суждения; самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач;

М: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Презентация

Раздаточный материал

Динамическая пауза

Выполнение детьми динамической паузы

Фронтальная работа

Словесный: выразительное чтение учителем

Организует и проводит динамическую паузу.

  • Ребята, а сейчас мы с вами немного подвигаемся. Ведь нам необходима координация и ловкость.
  • Шеей крутим осторожно –
    Голова кружиться может.
    Влево смотрим - раз, два, три.
    Так. И вправо посмотри. 
    (Вращение головой вправо и влево.)
    Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.)
    И за парты вновь вернёмся. (Дети садятся за парты.)

Выполняют упражнения

Л: формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Самостоятельная работа

Фронтальная работа

Словесный: объяснение

Практический: упражнения

1. Проводит самостоятельную работу.

  • Ребята, а сейчас, пожалуйста, возьмите те листочки, которые лежат у вас на партах. Вам необходимо выбрать из всех записей ту, что является задачей. Записать краткую запись, решение и ответ. После мы проверим то, что у вас получилось.

У Мальвины было 3 монеты.

У Мальвины было 3 монеты, а у Пьеро 5 монет.

У Мальвины и Пьеро было 8 монет.

У Мальвины было 3 монеты, она забрала у Пьеро еще 5 монет. Сколько монет стало у Мальвины.

  • Ребята, время вышло, давайте начнём проверять, какую запись вы выбрали и почему?

  • Посмотрите на экран и проверьте, краткую запись, решение и ответ.

Было- 3 мон.

Забрала – 5 мон.

Стало - ?

3+5 = 8 (мон.) – стало у Мальвины.

Ответ: 8 монет стало.

  • Если у вас всё получилось, то поднимите большой палец вверх.
  • Умнички, отличная работа.

1. Выполняют самостоятельную работу

У Мальвины было 3 монеты, она забрала у Пьеро еще 5 монет. Сколько монет стало у Мальвины.

Потому что данная запись содержит условие и вопрос.

П: самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач;

М: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Презентация, раздаточный материал

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная работа

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация

1. Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.

  • Подведём итог нашего урока.
  • Какая тема у нас сегодня была?

  • Какая цель сегодняшнего урока?
  •   Мы достигли цели?

  • Какие возникали трудности?

2.Проводит работу по самооценке.

  • Ребята, вы сегодня большие молодцы, на слайде вы видите лестницу успеха.
  • Если вы усвоили материал полностью, то поднимите руку те, у кого человечек на верхней ступеньке. Если вы поняли тему урока, но у вас осталось множество вопросов, то нарисуйте человечка на ступеньке посередине. Ну а если вы не поняли тему, то нарисуйте человечка на нижней ступеньке.
  • Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.

1. Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей.

Решение текстовых задач

Закрепить умение решать текстовые задачи

Да

Трудности в выполнении некоторых заданий

2. Дают оценку своей работе на уроке.

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

П: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики в 1 классе программа "Школа России"

Технологическая карта урока математики в 1 классе программа "Школа России". Тема: «Таблица сложения и вычитания с числом 2»...

Технологическая карта урока математики "Повторение" 4 класс УМК "Школа России"

Тема урока: Повторение. "Что узнали?, Чему научились"Цель: Проверка и закрепление знаний...

Технологическая карта урока математики в 3 классе программа "Школа России"

Технологическая карта урока математики в 3 классе Программа "Школа России" С описанием  действий учителя и учащихся...

Технологическая карта урока математики во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Подготовка к изучению устных проёмов вычислений. Переместительное свойство сложения".

На уроке решаются такие учебные задачи, как повторение свойств сложения; тренировка в решении задач; умение находить периметр прямоугольника....

Технологическая карта урока математики во 2 классе (УМК Школа России) Письменный прием вычитания вида «57 – 26»

Познакомить с письменным приемом вычитания вида 57 - 26; закреплять навыки письменного сложения; развивать внимание и логическое мышление....

Технологическая карта урока математики во 2 классе УМК " Школа России" по теме " Закрепление переместительного свойства умножения".

Технологическая карта урока математики во 2 классе, УМК " Школа России" + презентация, по теме " Закрепление изученных свойств умножения". На данном уроке, учащиеся закрепят свои з...

Технологическая карта урока математики в 3 классе УМК: «Школа России» Предмет: математика Тема: Приемы устных вычислений в пределах 1000.

Технологическая карта урока математики в 3 классеУМК: «Школа России»Предмет: математикаТема: Приемы устных вычислений в пределах 1000....