Урок математики на тему" Решение задач на увеличение(уменьшение) числа на несколько единиц в косвенной форме"
план-конспект занятия по математике (4 класс)

Урок математики на тему" Решение задач на увеличение(уменьшение) числа на несколько единиц в косвенной форме"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_uvelichenie_v_kosv.forme_4_kl.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Математика

4 класс

Тема: Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, сформулированные  в косвенной форме.

Цель: научить детей решать задачи в косвенной форме на увеличение или уменьшение числа  на несколько единиц

Задачи:

I. Предметные

  • познакомить учащихся с решением задач нового вида,
  • совершенствовать навыки счета,
  • работать над развитием математической речи,
  • использовать способ моделирование изучаемого содержания (схемы, краткая запись задач),
  • создать алгоритм для решения задач нового вида;

      II.Метапредметные

 

              1.Познавательные УУД:

  • находить основное отличие  задач нового вида,
  • выстраивать логические цепи рассуждений, делать выводы;

              2.РегулятивныеУУД:

  • принимать, понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих действий;

             3 Коммуникативные УУД:

  • совершенствовать  умение слышать, слушать и понимать партнера по работе в паре,
  • планировать и согласованно     выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга,
  • совершенствовать умение договариваться при работе в группах,  правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу;

III. Личностные УУД

  • развивать познавательный интерес  к  предмету

Оборудование урока:

Интерактивная доска, учебники математики М. И. Моро, М. А. Бантовой

                                   4 класс 2-я часть, конверты с заданиями для групп

План урока.

    Вступление.

1. Анализ тетрадей.

2. Устный счет

        1) Задание на логику

        2) Решение задач

        3) Работа в группах

3. Новый материал.

        1) Работа в парах

4. Физкультминутка

        2) Самостоятельная индивидуальная работа

        3) Самостоятельная работа над задачей

        4) Работа в группах

        5) Составление алгоритма решения задач нового вида

5. Рефлексия

6. Домашнее задание

7. Выставление оценок.

                                     

       Ход урока:

Вступление:

- Повернитесь, поздоровайтесь с нашими гостями. А теперь тихо сели девочки, и мальчики. Соседи, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, настройтесь на дружную работу.

I Анализ тетрадей

- Я посмотрела ваши тетради и увидела, что у нас еще встречаются ошибки при решении задач,  в оформлении краткой записи, при выполнении схемы, есть ошибки при записи ответа, в выборе действия.  Предположите, в таком случае, с чего следует начать урок?

- Да, мы начинаем урок с решения задач.

II Устный счет.

1 задание на логику

-Итак, внимание на экран. Перед вами 4 шарика, эти шарики надо разместить по ящикам. Но помните, что подписи на ящиках все неправильные. Подумайте в парах, как это сделать?

2 задание.

- Рассмотрите.    Составьте задачу по краткой записи.

   1 бидон – 20 л молока        ?

   2 бидон - ? , на 4 л больше.

       1 В первом бидоне 20 л молока, во втором на 4 литра меньше. Сколько всего?

- Покажите ответ.

3 задание

- Составьте задачу по схеме.

       2 Цена шапки 780 р, шарф на 100 р. дешевле. Сколько стоит шарф?

4 задание

- Прочитайте задачу, решите ее и покажите ответ.

    На столе восемнадцать книг, на полке в три раза больше. Сколько книг на полке?

(если ошибка)  - Как ты узнал, докажи?

5 задание

- Послушайте и скажите, что я вам сейчас прочитаю?

Задача: С первой грядки собрали 45 огурцов, со второй на 3 больше, чем с 1-ой, а с 3-ей, на 6 меньше, чем со 2-ой.  Сколько огурцов собрали с третьей грядки?

- Что же вы услышали?

- Какая схема соответствует данной задаче?  (предлагается две схемы)

- Докажите.

-  Как изменить условие задачи, чтобы она соответствовала первой схеме?

Итог:  С задачами справились хорошо, молодцы! Идём дальше.

6 Работа в парах

- Вам предлагается поработать в парах.  Переверните вот такой листок , прочитайте и выполните задание.

  Расшифруйте .    (работа в паре)

72 : 18 - К      17: 17- Ы        96: 32 – В      80 – 74 – С      99 : 11 - Р

80 : 16 - П      84: 12 – Н       100 : 50 - О    56 : 7 - Е        

   4    

2

6

3

8

7

7

1

10

к

о

с

в

е

н

н

а

я

 (вывести на интерактивную доску)

- Как вы понимаете это выражение?

-  На каком уроке мы встречались с подобным понятием?   (падежи)  

- А может ли  на уроке математики встретиться с косвенной формой? Где?

- Предположите, чем будем заниматься дальше?  (решать задачи с подобного вида)

III Новый материал.

1 Работа в парах.

- Я опять предлагаю вам поработать в парах. Возьмите большие листы. Работаем на них фломастерами.

  Задача №1 Нарисуйте семь  кружков, а треугольников на два меньше. Сколько нарисуете треугольников?

  Задача№2 Нарисуйте семь кружков, их на два больше, чем треугольников. Сколько нарисуете  

                  треугольников?

  Проверка:  два человека у доски с ошибкой.

-  Согласны ли вы?

- Помогите ребятам.

- Ребята, какая же задача наиболее хитрая? Почему?  (наиболее хитрая вторая задача, т. к. в ней говориться

                                                                                только о кружках, а просят найти количество треугольников)

- Как надо рассуждать, чтобы правильно найти количество треугольников?   (если кружков семь и их на два

                                                       больше, значит треугольников на два меньше, мы находим меньшее число)

-  Какая  же задача сформулирована в прямой форме? (1) Почему?

- А что можно сказать про  вторую задачу? Почему?  (она хитрая, сформулированная в  косвенной форме)

- О чем надо помнить, чтобы правильно ответить на вопрос в такой хитрой задаче?  

                                             (надо понимать, какое число находим: большее или меньшее)   ОЦЕНКИ

IV Физкультминутка

- Давайте немного отдохнём.

- Откиньтесь на спинки стульев.  Опустите, расслабив руки вниз.

- Подвигайте плечиками вперед, назад.

- Вытяните ножки. Подвигайте пальчиками на ногах.

- Сядьте прямо, красиво, настройтесь на дальнейшую работу.

2 Самостоятельная индивидуальная работа.

  - Попробуем решить задачу № 320 (1) с. 68        Дополнительно: №3 с. 69

- Прочитайте задачу.

- Кто уверен в себе и будет решать ее самостоятельно?  Сделайте схему или краткую запись и решайте.      

-  У кого сомнения? Подойдите ко мне, будем разбираться вместе.

- Выделите ключевые слова в задаче.    (брат, сестра)

- Сделаем схему или кр. запись.

- Что известно про брата? (ему 17 лет, он на три года младше)

- Что знаем про сестру?  Какой вывод о возрасте сестры можем сделать?  (она старше брата на три года)

- Каким же действием будете решать задачу?

Проверка.

- В прямой или косвенной форме была сформулирована  задача? Почему?    (в косвенной, потому что в задаче все говорилось о брате, а мы должны были найти возраст  сестры)

- О чем надо было помнить?  (если брат младше, то сестра старше, мы находим большее число)

- Поднимите руку, кому понравилось решать задачи, сформулированные в  косвенной форме?

3 Самостоятельная работа над задачей №320 (2)

- А сейчас самостоятельно решите задачу №320 (2)

- Прочитайте задачу, составьте кр. запись или схему и решайте.

- Кто затрудняется?  Возьмите карточки - помощницы.

      Карточка №1

  1 Найди ключевые слова, о ком говорится в задаче?  

  2  Что известно про папу, укажи.

  3   Какой вывод сделаешь про возраст мамы?

  4 Выбирай действие и решай задачу.

     Карточка №2

  5 Подумай, кто старше, если в задаче сказано, что папе 35 лет и он  на  …..

  6 Сделай вывод: значит мама …..

  7 Выбирай действие и решай задачу.

Проверка:

- Назовите, сколько же лет маме?   (32 года)

- Чем интересны эти задачи?

- Где же в математике можно встретить косвенную форму?  (в задачах)

4 Работа в группах.

- А сейчас поработайте в группах.

- Прочитайте задания. Выберите то, что вам  сегодня ближе.

1 группа: Вам предложена задача в прямой форме, вам надо изменить условие задачи так, чтобы она была сформулирована  в косвенной форме. И решить вами составленную задачу.

Задача: В школьную библиотеку привезли триста пятьдесят учебников русского языка,  учебников математики  на сорок штук  больше. Сколько учебников математики привезли в школьную библиотеку?

2 группа: Из предложенных задач  выберите  задачу в косвенной форме и решите ее, предварительно составив схему или краткую запись.

  Задача №1 В первых классах учатся девяносто два  ученика, а во вторых классах  на шестнадцать учеников

                      больше. Сколько учеников во вторых классах?

  Задача №2 В школьную библиотеку привезли триста пятьдесят учебников русского языка, это  на 40 штук

                      меньше, чем учебников математики. Сколько учебников математики привезли в школьную

                      библиотеку?

  Задача №3  В сборнике сказок триста пятьдесят страниц, а в сборнике стихов на сорок страниц меньше.

                     Сколько страниц в сборнике стихов?

3 группа: Пользуясь математическим текстом, составьте  задачу в косвенной форме, сделайте схему

                 или  кр.запись  и решите её.  

     Математический текст:  В школьную  библиотеку привезли   триста пятьдесят учебников русского языка

                                               и триста девяносто учебников математики.

 Проверка:  

- Слово ребятам второй группы?

- Ребята первой группы, пожалуйста.

- Какую составили задачу ребята третьей группы?

- Что интересного заметили?  (мы все решали одинаковую задачу)

- Какой ответ у вас получился?

- Что можете сказать про данную задачу? (это задача в косвенной форме)

5 Составление алгоритма решения задач в косвенной форме.

- Ребята, я предлагаю вам алгоритм решения  задач данного вида.

- Вы согласны?

   1 Прочитать задачу.

   2 Выделить ключевые слова.

   3 Составить схему, краткую запись или рисунок к задаче.

   4 Сделать вывод: большее или меньшее число надо найти.

   5 Выбрать действие.

   6 Решить задачу.

   7 Записать ответ.

V Рефлексия.

- Ребята, важно ли нам в жизни уметь решать задачи, сформулированные в  косвенной форме?

- Приведите примеры?

VI  Дом задание: с. 68 № 322(2)

- Вам предлагается задача и карточка к ней. Вы выбираете одно из трех заданий к этой задаче и выполняете его.    

VII  Выставление оценок.

- Вы работали хорошо, оценки за урок следующие….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе по теме "Уменьшение числа на несколько единиц" (система Л.В. Занкова) с учетом требований нового ФГОС

Полный конспект урока математики в 1 классе по теме "Уменьшение числа на несколько единиц" (система развивающего обучения Л.В. Занкова) с учетом требований нового ФГОС, 2012 год...

Урок математики в 1 классе по теме: увеличение числа на несколько единиц

Урок математики в 1 классе по программе"Начальная школа XXI века" Тема : увеличение числа на несколько единиц. Приложение: карточки с заданиями для групповой работы. Презентация...

Урок математики во 2б классе 8 вида. Увеличение числа на несколько единиц.

Цель: закрепить математические понятия «увеличение числа на несколько единиц»; знание нумерации в пределах 20, умение сравнивать числа; закреплять навыки решения примеров и задач на у...

Технологическая карта урока математики по теме «Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц».

Цели:  формирование умения решать учебные и практические задачи   на увеличение (уменьшение)   числа на несколько единиц.Задачи: в ходе практической работы позн...