Игра как основа учения в начальной школе.
статья по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Данилова Маргарита Сергеевна

В статье рассказывается об игровых формах работы на уроках математики в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_osnova_ucheniya_v_nachalnoy_shkole.docx30.11 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как основа учения в начальной школе.

  «Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра», говорил известный выдающийся педагог и писатель А. С. Макаренко. Нам кажется, что данное высказывание наиболее точно описывает роль игры в жизни ребёнка. Ведь действительно, вся наша жизнь — это игра. Каждый день мы учимся чему-то новому, примеряя на себя разные роли, и именно игра помогает ребёнку стать частью нашего общества. Через игру мы учимся взаимодействовать с партнерами по игре, окружающим миром. Именно игра помогает пройти процесс социализации: она позволяет овладеть правилами социального общения, поведения в различных жизненных ситуациях, примерить на себя разные социальные роли, в том числе и профессиональные.

Однако, что же такое «игра»? Ученые дают ей разное определение, но все они сходятся в одном – любая игра имеет определенную цель, задачи и элемент развлечения.

Игра – один из основных видов деятельности детей. Для детей всех возрастов игра является ведущим видом деятельности, необходимым условием их всестороннего развития и одним из важнейших средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры помогают разнообразить учебный процесс и наполняют учеников различными эмоциями: радость успеха, любознательность, жажда нового и неизведанного, сомнение, удивление, догадка.

Игра является величайшим изобретением человека, она имеет для его биологического, социального и духовного развития большее значение. В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Еще в первобытном обществе существовали игры, которые изображали войну, охоту, земледельческие работы. Игра была связана с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия.

Нельзя переоценить значение игры в развитии и воспитании личности, так как именно игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.

Таким образом, если игровые действия по своему содержанию незначимы для ребенка, то он может и не войти в эту игру, в игровое состояние, а будет лишь механически исполнять роль, не переживая связанных с ней чувств. Нельзя человека «насильно» включить (заставить играть) в игру, помимо его воли, как и в процессе творчества.

Можно сказать, что игра - это метод познания действительности. Он направляется внутренними силами и позволяет ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры. Возможно, игра приучает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества.

Младший школьник не перестает играть, начав посещать школу. Он с удовольствием играет на перемене и во дворе, дома и даже иногда на уроках. При этом, в играх младших школьников почти нет взрослых, если только последние не играют роли учеников в игре в школу. У младших школьников на первый план выступают правила игры, и даже их сюжетно-ролевые игры становятся мало похожими на сюжетно-ролевые игры дошкольников. Помимо этого, последние много и долго играют в игры с правилами, которые по - настоящему становятся доступными лишь в младшем школьном возрасте. Однако все эти замечания касаются так называемого досуга (свободного времени) учащихся начальной школы. Для того чтобы разобраться в проблеме взаимодействия игры с обучением в младшем школьном возрасте, обратимся к анализу их игровой деятельности.

В развитии любого вида игры можно выделить несколько этапов. Так, на самом первом этапе ребенок оказывается способным принять извне воображаемую ситуацию. На втором этапе он уже самостоятельно умеет конструировать и удерживать один из важнейших компонентов игры – воображаемую ситуацию. На третьем этапе ребенок оказывается способным реализовать игру без развернутой воображаемой ситуации.

Игра решает коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:

● Развитие познавательной деятельности ребёнка;

● Развитие эмоционально – волевой сферы;

● Обогащение представлений об окружающем мире;

● Формирование коммуникативных навыков;

● Формирование культурного поведения;

● Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;

● Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

Игры помогают детям развивать креативное мышление, учат использовать творческий подход в любом деле: выполнять его качественно и на более высоком уровне, идти только вперед, а не назад. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Игры приносят радость творчества, как детям, так и взрослым. В игре всегда требуется принимать определенные решения, которые помогают развивать мыслительную деятельность играющих.

В игре все равны: она дается даже слабым учащимся. Несомненно, это огромное преимущество. Именно ощущение посильности заданий, чувство равенства позволяют детям преодолеть все психологические барьеры, стеснительность и успешно решить учебную задачу, что благотворно сказывается на результатах обучения.

Помимо этого, любая предметная или ролевая игра – это игра, в ней все «понарошку», можно спрятаться за маску кого-то другого и снять с себя ответственность за допущенные ошибки, якобы придерживаясь выбранной роли.

В игровой деятельности можно выделить следующие функции: обучающая, воспитательная, развлекательная, коммуникативная, релаксационная, психологическая, развивающая.

Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии учебных умений и навыков. Игра постоянно требует решения определённых задач, и желание решить их обостряет мыслительную деятельность учащихся.

Воспитательная функция заключается в воспитании таких качеств как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре, умение выслушать другого человека, вежливость.

Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир.

Коммуникативная функция заключается в объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений.

Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.

Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации. Здесь же стоит отметить, что осуществляется психологический тренинг и психокоррекция различных проявлений личности, осуществляемых в игровых моделях, которые могут быть приближены к жизненным ситуациям (в этом случае речь может идти о ролевой игре).

Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.

Таким образом, все эти факторы указывают на эффективность, и даже необходимость применения игр в учебной деятельности.

Игровые технологии обучения математике в начальной школе.

Игровые образовательные технологии – это огромный увлекательный мир. Задача педагога - не потеряться в этом многообразии и отобрать наиболее подходящие виды игр. Главные вопросы педагогики: «Чему учить?», «Как учить?», «Зачем учить?» могут применяться и к игровым технологиям: «во что играть?», «как играть?», «зачем играть?».

Есть три варианта перехода от учебной задачи к учебной ситуации:

  • Приём «Для чего?». При изучении темы рассматриваются вопросы, где в жизни изучаемый материал может пригодиться.
  • Моделирование (живые модели). Дети выполняют функции (играют роли) объектов, которые являются элементами предложенной задачи.
  • Создание игровой ситуации. Деловые, ролевые, сюжетные игры, в которых моделируется ситуация, в которой необходимо выполнить предложенное задание. 

Приём «Для чего?»

Перемножить двузначные числа. Для чего? Чтобы узнать расстояние, которое мы проедем за указанное время с указанной скоростью. Чтобы узнать сумму, которую мы заплатим за покупку указанного количества товаров с указанной ценой.

Моделирование (живые модели)

Живая модель придаёт задаче осмысление. Моделирование – это замещение реального объекта другим объектом, сохраняющим существенные признаки замещаемого объекта в контексте решаемой задачи.  Использование живых моделей повышает интерес у учащихся не только младших, но и старших классов. Особенно эффективно работают на трудных темах, на объяснении нового материала и для слабых учащихся.

Одна из возможностей, которую предоставляет моделирование - создание игровой ситуации. 

Игровая ситуация позволяет перейти от пассивных и активных методов обучения к наиболее эффективным – интерактивным. В рамках данной стратегии особое значение имеют различного рода ролевые игры, поскольку они моделируют жизненные ситуации и тем самым позволяют осуществлять переход от учебной задачи к учебной ситуации.

Сюжетно-ролевые игры позволяют не только прочитать, услышать или увидеть изучаемый концепт, но и осознать его, вжившись в соответствующую роль в моделируемой ситуации.

Из всех сюжетно-ролевых игр наиболее интересными является урок-путешествие и деловая игра.

Урок – путешествие - это яркая, эмоциональная форма работы имеет свои отличительные особенности:

  • наличие карты-путешествия;
  • в карте путешествия отмечаются все остановки (станции), на которых предстоит побывать участникам путешествия;
  • определяется транспорт, на котором будут путешествовать дети;
  • в путешествие в обязательном порядке включаются элементы ролевой игры;

Урок-путешествие может включать в себя самые разнообразные станции: музыкальную, танцевальную, литературную, сказочную, творческую, художественную, математическую и другие.

Деловая игра – это прежде всего имитационная и игровая модель профессиональной деятельности. Это роли деловых людей - предпринимателей, важных подразделений крупных корпораций, юристов, врачей, научных работников, страховых агентов и т.д. Дети легко перевоплощаются в роли и погружаются в игру. Поэтому, играя в деловые игры, ребенок приобретает уникальные навыки, необходимые ему для реальной жизни, а сама атмосфера внутри деловой игры создает ощущение того, что все происходит "по-настоящему".

В деловой игре для школьников существует определенный сюжет и свои правила: каждому участнику назначается определенная роль, он начинает действовать, достигая поставленных целей. В завершении игры нужно обязательно сделать выводы о приобретенных навыках и знаниях, об ошибках, допущенных в игре.

При обучении учащихся математике большое значение имеет реализация программных требований по разделу "Обучение решению задач", так как формирование каждого нового понятия всегда складывается с решением тех или иных задач, помогающих уяснить его значение. Решаемые задачи должны быть математически содержательными, сюжеты - жизненными.

В народе давно получили признание задачи-шутки как одно из средств повышения интереса к изучению математики. В начальных классах задачи-шутки предлагаются, как правило, на внеклассных занятиях. Но в некоторых случаях их можно предложить и на уроке.

Задачи-шутки по своей структуре часто составлены так, что призывают детей к решениям, аналогичным тем, которые применялись при решении похожих задач, рассматривавшихся на уроках. Но ситуация, описанная в задачах-шутках, обычно требует иного решения.

Разминки – это вводная часть учебно-тренировочного процесса. Они бывают физические и интеллектуальные. Главная цель физических разминок – не обучение, а здоровьесбережение. В педагогической практике интеллектуальные разминки служат различным целям:

  • Развитие творческого мышления
  • Активизация внимания
  • Снятие напряжения
  • Повторения материала
  • Актуализации темы
  • Обобщения материала

К физическим разминкам можно отнести физминутки.

Пример: При изучении таблицы умножения в таком формате можно проводить первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия учитель предлагает: «А теперь давайте сыграем в простую игру. Встаньте, руки вытяните вперед. Если я называю число, которое делится на 2, поднимите руки вверх, поднимитесь на носки и потянитесь вверх; если называю число, которое не делится на 2 – руки опустите вниз с наклоном и расслаблением».

Интеллектуальные разминки, как и физические, служат самым разнообразным целям.

Ребус, загадка – выход на тему урока

Кроссворд – закрепление, проверка усвоения материала

Слоговицы – включение в тему, работа с терминами, анализ синтез, метапредметные умения (Даны слова: соль, тара, выбор. Загадано одно слово. Ответ: высота).

Перевертыши – словесная гибкость, анализ-синтез, отношения между понятиями.

Слова в слове – развитие творческого мышления.

Лестница работы с терминами. Одно из основных направлений применения интеллектуальных разминок – работа с терминами. Здесь можно выстроить своеобразную лестницу от простого к сложному. 

На первой ступеньке учащимся предлагается терминологическое тестирование – задание на сопоставление терминов и их определений.

На второй ступеньке учащимся предлагается разгадать кроссворд с этими терминами. Здесь уже даны только определения, а термины необходимо определить самим. На этом же уровне может быть и обратное задание – терминологический диктант (учащимся предлагаются термины, а определения они формулируют самостоятельно). 

На третьей ступеньке учащимся предлагается создать творческий продукт с терминами, например, самостоятельно составить кроссворд, синквейн, анаграмму, слоговицы и т.д.

Данные задания  была способны привести  к следующим результатам:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • высокий уровень сплоченности коллектива;
  • повышение уровня культуры учащихся, культуры общения;
  • активизация интереса к творческим занятиям;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.

Очень интересна для учеников начальной школы следующие формы работы.

Деловая игра по математике «Строим дом».

Первая методика направлена на развитие познавательной активности учеников. Данный формат урока позволяет всем учащимся проявить инициативу. В работе участвуют даже слабые ученики, так как в деловой игре на каждого найдется роль. Представленная методика является примером групповой деятельности учащихся на уроках. Такая форма работы целесообразна при проведении уроков повторения, обобщения. Она стимулирует качественное повторение пройденного материала, развивает сотрудничество, учит общению и взаимоотношениям со сверстниками.

Инструкция к проведению методики:

Детям предлагается освоить профессию строителя. Учитель делит класс на 3 бригады. Построить дом поможет знание математики. 1, 2 бригада подготавливает площадку – убирают камни (решают примеры), 3 бригада бетонщики – закладывают фундамент (решают арифметические ребусы и проверяют правильность решений). Затем строится крыша (решается проблемный вопрос). Установка окон (примеры с длинами). В конце работы дом построен и детям предлагается оценить свою работу (выбрать жильца с соответствующим настроением).

Урок-путешествие в страну Математика.

Урок по математике проходит в форме путешествия по сказочной стране Математика. Такая форма урока позволяет легко выявить уровень усвоения знаний по нескольким темам сразу.

Инструкция к проведению методики:

На доске висит карта сказочной страны, на которой нарисованы все этапы путешествия: Залив волшебных примеров, Море задач, Равнина смекалки, Горы магических фигур. Учащихся класса можно разделить на команды по рядам, придумать названия. Например: «Квадратики», «Решуны». Ученики проходят станции, на каждой из которых требуется решить математические задания. Игра проводится со всем классом. В конце путешествия победителей ждёт приз. Это может быть сладкий приз или что-то из школьных принадлежностей.

Задачи – шутки.

Данная методика направлена на повышение интереса к математике, эмоциональное улучшение атмосферы в классе. Также она способствует воспитанию у детей наблюдательности, внимательного отношения к содержанию задач, к ситуациям, описанным в них, осторожного отношения к применению аналогий при решении задач.

Инструкция к проведению методики:

Учитель предлагает детям решить задачи, которые по структуре составлены так, что призывают детей к решениям, аналогичным тем, которые применялись при решении похожих задач. Однако такие задачи требуют внимательности, иногда у них другое решение.

Время на выполнение каждой задачи – не более 5 минут.

         Использование игровых технологий на уроках математики несомненно повышает интерес к предмету, стимулирует познавательную деятельность учащихся, обеспечивает более глубокое, сознательное усвоение знаний младшими школьниками, развивает внимание, память и, конечно же, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме " Внедрение новых технологий обучения - основа качественного образования начальной школы".

Данная публикация представляет собой выступление на педсовете по теме " Внедрение новых технологий обучения - основа качественного образования начальной школы". Приложен опыт работы....

Педагогический совет по теме:Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС в начальной школе.

Данный материал носит практическую напрвленность и дает возможность принять участие в педагогическом совете всем членам коллектива. Интересная форма проведения и подведение итогов делают его более зна...

Системно - деятельностный подход во внеурочной деятельности как основа ФГОС в начальной школе.

Системно - деятельностный  подход –методологическая основа стандартов общего образования нового поколения.В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента,...

открытое занятие по курсу внеурочной деятельности "Основы экономики в начальной школе"

Открытое занятие по курсу внеурочной деятельности "Основы экономики в начальной школе" в рамках Республиканского семинара....

Формирование положительной мотивации к учению в начальной школе.

Формирование положительной мотивации к учению в начальной школе....

Формирование положительной мотивации к учению в начальной школе

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и ...