Инновационный опыт работы. Формирование навыков исследовательской деятельности на основе УМК «Перспективная начальная школа»
статья на тему

Забродина Галина Петровна

Нельзя преподносить знания готовыми,

Надо каждое «открытие» 

Делать вместе с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Формирование навыков исследовательской деятельности на основе УМК «Перспективная начальная школа» 

Нельзя преподносить знания готовыми,

Надо каждое «открытие» 

Делать вместе с детьми.

М. В. Киарин 
 

 1.Введение

  С 2006 года мой класс стал участником эксперимента по апробации УМК «Перспективная начальная школа» под редакцией Р. Г. Чураковой. Цель которого — оптимальное развитие каждого ребенка, в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Изучив, идею проекта «Перспективная начальная школа», основные принципы концепции, типические свойства методической системы УМК, я поняла, что очень важно естественное состояние ребёнка, его детскую любознательность не просто сохранить, а перевести в устойчивый интерес к исследовательской деятельности. Ведь опыт исследовательской деятельности является самым важным приобретением ребёнка, так как исследовательское поведение становится стилем жизни современного человека.  Проработав 27 лет в начальной школе, я решила: необходимо ученика из пассивного слушателя, исполнителя перевести в активного участника совместной деятельности «учитель – ученик». Так возникла идея о приобщении школьников к исследовательской деятельности, которая легла в основу моего опыта «Формирование навыков исследовательской деятельности на основе УМК «Перспективная начальная школа».

 2.Актуальность опыта

« Если мы будем учить сегодня так,

 как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

                                                                       Джон Дьюи


  В Концепции модернизации общего образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у обучающихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеучебных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств – научного мировоззрения, чувства ответственности, организованности. В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы.
  Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на  открытие детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации обучающихся, формируя у них интерес к изучаемому материалу, существенно расширяет рамки изучаемого.
Не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. А сегодняшние школьники более свободны в своих высказываниях, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира.

   Перед собой я поставила ряд задач:
- вовлечение в проектно – исследовательскую деятельность всех моих учащихся;- отбор методов, приёмов, средств, позволяющих учащимся успешно реализовывать потребность и интерес к исследовательской деятельности;
- сохранение и развитие интереса учащихся к исследовательской деятельности в процессе её осуществления;
  При решении проблемы по вовлечению в исследовательскую деятельность  учеников, я использовала следующие формы работы:
- практические занятия;
- деловые игры с проектной и исследовательской направленностью;
- участие учащихся в разнообразных конкурсах, выставках;
- переписка с клубами «Мы и окружающий мир», «Ключ и заря»;
- индивидуальные и групповые консультации на различных этапах выполнения работы.
    Одним из самых сложных этапов исследовательской работы с детьми в методическом отношении является момент первичного включения учащихся в собственную деятельность.
   На первом этапе мы осуществляем:
- выбор темы;
- выдвижение гипотезы;
- работа с источниками информации;
- разработка программы поиска решения проблемы;
- проверка гипотезы;
- систематизация и обобщение полученных данных;
- оформление исследовательской работы;
- защита  

3. Наличие теоретической базы опыта.

В отечественной психологии накоплен богатый опыт изучения и формирования познавательной, исследовательской деятельности ученика (Г.С.Абрамова, А.М.Каменский)

В трудах В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина доказано, что в учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность, наиболее полно проявляются оригинальность мышления и творчество школьников.

О том, как открывать знания вместе с учениками. Технология проведения проблемного урока раскрыта Н.Ю.Пахомовой, Н.А.Краля.

Теоретические подходы к использованию исследовательского метода, как основы развивающего обучения в начальной школе, представлены в трудах А.И. Савенкова. 

Идеи гуманистической, личностно-ориентированной педагогики, педагогики сотрудничества раскрыты в трудах В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, Кукушина В.С.

Эвристические методы и формы обучения нашли свое отражение в работах Я.А. Каменского, П.Ф. Каптерева.

 4.Новизна опыта

Новизна опыта состоит:
- в обосновании совокупности педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования исследовательской деятельности младших школьников;
- в организации системы классно-урочных занятий и внеклассной работы, основанной на передовых идеях педагогов-новаторов, обеспечивающей эффективность формирования учебно-исследовательской деятельности;

- в разработке комплекса заданий и упражнений поискового характера, способствующего развитию мыслительных операций.

 5.Технология опыта 

Цель педагогического опыта: достижение высокого качества знаний и индивидуального уровня развития у обучающихся  на основе формирования навыков исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности.
З
адачи педагогического опыта:
- выявить наиболее эффективные способы обучения младших школьников исследовательской деятельности на уроках и внеурочных занятиях в рамках реализации развивающего обучения по УМК «Перспективная начальная школа»
- разработать систему занятий исследовательского типа и комплекс заданий поискового характера.


Исследовательскую деятельность младших школьников на уроках я рассматриваю в двух аспектах:

- урок с элементами исследования;
-
 урок-исследование. 

                                         1.  Уроки с элементами исследования.
   Уже с 1 класса я начинаю вовлекать учащихся в исследовательскую деятельность. Сначала это мини – исследования по заданию учебника.

    1. Развитие  умений отстаивать  собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.
Задание «Составь рассказ, используя данную концовку»
«…Я сегодня на уроке получил двойку…»

 2.Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, наверное)

Задание «Давайте вместе подумаем»

Почему происходит смена времен года?

Дети выдвигают свои  гипотезы.

3. Развитие умений задавать вопросы.

Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, а гипотеза – как способ решения проблемы. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа.

- Например: на карточке написано « Почему совы охотятся ночью?» Ребенок отвечает «Они днем плохо видят, поэтому охотятся ночью» Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.


4.
Ориентировка в словарях и справочной литературе.
5.Ответы на вопросы к тексту.

 6.Рассмотрение разных объектов с разных точек зрения. 

   Самостоятельные работы поискового характера на группировку учебного материала по определенному признаку. Здесь формируются более сложные умения сравнивать, находить общее, делать умозаключения и выводы.

7.
Алгоритм проведения занятий клубного типа:

  1. Мотивационный этап.
  2. Поисково-творческий этап (подразумевает «погружение» ученика в новую тему; выполнение цепочки заданий исследовательского характера для поиска ответа на предложенные или интересующие учащихся вопросы)
  3. Оформление результатов исследовательской деятельности (в форме проектов, сообщений, писем)

4.Совместное заседание клубов, защита результатов исследования.


2
.Урок- исследование.

   Урок-исследование в начальной школе – это особая разновидность проблемного урока, на котором дети учатся сами отыскивать проблемы и решать их. На таком уроке решается не одна, а целая цепочка проблем, когда ученики, справившись с одной проблемой, наталкиваются на другую. Структура урока-исследования характеризуется целым рядом особенностей. Она близка к структуре проблемного урока, но отличается от нее более тонкой многоступенчатой организацией. В ней как бы отражается модель процесса реального научного исследования со всей присущей ему динамикой и противоречивостью. Урок-исследование включает в себя следующие ступени работы:

    - актуализация прежних знаний;


-возникновение интеллектуального затруднения;


-осознание проблемы учащимися, ее словесное оформление;


-свободная дискуссия (высказывания, предположения по поводу вариантов решения проблемы);


-проверка высказанных гипотез, выделение и обоснование той из них, которая является истинной в данной учебной ситуации;


-словесное оформление вывода и фиксация его (в устной или письменной форме);


-применение полученных знаний на практике;


-введение нового материала, в котором содержатся факты, не соответствующие первоначальному выводу;


-цепочка микроисследований, связанных с решением частных исследовательских задач;


-выводы, обобщение наблюдений.

   На таких уроках  дети самостоятельно открывают для себя новые знания. Ребята любят такие уроки, они активны на них, им все интересно.

2.Внеурочная деятельность.
Работу во внеурочное время по организации исследовательской деятельности учащихся строю  по трем направлениям:


   
1.Индивидуальная работа.
  Индивидуальные задания отдельным учащимся по подготовке разовых сообщений, по проведению простейших опытов, экспериментов, наблюдений, в подборе литературы для изучения новой темы.

    Работа с учащимися по отдельной теме помощь в подборе темы исследования, определении круга проблем, подборе необходимой литературы, в планировании работы, которую будет проводить ученик .


2.Групповая работа.
  Она включает в себя работу над организацией исследований, совместных исследовательских проектов, где подключаются к работе несколько человек. Чаще всего эту работу я  провожу на уроках технологии (коллективные работы).


3.Массовая работа с детьми.
Она включает в себя работу клубов по интересам учащихся, предусмотренных программой УМК «Перспективная начальная школа». Клуб любителей чтения и загадок русского языка «Ключ и заря», для любителей природы организована работа клуба «Мир вокруг нас», для любителей математики при данном клубе создан клуб «Юный математик ». Массовая работа включает в себя организацию исследований, совместных исследовательских проектов по единой теме.

 
 6.Результативность опыта

   Эффективность применения продуктивных современных методик и приемов организации исследовательской деятельности младших школьников прослеживается в ходе анализа диагностических данных, результата участия учащихся  в конкурсах.

Дата

Название мероприятия

Тема

Ф,И, участника

Результат

2012г

Районный конкурс исследовательских работ и проектов младших школьников «Я - исследователь»

«Моя малая родина»

Гришакина А.

призер

2012г

Районный конкурс исследовательских работ и проектов младших школьников «Я - исследователь»

«Церковь Успения Божьей Матери С.Новоямская Слобода»

Кимяева К.

призер

2013г

Районный конкурс исследовательских работ и проектов младших школьников «Я - исследователь»

«Нестандартные приёмы быстрого счёта»

Малашкин Е.

призер

7. Вывод.

   Исследовательская деятельность младших школьников на уроках и во внеурочное время многогранна.  Правильная организация исследовательской деятельности, как в процессе урока, так и во внеурочное время уже на начальном этапе обучения позволяет формировать у детей интеллектуальные умения (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, абстрагирование, классификация). Формируются информационные умения (работать со словарями, справочной литературой, получать информацию у компетентных по данному вопросу лиц); коммуникативные умения; организационные умения (умение формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку), повышать познавательную активность учащихся.
 Моя практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определённых целей: поднять интерес учащихся к учёбе, мотивировать их на достижение более высоких результатов. 
  Полученные результаты  доказывают, что организация исследовательской работы является важным средством активизации познавательной деятельности младших школьников.

8.Возможность тиражирования.

   Данный опыт прослушан на совещании при директоре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся начальных классов"

Презентация подготовлена для выступления на семинаре "Взаимодействие участников образовательного процесса при формировании экологических компетенций школьников"...

Формирование навыков исследовательской деятельности на начальной ступени обучения.

Статья посвещена формированию навыков исследовательской деятельности на начальной ступени обучения....

«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа»

«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа» ...

"Формирование навыков исследовательской деятельности у младших школьников"

В статье описан опыт работы  формирования навыков исследовательской деятельности младших школьников...

Статья "Формирование навыков исследовательской деятельности"

Не в том дело, что способности проявляются в деятельности,а в том, что они создаются этой деятельностью....

«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий»( на примере УМК «Перспективная начальная школа»

laquo;Организация групповой работы на урокахОкружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий»( на примере УМК «Перспективная начальная школа»...

Статья на тему "Формирование навыков исследовательской деятельности"

В данной статье представлены теоретические аспекты формирования исследовательской деятельсности в начальной школе, а так же опыт формирования исследовательских навыков в 1-2 классоах....