"Формирование навыков исследовательской деятельности у младших школьников"
статья на тему

Дурыгина Ольга Фёдоровна

В статье описан опыт работы  формирования навыков исследовательской деятельности младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                      Дурыгина Ольга Фёдоровна

                                                               Учитель начальных классов

                                                                    МОУ « Воезерская основная школа»

                                                        Няндомский район

   Формирование навыков исследовательской деятельности у младших школьников.

   В настоящее время большое внимание уделяется исследовательской деятельности младших школьников. Подготовка ребенка к ней, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.     Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если на них не обращать внимание в детстве, это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.

               Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно – образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении.    

    Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

1)       мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение, обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия;

2)       умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

3)       умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.

     Педагог играет немаловажную роль в выполнении исследовательской деятельности учащихся: контролирует, направляет, помогает.

     Приобщение детей к исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности.  Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

   Учебное исследование младшего школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта.

 

    Предметом, который даёт возможность для проведения наблюдений, исследований, позволяет формулировать гипотезы,  подтверждать или опровергать их, является «Окружающий мир», где исследовательской деятельности можно придать краеведческую направленность. Основная её цель-формирование информационной грамотности учащихся на основании  самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира. Она  включает в себя проведение опытов, наблюдений, экскурсий, а также поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете. Внеурочная работа проводится в учебном кабинете, на пришкольном участке, в лесу, парке,  на лугу, в поле, у реки, озера.

     Наша школа имеет большие возможности для изучения и исследования природных объектов и хозяйственной деятельности человека. Уникальность заключается в том, что рядом с территорией школы расположен природный лесной массив. Большой интерес представляют и объекты неживой природы: река, озеро, овраги, родники. Поэтому, начиная с 1 класса, мы с учащимися проводим экскурсии с целью знакомства с объектами неживой и живой природы. Обзорные и тематические экскурсии способствуют развитию исследовательских умений. Первоклассники учатся наблюдать, сравнивать. Например, наблюдая на  экскурсии  за внешним видом и поведением кузнечика, мы можем послушать его стрекотание, выдвинуть гипотезу, которая поможет ответить на вопрос: «чем стрекочет кузнечик». Познавательная деятельность школьников по своему механизму приближается к труду ученого: они выдвигают гипотезу и пытаются её проверять. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.

Работа  с первоклассниками показывает, что для них наиболее привлекательны эмпирические исследования, которые важны и для творческого развития детей. С возрастом темы исследований расширяются, дети сами  ставят вопросы и выдвигают гипотезы. Они более самостоятельны в постановке опытов и в поиске ответов. Например, во 2 классе  исследование «Солнце, воздух, вода и.. растения" включает в себя несколько опытов. Опыт 1 . по выявлению условий, необходимых по проращиванию семян гороха. Дети самостоятельно ставят опыты, записывают результаты в тетрадь.

Опыт 2.Выращивание гороха  в разных условиях. Ученики проводят эмпирическое исследование, наблюдая за развитием растений из семени, учатся ухаживать за ними, изменяя условия: сокращая полив, снижая температуру воздуха. Во время наблюдения ученики делают выводы, что для роста растений необходимы вода, воздух и свет.

 Дети взрослеют, работы становятся более совершенными, темы для исследований глубже и обширнее. Школьники используют в своих исследованиях информационные технологии, исследования по форме  становятся не только индивидуальными, но и групповыми, коллективными.

      У ребят появляется желание продолжить знакомство с природой родного края. Так  с группой ребят решили узнать, что ищет дятел в телеграфном столбе, который расположен рядом с домом. Эту исследовательскую работу мы назвали «Кузница дятла». Наблюдения за дятлом  позволили выдвинуть   гипотезу: Дятлы – птицы, которые умеют приспосабливаться  к разным условиям Севера  холоду и голоду. Цель работы: изучение образа жизни и поведения дятла зимой. Задачи исследования: изучить дополнительную литературу и определить особенности обитания дятлов;  провести наблюдения за поведением и питанием прилетавшего дятла; произвести фото и видео съёмки; сделать анализ и обобщить результат. Ребята  по разным источникам: журналам, энциклопедиям, Интернету изучали условия обитания дятлов, проводили наблюдения, составили таблицу наблюдений и альбом с фотографиями, сделанные во время исследования, произвели видеосъёмки. Проведя наблюдение за дятлом,  ребята  пришли к  следующим выводам:

дятел в поисках пищи прилетает близко к человеческим жилищам; «Кузнецу»    дятел устраивает не только на деревьях, но и на телеграфных, электрических столбах..   Гипотеза нашла своё подтверждение. Собранный материал ребята представили на всероссийском конкурсе «Помоги птицам» при международной акции «Марш парков», где стали дипломантами 3 степени.

     Проведение экскурсий позволило собрать интересный материал о природе нашего края: реках, озере, у нас возникла мысль обобщить этот материал. Несколько лет, со 2 по 4 класс мы проводили серьезную и увлекательную исследовательскую работу, целью которой стало изучение особенностей рек нашей местности.

 Задачи исследования: провести наблюдение за сезонными изменениями рек,

 изучить микротопонимы, познакомиться с растительным и животным миром, изучить картографический материал, собрать фотоматериал, обследовать экологическую обстановку. Мы выдвинули гипотезу: особенности рек нашей местности определяют их название, а  экологическая обстановка по их берегам во многом зависит от поведения

людей в природе.

В ходе выполнения исследовательской работы мы  узнали, что давным-давно на наших землях жили финно-угорские племена, чудь заволочская,  обитавшие к востоку от Онежского озера.  Названия рек нашей местности произошли от производных слов финно-угорского языка и отражают их особенности. Предки восхищались красотой, чистотой наших рек,  дали им яркие названия. В ходе исследовательской работы мы собрали теоретический, иллюстративный и фотоматериал, создали электронную презентацию «Реки нашей местности». Мы  научились работать с картографическим материалом, получили дополнительные навыки работы на компьютере. Мы представили нашу исследовательскую работу  на школьной конференции учебно-исследовательских работ, стали победителями областного конкурса «Наследие Поморья» в номинации «Сокровища Поморского края», финалистами межрегиональной конференции «Первые шаги».Пришли к главному нравственному выводу: « Мы должны позаботиться о чистоте рек сейчас, чтобы с гордостью рассказывать потом о них своим внукам»

Результаты своих исследовательских работ дети представляют в «Портфолио ученика».

По моему глубокому убеждению, роль учителя при организации научно-исследовательской деятельности состоит в том, чтобы учить находить связи между различными предметами и явлениями;  анализу, синтезу, классификации информации,  действовать самостоятельно, не сдерживать инициативу; не спешить с вынесением оценочных суждений, поощрять стремление к выводам; учить высказывать свою точку зрения.

Педагог  выполняет обязанности активного помощника, консультанта исследований, тем самым организуя развивающую среду для одарённого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся начальных классов"

Презентация подготовлена для выступления на семинаре "Взаимодействие участников образовательного процесса при формировании экологических компетенций школьников"...

Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС

Описание  планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...

Формирование исследовательской деятельности у младших школьников

Современная начальная школа – важнейшее звено в системе непрерывного образования развивающейся личности....

Развитие навыков исследовательской деятельности у младших школьников на уроках окружающего мира

Формирование исследовательских умений начинается с начальных классов, т.к. в этом возрасте закладываются качества личности, от которых зависит успешность человека в будущем. Уроки-исследования как эфф...

Исследовательская работа по русскому языку «Формирование навыка орфографической зоркости у младших школьников посредством алгоритмических действий»

Уровень грамотности современных выпускников – одна из острейших проблем. Основы правописания закладываются в начальных классах на самых ранних ступенях обучения. Формирование у младших школьнико...

Формирование навыков здорового образа жизни младших школьников средствами внеурочной деятельности

В условиях современной природной и социально-экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В настоящее время она является первой по актуальности среди множества други...