Статья на тему "Формирование навыков исследовательской деятельности"
статья

Демидкова Раиса Александровна

В данной статье представлены теоретические аспекты формирования исследовательской деятельсности в начальной школе, а так же опыт формирования исследовательских навыков в 1-2 классоах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Важность формирования исследовательских навыков у детей младшего школьного возраста.

    Каждый из нас с рождения наделен способностью видеть, слышать, чувствовать. Ребенок начинает исследовать мир с изучения своего тела, подрастая, он жадно глотает информацию и познает скрытые от него секреты мира. Взрослому человеку надо понять и подстроиться под то, что ребенку все в новинку. То, что нам, взрослым, кажется обыденным и скучным, для ребенка представляется невероятным приключением. И мы, взрослые, должны не упустить эту возможность и поддержать интерес к открытиям тайн окружающего мира надолго.

      Ребенок изучает предметы с разных сторон. Сначала внешний вид и тактильные качества, затем он начинает искать взаимодействия предметов между собой. Важнейшим поведением ребенка является желание наблюдать и манипулировать предметами, экспериментировать, искать новые сведения о предметах, которые его окружают. Главными в жизни ребенка до 6 лет являются два вида деятельности: игровая и манипуляторная, направленная на извлечение новых знаний. Эту деятельность мы назовём исследовательской. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка.

        Знания, которые ребенок получает в результате собственного исследовательского поиска, гораздо прочнее любых других. Однако, желание исследовать окружающий мир у ребенка носит спонтанный характер, и его нелегко использовать в образовании. Поэтому важно направить данную деятельность в правильное русло, научить ребенка не хаотичной исследовательской деятельности, алгоритмизировать её. И Это одна из важнейших  задач современного образования. Развитие исследовательских навыков послужит для реализации потенциала.

    В современном мире человеку необходимы такие качества как самостоятельность при получении новых знаний, креативность, критическое мышление. Все эти качества помогут ребенку в успешной реализации и адаптации в социуме.

    Изучив материалы по теме, можно сделать вывод, что данная методика ориентирована на работу с учениками средней и старшей школы. Но начальная школа не остается в стороне. Именно в младшем школьном возрасте мы можем заложить фундамент для ведения активной самостоятельной исследовательской деятельности.

    Рассмотрим методы и приемы исследовательской деятельности, которые используются в младшем школьном возрасте.

   Уже в первом классе учащиеся приобретают первоначальные навыки исследования. На этом этапе уместно проводить уроки с применением проблемного обучения и творческих заданий.

   Суть проблемного обучения состоит в том, что учитель не сообщает знаний в готовом виде, а ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. В первом классе, учитель сам формулирует вопрос, опираясь на материал и тематику учебника, помогает найти на него ответ. На более поздних этапах, обучающиеся самостоятельно ставят вопросы и ищут на них ответы.

   Например, на уроках литературного чтения помогают пословицы и поговорки, фразеологические обороты, которые учащиеся «расшифровывают», участь передавать смысл всего высказывания в целом, а не каждого слова в отдельности. Затем, работа над текстом, проведение аналогов, сопоставление. На уроках русского языка метод проблемного обучения хорошо применим при изучении правил орфографии: как услышать глухой согласный на конце слова или что смягчает согласный звук. На уроках математики мы с ребятами изучали единицу измерения «сантиметры» с помощью метода проблемной ситуации, искали одинаковые мерки.

     На уроках окружающего мира можно применять такой метод исследовательской деятельности как проектирование.

     По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

    Существуют такие виды проектной деятельности, как:

  1. Исследовательские проекты. Долгосрочные или кратковременные.

Учащиеся проводят эксперименты под присмотром взрослых в домашних условиях или учителя в классе, изучают какую-либо сферу, например, рост растений при создании определенных условий, а потом оформляют полученные результаты в виде докладов, стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Данные исследовательские проекты станут хорошей основой для написания курсовых, дипломных работ в студенческие годы.

  1. Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
  2. Информационные проекты. Учащиеся изучают информацию по какому-либо предмету или явлению, и оформляют ее в виде докладов, рефератов, классной газеты. Учащиеся первого класса могут изучать литературу о комнатных растениях, о перелетных птицах, о значении герба страны, области, края и т.д.  А потом предоставить мини-сообщение по данной теме.
  3. Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Мои ребята готовили стенгазеты, плакаты и мини-презентации по теме ЗОЖ.

    Проектный метод исследовательской деятельности можно организовать как индивидуальный для каждого ребенка, работа в парах или групповой.

    Применять метод проблемного обучения можно с первого урока в первом классе. Отвечая на вопросы учителя, ребята втягиваются в учебный процесс, активно работают на уроке.

    Использование метода информационного проекта мы начали во втором полугодии первого класса. Сначала изучили основы исследовательской деятельности. Многие ученики смотрели мультсериалы «Фиксики» и «Пин код» и узнавали много интересного о предметах окружающего мира, их свойствах и применении. Мои первоклассники сделали вывод, что, чтобы узнать о предмете, надо собрать о нем информацию. Совместно с детьми мы выбираем тему для исследования, определяем задачи и собираем информацию о предмете в литературных источниках и Интернет-ресурсах.

Алгоритм проведения исследования:

  • Выбор темы.
  • Постановка вопроса (выявить проблему).
  • Определение цели исследования и задач, которые предстоит решить для достижения поставленной цели.
  • Выдвижение гипотезы
  • Работа по сбору и анализу информации (изучение литературы, интернет – ресурсов)
  • Формулировка выводов. Отвечаем на самый главный вопрос: достигли ли мы цели? Решили ли мы задачи, которые ставили перед собой? Ответили ли мы на вопрос?

        С первого класса важно вовлекать в исследовательскую работу не только детей, но и их родителей. Во время каникул учащиеся изучают информацию по выбранной ими теме или находят материал по общей теме урока. В большинстве случаев исследовательская деятельность начинается в классе с постановки цели и определения задач, а сбор и анализ информации происходит во внеурочное время.

   Можно сказать о таких положительных моментах внедрения исследовательской деятельности в учебный процесс, как повышение уровня и качества образовательного процесса. Это происходит за счет формирования потребности у обучающихся к саморазвитию, так необходимом для адаптации к реалиям сегодняшнего мира.

     Исследовательская деятельность ребенка не просто один из методов обучения, она позволяет формировать особый стиль детской жизни и учебной деятельности. Этот метод позволяет трансформировать обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития.

Список использованной литературы

  1. Организация исследовательской деятельности младших

школьников [Электронный ресурс] // Исследовательская деятельность. URL:http://bibliofond.ru/view.aspx?id=466851#1

  1. Ивашова, О. А. Развитие исследовательских умений у младших

школьников: методический аспект [Текст] / О. А. Ивашова. СПб.: КультИнформ-Пресс, 2008.

  1. Савенков, А. И. Маленький исследователь. Как научить

младшего школьника приобретать знания [Текст] / А. И. Савенков.

Ярославль.: Академия развития, 2002.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся начальных классов"

Презентация подготовлена для выступления на семинаре "Взаимодействие участников образовательного процесса при формировании экологических компетенций школьников"...

Формирование навыков исследовательской деятельности на начальной ступени обучения.

Статья посвещена формированию навыков исследовательской деятельности на начальной ступени обучения....

Формирование умений и навыков исследовательской деятельности дошкольников в контексте введения ФГТ.

В соответствии с Федеральными государственные требованиями, выдвигающими на первый план развивающую функцию образования, в качестве одного из основных направ...

«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников».

«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников». ...

Развитие навыков исследовательской деятельности у младших школьников на уроках окружающего мира

Формирование исследовательских умений начинается с начальных классов, т.к. в этом возрасте закладываются качества личности, от которых зависит успешность человека в будущем. Уроки-исследования как эфф...

Статья "Формирование навыков исследовательской деятельности"

Не в том дело, что способности проявляются в деятельности,а в том, что они создаются этой деятельностью....