Технологическая карта урока математики на тему: «Умножение двузначного числа на однозначное» в 3-м классе
методическая разработка по математике (3 класс)

Серебрякова Вероника Андреевна

Класс: 3

Тема: «Умножение двузначного числа на однозначное»

Цель урока: научить умножать двузначное число на однозначное, составить алгоритм умножения двузначного числа на однозначное;

Планируемые результаты:

Личностные:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;
  • развитие качеств, важных в практической деятельности человека: внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

Предметные:

  • выявлять закономерности в расположении деталей;
  • анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
  • искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
  • моделировать ситуацию, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

Регулятивные:

  • осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля;
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
  • анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
  • объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
  • участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения;

Задачи:

Образовательные:

  • ознакомление с устным приемом умножения двузначного числа на однозначное;
  • выработка алгоритма устного умножения двузначного числа на однозначное;
  • формирование вычислительных навыков;

 Воспитательные:

  • создание условий для коммуникативных качеств личности;
  • формирование положительного отношения к учебной деятельности;

 Развивающие:

  • формирование поисковой деятельности;
  • развитие логического мышления, внимания, памяти;
  • развитие умения составлять и решать задачи;

 

Дидактические средства: карточки с заданиями для групповой работы; смайлы для рефлексии; презентация; видеоролик (музыкальная физминутка);

 

Оборудование: мультимедийное оборудование;

 

Организация пространства: индивидуальная, групповая и фронтальная работа;

 

Основные дидактические методы: наглядный, словесный, частично – поисковый;

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_matematika_3_klass_.docx34.6 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. БОРОДАЕВКА

МАРКСОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Технологическая карта урока математики на тему: «Умножение двузначного числа на однозначное» в 3-м классе

                                                                              Подготовила:

Учитель начальных классов

Серебрякова Вероника Андреевна

2022 год

Класс: 3

Тема: «Умножение двузначного числа на однозначное»

Цель урока: научить умножать двузначное число на однозначное, составить алгоритм умножения двузначного числа на однозначное;

Планируемые результаты:

Личностные:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;
  • развитие качеств, важных в практической деятельности человека: внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

Предметные:

  • выявлять закономерности в расположении деталей;
  • анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
  • искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; 
  • моделировать ситуацию, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

Регулятивные:

  • осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля;
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
  • анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
  • объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
  • участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения;

Задачи:

Образовательные:

  • ознакомление с устным приемом умножения двузначного числа на однозначное;
  • выработка алгоритма устного умножения двузначного числа на однозначное;
  • формирование вычислительных навыков;

 Воспитательные:

  • создание условий для коммуникативных качеств личности;
  • формирование положительного отношения к учебной деятельности;

 Развивающие:

  • формирование поисковой деятельности;
  • развитие логического мышления, внимания, памяти;
  • развитие умения составлять и решать задачи;

Дидактические средства: карточки с заданиями для групповой работы; смайлы для рефлексии; презентация; видеоролик (музыкальная физминутка);

Оборудование: мультимедийное оборудование;

Организация пространства: индивидуальная, групповая и фронтальная работа;

Основные дидактические методы: наглядный, словесный, частично – поисковый;

Этапы

урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Фронтальная, индивидуальная

В школу ходим мы не зря,

Без наук никак нельзя!

В жизнь неграмотным войдешь –

За минуту пропадешь!

Чтоб ошибок избежать,

Ум свой надо развивать,

А сейчас проверить можно-

Просто будет или сложно.

Урок математики мы начинаем,

Тайны ее открывать продолжаем.

Дорогие ребята, сядьте удобно…потрите ладошки, почувствуйте тепло, прикоснитесь ладошками друг к другу передайте своё тепло. Пусть на нашем уроке будет также тепло и уютно. Улыбнитесь соседу справа, соседу слева, нашим гостям, а теперь за работу.
 

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок.

2. Актуализация знаний. Подведение к целеполаганию.

Фронтальная. Словесный. Беседа. Практический.

Сегодня мы будем решать интересные задачи, искать ответы на сложные вопросы, тренировать память, развивать ум.

А начнём мы с устного счёта. Предлагаю провести устный счет в виде игры, которая называется «Веселый мяч». Сейчас вы все встаете, я кидаю мяч и говорю какое-нибудь табличное умножение, а вы ловите мяч и мне отвечаете. Готовы? Начинаем!

2*8=16

3*7=21

4*9=36

5*7=35

6*8=48

7*6=42

8*8=64

7*7=49

8*9=72

1*9=9

0*99=0

9*8=72

 

Молодцы, садимся на места.

Блиц-турнир (я читаю задачки, а ваша задача дать правильный ответ)

В двух залах 20 стульев. Сколько стульев в каждом зале? (10)

В зале 10 рядов по 8 мест в каждом. Сколько всего мест в зале? (80)

В детском саду за 5 дней расходуют 35 кг овощей. За сколько дней израсходуют 70 кг овощей, при той же норме? (10)

Отлично!

Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. Воспроизводят информацию по памяти.

3.Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

Фронтальная. Словесный.

Откройте, пожалуйста, свои тетради, запишите число, классная работа.

Проведем минутка чистописания:

Запишите число, обозначающее количество дней в неделе (7)

Запишите число, обозначающее количество пальцев на руках (10)

Эту отметку любят все школьники (5)

Запишите число, обозначающее количество ног у человека (2)

Запишите число, обозначающее количество месяцев в году (12)

Посмотрите на экран и проверьте запись: 7, 10, 5, 2, 12.  (Слайд 1)

У всех ли так получилось, если вдруг вы допустили ошибки, то исправьте их.

На какие группы можно разделить эти числа? (чётные - нечётные,

однозначные - двузначные)

Назовите четные (10, 2, 12)

Назовите нечетные (7, 5)

Назовите однозначные (7, 5,2)

Назовите двузначные (10,12)

Умножьте каждое число на 4 и запишите полученные выражения в тетрадь.

Давайте проверим:

7*4=28

10*4=40

5*4=20

2*4=8

12*4=48

Скажите испытывали ли вы затруднение при выполнении этого задания? Скажите, какое вычисление для вас еще пока является новым?

 (1 2х 4).

Верно, мы только на прошлом уроке познакомились с данным видом вычислений.

Исходя из того, что сейчас мы опять обратились к этому, как вы думаете какая будет тема нашего урока? Какую тему мы будем продолжать? («Умножение двузначного числа на однозначное»)

(Слайд 2)

А какую цель мы перед собой поставим? (Научиться умножать двузначное число на однозначное и применять эти знания при решении примеров и задач)

Давайте с вами вспомним, как мы должны работать с такими выражениями.

Возьмем, к примеру такое выражение 13 х 2  и вспомним как нам нужно работать и с чего начать? А вот помните ли вы это, мы с вами узнаем через работу в группе.

Сейчас мы с вами разделимся на две группы, первая парта присоединится ко второй. Я раздаю по одной карточке для группы, где и записано данное выражение  (т.е. вам нужно подумать, а как правильно нужно умножить). По окончанию работы представители групп озвучивают свой вариант решения.

У вас в органайзерах есть большие смайлы, когда вы будете готовы, поднимите зеленый смайл. Помните о правилах работы в группе. Работаем сообща, советуясь друг с другом.

Свое предложение озвучивает первая группа и вторая.

Посмотрите, как выполнила это задание я: (Слайд 3)

13 * 2 = (10+3)*2=10 * 2 + 3 * 2=

20 + 6 = 26

Скажите, совпадает ли у нас решение?

Справились, молодцы!

Итак, давайте проговорим алгоритм наших действий.  (Слайд 4)

  1. Заменяю первый множитель суммой разрядных слагаемых.
  2. Умножаю каждое слагаемое на число.
  3. Складываю полученные результаты.
  4. Нахожу значение.

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.  Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве

необходимую взаимопомощь (работать в группах).

Оценивать правильность выполнения заданий.

4. Систематизация и обобщение знаний.

Фронтальная,

индивидуальная,

практический,        

словесный

Сейчас откройте, пожалуйста, учебник на с.8 № 1.

Отступаем две клетки вниз, пишем номер 1. Нам нужно выполнить вычисления с устным пояснением.

По цепочки приступим к решению.

 

36 ∙ 2 = (30 + 6) ∙ 2 = 30 ∙ 2 + 6 ∙ 2 = 60 + 12 = 72, если представить 36 в виде суммы чисел 30 и 6, то можно умножить каждое слагаемое и полученные результаты сложить.


5 ∙ 16 = 5 ∙ (10 + 6) = 5 ∙ 10 + 5 ∙ 6 = 50 + 30 = 80, если представить число 16 в виде суммы чисел 10 и 6, то можно умножить каждое слагаемое и полученные результаты сложить.


24 ∙ 4 = (20 + 4) ∙ 4 = 20 ∙ 4 + 4 ∙ 4 = 80 + 16 = 96, если представить число 24 в виде суммы чисел 20 и 4, то можно умножить каждое слагаемое и полученные результаты сложить.


13 ∙ 3 = (10 + 3) ∙ 3 = 10 ∙ 3 + 3 ∙ 3 = 30 + 9 = 39, если представить число 13 в виде суммы чисел 10 и 3, то можно умножить каждое слагаемое и полученные результаты сложить.


18 ∙ 3 = (10 + 8) ∙ 3 = 10 ∙ 3 + 8 ∙ 3 = 30 + 24 = 54, если представить число 18 в виде суммы чисел 10 и 8, то можно умножить каждое слагаемое и полученные результаты сложить.


2 ∙ 45 = 2 ∙ (40 + 5) = 2 ∙ 40 + 2 ∙ 5 = 80 + 10 = 90, если представить число 45 в виде суммы чисел 40 и 5, то можно умножить каждое слагаемое и полученные результаты сложить.

Отлично, молодцы, справились.

Давайте с вами немного отдохнем!

Физминутка (музыкальная)

Двигаемся дальше! Сейчас мы с вами решим задачу. с.8 № 3

Но сначала давайте вспомним, а что такое задача? (Задача-это математический рассказ, в котором есть условие и вопрос)

Кто хочет решить у доски?

Громко читаем задачу и анализируем ее?

О чем задача (о школьниках, первоклассники и второклассники)

Что известно? (Первоклассников-36, второклассников-42, из них мальчиков-38)

Что нам нужно найти? (Найти сколько девочек)

Записываем краткую запись.

Всего – 36 перв. и 42 втор.

Мальчики – 38 чел.

Девочки – ? чел.

Решение:

1) 36 + 42 = 78 (чел.) – столько всего.

2) 78 – 38 = 40 (чел.)-столько девочек.

Ответ: в театр поехало 40 девочек.

Молодец! Двигаемся с вами дальше!

Сейчас мы с вами поработаем командами на скорость (1-й рад эта первая команда, 2-й ряд вторая команда).

На экране появятся примеры, ваша задача по очереди быстро выходить к доске, записать пример и решить его. Примеров будет 7, поэтому кому-то из участников нужно будет выйти 3 раза, а кому-то 2 раза. Главное все делать как можно быстрее, ну и правильно! Если вдруг вы заметили ошибку, то можно выйти и исправить на верный ответ. Задание понятно? Начинаем! (Слайд 5)

16:8; 27:9; 28:7; 63:9; 40:8; 42:7; 90:10

Ребята, посмотрите на экран, давайте все вместе проверим!

 (Слайд 6)

Смотрите каждый ответ обозначает какую-то букву. Расположи ответы в порядке возрастания и получится  слово. (Слайд 7)

Это вы молодцы, что так быстро и правильно выполняете задания.

Геометрический материал 

(Слайд 8,9)

Длина прямоугольника 12 см, ширина 5 см. Найдите площадь.

Кто хочет решить задачу у доски?

Сам прямоугольник мы чертить не будем, он у нас есть на экране, мы запишем только данные.

Две клетки вниз пишем № 5.

а=12см

в=5см

S=?

Решение: S=а*в

S=12*5=(10+2)*5=10*5+2*5=60

S=60 (см²)

Ответ: S=60 см²

Молодцы, справились!

Читают задачу, выделяют условие, вопросы, самостоятельно решают. Проводят первичный анализ

текста, условия и вопроса;

выделяют известные, неизвестные, искомые величины;

устанавливают связи между данными и искомыми.

Планируют собственные действия,

формируют вычислительные навыки.

5. Подведение итогов урока.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Сегодня на уроке мы с вами выполнили много интересных заданий.

Скажите, какая была тема нашего урока? («Умножение двузначного числа на однозначное»)

А какую цель мы перед собой ставили? (Научиться умножать двузначное число на однозначное и применять эти знания при решении примеров и задач)

 

Скажите испытывали ли вы трудности?

Все ли вам понятно?

Что вам понравилось на уроке?

Вместе с учителем перечисляют выполненную на уроке работу. Делают анализ выполненной работы.

6. Рефлексия учебной деятельности.

Индивидуальная

Давайте оценим свою работу на уроке.

Кто доволен своей работой - поднимите зелёный смайл.

Кто чувствовал себя неуверенно-желтый.

Кто не мог справиться с заданиями - красным смайл.

Молодцы!

Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
Что знания ваши так пригодились!

Оценки за работу на уроке…

Показывают «смайлы»

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель

и результаты, степень их соответствия.

7. Домашнее задание.

Индивидуальная

Открываем свои дневники записываем домашнее задание (на четверг)

с.8 № 2 (Слайд 10)

Записывают домашнее задание в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики по теме "Умножение двузначного числа на однозначное" (УМК "Школа России", 3 класс)

Учащиеся познакомятся с приёмом умножения двузначного числа на однозначное; читать равенства, используя математическую терминологию; решать задачи изученных видов; закреплять умение применять перемест...

Урок математики на тему" Умножение двузначного числа на однозначное".

Разработка даёт возможность организовать деятельность учащихся по закреплению табличного умножения и деления чисел 2-4,  понятий: двузначное и однозначное число,  разрядные слагаемые; создат...

Урок математики по теме : " Умножение двузначного числа на однозначное"У

Урок математики 3 класс ,раскрывает способ умножения  путем раскладывания двузначного числа на разрядные слагаемые....

Урок математики по теме: Умножение двузначного числа на однозначное. УМК "Начальная школа XXI века"

Изучение окружающего мира можно применять и на других уроках. Тема экологии присутствует в жизни человека каждый день. Решение задач на экологическую тему на уроке математики развивает интерес учащихс...

Технологическая карта урока математики по теме: «Деление двузначного числа на однозначное» 3 класс УМК «Школа России».

Технологическая карта урока математики по теме:  «Деление двузначного числа на однозначное» 3 класс УМК «Школа России». Урок изучения и первичного закрепления новых з...

Технологическая карта урока математики "Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное число" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: закрепление алгоритма письменного умножения многозначного числа на однозначное числоЗадачи урокаДидактические:повторить табличное умножение, нумерацию многозначных чисел;улучшить навык умн...

Технологическая карта урока математики по теме "Умножение многозначного числа на однозначное" (УМК "Начальная школа XXI века" 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование умения умножать трехзначные числа на однозначные.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить обучающихся с правилами умн...