Технологическая карта урока математики "Задачи с избыточными данными" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, А.Л. Чекин)
план-конспект урока по математике (3 класс)

Смирнова Владислава Марковна

Тип урока: «открытия» нового знания.

 

Цель урока: формировать у обучающихся знания о задачах с избыточными данными и умения решать их.

 

Задачи урока:

Дидактические:

1. Вспомнить, что такое задача, полная задача, задача с недостающими данными;

2. Познакомить с понятием «задача с избыточными данными» и способами решения таких задач.

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление посредством выполнения математических заданий;

2. Развивать внимательность во время работы с математическими заданиями.

Воспитательные:

1. Воспитывать аккуратность при работе в тетрадях;

2. Воспитывать уважение к учителю, одноклассникам.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Задачи с избыточными данными554.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

Дата: 11.04.2022

Школа: МАОУ «Лицей №35»

Класс: 3-1

Урок: 3

Время: 9:50-10:30              Кабинет: 202

Студент: Смирнова Владислава Марковна

Группа: 46

Учитель: Шайхисламова Сония Фаридовна

Тема урока: «Задачи с избыточными данными»

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель урока: формировать у обучающихся знания о задачах с избыточными данными и умения решать их.

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Вспомнить, что такое задача, полная задача, задача с недостающими данными;
  2. Познакомить с понятием «задача с избыточными данными» и способами решения таких задач.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление посредством выполнения математических заданий;
  2. Развивать внимательность во время работы с математическими заданиями.

Воспитательные:

  1. Воспитывать аккуратность при работе в тетрадях;
  2. Воспитывать уважение к учителю, одноклассникам.

Оборудование: «Математика» 3 кл.: в 2 ч. Ч. 2: учебник / А.Л. Чекин; под ред. Р.Г. Чураковой (Перспективная Начальная школа); презентация, раздаточный материал, рабочие тетради.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесные: слово учителя

Учитель проверяет готовность к уроку.

Учитель приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга.

- Покажите мне ваше настроение, вашу готовность. Садитесь.

 Показывают свою готовность к уроку.

Встают, приветствуя учителя.

Садятся на свои места.

М: личностное включение в учебную деятельность (Р)

Учебная презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(2-3 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

И, Ф

Практические: работа в тетрадях

Словесные: учебный диалог

Учитель проводит математический диктант.

- Запишем число и «классная работа».

- 1.Из 5 сотен вычти 5 десятков.

2. Во сколько раз число 48 больше 8?

3.Какое число надо увеличить в 6 раз, чтобы получить 30?

4. Найди частное чисел 46 и 2.

5. Делимое 80, частное 80. Чему равен делитель?

6.Площадь прямоугольника равна 32см². Его длина 8см. Чему равна ширина?

7.Найди периметр квадрата со стороной 10 см.

Проверим.

- Вспомним, что такое задача? Какие есть у неё особенности?

- Какие вы знаете виды задач?

- Верно. Слышали ли вы когда-нибудь таком виде задач как задачи с избыточными данными?

Открывают тетради и записывают.

- 450. 6. 5. 23. 1. 4см. 100 см².

Отвечают.

- Это текст, в котором тебя просят найти числовое значение чего-то с помощью математических действий.

- Обратная, с недостающими данными

- Нет.

М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

М: волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Тетради

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф, И

Словесные: формирующий диалог

Учитель помогает поставить тему, цель урока.

- Как вы думаете, какая тема у нашего урока?

- Какая будет цель урока?

Определяют тему, ставят цель на урок.

- Задачи с избыточными данными.

- Узнать, что такое задачи с избыточными данными и как их решать.

М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

М: планирование (П)

Учебная презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф

Практические: решение задач

Словесные: анализ

Учитель помогает детям открыть «новое» знание.

- А сейчас откройте свои учебники на странице 97 и давайте с вами вместе внимательно прочитаем задание 287.

- О чём эта задача?

- Можем мы её сразу решить? Почему?

- Как мы можем это сделать?

- Итак, сколько же белых грибов они нашли втроём? Кто выйдет к доске и запишет решение этой задачи?

- Итак, все ли данные мы с вами использовали?

- Какие данные остались неиспользованными?

- Как называются такие данные?

- Как вы думаете, почему?

- Итак, как вы поняли, что такое задачи с избыточными данными?

«Открывают» новое знание.

Читают задание.

- О детях, собиравших грибы.

- Не знаем, кто сколько нашёл грибов.

- Сначала найдём сколько собрал Миша, потом папа.

1) 30 - 10 = 20 (г.) - нашёл Миша.

2) 30 + 10 = 40 (г.) - нашёл папа.

3) 30 + 20 + 40 = 90 (г.) - нашли вместе.

- Нет, не все.

- «Втроём они нашли белых грибов в 3 раза больше, чем нашла Маша».

- Избыточные данные.

- Это лишние данные, которые сбивают с толку при решении задачи.

- Это задачи с лишними данными.

Пред: знание, что такое задача с избыточными данными;

М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Учебник, тетради, учебная презентация

Динамическая пауза (1 мин)

Отдых от умственных нагрузок, смена вида деятельности

Ф

Практические: выполнение физических упражнений

Динамическая пауза.

- На орех взобрался Мишка (имитация движений – показать, как мишка карабкается на дерево)

С ветки даль ему видна (ладошку поставить как козырек ко лбу)

Смотрит на холмы и крыши (соединяем руки над головой как домик – крыша)

Не идёт ли к нам весна? (поднимаем плечи – удивление)

За деревней, за долиной

Где прозрачен небосвод (повороты головы вправо и влево).

Клин увидев журавлиный (показ взмахов крыльев журавлей)

Закричал: «Весна идёт!» (руки поднять в стороны)

Изображают действия.

М: волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф, П

Практические: выполнение упражнений

Словесные: работа с книгой

Учитель организует работу по учебнику.

- Посмотрим на №288. Про что эта задача?

- Итак, что нужно сделать?

- Всё верно. Что ещё необходимо сделать в этом упражнении?  

- Точно. Далее вы будете работать в парах. На выполнение этого упражнения у вас 4 минуты.

- Что мы закрепили с помощью этого задания?

Работают с материалами из учебника.

- Про машины.

- Необходимо сформулировать условие, в котором будут присутствовать данные из таблицы.

- Необходимо дополнить условие задачи, чтобы эта задача была с избыточными данными.

Работают в парах. Зачитывают свои варианты.

- Умение составлять задачи.

М: осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

Пред: умение составлять задачи

Учебная презентация, учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф, Г

Словесные: учебный диалог

Практические: решение упражнений

Учитель предлагает поработать в группах над задачей.

- Следующее задание вы будете выполнять в небольших группах по 4 человека. Прочитайте внимательно задание под номером 289. Что в нём необходимо сделать?

- На выполнение этого упражнения я выделяю вам 5 минут. По истечению этого времени, мы проверим, что у вас получилось.

- Хай файв! Проверим, что у вас получилось.

 - Что мы закрепили с помощью этого задания?

Работа над задачей в группах.

- Необходимо сформулировать задачу с избыточными данными, затем решить её, и переформулировать так, чтобы в условии не было избыточных данных.

Работают в группах.

Рассказывают свою задачу

- Умение формулировать и решать задачу

М: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа (Р);

Пред: умение формулировать и решать задачу

Учебная презентация, учебник, тетради

Включение в систему знаний, повторение

(4-5 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф, И

Словесные: учебный диалог

Практические: решение упражнений

Учитель организует работу над задачами.

- Посмотрите на эти задачи. Определите вид каждой: полная, с недостающими данными, с избыточными данными.Объясните свой выбор.

1. Один попугай смотрится в зеркальце 10 раз в сутки. Сколько раз в зеркальце в сутки смотрятся 3 попугая? (30 раз)

2. В зоомагазине в клетке живут 15 волнистых попугайчиков. Сколько волнистых попугайчиков и канареек живут в клетке?

3. В приюте для животных обитают  6 кошек, 7 собак и 3 попугая. Для них купили 43 кг разного корма. Для кошек купили 12 кг корма, а для собак на 16 кг больше, чем для кошек. Сколько килограммов корма куплено для попугаев?

- О чём первая задача? Как бы вы её решили?

- Запишем решения в тетради. Не забудьте об оформлении.

- О чём вторая задача? Как можно изменить условие задачи, чтобы задача стала полной?

- Как в таком случае решить эту задачу?

- Запишем решение в тетради.

- О чём третья задача? Как изменить условие задачи, чтобы в ней не было лишних данных?

- Как решим задачу? Можем ли решить её сразу?

- Запишем решение задачи.

- Что мы закрепили с помощью этого задания?

Задаёт домашнее задание.

- Запишем домашнее задание: рабочая тетрадь стр. 63 № 151,152.

Работают над задачами.

Определяют вид.

- О попугае. 10*3=30 (р.)

Записывают решение.

- О попугаях и канарейках. Канареек на 5 меньше, чем попугаев.

Найдём число канареек и сложим с числом попугаев.

1) 15-5=10(к.) – в зоомагазине.

2) 15+10=25(п.) – всего.

- О животных в приюте. Убрать число животных.

- Нет. Сначала найдём количество корма для собак, сложим его с кормом для кошек.

-1) 12+16=28(кг) – собачий корм.

2)12+28=40(кг) – собачий и кошачий корм.

3) 43-40=3(кг) – корм для попугаев.

- Умение решать задачи.

Записывают домашнее задание в дневник.

Пред: умение отличать виды задач;

М: осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Учебная презентация, тетради

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные: беседа

Учитель организует рефлексию по теме урока.

- Итак, ребята, давайте вспомним, какая была тема.

- Какая была цель?

- Выполнили ли мы план на урок?

- Ребята, посмотрите на слайд и ответьте на вопросы: С каким заданием мне понравилось работать больше всего? Что у меня получилось? Над чем мне следует поработать?

- Большое спасибо за урок.

Повторяют материал, изученный на уроке.

- Задачи с избыточными данными.

- Узнать, что такое задачи с избыточными данными.

- Да.

- С 1 заданием. У меня получалось правильно решать задачи, но мне нужно тренироваться делать это быстрее.

Л: самооценка;

М: рефлексия способов и условий действия (П)

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полная технологическая карта урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока "Твердые и мягкие согласные звуки. Звуковой анализ слов".

Технологическая карта открытого урока русского языка для городского семинара:«Создание особой пространственной образовательной среды для детей, испытывающих трудности в обучении»...

Технологическая карта урока по математике"Число 10" (УМК "Начальная школа XXI" века,1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства с числом 10, составом числа 10. Задачи урока Дидактические:1. Познакомить с числом 10; 2. Познакомить с соста...

Технологическая карта урока педагогики «Кто печатает деньги» (УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о том, кто печатает деньги и откуда они появляются.Задачи урокаДидактические:Познакомить с понятием «инфляция»;Формировать умения правильно и ...

Технологическая карта урока русского языка «Значение слова» (УМК "Начальная школа XXI века"); 2 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование умения самостоятельно толковать значение слова и выделять слова с общим элементом значения.Задачи урока:Дидактические:1....

Технологическая карта урока по русскому языку "Неизменяемые слова" ("Начальная школа XXI века", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о понятии «неизменяемое слово».Задачи урока          ...

Технологическая карта урока «Современные детские журналы» (УМК «Перспективная Начальная школа», 2 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование представлений о современных детских журналах и их структуре.Оборудование: эмблемы, заготовки (ребусы, кроссворды, загадки, л...