Урок математики в 4 классе "Решение задач на движение"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Урок математики в 4 классе  "Решение задач на движение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_zadach_na_dvizhenie.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Решение задач на движение.

Цель: формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию практических навыков работы с величинами, обеспечить условия для развития у школьников умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения. 

 

Задачи:

        совершенствовать вычислительные навыки;

        развивать интеллектуальные качества детей: математическую речь, внимание, мышление;

        воспитывать стремление детей к успеху в учебе, умение адекватно оценивать  свой труд.

Тип урока: комбинированный

Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: карточки для групповой и индивидуальной работы, ИД,

презентация, лестница успеха.

Ход урока:

1.Психологический настрой.

Друзья мои!

Сегодня мы откроем тайну,

Ведь в жизни нашей часты чудеса.

Секрет математических чудес необычайных

Откроем мы всего за полчаса.

Орешек знанья тверд, но все же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут

Волшебные слова:

«Хотим все знать!»        

Эти слова пусть будут девизом нашего урока.

 

2. Устный счёт. 

А пока, чтоб работать быстро и ловко,

Нам нужна ума тренировка!

 

        Найдите закономерность и продолжите ряд:

     1, 2, 4, 7, 11, …

     1002, 2004, 3008, 4016, …

 

        Найдите ошибки:

 60 •  4 + 50 = 260              420 : 7 + 30 = 210

 (50 •  4 + 60 =260              420 – 7 •30=210)

 

        Вычислите рациональным способом.

77  • 49 + 49 • 23         

138 • 90 - 38 • 90

Какой закон  вы использовали?  Сформулируйте его.

 

        Сумма чисел первого столбца таблицы равна 3550. Догадайтесь, как  можно быстро найти сумму чисел в остальных столбцах таблицы.

 

880                  881            882             883             885

 885                 886             887             888             889

 890                 891             892             893             894

 895                 896             897             898             899

 3550     …               …               …               …

     Это задание из первого учебника математики, который появился в России при Петре Первом. Составил его Магницкий. В этом учебнике впервые все числа  были записаны арабскими цифрами, т. е. так, как мы пишем сейчас.

 

3. Постановка учебной задачи.

Чем мы будем заниматься на уроке, вы узнаете, если правильно выполните задание.

450 : 9 + 63 – 79 = 34 (А)

(Ч) 45 * 10 -340 * 9 = 990 (З)

(А) 621 : 3+ 143 :5 =90 (А)

(Д) 330 : 11* 8 + 210 = 450

         Расположите числа в порядке убывания и прочитайте слово. Сегодня на уроке мы будем решать задачи.

         Расположите единицы измерения длины в порядке возрастания, и вы узнаете, какие задачи мы будем решать.

12 см          1дм   2см   1м     2м     км     18дм           1мм

Сформулируйте задачи урока.

 

4. Актуализация знаний. 

Что такое движение? (перемещение в пространстве)  Какие величины характеризуют движение?               

Какие величины не используются  в задачах на движение?  (тонны, центнеры,  м2, кг)

- По  каким признакам можно  разделить  данные  величины на группы?

( скорость, время,  расстояние)

 Дополните таблицу.

 

5. Блиц – турнир.

Перед вами карточка из 9 квадратов, если вы согласны с моим утверждением ставите +, если не согласны  - .

 

1.     Скорость – это быстрая езда.

2.     Скорость – это расстояние, пройденное за единицу времени.

3.     Чтобы найти скорость, нужно расстояние умножить на время.

4.     Чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время.

5.     При встречном движении расстояние между движущимися объектами уменьшается.

6.     Чтобы найти расстояние, нужно скорость умножить на время.

7.     При движении в противоположных направлениях расстояние между движущимися объектами уменьшается.

8.     Чтобы найти время нужно расстояние разделить на скорость.

9.     При движении в противоположных направлениях  скорость сближения равна сумме скоростей.

 

1 -

4 +

7 -

2 +

5 +

8 +

3 -

6 +

9 -

 

6. Работа в парах. Решение простых задач на нахождение скорости, времени, расстояния.

Средняя скорость

Время

Расстояние

90 км/ч

4 ч

 ?

60 км/ч

?

  120 км

?

1660 км

 

7. Проверка по эталону.

 

8.Фронтальная работа с проговариванием вопросов подводящего диалога вслух.

Из двух городов, расстояние между которыми равно 65 км, выехали одновременно в противоположных направлениях два автомобиля. Один из них шел со скоростью 80 км/ч, а другой – 120 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут автомобили через 3 часа после выезда?

 

9. Рассмотрите схему и составьте по ней обратную задачу.

 

10. Рассмотрите схему. Объясните, что обозначают выражения.

 

      665 – 65      (665 – 65) : 3       (665 – 65) : 3 - 80

 

11. Физминутка для глаз.

 

12.Работа в группах.

1 группа.

На участке дороги длиной 280км стоит знак ограничения скорости до  60 км/ч. Нарушил ли правила  водитель, если это расстояние он преодолел за 4 часа?

 

2 группа.

До сказочного замка 130 вёрст. Скорость Серого Волка 20 вёрст в час. Сможет ли Иван – царевич преодолеть это расстояние за 7 часов?

 

3 группа.

На дороге длиной 6  км стоит камень. На нём написано, что скорость движения по этой дороге не должна превышать 200м/мин. Гонец в сапогах скороходах пробежал это расстояние за 10 минут. Соблюдал ли он правила движения?

 

4 группа.

Легковая машина за 6 часов прошла 480 км, а грузовая за 4 часа прошла 160 км. Во сколько раз скорость легковой машины больше скорости грузовой машины?

 

5 группа.

Гоночный автомобиль за 6 часов прошёл 720 км, а легковой автомобиль за 4 часа  - 240 км. Во сколько раз скорость гоночного автомобиля больше скорости легкового автомобиля?

 

13. Задача на смекалку.

Рассеянный мальчик вышел из дома и пошёл к своему другу Андрею. Расстояние между их домами 2 километра. Когда он прошёл половину пути и сел отдохнуть, то вспомнил, что забыл дома книгу. Мальчик вернулся домой, взял книгу и снова пошёл к Андрею. Когда он подошёл к дому Андрея, то вспомнил, что на месте отдыха забыл сумку. Мальчику пришлось вернуться за сумкой и снова идти к другу. Когда он пришёл к Андрею, то понял, что вместо двух километров прошёл гораздо больше. Сколько километров прошёл мальчик? ( 6 часов)

 

14. Самостоятельная работа.

1 вариант   стр.103 №3 (б).

2 вариант   стр. 103 №4.

 

15. Взаимопроверка.

 

16.Работа над ранее изученным материалом.

        Сравнение выражений (самостоятельно).

6008 • 4 * 14184 : 4

8246 : 2 * 706 • 4

        Решение уравнений ( карточки для индивидуальной работы).

Х * 10 = 7890 – 890                10000 : х = 500 * 2

100 * х = 98000: 10                х : 10 = 18035 + 1965

Х : 9 = 1000 – 930                  х : 2 = 810 : 90

 

17. Рефлексия.

Составьте пословицу. «Тише едешь, дальше будешь»

- Как вы понимаете её?

(если двигаться медленнее и с осторожностью, соблюдая правила, можно проехать без происшествий). Всегда ли вы выполняете правила дорожного движения? Почему нужно быть внимательным  при движении на дорогах?

 

Какие виды работ выполняли на уроке?

Какое задание было для вас интересным?

Пригодятся ли вам  знания на расчет пути, времени и скорости в жизни?

Оцените свою работу на уроке.

 

 18. Задание на дом.

Стр.103 №3 (а), творческое задание (придумать задачу на движение).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме "Решение задач на движение", 4 класс

Урок математики по теме "Решение задач на движение", 4 класс по УМК ""Начальная школа XXI века"....

Презентация к уроку математики по теме "Решение задач на движение" 4 класс

Презентация к уроку математики  по теме "Решените задач", 4 класс (УМК "Начальная школа XXI века")....

урок математики 4 класс "Решение задач на одновременное движение двух объектов в противоположных направлениях"

Конспект урока и презентация.Цель:  Закрепить умение решать задачи на различные виды движения: навстречу друг другу, в противоположных направленияхЗадачи: 1)...

Урок математики по теме "Решение задач на движение. Нахождение скорости изменения движения"

Урок математики "Решение задач на движение. Нахождение скорости изменения движения" для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа"...

урок математики 4 класс "Решение задач на противоположное движение"

Тип урока: изучение нового материалаЦель: Ознакомление с решением задач на движение в противоположном нарвлении....

Презентация к уроку математики 4 класс Решение задач на движение

Презентация  к уроку  математики 4 класс Решение задач на движение...