Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Слово и его лексическое значение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Слово и его лексическое значение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока (русский язык)

Тема: Слово и его лексическое значение. Повторение и уточнение представлений о слове.

Цель урока: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём.

Планируемые результаты:

Предметные: 

Знать: понятие лексическое значение слова; однозначные и многозначные слова;

Уметь: распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении;

Личностные: смыслообразование - связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности.

Тип урока: комбинированный урок.

Этап урока

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

І. Этап самоопределения к деятельности

-Присаживайтесь.

-Откройте тетради, положите их правильно с наклоном, запишите число, сегодня у нас 27 сентября, а внизу с большой буквы классная работа.

Приветствовать учителя.

Настраиваться на урок.

Записывать в тетради.

Р.: саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

ІІ. Актуализация знаний и мотивация

-Кто мне ответит, какая самая наименьшая языковая единица предложения?

-Ребята, откройте учебник на странице 39.

-Кто прочитает название раздела?

-Что вы видите?

-Ребята, а это какие слова?

-Сегодня мы с вами узнаем о том, как еще можно охарактеризовать эти слова.

-Кто мне прочитает чему мы будем учиться в это разделе?

-Отлично! Тогда начинаем изучение этого раздела.

Отвечать на вопросы.

- Слово.

- Слово в языке и речи.

- Кота, мышей, компьютер, провода, бабочку и т д.

Ответы учеников.

Читать учебник.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу при выполнении заданий

К.: строить понятные речевые высказывания

ІІІ. Постановка учебной задачи

-Ребята, отгадайте загадки:

1. Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки, боится кошки.

2. Друг без друга мы скучаем,
Вместе с радостью играем.
И нам ссориться не нужно.
Ведь всего сильнее …
 

-Правильно.

-Кто знает, в каком словаре можно посмотреть лексическое значение слова?

-Найдите в толковом словаре на с. 153 слово мышь.

-Какие значения имеет это слово?

-Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений?

-А теперь найдите в толковом словаре на с. 153 значение слова «дружба» . Что вы можете сказать об этом слове? Сколько у него значений?

-Значит какое это слово?

Правильно.

-Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

-А какую цель мы с вами поставим?

-Отлично!

Отвечать на вопросы.

- Мышь.

- Дружба.

- В толковом словаре.

Ответы детей.

- Многозначные.

- Однозначные.

- Однозначное.

- Лексическое значение слова.

- Однозначные и многозначные слова.

- Узнать, что такое лексическое значение слова; уметь находить однозначные и многозначные слова в тексте.

П.: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника

Р.: целеполагание, планирование

ІV. Открытие нового знания

-Как вы понимаете однозначные слова?

-А многозначные?

-Откройте учебник на странице 40, смотрим на 64 упражнение, какое задание нам нужно выполнить?

-Кто прочитает?

-О чем говориться в тексте? (богатство русского языка)

-Что хотел передать автор текста?

-Верно!

-Согласны ли вы с ним?

-Ребята, а какой смысл в первом предложении?

-Хорошо, а какое оно по интонации?

-Правильно, восклицательное, его нужно произносить с восклицанием, кто произнесет?

-Начинаем выполнять задания.

-Спишите первое предложение. 

-Запишите выделенные слова с красной строки. Какие слова мы запишем?

-Теперь нужно объяснить лексическое значение каждого слова.  

А теперь, давайте вспомним, что же такое лексическое значение слова, под упражнением нам дана подсказка, кто ее прочитает?

Отвечать на вопросы.

Читать задание.

- О хороших, добрых словах.

Что русский язык – богатый язык.

- Да.

Ответы детей.

- Восклицательное.

Работать у доски, работать в тетрадях.

- Мир, дружба, родина, Россия, берёза, солнце, счастье, весна, радость, мама.

Отвечать на вопрос.

Читать подсказку.

П.: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника

Л.: формулирование проблемы

К.: высказывать свое мнение при обсуждении задания.

V. Работа по теме урока.

-Теперь смотрим на 65 упражнение.

-Кто прочитает, что нужно сделать в этом упражнении?

-Пользуясь схемой, подготовьте устное сообщение  на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка».

-Расскажите, что такое однозначные слова, многозначные.

-Какие слова относятся к синонимам? Антонимам?

-А что такое синоним? А антоним? Прочитайте в учебнике.

-А теперь в паре составляем предложение с одним из данных в схеме слов, и записываем его. 

-Приведите свои примеры однозначных и многозначных слов.

Читать задание.

Составлять устное сообщение.

Отвечать на вопросы.

Синоним – слова, близкие по значению, Антоним – слова, противоположные по значению.

Приводить свои примеры.

К.:  строят понятные речевые высказывания

П.: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника

VI. Динамическая пауза

Буратино потянулся, - поднимаем ручки вверх и встаем на носочки.

Раз – нагнулся, - наклоны вперед, доставая пальчиками до пола.

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развел, - разводим руки в стороны. Ключик, видно не нашел. - качаем головой.

Чтобы ключик нам достать, - поднимаем ручки вверх. Нужно на носочки встать. - тянемся вверх, вставая на носочки.

Повторять движения за учителем.

- Встать, потянуться, поднять руки.

- Нагнуться

- Развести руки в стороны

- Качать головой

- Поднять руки вверх и встать на носочки.

Р.: повторение упражнений

VІI. Закрепление

-Давайте вернемся с вами на страницу 39 нашего учебника.

-Посмотрите на картинку и постарайтесь определить однозначные и многозначные слова. И что поможет вам определении?

-С одним из многозначных слов, вам нужно придумать предложение устно.

-Ответьте мне на вопрос «Чем отличаются однозначные слова от многозначных?»

-Пользуясь толковым словарем, который находится на стр. 152-153, разделите слова из упражнения 67 на две группы 1) однозначные 2) многозначные.

Герб, журавль, заря, альбом

- Посмотрите на доску и проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

-Встаньте, у кого все правильно.

Слушать учителя.

Выполнять задание.

Составлять предложение.

- Однозначные слова имеют одно лексическое значение, а многозначные слова несколько значений.

Встаёт тот, у кого все правильно.

К.: аргументация своего мнения и позиции.

П.: применять базовые знания для решения конкретной проблемы.

 Р.: контроль и самоконтроль учебных действий

П.: анализировать свою деятельность.

П.: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

П.: классифицировать объекты по выделенным признакам

VІІІ. Подведение итогов. Рефлексия деятельности

-Какая тема урока была сегодня?

-Какую цель мы ставили?

-Мы ее достигли?

-А теперь оцениваем свою работу на уроке. Поднимите вверх две ладошки, кто считает, что он научился отличать многозначные слова от однозначных. Поднимите одну ладошку, если вам еще сложно отличать такие слова.

- Лексическое значение слова.

- Однозначные и многозначные слова.

- Уметь находить однозначные и многозначные слова в тексте.

- Да.

-Анализировать и оценивать свою работу на уроке.

Р.: анализировать собственную работу.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями" УМК "Перспектива"

урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями"...

Технологическая карта урока по русскому языку. 2 класс. на тему: "Слова, которые отвечают на вопросы КОМУ? ЧТО?"

Технологическая карта урока по русскому языку в национальной (тувинской) школе...

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему "Лексическое значение слова"

Конспект урока по русскому языку в 3 классеТема: «Лексическое значение слова»Целевые установки:- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;- познакомить с лексическим значением сл...

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?"

Конспект урока по русскому языку для детей с ТНР на тему "Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?" 2 класс...

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема конспекта" Слово и его лексическое значение" УМК "Школа России"

Тема: Слово и его лексическое значениеЦели деятельности учителя: ознакомление  с понятием лексическое значение словаПланируемые результаты:Предметные:Знать: понятие, что такое лексическ...