Формирование математической грамотности средствами практических заданий и проблемных ситуаций
статья по математике (4 класс)

Развитие функциональной грамотности одна из приоритетных задач ФГОС нового поколения. Одним из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otk_2022_matematicheskaya_gramotnost.docx662.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование математической грамотности средствами практических заданий и проблемных ситуаций»

Развитие функциональной грамотности одна из приоритетных задач  ФГОС нового поколения. В указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года сказано, что наша страна должна стать одной из 10 ведущих стран мира по качеству образования, а в процесс обучения нужно внедрять «методики и технологии, обеспечивающие освоение обучающимися базовых навыков и умений».

Одним из направлений функциональной грамотности является  математическая грамотность. «Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира

Математика вносит неоценимый вклад в развитие элементов функциональной грамотности младшего школьника. Она способствует развитию информационной, читательской, социальной грамотности. На уроках технологии, окружающего мира так же используются математические знания.

Никому не секрет, что компетентности по формированию математической грамотности проверялись в рамках международного исследования PISA, которое в данный момент не доступно для России. Но министерство образования РФ планирует запустить российский вариант данного исследования.

Изучив некоторые данные исследований PISA, мы пришли к выводу, что задания PISA  были направлены на использование математических знаний , как на уроках в рамках школьной программы, так и вне школы.

Мы  решили изучить уровень математической грамотности учеников в параллели 4 – х классов. Ведь начальная школа – это первая ступень по формированию функциональной грамотности, в которую непосредственно входит математическая грамотность. Проанализировав  мониторинговые исследования учащихся  PISA последних лет, мы разработали диагностическую работу для определения уровня математической грамотности у учащихся 4 классов и провели ее в своих классах в середине учебного года. (Приложение 1)

Данные мониторингового исследования позволили нам увидеть противоречия между необходимостью формирования математической грамотности обучающихся и недостаточным уровнем понимания  решения математических  задач решаемых в жизненных ситуациях. (Приложение 2)    

Перед нами встала проблема, как найти оптимальные средства, направленные на повышение уровня сформированности математической грамотности обучающихся.

       Цель: создать комплекс практических  заданий и подобрать систему проблемных ситуаций направленных на формирование  математической грамотности младших школьников.

Задачи:

- изучить материалы мониторинговых исследований PISA в России;

- разработать комплекс практических заданий и ситуативных задач, содержащих проблему, математического содержания, направленных на формирование математической грамотности обучающихся, включить их в учебный материал к урокам математики, а так же в познавательно – развивающие занятия во внеурочное время.

- адаптировать разработанные задания к решению практических задач, математического характера, ориентированные на жизненные ситуации.

- проверить на практике эффективность их реализации, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка;

- проанализировать результаты работы с данными заданиями, выявить недостатки для дальнейшей работы по формированию математической грамотности.

При реализации комплекса практических заданий необходимо учитывать следующие моменты:

задачи такого вида не должны включаться в работу эпизодически, они должны носить непрерывный характер и решаться на  уроке математики при изучении практически всех тем;

 решение задач, содержание которых близко к реальности, с использованием математических знаний, важно для понимания учащимися роли математики в повседневной жизни;

учителю  необходимо постоянно развивать познавательные потребности своих учеников, организовать поисково-исследовательскую деятельность, направленную на решение жизненных ситуаций при  решении математических задач.

Для достижения поставленной  цели мы   определили структуру учебных заданий  для формирования математической грамотности обучающихся.  (Приложение 3)

Так же в рабочей программе по математике  мы определили темы уроков, на которых в последствии внедряли практические задания.

Чтобы добиться положительных результатов в формировании математической грамотности, мы опираемся  на индивидуальные возможности каждого ребенка.  

Практические задания  и решение проблемных ситуаций  по формированию математической грамотности мы включаем в различные этапы урока.

 На этапе актуализации знаний, мы предлагаем ученикам решить задачи содержащие проблемные ситуации, направленные на формирование математической грамотности. Такие задачи мы называем «Задачки для прокачки». Поиск решения таких проблемных ситуаций занимает не более 3 минут, это способствует активизации внимания учащихся, все дети  включаются  в учебный процесс, они знакомятся с различными типами проблемных задач, тем самым пополняется запас знаний необходимых для формирования математической грамотности.

        На этапах изучения нового материала и закрепления полученных знаний мы применяем   практические задачи. Подбирая комплекс заданий, всегда учитываем содержание  темы урока в учебном плане, а так же содержание компонентов математической грамотности. (Приложение 3)

          Например, изучая раздел «Письменные приемы умножения и деления чисел», в основном опираемся на 1-й компонент математической грамотности – понимание учеником необходимости математических знаний для решения практических задач жизненного характера; задачи профориентационной направленности, где предлагается помочь маме, повару в ресторане, кассиру и продавцу в магазине, и т.д., То есть задания из повседневной жизни, связанные с формированием практических навыков, в том числе с использованием элементов профессиональной деятельности.

         2-й компонент математической грамотности используем  при изучении геометрического материала. Подбираем задания развивающие  способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы, решать геометрические задачи, связанные с жизнью, с практической деятельностью человека.

Одним из примеров  применения  3-го компонента математической грамотности является изучение тем раздела «Числа от 1 до 100».  Задания данного типа направлены на  овладение математическими фактами (принадлежность, истинность), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно-практического содержания (ремонт квартиры, семейные расходы).

Разработанный комплекс заданий носит не эпизодический характер, а включен в систему знаний по формированию математической грамотности.

 После проведения и анализа   входной диагностической работы для контроля уровня сформированности математической грамотности мы в классах ввели Листы личностных достижений, которые заполняются в течении всего учебного года. Листы личностных достижений заполняются после выполнения каждого практического задания сначала вместе с учителем, а потом самостоятельно. Данный Лист позволяет учителю увидеть уровень сформированности математической грамотности каждого обучающегося, для дальнейшей индивидуальной работы с учеником. (Приложение 6)

В конце учебного года провели итоговую диагностическую работу и  проанализировали  Листы личностных достижений каждого ученика.  Данный мониторинг позволил увидеть, чего достиг каждый ученик  в течение учебного года. ( Приложение 5)

Высокий уровень сформированности математической грамотности  помогаем учащимся безболезненно переходить  из начальной школы в основное звено обучения: учителю математики будет легче спланировать работу по формированию математической грамотности с Листами личностных  достижений в основной школе.

Таким образом, комплекс разработанных заданий и решение проблемных жизненных ситуаций математического характера   способствуют  формированию математической грамотности младших школьников, тем самым повышают качество обучения и  готовность детей к жизни.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Входная диагностическая работа

по определению математической грамотности

обучающихся 4 классов

МАТЕМАТИЧЕКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Задание 1. «Доска почета». 3«Б» класс, в составе 27 человек решил оформить стенд и вывесить на доску почета свои фотографии. Размеры доски 1 м х 1 м (100 см- 100 см)

Фотографии квадратной формы со стороной 20 см.

Вопрос 1/2 . Сколько фотографий ребята могут разместить на доске?

Выберите и отметьте верный ответ.

А. 10 шт.

Б. 20шт.

В. 100шт.

Г.        25шт.

Вопрос 2/2. Фотографии скольких человек из класса не поместятся на доску?

Ответ:__________________________________________

Задание 2. «Кинотеатр».

 В кинотеатре «Эдем» стартовал новый мультфильм «Фиксики против роботов». Начало сеанса в 17:00. Продолжительность сеанса 1 час 30 минут.

Путь от дома до кинотеатра составляет 20 минут.

Вопрос 1/2. В какое время надо выйти из дома, чтоб успеть за 10 минут до начала сеанса?

Выбери и отметь правильный ответ.

А. 16:30

Б. 16:20

В.16:00

Г. 16:10

Вопрос 2/2.В котором часу Марина вернется домой, если после сеанса задержится на 10 минут  с подругой?

Ответ:_________________________________

Задание 3. «Покупки». Мама отправила Петю в магазин со списком продуктов, которые необходимо купить.

Список

Молоко «Простоквашино»

Хлеб

Сметана

Витрина магазина:

Продукты

Цена

C:\Users\89232\Desktop\IMG_9075-600x600.jpg

30 рублей

C:\Users\89232\Desktop\1022697058.jpg

28 рублей

C:\Users\89232\Desktop\353135_2.jpg

42 рубля

Вопрос 1/2.Сколько рублей составляет стоимость всей покупки.

Числовое выражение:_______________________________________

Вопрос 2/2. Сколько сдачи принесет Петя, если мама дала ему 150 рублей?

Ответ:________________________________________________________

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Задание 4. «Фишечки». В магазине «Командор» за накопленные 5 фишек можно получить сковороду. Одна фишка выдается при покупке на 100 рублей.

Вопрос 1/2. Какую сумму надо потратить, чтобы получить 5 фишек?

Решение:______________________________________________

Вопрос 2/2. Сколько надо получить фишек, чтобы приобрести сковороду себе и двум своим родственникам?

Ответ:____________________________________

Задание 5. «Карты». В кошельке для пластиковых карт лежат разные карты.

C:\Users\89232\Desktop\2e09157bc6bf72f64b4f7de3897b0dd8_M.jpg

C:\Users\89232\Desktop\4290a576ba4208f68a63b1fc115c1899.png

C:\Users\89232\Desktop\fb65220994fccb571c2bab31e46cc7c1.png

Вопрос 1/2. Какой картой надо воспользоваться, чтобы рассчитаться при покупке продуктов в магазине?  Укажи номер карты.

Ответ:_______________________________________

Вопрос2/2. Для чего нужна карта «Лента»?

Ответ:____________________________________________

Задание 6. «ПИН-код» Для того, чтобы оплатить покупку в магазине, требуется ввести ПИН-код.

Вопрос 1/2. Расшифруй код при помощи шифра.

1 цифра

Частное чисел 42 и 7

2 цифра

Сумма чисел 10 и 5 деленная на 3

3 цифра

Произведение чисел 135 и 0

4 цифра

Во сколько раз 24 больше 8

Ответ:_______________________________________

Вопрос 2/2. Что может произойти, если пин-код будет введен неверно?

Ответ:________________________________________________________

Задание 7. «Денежная валюта».

C:\Users\89232\Desktop\5d403160821a997b1b103aa3.jpg

C:\Users\89232\Desktop\6006097d0c8dbab25c18dd19a0dd317e.jpg

C:\Users\89232\Desktop\155523_big.jpg

C:\Users\89232\Desktop\doll2_1.jpg

C:\Users\89232\Desktop\1руб.jpg

C:\Users\89232\Desktop\og_og_14954798752100214965.jpg

Вопрос 1/2. Расположите деньги в порядке возрастания, если 1 доллар равен 63 рублям, а 1 юань равен 9 рублям.

Ответ:____________________________________________________________

Вопрос 2/2. Переведи все денежные валюты в рубли и запиши, сколько рублей в данных 6 купюрах и монетах?

Ответ:______________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Результаты

Входной диагностической работы

формирования математической грамотности

4- х классов, сентябрь 2021г.

Количество выполнявших – 55 чел.

Количество заданий – 7

I компонент – 3 задания

II компонент – 1 задание

III компонент – 3 задания

      Вывод: первый компонент математической грамотности включил в себя жизненные задачи с применением математических знаний, проблем, возникающих в повседневной жизни, жизненных ситуаций и оценку их достижений, умение ориентироваться во времени.

     Проанализировав задачи 1 компонента, более успешно ребята справились с заданием, где необходимо применять арифметические действия, что составило 61%, 26% - выполнили частично верно, 13% испытали трудности, поэтому с заданием не справились.

    Анализируя задачу – оценка ситуации результаты распределились следующим образом: 57% успешно справились с заданием, 25% выполнили частично верно, 18% не справились с заданием.

     Менее успешно справились с заданием на   ориентирование во времени. Результаты расположились в диаграмме   следующим образом: 49% справились частично верно, 35% не справились с заданием, лишь 16%  выполнили верно.

      Вывод: II компонент математической грамотности включил задачу на решение проблемных ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и в пространстве на основе геометрических фигур, на выполнение вычислений, расчетов, прикидки, оценки величин. Решение задачи показало, что большая часть обучающихся справилась с этим заданием и составила 46%, 31 % выполнили частично верно, лишь 23% не справились с заданием.

    Вывод: третий компонент математической грамотности включил задачи: на построение математических суждений, связанных с жизнью, задачу семейно-практического характера, а также задачу на владение математическими фактами. Решение задач показали средний уровень выполнения заданий. Результат  выполненных задач распределился следующим образом:  с задачами  на построение математических суждений  и владениями математическими фактами  справились  по 38%, выполнили частично  31 % и не справились с заданием так же  31% обучающихся. Менее  успешно справились с заданием семейно-практического характера. 44% не справились с заданием, 31% выполнили частично верно, только  25% справились с заданием.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Структура учебных заданий и ситуаций, направленная

на формирование математической грамотности младших школьников

п/п

Учебные задания

Пример задания

1-й компонент математической грамотности –

понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач;

задачи профориентационного направления, где предлагается помочь домохозяйке, повару-кондитеру, продавцу, водителю, швее, воспитателю и т.д.

оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений.

1.

Упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний проблем, возникающих в повседневной жизни. Это умения выполнять вычисления, прикидку и оценку результата действия.

3 класс. Задание. У Алины 15 рублей, а у Юли 25  рублей. Сколько наклеек они смогут купить вместе, если одна наклейка стоит 4 рубля?

Задача от домохозяйки

Мама решила приготовить салат из огурцов, помидоров и редиски. Вся масса салата должна составить 100 г. Сколько нужно положить помидоров, если масса огурцов составляет 40 г., а масса редиски в 5 раза меньше массы огурцов?

Задача от продавца

 В магазин привезли 100 кг апельсинов. Все апельсины разделили на 4 доли. В первый день продали 2 доли,  а во второй день  1 долю.  Сколько килограммов апельсинов  осталось в магазине?

Задача от врача.

Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 1 таблетке   3 раза в день в течение 8 дней. В одной упаковке 10 таблеток лекарства. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?

2.

Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и в пространстве на основе знаний о геометрических фигурах, их измерении.

3 класс. Задание. Рома хочет вырезать подставку под горячее прямоугольной формы со сторонами 9 и 10 см, как написано в журнале «Помощь маме». У него есть лист фанеры квадратной формы со стороной 8 см. Рома приступил к распиливанию фанеры. Справится ли Рома? Не поспешил ли он с началом работы? Сможет ли он из этого листа вырезать подставку?

Задача «Доска почета». 3 «Б» класс, в составе 27 человек решил оформить стенд и вывесить на доску почета свои фотографии. Размеры доски 1 м х 1 м (100 см- 100 см).

Фотографии квадратной формы со стороной 20 см.

 Сколько фотографий ребята могут разместить на доске? Фотографии скольких человек из класса не поместятся на доску?

3.

Упражнения на решение разнообразных задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.). Анализ ситуации как житейской помогает избежать трудностей в расчетах, предупреждает типичную ошибку – потерю действия в решении задачи.

Задание. Масса трёх учащихся нашего класса 1 центнер. Какова может быть масса каждого? Приведи варианты.

Задача. К новогоднему празднику для украшения зала дети хотят изготовить гирлянды из одинаковых по размеру и форме цветных фонариков. Они планируют на каждой гирлянде поместить по 9 фонариков и знают, что из одного листа цветной бумаги получается 2 таких фонарика. Хватит ли им для изготовления 4 таких гирлянд 16 листов бумаги? На сколько меньше фонариков надо размещать на каждой гирлянде, чтобы изготовить 4  одинаковые по количеству фонариков гирлянды и не покупать новые листы бумаги?

4.

Задачи и упражнения на оценку правильности решения на основе житейских представлений (оценка достоверности, логичности хода решения). Выполнение таких заданий заканчивается сопоставлением поставленного вопроса и полученного ответа.

Задача от водителя. Может ли быть расстояние между городами Смоленск и Брянск – 500 км. Если на поездку требуется 20 литров бензина, автомобиль расходует 8 литров бензина на 100 км?

Задача от воспитателя лагеря

В летнем лагере 90 детей и 10 воспитателей. В автобус помещается не более 46 пассажиров. Сколько автобусов требуется, чтобы перевезти всех из лагеря в город?

5.

Задания на распознавание, выявление, формулирование проблем, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики.

Численность обучающихся   3  класса  в 2010 году составляла  98 человек, а в 2019 году – 57 человек. На сколько человек уменьшилось  количество обучающихся 3 класса   за 9 лет?

2-й компонент математической грамотности –

способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы, решать геометрические задачи, связанные с жизнью, с практической деятельностью человека.

1.

Упражнения на понимание и интерпретацию различных отношений между математическими понятиями – работа с математическими объектами.

В 1981 году простой карандаш стоил 3 коп. Сколько карандашей можно было купит на 1 рубль?

2.

Упражнения на сравнение, соотнесение, преобразование и обобщение информации о математических объектах – числах, величинах, геометрических фигурах – упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидки, оценки величин.

Со стены сняли старый плакат. Оказалось, что от клея на обоях осталось некрасивое пятно. Сторона квадрата – 50 см. Выбери, чем можно закрыть это пятно: карта мира -80 см * 45 см; плакат «таблица умножения» - 4 дм * 8 дм; репродукция картины – 30 см * 20 см; цветной календарь – 55 см * 6 дм?

3.

Упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидок, оценки величин, на овладение математическими методами для решения учебных задач.(Составление схем к задаче, кратких записей, занесение данных в таблицу, отметка стрелками направление на схеме и т. п.). В данных заданиях применяется метод математического моделирования. Математическое моделирование, объединяя в себе практически все приемы мыслительной деятельности, обеспечивает готовность учащихся использовать математические знания в различных учебных и повседневных ситуациях

На берегу реки требуется построить водонапорную башню для снабжения водой двух сел так, чтобы общая длина труб от водонапорной башни до обоих сел была наименьшей. С помощью рисунка покажите, как это можно сделать?

Для оборудования нового кафе привезли 90 стульев. Хватит ли этих стульев, если в кафе 9 четырёхместных столиков, 5 восьмиместных и 2 двухместных?

3-й компонент математической грамотности –

владение математическими фактами (принадлежность, истинность), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно-практического содержания (ремонт квартиры, оздоровление, семейные расходы).

1.

Задания на понимание и применение математической символики и терминологии. ( Применение знаков и символов +, -, больше, меньше; умение понимать разницу между понятиями « увеличить (уменьшить) на…», «увеличить (уменьшить) в …»; единицы измерения длины, меры объема, веса.

Какие единицы измерения тебе понадобятся для измерения:

1) Расстояния от Смоленска до Вязьмы (мм, см, м, км);

2) Высоты монеты (мм, см, м, км);

3) Длины парты (мм, см, м, км).

Используя знаки действий и, если необходимо, скобки, запиши число 10 четырьмя тройками.

2.

Задания, направленные на построение математических суждений (рассуждений)

Докажи с помощью примера следующие утверждения:

Существуют четырехугольники, у которых все стороны равны;

Некоторые однозначные числа не делятся на 2;

В некоторых четырехугольниках все стороны равны.

3

Задания  семейно-практического содержания. Например, «Один день из жизни семьи»

Для ремонта квартиры купили 42 рулона обоев. Сколько пачек обойного клея нужно купить, если одна пачка клея рассчитана на 8 рулонов?

«Карты». В кошельке для пластиковых карт лежат разные карты.

C:\Users\89232\Desktop\2e09157bc6bf72f64b4f7de3897b0dd8_M.jpgC:\Users\89232\Desktop\4290a576ba4208f68a63b1fc115c1899.pngC:\Users\89232\Desktop\fb65220994fccb571c2bab31e46cc7c1.png

Какой картой надо воспользоваться, чтобы рассчитаться при покупке продуктов в магазине?  Укажи номер карты.

Для чего нужна карта «Лента»?

«ПИН-код» Для того, чтобы оплатить покупку в магазине, требуется ввести ПИН-код.

Расшифруй код при помощи шифра.

1 цифра

Частное чисел 42 и 7

2 цифра

Сумма чисел 10 и 5 деленная на 3

3 цифра

Произведение чисел 135 и 0

4 цифра

Во сколько раз 24 больше 8

 Что может произойти, если пин-код будет введен неверно?

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Итоговая диагностическая работа

по определению математической грамотности

обучающихся 4 классов

МАТЕМАТИЧЕКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Задание 1. «Уголок ветерана». 4«Б» класс ко Дню победы, в составе 30 человек решил оформить стенд и вывесить на доску почета фотографии своих дедушек-ветеранов. Размеры доски 2 м х 2 м (200 см- 200 см)

Фотографии квадратной формы со стороной 40 см.

Вопрос 1/2 . Сколько фотографий ребята могут разместить на доске?

Выберите и отметьте верный ответ.

А. 10 шт.

Б. 20шт.

В. 100шт.

Г.        25шт.

Вопрос 2/2. Фотографии скольких человек из класса поместятся на доску?

Ответ:__________________________________________

Задание 2. «Кинотеатр».

 В кинотеатре «Синема» стартовал новый семейный фильм «Артек». Начало сеанса в 18:00. Продолжительность сеанса 1 час 40 минут.

Путь от дома до кинотеатра составляет 30 минут.

Вопрос 1/2. В какое время надо выйти из дома, чтоб успеть за 10 минут до начала сеанса?

Выбери и отметь правильный ответ.

А. 16:30

Б. 17:20

В.17:00

Г. 17:10

Вопрос 2/2.В котором часу семья вернется домой, если после сеанса задержится на 20 минут  в кафе?

Ответ:_________________________________

Задание 3. «Покупки». Мама отправила Машу в супермаркет за  продуктами со списком, в который внесла, что необходимо купить.

Список

Сливочное масло

Батон

Кефир

Витрина магазина:

Продукты

Цена

C:\Users\User\Desktop\P1097224.jpg

32 рублей

C:\Users\User\Desktop\18970276_e09d5ada3ad4fbcd4b38fc834d10cbb4_800.jpg

148 рублей

C:\Users\User\Desktop\1-5319.jpeg

52 рубля

Вопрос 1/2.Сколько рублей составляет стоимость всей покупки.

Числовое выражение:_______________________________________

Вопрос 2/2. Сколько сдачи принесет Петя, если мама дала ему 250 рублей?

Ответ:________________________________________________________

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Задание 4. «Наклеечки». В магазине «Магнит» за накопленные 25 наклеек можно получить чайник. Одна наклейка выдается при покупке на 200 рублей.

Вопрос 1/2. Какую сумму надо потратить, чтобы получить 25 наклеек?

Решение:______________________________________________

Вопрос 2/2. Сколько надо получить наклеек, чтобы приобрести чайник себе и бабушке, а так же набор тарелок за 30 наклеек?

Ответ:____________________________________

Задание 5. «Карты». В кошельке для пластиковых карт лежат разные карты.

C:\Users\User\Desktop\magnit_card.png

C:\Users\User\Desktop\jaVSCzITMNUGVGYCPxylZQ.jpg

C:\Users\User\Desktop\48f517cd998058546e9fe9778c2b8f6c.png

Вопрос 1/2. Какой картой надо воспользоваться, чтобы рассчитаться при покупке в супермаркете?  Укажи номер карты.

Ответ:_______________________________________

Вопрос2/2. Для чего нужна карта «Фармленд»?

Ответ:____________________________________________

Задание 6. «ПИН-код» Для того, чтобы оплатить покупку в магазине, требуется ввести ПИН-код.

Вопрос 1/2. Расшифруй код при помощи шифра.

1 цифра

Частное чисел 18 и 3

2 цифра

Сумма чисел 20 и 8 деленная на 4

3 цифра

Произведение чисел 0 и 256

4 цифра

Во сколько раз 9  меньше 45

Ответ:_______________________________________

Вопрос 2/2. Что может произойти, если пин-код будет введен неверно несколько раз?

Ответ:________________________________________________________

Задание 7. «Денежная валюта».

C:\Users\89232\Desktop\5d403160821a997b1b103aa3.jpg

C:\Users\89232\Desktop\1руб.jpg

C:\Users\User\Desktop\kazah1t.jpg

C:\Users\89232\Desktop\doll2_1.jpg

C:\Users\User\Desktop\0!!!!!!17-1000x1000.jpg

C:\Users\89232\Desktop\og_og_14954798752100214965.jpg

Вопрос 1/2. Расположите деньги в порядке возрастания, если 1 доллар равен 69 рублей, а 1 евро  равен 75 рубалям,   а 1 тенге равен 18 копейкам

Ответ:____________________________________________________________

Вопрос 2/2. Переведи все денежные валюты в рубли и запиши, сколько рублей в данных 9 купюрах и монетах?

Ответ:______________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Результаты

Итоговой диагностической работы

формирования математической грамотности

4- х классов, сентябрь 2021г.

Количество выполнявших – 55 чел.

Количество заданий – 7

I компонент – 3 задания

II компонент – 1 задание

III компонент – 3 задания

     Проанализировав задачи 1 компонента, более успешно ребята справились с заданием, где необходимо применять арифметические действия, что составило 72%, 23% - выполнили частично верно, 5% испытали трудности, поэтому с заданием не справились.

    Анализируя задачу – оценка ситуации результаты распределились следующим образом: 76% успешно справились с заданием, 16% выполнили частично верно, 8% не справились с заданием.

Результаты выполнения заданий  на   ориентирование во времени расположились в диаграмме   следующим образом: 22% справились частично верно, 5% не справились с заданием, 73%  выполнили верно.

      Решение задачи показало, что большая часть обучающихся справилась с этим заданием успешно,  составляет  80%, 15 % выполнили частично верно, лишь 5% не справились с заданием.

Решение  задач с элементами проблемных ситуаций показали  выше среднего уровень выполнения заданий. Результат  выполненных задач распределился следующим образом:  с задачами  на построение математических суждений справились 68%, владениями математическими фактами  справились  54%, выполнили частично 18 % и 23% соответственно, не справились с заданием так же  по 13% обучающихся.  С  заданием семейно-практического характера. 58% справились успешно, 28% выполнили частично верно, только  14% не справились с заданием.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Лист личностных достижений обучающегося по формированию математической грамотности

Класс:__________

Год обучения______________________

ФИО ученика:_________________________________________________

Компоненты

Задания

Уровень выполнения заданий

I компонент

Жизненные задачи

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

Задачи профориентационной направленности

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

Оценка ситуаций

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

II компонент

Геометрические задачи, связанные с жизнью

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

III компонент

Задачи семейно-практического характера

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ

МГ – решил сам

МГ – решил с помощью…

МГ – придумал задание сам (урок, д\з)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее задание как средство создания диалога в проблемной ситуации

Домашнее задание – самостоятельная работа учащегося, без которой невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьника.В статье рассмотрены цели и виды домашнего задани...

Формирование математической грамотности младших школьников средствами использования практико-ориентированных заданий и проблемных ситуаций на уроках математики

Представление опыта работы по теме: "Формирование математической грамотности младших школьников средствами использования практико-ориентированных заданий и проблемных ситуаций на уроках  мат...

Структура учебных заданий и ситуаций, направленная на формирование математической грамотности младших школьников

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:• «использование начальных математических знаний для описания и объяснения ок...

Методическая мастерская «Формирование математической грамотности средствами использования практико-ориентированных заданий»

Методическая мастерская «Формирование математической грамотности средствами использования практико-ориентированных заданий»...