Формирование функциональной грамотности младшего школьника на уроке математики в 4 классе по УМК Планета знаний
план-конспект урока по математике (4 класс)

Ирина Анатольевна Семёнова

В статье раскрывается практическая работа по формированию функциональной грамотности младшего школьника на  уроке математики в 4 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Семенова И.А., учитель начальных классов высшей категории

  Формирование функциональной математической грамотности младших школьников на уроке математики в 4 классе по УМК «Планета знаний»

    В международном исследовании PISA термин «функциональная математическая грамотность» означает «способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико- ориентированного обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания.

 Тема урока «Решение задач на определение длины пути».

Цель урока: через формирование умения решать задачи на определение длины пути способствовать развитию функциональной грамотности младшего школьника.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

-формировать представление о взаимосвязи величин «скорость», «время», «расстояние»;

-способствовать формированию анализа и синтеза при решении задач на нахождение длины пути;

-совершенствовать вычислительные навыки;

-обогащать знания по правилам дорожного движения.

Метапредметные:

Познавательные УУД.

-способствовать формированию аналитической и синтетической деятельности при решении задач на нахождение длины пути; создать условия для совершенствования умения «моделировать» ситуацию.

Регулятивные УУД.

-формировать действие «планирование» при составлении плана решения задач;

продолжить формировать действия самоконтроля;

  • формировать действия оценки по заданным критериям;
  • -совершенствовать умение применять общие способы действия в частных ситуациях.

Коммуникативные УУД.

-способствовать развитию коллективного сотрудничества в поиске решения задач;

-учить слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать на них;

-формировать умение обосновывать свою точку зрения.

Личностные УУД.

Формировать эмоционально-ценностное отношение к жизни.

Оборудование к уроку: презентация, учебник, тетради, схемы задач, сигнальные карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Формулирование темы урока учащимися.
  3. Постановка учащимися задач урока.
  4. Работа над задачей №3 с.52.

-чтение условия задачи;

- беседа на понимание содержания задачи;

- осмысление характеристик задачи;

- построение вспомогательной модели (оформление краткой записи).

  1. Поиск и составление плана решения задачи.

- работа по группам (1 группа отвечает на вопрос, какой путь проехал Андрей, 2 группа-какой путь проехал Борис, 3 группа- какой проехал Витя). Дети сами выбирают, в какой группе они будут работать.

  1. Запись решения задачи по действиям с пояснениями к каждому действию.

- к доске выходят по 1 представителю из группы, записывают каждый свое решение, переводят метры в километры и метры, сравнивают полученный результат с исходным данным 2 километрами.

  1. Проверка решения задачи.

- представители каждой группы озвучивают свое решение, отвечают на вопрос задачи, доказывают правильность выбранного действия.

- остальные учащиеся дают обратную связь с помощью сигнальных карточек, верно ли они решили задачу.

  1. Подведение итогов данного этапа урока (микровывод).

- ответы на вопрос учителя:

Какие знания и умения помогли ответить на вопрос задачи? (знать, как найти путь по известной скорости и времени, знать, что в 1 км 1000 м, уметь сравнивать именованные числа)

  1. Беседа по правилам дорожного движения.

- Детям  вашего возраста 10-11 лет где можно и где нельзя ездить на велосипеде? (ответы детей и показ презентации)

  1.  Работа над задачей №5 с.52 по плану

            -чтение условия задачи;

- беседа на понимание содержания задачи;

- осмысление характеристик задачи;

- построение вспомогательной модели (оформление краткой записи);

- поиск и составление плана решения задачи;

- запись решения задачи по действиям с пояснениями к каждому действию;

-проверка решения задачи.

  1.  Обобщение (вывод) по задачам.

- Эти задачи связаны с нашей жизнью. В жизни мы считаем, кто же проехал больше или меньше заданного пути, как в 3 задаче, или человек, идущий (едущий) от дома до пункта назначения, должен знать, сколько километров ему предстоит проехать, как в 5 задаче.

  1.  Вывод по решению двух задач.

- Эти задачи помогают вам быть математически грамотными и использовать свои знания в различных жизненных ситуациях.

  1.  Решение примеров и уравнений по плану урока.
  2. Подведение итога урока.
  3. Рефлексия.
  4. Запись домашнего задания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, как планируемый результат обучения младших школьников...

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности с целью формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

В статье предлагаются  дидактически и игровые методы и приёмы по формированию у учащихся начальной школы функциональной грамотности на уроках русского языка...

Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и  литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...

Приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...

Мастер класс «Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»

laquo;Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Немног...

«Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках математики».

Цель м: познакомить с собственным педагогическим опытом формирования функциональной грамотности на уроках математики...