Внеурочное занятие по математике для 3 класса по теме "Задачи-шутки. Арифметические ребусы"
план-конспект занятия по математике (3 класс)

Гриценко Валерия Андреевна

Тема: «Задачи - шутки. Арифметические ребусы.»

Форма организации: тематическое занятие

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное

Класс: 3 «Д»

Цель: развитие интереса к математике, сообразительности при решении нестандартных задач и ребусов.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к логическим понятиям как к понятиям общекультурного пространства; воспитывать интерес к математике, умение высказывать свою точку зрения, выслушивать друг друга, работать коллективно; воспитывать волю, настойчивость и упорство в достижении цели.

Развивающие: развивать логические мыслительные операции – сравнение, обобщение и установление причино – следственных связей; развивать творческую самостоятельность учащихся, сообразительность, любознательность, творческое мышление посредством решения нестандартных задач;

Образовательные: формирование умения выполнять логически-поисковые задания, решать нестандартные задачи; закреплять уровень математического развития учащихся;

Предполагаемые результаты:

Личностные: развивать креативность мышления, инициативу, находчивость; способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; формировать чувство доброжелательности, приветливости, формировать устойчивую мотивацию к обучению.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; умение организовывать свою деятельность, взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время внеурочной деятельности; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; использовать речь для регуляции своего действия; выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках; оценивать процесс и результат деятельности.

Предметные: умение решать проблемы, возникающие в ходе занятия, умение обобщить на доступном уровне полученную информацию; развивать умение анализировать и грамотно обосновывать свою точку зрения, систематизировать знания, умения учащихся по теме занятия и применять полученные знания в новых условиях.

Оборудование: презентация, наглядный материал.

Информационные ресурсы: компьютерная презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie.docx341.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия

Выполнила: Гриценко Валерия Андреевна

Тема: «Задачи - шутки. Арифметические ребусы.»

Форма организации: тематическое занятие

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное

Класс: 3 «Д»

Цель: развитие интереса к математике, сообразительности при решении нестандартных задач и ребусов.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к логическим понятиям как к понятиям общекультурного пространства; воспитывать интерес к математике, умение высказывать свою точку зрения, выслушивать друг друга, работать коллективно; воспитывать волю, настойчивость и упорство в достижении цели.

Развивающие: развивать логические мыслительные операции – сравнение, обобщение и установление причино – следственных связей; развивать творческую самостоятельность учащихся, сообразительность, любознательность, творческое мышление посредством решения нестандартных задач;

Образовательные: формирование умения выполнять логически-поисковые задания, решать нестандартные задачи; закреплять уровень математического развития учащихся;

Предполагаемые результаты:

Личностные: развивать креативность мышления, инициативу, находчивость; способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; формировать чувство доброжелательности, приветливости, формировать устойчивую мотивацию к обучению.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; умение организовывать свою деятельность, взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время внеурочной деятельности; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; использовать речь для регуляции своего действия; выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках; оценивать процесс и результат деятельности.

Предметные: умение решать проблемы, возникающие в ходе занятия, умение обобщить на доступном уровне полученную информацию; развивать умение анализировать и грамотно обосновывать свою точку зрения, систематизировать знания, умения учащихся по теме занятия и применять полученные знания в новых условиях.

Оборудование: презентация, наглядный материал.

Информационные ресурсы: компьютерная презентация

Ход занятия:

Этапы

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационно-мотивационный этап.

(3 минуты)

Словесный метод (беседа)

Приветствие учащихся.

Проверка готовности учащихся.

Мотивация на деятельность с помощью чтения высказывания и его осуждения и загадки.

(приложение 1)

Приветствуют учителя. Внимательно слушают учителя.  Отвечают на вопросы учителя. Отгадывают загадку.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные: формировать чувство доброжелательности, приветливости, формировать устойчивую мотивацию к обучению.

2.Этап актуализации знаний, определение проблемы и постановки задач.

(5 минут)

Словесный метод (объяснение, беседа)

Практический метод (отгадывание ребусов)

Актуализация имеющихся знаний у детей, подготовка к предстоящей работе, выполнение ребусов. Организация повторения правил работы в паре.

(приложение 2)

Отгадывают ребус. Внимательно слушают учителя. Повторяют правила работы в паре.

Регулятивные: выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; слушать и понимать речь других;

Познавательные: структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;

3.Формулировка темы занятия.

(4 минуты)

Словесный метод (беседа)

Определение темы занятия.

(приложение 3)

Определяют тему занятия и цель.

Познавательные: принимать участие в беседе, формулировать и ставить познавательные задачи.

Коммуникативные: формировать умение слушать и вступать в диалог.

4.Деятельностный этап.

(29 минут)

Словесный метод (беседа)

Практический метод (выполнение решений заданий)

Организация выполнения ряда заданий по теме занятия. (парная работа)

Организация самостоятельной работы и составления сборника.

(приложение 4)

Решают задачи. Решают ребусы. Внимательно слушают учителя. Записывают решения и ответы на лист. Работают в парах.

Самостоятельно составляют задачу и сборник.

Предметные: развивать умение анализировать и грамотно обосновывать свою точку зрения, систематизировать знания, умения учащихся по теме занятия и применять полученные знания в новых условиях.

Коммуникативные: умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

4.Итогово-рефлексивный этап.

(4 минуты)

Словесный метод (беседа)

Подведение итога занятия, рефлексия проделанной работы.

(приложение 5)

Формулируют конечный результат своей работы на занятии, участвуют в рефлексии.

Познавательные:

оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение о полученных знаниях, вести беседу.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

Организационный момент.

Здравствуйте, дети. Меня зовут Валерия Андреевна, сегодня я проведу у вас внеурочное занятие по математике. Я рада вас всех видеть, давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся.

Прочитайте высказывание великого русского полководца 18 века Александра Васильевича Суворова.

«Математика – гимнастика ума».

Как вы понимаете данное высказывание?

Согласны ли вы с этим высказывание?

Какие математические упражнения развивают умственные способности?

А знакомо ли вам такое выражение, как «ломать голову»?

Попробуйте заменить его одним словом, близким по значению.

Я предлагаю отправиться нам в путешествие в Страну Задач-шуток и математических ребусов.

Для того чтобы помочь жителям этой страны справиться с домашним заданием.

А вы знаете, что такое задачи-шутки? (Задачи-шутки- это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике.)

Вы встречались уже с такими задачами? (ответы детей)

Тогда предлагаю отправиться в наше путешествие.

Загадка:

Ездит, ходит и летает,

Много видит, много знает,

Ночью он в пути и днем,

Как мы все его зовем?  (путешественник)

Приложение 2.

Актуализация знаний.

Но для прохода в эту страну нам необходимо отгадать ребус-ключ. (сложение, вычитание)

Молодцы. Мы получили ключ для входа в страну.

Но перед началом нашего путешествия нам необходимо взять себя в пару своего соседа по парте, чтобы было веселее.

Давайте повторим с вами правила работы в парах. Посмотрите на доску и прочитайте вслух правила.

Приложение 3.

Формулировка темы занятия.

Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на нашем занятии? (выполнять логические задания)

Правильно, мы познакомимся с задачами-шутками и ребусами, и научимся их самостоятельно выполнять.

А давайте вспомним к какому разделу относятся такие задания? (логика)

Правильно, это задания на логику. Что такое логика? (Логика – эта наука о законах мышления и его формах.)

А для чего нам нужна логика? (Логическое мышление необходимо нам для того, чтобы вовремя проанализировать и применить ранее полученную информацию. Оно помогает нам для решения различных задач (начиная от составления кратчайшего пути до дома и до разработки масштабного бизнес-плана). Логическое мышление позволяет отделять главное от второстепенного, находить взаимосвязи и полностью анализировать ситуацию. Благодаря логике мы можем давать обоснование разным явлениям, осознанно подходить к решению важных проблем и грамотно делиться своими мыслями)

Приложение 4.

Деятельностный этап.

У вас на партах находятся листики, на которых вы должны записывать правильные ответы и решения наших заданий, для того чтобы ничего не забыть.

Мы отправимся помогать героям рассказа «Главные реки», которое написал? (Виктор Юзефович Драгунский)

Давайте вспомним главных героев этого произведения. (Дениска Кораблев, Раиса Ивановна, Мишка Слонов)

Теперь давайте отправимся в гости к первому герою Мишке Слонову и узнаем какие задания ему задали.

Кем являлся Мишка Слонов в рассказе «Главные реки»? (лучшим другом Дениски)

Задание 1. Задача-шутка.

Мишку научили надевать штаны за 3 секунды. Сколько штанов он успеет надеть за 1 минуту? (20)

Задача 2.

Сколько дырок окажется в клеенке, если во время обеда Миша 12 раз проткнул ее вилкой с 4 зубчиками? (48).

А теперь вместе с Михаилом отгадаем математический ребус и отправимся на помощь к следующему герою.

Ответ: число.

Отправимся теперь в гости к Раисе Ивановне и узнаем какие задания у неё вызвали затруднения.

Какая роль у неё была в произведении? (учительница Дениски)

У Раисы Ивановны ребусы ответами которых являются математические понятия.

Ответы: куб, минус, площадь, разность.

Отправимся к Дениске на помощь.

А кем Дениска являлся в произведении Драгунского? (главный герой)

Задание 1.

По пути к бабушке я собрала 5 палочек. Сколько станет палочек, если разломать две из них на половинки?

Подсказка.

Является ли половинка палочки тоже палочкой?

Решение.

Если мы ломаем одну палочку, то вместо одной получаем две палочки. Значит, если мы поломаем две палочки, то вместо двух у нас будет четыре, то есть добавятся ещё две палочки. Так как три палочки мы не трогали, то всего будет семь палочек.

Ответ: семь палочек.

Задание 2.

На столе стояли четыре стакана с киселём. Волк выпил один стакан киселя и поставил стакан на место. Сколько теперь стаканов стоит на столе?

Подсказка.

Куда делся стакан из-под киселя?

Решение.

Поскольку пустой стакан поставлен обратно на стол, то на столе как стояли четыре стакана, так и стоят. То что теперь это три полных и один пустой – неважно. Главное, что их четыре.

Ответ:4 стакана.

И последний кто встретится на нашем пути сегодня это Костик.

Давайте вспомним в каком произведении встречался этот герой? («Зелёнчатые леопарды»)

Задание 1.

В корзине лежат 3 яблока. Как разделить эти яблоки между тремя братьями-поросятами, чтобы каждому брату досталось по яблоку, и одно яблоко осталось в корзине?

Подсказка.

Подумай, что делать с корзиной?

Решение.

Нужно просто отдать одному из братьев яблоко вместе с корзиной.

Задание 2.

3 брата живут в одном доме, но в разных подъездах. Кто в каком подъезде живёт, если известно, что старший брат живёт не во втором подъезде, а средний брат не во втором и не в третьем? (Средний брат-в 1ом;старший-в 3-ем, младший-во 2-ом)

Вы большие молодцы, вы помогли всем нашим героям и вспомнили произведения Драгунского!

А теперь мы по аналогии составим с вами несколько задач-шуток и ребусов.

Каждый из вас получил лист, на котором есть текст задачи, но не хватает числовых данных. Ваша задача, придумать и вставить пропущенные числа, чтобы у нас получились полноценные задачи-шутки. На выполнение этого задания у вас есть 5 минут. Если возникают трудности, я помогу вам. (выполняют задание)

Отлично, у нас получилось много интересных задач, давайте прочитаем их и попробуем решить самостоятельно. (выполнение задач)

А теперь, я предлагаю вам составить наш собственный сборник заданий. Как мы его можем назвать? (Сборник логических заданий по математике). А также творчески его оформить. Возьмите клей и приклейте свои задачи.

Молодцы ребята! Теперь этот сборник мы разместим в нашем кабинете, чтобы те ребята, которые не ходят на наши занятия смогли познакомиться и выполнить такие интересные задания. А также будем пополнять его новыми и интересными заданиями!

Приложение 5.

Рефлексия.

Вот и закончилось наше путешествие в страну Задач-шуток и математических ребусов. Мы смогли помочь всем героям с домашним заданием. Понравились ли вам такие необычные задания от наших героев? Возникли ли у вас трудности при решении? В каких заданиях? У какого героя были самые интересные задания, на ваш взгляд?

Теперь я предлагаю вам просмотреть количество правильных ответов. У кого совсем не было ошибок и затруднений в нашем путешествии? Поднимите ручки. У кого возникли некоторые затруднения, но все равно было интересно участвовать в решении? Поднимите ручки. У кого возникли большие трудности в решении? Поднимите ручки.

Вы большие молодцы! У кого были какие- либо ошибки, не расстраивайтесь, у вас обязательно все получиться!

Ребята, вы все хорошо сегодня потрудились, спасибо вам большое за работу! До скорых встреч!!!

Приложение 6.

Задачи для дополнительного решения.

В комнате было 12 цыплят, 3 кролика, 5 щенят, 2 кошки,

1 петух и 2 курицы. Сюда зашёл хозяин с собакой. Сколько в комнате стало ног?

Ответ: Две. У животных лапы.

У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?

(Один. Паша)

Термометр показывает плюс 15 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра? (+ 15). Саша тратит на дорогу в школу 10 минут. Сколько времени он потратит, если пойдет вместе с другом? (10 минут)

В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке? (8)

Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по математике 2 класс "Старинные меры длины"

На занятии ребята познакомятся со старинными мерами длины через приемы Способа Диалектического обучения...

Конспект внеурочного занятия «Законы математики», 3 класс

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯНазвание кружка: «Законы математики»Направленность внеурочной деятельности: обще-интеллектуальное.Класс / возраст детей: 3 «Ж», 9-10 летТема: Поиск ...

Технологическая карта внеурочного занятия по математике "Арифметические ребусы"

Технологическая карта внеурочного занятия по математике "Арифметические ребусы"...

Технологическая карта внеурочного занятия "Законы математики", 3 класс

Название, автор: «Законы математики», Гилязова Марьяна           Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальноеФорма работ...

Технологическая карта внеурочного занятия по математике 3 класс

Технологическая карта внеурочного занятия по математике 3 класс. Тема "Морское путешествие". Можно сделать блок занятий, сделать в книге путешествия много страниц и защитить с  ученикам...

Технологическая карта внеурочного занятия по математике , 2 класс

Технологическая карта внеурочного занятия по математике , 2 класс...

Технологическая карта внеурочного занятия по математике 1 класс

Технологическая карта внеурочного занятия по математике по теме «Цифры»...