«Конструирование способа вычитания многозначных чисел» Урок математики 2 класс Система РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
план-конспект урока по математике (2 класс)

Тип урока: Постановка учебной задачи

Одной из исследовательских задач в курсе математики 2 класса (по системе Эльконина - Давыдова) является нахождение способа выполнения арифметического действия (сложения, вычитания и т.д.). Учащиеся уже знакомы с  общим  подходом к определению результата арифметического действия сложение.

Целью данного урока является создание способов вычитания, отличных от традиционного (выполнение справа налево). Урок позволяет сделать перенос способов сложения многозначных чисел на вычитание многозначных чисел.

В начале урока учащиеся повторяют ранее изученный материал, закрепляют его. Создается ситуация успеха, но в определенное время учащиеся столкнуться с трудностью, с проблемой: среди примеров на сложение, учащимся необходимо выполнить вычитание. Для решения проблемной ситуации имеющихся знаний явно не хватает (ситуация продуктивного конфликта). Учащиеся определяют для себя, что именно они не знают, то есть ставят перед собой учебную задачу.

Ученики моделируют действие вычитание с помощью величин и решают учебную задачу: определение алгоритма действия вычитания многозначных чисел. При этом ученики работают в разных системах счисления.

На уроке использованы технология развивающего обучения, системно-деятельностный подход к обучению.

Основные методы, использованные на уроке: метод упражнений, который призваны сформировать, развить и упрочить необходимые навыки и умения, а также  метод  моделирования, который представляет собой наглядно-практический метод обучения. Применение данного метода развивает мышление ребенка.

Формы работы на уроке : групповая, в парах, индивидуальная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx53.8 КБ

Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока математики. 2 класс.

Составитель: Паршина Елена Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа № 5»  г. Рославль

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» во 2-ом классе на тему: «Конструирование способа вычитания многозначных чисел»

Учебный предмет

Математика

Класс

2

Тип урока

урок постановки учебной задачи

Цели урока

открыть способ  вычитания многозначных чисел;

выработать алгоритм действия при вычитании многозначных чисел , научиться применять его при нахождении разности чисел. 

Технологии, методы,

приемы

-технология развивающего обучения

- технология проблемного обучения

-групповые технологии.

-  здоровьесберегающие технологии

Основные понятия,

термины

Многозначные числа, действия с многозначными числами, алгоритм действия сложения, алгоритм действия вычитание.

Планируемый результат

Предметные  умения:

- использовать систему знаний о числе как результате счёта и измерения;

- следовать десятичному принципу записи чисел;

- оценивать полученный результат по критериям: достоверность/реальность, соответствие алгоритму

- применять опыт работы с информацией, представленной в графической форме (простейшие таблицы, схемы,) и текстовой форме: умения извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы, заполнять готовые формы данными.

Личностный:

способствовать формированию основ российской гражданской идентичности;

проявлять познавательный интерес и активность при изучении нового материала;

- оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков;

- вести учебный диалог в соответствии с нормами (отвечать на вопросы и задавать вопросы в соответствии с целью и форматом диалога).

Метапредметный:

Регулятивные:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- следовать режиму организации учебной  деятельности;

- осуществлять само - и взаимопроверку работ;

- корректировать выполнение задания;

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

- определять план выполнения заданий на уроках  под руководством учителя;

Познавательные:

- самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах;

- ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах.

- наблюдать и самостоятельно делать  простые выводы;

- выполнять задания по алгоритму.

.

Коммуникативные:

-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения;

- выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная  работа – диалог,

работа в малых группах;

Индивидуальная 

Книгопечатная продукция: Александрова Э.И. Математика: Учебник для 2 класса начальной школы (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова): В 2-х кн. Кн. 2./ Э.И. Александрова – М.: БИНОМ, 2019.

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, экран, карточки 

Этап урока (в зависимости от типа урока)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организацион-ный  этап.

Мотивация к учебной деятельности.

 Цель учителя: проверить готовность к уроку, настроить на работу на уроке.

 

Вспомните, какую тему мы с вами изучаем?

Как надо работать на уроке, чтобы было интересно и продуктивно?

Что самое главное при работе в группах, парах ?

Цель ученика: настроиться на работу на уроке

Личностные УУД: смыслообразование.

Регулятивные УУД: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Форма работы: фронтальная

Методы: словесные

2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений

Цель учителя: совершенствовать знания о чтении, записи, сравнении и сложении многозначных чисел

На каждом уроке мы с вами двигаемся по лестнице знаний к вершине нашего мастерства. Сегодняшний урок не станет исключением.

Но прежде, чем подняться на новую ступеньку, давайте вспомним, какие действия с числами мы уже умеем выполнять.

1 ступенька

Мы умеем читать числа

Прочитайте числа на доске.

 Назовите числа, в которых 3 единицы 1 разряда

Назовите числа, в которых  3 единицы 2 разряда.

Назовите числа, которые могут быть записаны только в одной системе счисления.

2 ступенька

Мы умеем записывать числа.

Запишите число, в котором 3 единицы 5 разряда, 2 единицы 3 разряда, 1 единица 1 разряда

Запишите число, в котором 2 единицы 4 разряда, 1 единица 2 разряда, 3 единицы 1 разряда.

Запишите число 320 тысяч 232

Запишите число, в котором 1 десяток тысяч, 3 единицы тысяч, 2 сотни, 1 десяток, 3 единицы

Посмотрите на числа , которые мы записали, чем они похожи?

В каких ещё системах счисления могут быть записаны эти числа.

3 ступенька мы умеем числа сравнивать.

Сравните числа:

42136 …5216             

56208 … 54738

653257 … 701038         

8201 …  8 . . .

4 ступенька

Мы умеем складывать многозначные числа

Давайте вспомним алгоритм сложения многозначных чисел.

Найдите сумму чисел.

320426 + 421536            

 7204 8 + 743568         

   Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа.

Оцените свою работу.

Постановка цели урока.

Всё ли мы теперь знаем о числе?

Чего мы еще пока не умеем делать?

Как думаете, какая сегодня тема урока?

Какую цель поставим сегодня на уроке?

Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня?

Цель ученика: определить границы своих знаний и настроиться на изучение нового материала.

3204, 78432, 610243, 593, 20132, 5327468,  62935, 621636

593, 610243

 20132, 78432, 62935,

593, 62935

30201

2013

320232

13213

В  записи этих чисел использовали только цифры 0,1,2,3

Четверичной и выше.

   653257 … 701038       «ловушка»

Надо изменить систему счисления.

   8201 …  8 . . .     «ловушка»

1.Определить количество разрядов в слагаемых. Записать число, в котором больше разрядов.

2. Второе слагаемое записать под первым, начиная с мерки Е1.

3. Определить переполнение разрядов.

4. Определить количество разрядов в сумме.

5. Найти сумму в каждом разряде, учитывая систему счисления..

6. Прочитать число.

  3 2 0 4 2 6

  4 2 1 5 3 6

1 1 4 2 3 56 

.  .  .  .  .  . 6

    7  4 3 5 6 8

        7  2 0 4 8

1  0  3  5  6 2 8 

.   .   .   .   .  . 8

Мы не умеем вычитать числа.

Вычитание многозначных чисел.

Научиться  вычитать многозначные числа.

Работать по алгоритму действия вычитания.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи для выполнения заданий изученных видов.

Познавательные:

Общеучебные: рефлексия результата действия, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения;

Логические: анализ содержания заданий с целью выделения общих признаков, подведение под понятие,

Коммуникативные: умение обосновывать свой выбор.

Физкультминутка

Цель учителя: сохранение здоровья учащихся.

Цель ученика: релаксация, отдых

Личностные: мотивация к сохранению здорового образа жизни как личностно- значимой.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Методы:  создание     эмоционально-нравственных ситуаций, создание ситуации успеха.

3. Формирование новых знаний и умений

Цель учителя: сформулировать алгоритм действия вычитания многозначных чисел

  1. Сравните числа

23234  … 12124.

Как узнать, на сколько первое число больше, чем второе число.

Подумайте и покажите, как из большего числа вычесть меньшее число. Покажите это на модели числа.

Цель ученика: выработка алгоритма действия,  формирование навыка вычитания.

Участвуют в диалоге, предлагают версии (например, будем вычеркивать мерки у большей величины)

Составляют алгоритм записи многозначных чисел в столбик при вычитании .

1. Записать уменьшаемое.

2. Вычитаемое записать под уменьшаемым, начиная с мерки Е1.

3. Вычесть поразрядно .

Параллельно 1 ученик выполняет вычитание чисел в столбик, пользуясь алгоритмом, остальные работают в тетради.

Оценивают выполненную работу соседа.

Регулятивные УУД:

находить с помощью учителя причину возникшей трудности;

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

- составлять алгоритм письменных вычислений;

Познавательные УУД:

извлекать и использовать информацию, представленную в табличной форме, заполнять таблицу;

- наблюдать математические отношения (часть-целое)  в окружающем мире.

Коммуникативные УУД:

выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;

- комментировать ход вычислений;

- записывать, читать число.

Формы работы:  групповая работа

Методы: проблемный,  поисковый, практический, технология проблемного обучения

4. Применение полученных знаний и умений в различных ситуациях

Цель учителя: закрепление изученного способа вычитания многозначных чисел.

Решите примеры.

68345 – 26132

534236 – 213016

32124 – 13034

Цель ученика: закрепление изученного

В последнем примеры из 2 мерок Е1 нельзя вычесть 3 мерки Е1. Возникает проблема.

Личностные: мотивация учебной деятельности

Регулятивные УУД:

- принимать правила совместной деятельности при работе в парах, группах, составленных учителем.

 - участвовать в групповой работе с математическим материалом: обсуждать цель деятельности, ход работы, комментировать свои действия, выслушивать мнения других участников.

организовывать, участвовать, контролировать ход и результат групповой работы с математическим материалом.

Познавательные: подведение под понятие, структурирование знаний.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Формы работы: фронтальная,  парная и групповая работа

Методы: практического контроля и самоконтроля

5. Ситуация разрыва

Цель учителя: моделирование действия вычитания, когда из меньшего числа в разряде надо вычесть большее.

Какой из примеров вам показался непростым, почему?

Давайте попробуем смоделировать эту ситуацию с помощью модели величины.

Из мерок составьте уменьшаемое. Как  из него вычесть вычитаемое?

  1. Определите на модели, какое действие необходимо выполнить. Поставь нужный знак.

 .   .   .   .   .        .   .   .   .   .

 .   .   .   .   .        .   .   .   .   .

  1. Покажите, какие разряды в уменьшаемом разбиваются. Обозначь количество разрядов  в разности. Научи других определять это.

     35347       42163     46342

12362       25185     36758

В какую «ловушку» можно попасть при решении этих примеров. Что помогает нам избежать ошибки?

Задание в учебнике № 99, 101

Какие ошибки можно допустить при записи разности?

Цель ученика:  и решение проблемы вычитания из меньшего большего

. В последнем примере в 1 и 3 разрядах в уменьшаемом цифра меньше, чем в вычитаемом.

При совместном обсуждении ученики приходят к следующему выводу: чтобы отнять от меньшего числа большее при вычитании многозначных чисел, необходимо 1 мерку Е2 превратить в 4 мерки Е1 и прибавить их к 2 меркам Е1, в результате получится 6 мерок Е1, а затем из них вычесть 3 мерки Е1. Соответственно, стрелка, указывающая разбиение разряда, будет направлена вправо.

Прежде, чем находить разность в каждом разряде, мы определяем, какие разряды разбиваются.

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи   на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно, контроль коррекция, саморегуляция.

Познавательные логические:

Анализ, синтез, сравнение, самостоятельное создание способов решения заданий;

знаково-символические: использование знаково-символических средств;

общеучебные: извлечение из текста необходимой информации, выполнение действий по алгоритму, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: учёт разных мнений, формулирование и аргументация своего способа решения.

Формы работы: фронтальная

Методы: практического контроля и взаимоконтроля

6. Рефлексия

Итог урока, домашнее задание.

Цель учителя:  выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств

Какова была цель урока?

Что было самым важным на уроке?  

- Есть ли среди нас человек, которому все, о чем мы сегодня говорили, было непонятно?

Мы смогли достигнуть этой цели?

Давайте повторим алгоритм вычитания многозначных чисел.

Есть ли тот, кто все уже и до урока знал?

- Сделайте шаг вперёд те кому сегодня на уроке не   было скучно?

- Кому-нибудь это показалось бесполезным.

-Сделайте шаг вперед те, то сегодняшний урок считает полезным для своего развития.

- Сделайте шаг вперёд те, кто хочет и дальше осваивать способ вычитания многозначных чисел.

- Определим задачу на следующий урок.

Д.з., карточку выполнить по алгоритму.

Цель ученика:  самонаблюдение, самоанализ, осмысление, оценка условий и результатов собственной деятельности

Сконструировать способ вычитания многозначных чисел.

Научиться  вычитать многозначные числа.

Смоделировать   алгоритм  действия вычитания.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха  в учебной деятельности.

Познавательные: рефлексия способов и результатов действия, контроль и оценка  процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики (2 класс, система РО Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова)

Тема: Конкретизация способа сложения двузначных чисел без перехода через  десяток. Название компонентов действия сложения....

Рабочая программа по математике для 1 класса (система РО Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова)

Данная рабочая программа составлена на основе Примерных программ начального общего образования (в соответствии с п.5 ст.14 и п.6,7 ст.32 Закона РФ «Об образовании), авторской программы по матема...

ПИСЬМЕННОЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ (урок математики, 3 класс)

Данный конспект урока (со здоровье сберегающими технологиями) пригодится учителям, работающим с детьми 3 класса....

Методическая разработка урока математики в системе РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова

Урок решения частных задач на умножение и деление.Урок разработан в сотрудничестве с методистами ЛОИРО....

Урок математики в 3 классе. (Система РО Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова)

Справка: к этому периоду дети умеют умножать многозначные числа на однозначные (таблицу умножения ещё не учили) путем складывания чисел (частей) по количеству второго множителя  (разов)]...

Урок математики во 2 классе. Система РО (Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)

Тема:  Вычитание  многозначных  чисел с переходом через разряд....