Конспект занятия внеурочной деятельности на тему "Числовые головоломки"
план-конспект занятия по математике (3 класс)

Апарина Юлия Геннадьевна

Конспект занятия внеурочной деятельности на тему "Числовые головоломки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislovye_golovolomki.docx270.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеурочной деятельности на тему «Числовые головоломки»

Цель:

Познакомить обучающихся с понятием “числовой ребус”.

Задачи:

Накопление практического опыта владения логическими приёмами: сравнение, обобщение, классификация, аналогия.

Вырабатывать навыки последовательного и доказательного мышления.

Развивать концентрацию внимания.

Продолжать учить работать в группах.

С помощью заданий заинтересовать детей, побудить их творчески мыслить.

Ход занятия

I. Организационный момент

– Ребята, сегодня нам предстоит увлекательное путешествие в царство Логики. А в конце постараетесь ответить на вопрос: зачем мы развиваем своё логическое мышление? Нам нужно выполнить много интересных и трудных заданий, поэтому надо быть внимательными, не отвлекаться, работать дружно. А начнём, как всегда, с “мозговой гимнастики”.

II. Мозговая гимнастика

(Ученик показывает движения классу, учитель объясняет.)

– Начнём с качания головой, которое стимулирует мыслительные процессы: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.

– А теперь для улучшения внимания выполним упражнение “Шапка для размышлений”: мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.

– Ну, а для профилактики нарушений зрения – упражнение “Зоркие глазки”: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

III. Разминка

– А сейчас небольшая подготовка к активной работе – разминка. Вы должны как можно быстрее дать правильные ответы на мои вопросы. Имейте в виду, что многие из них с подвохом. Будьте внимательны!

- Какое сегодня число? А день недели?

- Наименьшее однозначное число. (0)

5 + 3 – 4 + 0 – 1 = ..? (3)

- Сколько гласных звуков в русском языке? (6) а букв? (10)

- Во дворе куры. У всех кур 10 лап. Сколько кур во дворе? (5)

- В люстре 7 лампочек, 5 из них перегорели. Сколько лампочек надо заменить? (5)

- У Миши 3 пары варежек. Сколько варежек на левую руку? (3)

- Какая буква пятая с начала алфавита? (д) а пятая с конца? (ы)

- Пара лошадей пробежала 20 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (20 км)

- Над цветком мелькает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка)

IV. Развитие концентрации внимания

– Сегодня бабочка будет нашей помощницей. Она приготовила для вас интересные задания.

Игра “Внимание”: в течение 3 секунд я показываю вам одну за другой карточки. Вы должны запомнить и нарисовать то, что увидели. (Рис. 1)

hello_html_497daf33.png

Риc. 1

– Я покажу вам карточки ещё раз, а вы проверьте, всё ли правильно нарисовали. Если все ваши рисунки правильные – нарисуйте рядом ещё одну бабочку. Встаньте те, к кому “прилетела” дополнительная бабочка.

– Теперь пересчитайте бабочек: руки сцепите за спиной в “замочек”. Не водя рукой по линиям, а лишь водя глазами, сосчитайте бабочек и впишите ответ. (Рис. 2)

hello_html_m6b4c6bd4.png

Рис. 2

– Проверьте. (На доске переворачивается бабочка, на которой написан ответ “10”.)

Поднимите руку те, у кого получился такой же ответ.

– Бабочка не сидит на месте. Она перелетает с цветка на цветок. Нам нужно проследить за её полётом. Игра “Куда перелетела бабочка?” Посмотрите на квадрат. В одной из клеток сидит бабочка – исходный пункт работы. Я говорю, как из этой клетки по полю перелетает бабочка, а вы не прикасаясь рукой к таблице, глазами отслеживаете её путь. По команде “стоп” в последней клетке ставите цифру. Затем из той же исходной точки следите за другим полётом. Начали! (1 ученик работает у доски.)

1) От исходной клетки – 1 клетка вправо, 2 вверх, 2 влево, 1 вниз, 2 вправо, 2 вниз – стоп.

2) От исходной клетки – 2 влево, 1 вниз, 2 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вверх – стоп.

3) От исходной клетки – 1 вниз, 2 влево, 3 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 1 влево – стоп. (Рис. 3)

hello_html_21f856b9.png

Рис. 3.

– Как вы понимаете слово “ребус”? А что значит – числовой ребус?

V. Весёлая переменка

– Перед новыми заданиями немного отдохнём.

Утром бабочка проснулась, (протираем глазки)

Потянулась, улыбнулась. (Из положения упор присев постепенно выпрямляем туловище, руки вперёд, вверх.)

Раз – росой она умылась, (умываемся)

Два – изящно покружилась, (кружимся на месте)

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела. (машем руками, как крыльями)

У цветка остановилась, (присели)

Над цветочком закружилась.

VI. Работа с числами, числовыми рядами и ребусами

– Цветочки, над которыми мы сейчас кружились, как бабочки, не простые, а с числовыми ребусами. Внимание!

Из каких цифр состоят числа: 36, 48, 15?

Чем похожи числа: 8 и 81, 66 и 16, 21 и 28?

Чем отличаются числа: 4 и 40, 17 и 71?

Дан ряд чисел. Чем они похожи и чем отличаются?
15, 25, 35, 45, 65.

Разделите числа на группы: 4, 15, 49, 50, 7, 20, 3, 36.

Какое число лишнее? Почему?
2, 15, 5, 6, 9.

Найдите закономерность и продолжите ряд чисел:
1, 2, 4, 7, 11, … (+ 1, + 2, +3, ..)

– Ребята из другого класса тоже хотят научиться решать числовые ребусы. Чтобы им было легче, они просили вас составить правило – алгоритм их решения. Посмотрите, в классе развешены таблицы с этапами этого алгоритма. Соберите их последовательно так, как вы рассуждаете при решении числовых ребусов.

Число – цифра.

Сравнение.

Группа (классификация).

Предположение (гипотеза).

Проверка.

VII. Зрительная гимнастика

– Вы много работали, решали, и ваши глаза устали. Поэтому мы сейчас проведём для них гимнастику. Вы должны, не поворачивая головы, выполнять задания.

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано:
Где крыльцо, а где окно.
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.

VIII. Работа в группах

– Чтобы помочь ребятам из другого класса научиться разгадывать числовые ребусы, составим для них интересные задания. Образуйте 3 группы. Для каждой группы – карточка.

Карточка 1

Продолжите ряд ещё на три числа:
40, 35, 30. …

Составьте свой ряд чисел, подчиняющийся некоторой закономерности.

Карточка 2

Разделите числа на две группы:
8, 5, 20, 13, 95, 6, 17, 1

Составьте своё задание на классификацию чисел.

Карточка 3.

Зачеркните лишнее число:
6, 12, 14, 15, 18

Составьте своё задание на исключение лишнего числа.

(Свои работы дети оформляют маркерами на листах бумаги. После выполнения лидер группы защищает числовой ребус у доски.)

IX. Итог

– Понравилось вам работать с числовыми ребусами? Почему? Произошли ли в вас какие-то изменения? Так зачем нам развивать логическое мышление?

X. Рефлексия

Конспект коррекционного занятия на тему развитие целенаправленного внимания

Цель: Формирование оптимального уровня развития внимания.

Задачи:

  • Развитие основных видов внимания: слуховое и зрительное;
  • Развитие основных свойств внимания: объем, распределение, концентрация, устойчивость, переключение.

Форма проведения: Морское путешествие (станции)

Ход занятия

Вводная часть

1.Настрой на работу

Цель: установление контакта с группой, повторение правил работы.

Психолог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами вновь собрались нашей дружной компанией (дети располагаются в кругу.А собрались мы для того чтобы отправиться с вами в морское путешествие. А всякое морское путешествие обязательно должно заканчиваться поиском клада. Вот именно этим мы и займемся сегодня.

2 .Организационный момент.

Цель: мотивация воспитанников, развитие слухового внимания; развитие свойств внимания: объем, концентрация, переключение

Психолог. Ребята, для того чтобы нам добраться до клада вам необходимо выполнить несколько заданий. После каждого правильно выполненного задания вам будет необходимо найти ключ для следующего задания. Вы готовы? Тогда в путь.

Основная часть.


3. 1 станция «Графический диктант» 

Цель: развитие умения произвольно переключать и распределять внимание.

hello_html_m2c78e71c.jpg

В конце задания дети получают ключ.(В шкафчике на второй полке слева)


4. 2 станция «запутанные круги» 

Цель: Развитие умения концентрировать и переключать внимание.

Текст записки - задания: «Корабль у нас есть, но каждый капитан умеет заранее проложить путь. Он должен быть не только коротким, но и правильным. Вам необходимо найти круги, соединенные линией и нарисовать в них одинаковые рисунки».

hello_html_5c7b1068.jpg

В конце задания дети получают ключ.(Интерактивная доска, под губкой)


5. 3 станция «Сигнальщики» 

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Как известно, у моряков есть свой особый язык общения. Ему учатся специально. И только самые внимательные и старательные могут его выучить. Я предлагаю вам комплекс упражнений, которые вы должны повторить (упражнения из нейрокоррекции).

В конце задания дети получают ключ.(под пузырьковыми колоннами).


6. 4 станция «Упражнение «Зашифрованный рисунок»        

Цель: развитие зрительного внимания.

Упражнение дает ребятам первое знакомство с координатной сеткой. Аналогично известной игре «Морской бой» детям поочередно называются координаты точек, отмечаемые ими в пределах игрового поля. При внимательном и правильном нанесении всех точек в тетради появляется соответствующий зашифрованный рисунок. По мере освоения задания темп диктовки координат возрастает. hello_html_50ec36c4.jpg

ИНСТРУКЦИЯ: Нарисуй под мою диктовку. Скажи, что получилось?

А5,     Б4,    Б6,     В4,   В6,    Г3,    Г7,    Д2,    Д8,     Е1,     Е2,     Е3,     Е4,     Е6,     Е7,     Е8,     Е9,    Ж4,    Ж6,     З4,     З6,    И3,     И6,     К2,    К3,    К4,    К5.

В конце задания дети получают ключ.(загадка про бассейн)




Завершающая часть.

10. «Письмо»

Цель: завершение занятия.

Психолог: «Молодцы, вы смогли справиться со всему заданиями. Для того чтобы вы нашли клад , необходимо отгадать последнюю загадку и тогда вы узнаете, где находится клад»

«В том пруду не видно

Ни уток, ни гусей.

Берега из кафеля,

Звать его ...(бассейн)


11. «Рефлексия»

Цель: подведение итогов занятия.

Дети садятся в круг, психолог достает мяч, который был в начале задания и простит детей поделиться впечатлениями от занятия: «Вам понравилось занятие, что было интересно, было ли сложно кому-то, что нового узнали, какая станция понравилась больше остальных, чему научились и т.д.».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия внеурочной деятельности 2 класс оригами "Праздничная открытка"

План - конспект оригами внеурочной деятельности с презентацией 2 класс....

Конспект занятия внеурочной деятельности.

Программа "Начальная школа 21 века"...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Природа и фантазия" : Работа с ватными дисками. Изготовление ромашки.

Конспект занятия и презентация по изготовлению ромашки из ватных дисков на внеурочной деятелности "Природа и фантазия". поэтапное объяснение изготовления ромашки....

Конспект занятий внеурочной деятельности «Покормите птиц зимой»

Мы видим птиц каждый день, привыкли к ним, не обращаем на них внимание и не задумываемся над тем, какова их роль в природе. А ведь именно от птиц во многом зависит, будут ли зеленеть наши сады и парки...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Мир вокруг нас". Тема занятия: "Зимний дворец"

Конспект содержит подробное описание проведения занятия по теме "Зимний дворец" в 3в классе в школе для детей с нарушением слуха....

Конспект занятия внеурочной деятельности "Музыкально-ритмические занятия"

Музыкально-ритмические занятия  - это коррекционно-развивающие занятия для детей с нарушениями слуха....