Конспект по математике 1 класс "Задача.Структура задачи(условие,вопрос)
план-конспект урока по математике (1 класс)

Сурова Юлия Николаевна

Технологическая карта к уроку математики во втором классе на тему "Задача.Структура задачи (условие, вопрос)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematika_1_klass_surova_yu.n.docx37.92 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Математика                                                                                                                                                                                                                                                     Класс:1 класс

Тема

Задача.  Структура задачи (условие, вопрос).

Цель: Познакомиться с понятием «задача», научиться выделять части задачи.

Задачи:

- Познакомить  с составными частями задачи;

- Учить разбивать текст задачи на две части: условие и  вопрос;

- Закреплять навыки сложения и вычитания в пределах 10;

- Развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, фантазию;

- Совершенствовать уровень развития математической речи, навыков общения со сверстниками;

- Воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке.

Создать условия для формирования УУД:

Предметные:

- Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.

- Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.

- Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

Метапредметные: 

Личностные УУД:

-формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;

- формировать представление о значении математики в жизни человека;

- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

-формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

- овладевать умениями выполнять учебные действия в устной  речи;

-в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

- формировать умение  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по коллективно составленному плану; 

  - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

-  высказывать своё предположение 

Познавательные УУД:

-формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;

- под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;

- под руководством учителя  осуществлять  обобщение, выводы (подведения под понятие);

-строить небольшие  математические высказывания в устной форме (2-3 предложения);

- давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в работе парами и группами;

- понимать задаваемые вопросы;

-выражать свою точку зрения;

-адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Наглядность и оборудование: компьютер, учебник “Математика” 1 класс М. И. Моро; карточки для работы в парах, карточки для дифференцированной работы, карточки с числами, сигнальные карточки.

Планируемый результат

Ожидаемые результаты: 

Знать структуру текстовой задачи, возможности её решения.

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

Основные понятия

Задача, условие (2 числа в условии задачи), вопрос, решение, ответ.

Межпредметные связи

Математика, окружающий мир, экология, русский язык, чтение.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группе.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые УУД

I.Мотивация к учебной деятельности

Цели:

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

Приветствие учащихся, проверка к готовности к уроку

Все ль на месте? Все ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все расселись по местам,

никому не тесно,
По секрету скажу вам:

“Будет интересно!”

Проверяют наличие всех необходимых принадлежностей и занимают свои места

Отвечают на вопросы

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

(Коммуникативные УУД)

Самоопределение (Личностные УУД)

II. Актуализация знаний и выявление индивидуальных-затруднений.

Цели:                                                                                                                                                                                                                                                                                                   - актуализировать вычислительные навыки и мыслительные операции;                                                                                                                                               -

 

 

             

Самооценка                                                                                                

I.Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.

 - Разложите карточки с цифрами по порядку, начиная с самого маленького числа.

- Назовите числа в обратном порядке, начиная с наибольшего.

- Назовите число, которое при счёте следует за числом 6, 8.

- Назовите число, которое при счёте идёт перед числом 9, 5.

-Уменьшите на 1 число 8

-Увеличьте на 1 число 7

- Назовите число, которое стоит справа от 6,

- Назовите число, которое стоит слева от 9.

- Какое число больше: 7 или 8,

- Какое число меньше: 8 или 10

-Молодцы! Числа знаете хорошо!

Сегодня нас ждет много работы. Но прежде, проведем разминку для ума.

Назовите соседей числа 3, 6, 8.

Какой сегодня день недели? Сколько дней осталось до субботы? Какие?

Молодцы.

Как я уже и сказала, нас ждет новая увлекательная тема. Чтобы узнать, какая именно, давайте решим просто ребус, который выведен на доску. Напоминаю, запятые показывают, сколько букв и с какой стороны нужно отнять у слова, в зависимости от их расположения и количества.

Какое слово получается?

Молодцы! Так какова тема нашего урока? условие    (на доске)

 

Дети работают с цифровыми карточками

Отвечают на вопросы

2 и 4, 5 и 7, 7 и 9.

-

 Среда. 2 дня. Четверг и пятница.

Дети по опорным словам  и решенному ребусу определяют тему урока.

На столе у каждого «дерево успеха» и листочки: -зеленый –всё понял

                   -жёлтый затрудняюсь

                   -красный- не понял

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

(Регулятивные УУД) Составлять математические алгоритмы на основе   простейших математических моделей

(Познавательные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

(Коммуникативное УУД)

III. Выявление места и причины затруднения

Цели:

-выявить место затруднения;

-зафиксировать во внешней речи причину затруднения. Создание проблемной ситуации

  - А что же такое задача?

Ребята, задача — это своеобразный математический рассказ, в котором есть условия и вопрос. Условия и вопрос – это составляющие задачи, это ее части.

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос задачи?

Абсолютно верно.

Послушайте 2 рассказа и сравните их.

1. На базаре купили 2 свеклы и 1 кочан капусты. Сколько всего овощей купили?

2. На базаре купили 2 свеклы и 1 кочан капусты. Овощи очень полезные.

Как вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник «Математика», а какой – в учебник «Окружающий мир?

Кто скажет, как называется первый рассказ на языке математики? Задача 3. (Слайд4.)

Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Ответы учащихся*

- Надо ее решить.

-

Первый в учебник математики, а второй в окружающий мир.

- Задача

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

(Коммуникативное

 УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

(Познавательное УУД)

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цели:

-организовать постановку цели урока;

-организовать совместного плана действий;

-определить средства Выход из проблемной ситуации  

           

Самооценка

-Назовите цель нашей дальнейшей работы. (Узнать, что такое задача, научимся решать и записывать задачи в тетрадь.)                            Для этого вaм нужно поработать в группах.

Давайте вспомним прaвило работы в группе. Посовещайтесь в группах, предложите свои варианты

(Будем выполнять различные зaдaния, работать с учебником и тд

-Оцените себя          

 

Проговаривают правило работы в группе.                                           Работают в группах, затем один представитель от каждой группы доказывает выдвинутую гипотезу.

       

-Оценивают себя «дерево успеха»

  Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать свой выбор. (Познавательные УУД)

Применять правило делового сотрудничества. (Коммуникативное УУД) Осуществлять контроль по результату. (Регулятивное УУД)

V. Реализация построенного проекта                                                                                                                                                                                                                         

Цели: организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний.

_ Откройте учебники на странице 88. Посмотрите на упражнение 1. Разберем на примере этой задачи, что является составными задачи. Прочитайте первое предложение.

Кaк вы думaете, как будет нaзываться этa часть задачи? Подсказка у вас на полях учебника.

Читaем дальше. Что это?

Дaльше.

Хорошо. Все понятно? Какие существуют части задачи?

Откройте тетради, запишите число.

Давайте выполним следующее задание. Нам необходимо составить другую зaдaчу. Рaботаем устно.

«В коробке было 6 карандашей. Вынули 2 карандаша. Сколько карандашей осталось в коробке?»

Прочитайте условие задачи.

Теперь прочитайте вопрос задачи.

Какое действие надо выполнить, чтобы решить задачу? Запишем решение и ответ. Я запишу на доске, вы внимательно следите.

Что мы запишем в решении?

Какое ответ запишем

В коробке 6 карандашей, на столе еще 2 карандаша.

- Условие задачи.

- Сколько всего карандашей? Это вопрос задачи.

- 6+2=8. Это решение задачи.

Ответ: 8 карандашей. Это ответ.

- Условие, вопрос, решение, ответ.

- В коробке было 6 кaрандашей. Вынули 2 карандаша.

- Сколько карaндашей осталось в коробке?

6-2=4(к)

- Ответ: 4 кaрандаша осталось.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать свой выбор. (Познавательные УУД)

Физминуткa (подвижная)

Мы считали, мы считaли,
И немножечко устaли.
А сейчас мы дружно встaнем
Отдохнем мы на привале.
Влево, впрaво повернись,
Наклонись и поднимись.
Ручки вверх и ручки в бок.
И на месте прыг да скок.
А теперь бежим вприпрыжку:
Молодцы, мои зайчишки.
Зaмедляем, зайки, шaг
И на месте стой. Вот тaк.
А сейчaс мы сядем дружно,
Нaм еще рaботать нужно.

Ученики выполняют движения по тексту

Умение применять правило охраны своего здоровья (Личностные УУД)

VI.Первичное закрепление с проговариванием   во внешней речи

Цель: организовать усвоение учениками нового материала с проговариванием во внешней речи.

Самооценка

-Что теперь нам надо сделать? (Потренироваться в решении задач.)                                                                      Дaвaйте все вместе проговорим алгоритм.

Выполним задание под номером 5, стрaница 89. Что нам необходимо сделать?

Я буду вызывать по одному к доске. Остальные записывaют у себя в тетради. 

-Как вы думаете, где возможна ошибка при записи выражения?                                  

 -Оцените себя          

Учaщиеся проговаривают aлгоритм(находим условие, вопрос, ищем способ решения) выполняют у доски поочереди задания

Нужно постaвить знaки «», «»

8 – 1 = 7 7 = 7

8 – 1 6 7 6

7 + 2 = 9 9 = 9

7 + 2 8 9 8

6 – 2

4 + 1

-Оценивают себя «дерево успеха»                                                                                      

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивное УУД)                                   Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-организовать самопроверку по эталону, самооценку;

-организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

                                 Самооценка

Хорошо, ребята. Предлагаю вам выполнить задание самостоятельно. Посмотрите на задание 3, страница 88. Попробуйте решить эту задачу у себя в тетрадях без моей помощи. После того как вы справитесь, мы все вместе проверим, кто что написал.

Проверяем.

Что является условием задачи?

Как вы узнали, что Слава сделал 5 корабликов?

Какой вопрос задачи?

Какое решение у этой задачи?

Какой ответ задачи?

Вы большие молодцы, я проверю ваши тетради и каждый получит оценку.?

-Кто не понял записи суммы одинаковых слагаемых коротким способом?

   

 -Оцените себя                                                                                                                    

Самостоятельное решение задачи*

     Слава сделал 5 корабликов. Он отдал товарищу 2 кораблика.

- Посчитали картинки.

- Сколько корабликов осталось у Славы?

5 – 2 = 3(кор.)

- Ответ: 3 кораблика осталось у Славы.    

                                                                                                     

Оценивают себя «дерево успеха»

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. (Регулятивные УУД)                Осознание качества и уровня усвоения                                                     (Личностные УУД)

Физминутка (для глаз)

Физминутка (для глаз)  

Выполняют движения

Умение применять правило охраны своего здоровья (Личностные УУД)

VIII.Включение в систему знаний и повторение

Цели: включить используемые способы действий в систему знаний учащихся; организовать решение задач на повторение.

Самооценка

- И так, ребята, какая была тема нашего урока?

Что нового вы узнали?

Чем мы занимались?

-Верно. Наш урок подошел к концу. Вы все молодцы, но особенно активно сегодня работали … Остальные ребята, я уверена, обязательно покажут себя на следующем уроке.

-Оцените себя                                                                                                                                                                                                                

Задача.

- Узнали что такое задача и из каких частей она состоит. Решали задачи, неравенства и тд.

Оценивают себя «дерево успеха»

Принимают правило делового сотрудничества                 (Коммуникативные УУД)

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственную отзывчивость.  (Личностные УУД)

Осуществлять контроль по результату                                         (Регулятивные УУД)

IX.Рефлексия учебной деятельности

Цели: зафиксировать в речи новое понятие «задача» и алгоритм работы над нею, изученный на уроке; оценить работу на уроке.

- Если вы активно работали на уроке, вам было все понятно – похлопайте в ладоши. Если вы испытывали какие-либо затруднения в решении примеров и задач – потопайте. Если у вас есть какие-либо вопросы, я отвечу на них после урока.

Понравилась ли вам работа на уроке?  Вспомните девиз урока (Слайд 1)                        

 Оцените себя. (Организует самооценку при помощи «дерева успеха»)

-О чём говорят зелёные листочки?

-жёлтые листочки?

-красные листочки?

- Где вы можете еще потренироваться?      Домашнее задание: стр 48 №4, стр 48№5 (по выбору)

Вспоминают и воспроизводят задачи урока. Делятся впечатлением, отвечают на вопросы.

Оценивают себя

Выполняют самооценку по алгоритму с помощью  

листочков.

-зелёный – всё понял,

-жёлтый – затрудняюсь,

-красный –не понял.

(у каждого на столе лежит «дерево успеха», смотрят, каких больше по цвету листочков)

Записывают домашнее задание, просматривают его.

Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (Коммуникативные УУД)

Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке (Регулятивные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности                                          (Личностные УУД)      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе по теме "Задача (условие, вопрос, решение, ответ)"

На уроке дети под руководством учителя проводят исследование и узнают, что такое задача, и из каких основных частей она состоит. При повторение пройденного материала  проводится разминка, арифмет...

Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа)

Знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания....

Презентация по математике 1 кл. Задача, условие, вопрос.

Презентация по математике 1 кл "Школа России". Тема:"задача. Условие. Вопрос"...

Технологическая карта урока математики по теме «Задача.Структура задачи(условие, вопрос). Анализ задачи». (УМК "Школа России" 1 класс)

Цель урока:  знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания.создать условия для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры   8.созда...

Конспект урока по математике: «Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа)»

Тема: «Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи  (запись решения и ответа)                            ...

Технологическая карта по математике,тема: "Задачи (условие,вопрос)",1 класс

Технологическая карта по математике,тема: задачи (условие,вопрос),1 класс...

Технологическая карта по математике 1 клас на тему: "Задача. Структура задачи(условие, вопрос). Анализ задачи"

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания....