Урок математики "Письменные приёмы деления многозначного числа на однозначное число" 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс)

Тарасенко Людмила Викторовна

Цели урока:

- закрепить письменные приёмы умножения и деления многозначного числа на однозначное число;

- применение математических знаний при решении задач экологического содержания;

- привлечение внимания учеников к проблеме сохранения природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический урок математики в 4-м классе по теме:

Письменные приемы деления

многозначных чисел на однозначное число

Цели урока:

  1. Закрепить письменные приемы умножения и деления многозначных чисел на однозначное число.
  2. Закрепить умение решать составные задачи.
  3. Развивать математическую смекалку, творческое мышление;

формировать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник “Математика” 4 класс (автор Моро), карточки со схемами-опорами, карточки с ответами примеров, карточки с изображениями животных, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Я хочу поделиться с вами хорошим настроением. Пусть и у вас будет на душе спокойно, будьте уверены в своих знаниях.

Настроение какаво?

Все такого мнения? Все без исключения.

Может вы уже устали? Мы с собой таких не брали.

Может ляжем, отдохнём? Лучше мы урок начнём.

  1. Тема урока.

Посмотрите на примеры и определите, какая у них закономерность? (Закономерностью в выражених  является Деление на двузначные  числа, оканчивающиеся нулями.

Сформулируйте тему урока.

(Слайд 1)

Мы уже умеем это делать? Какую цель поставим?

- Сегодня на уроке мы будем закреплять приемы  деления на числа, оканчивающиеся нулями. А теперь посоревнуемся какой ряд быстрее решит эти примеры.

 - Какой приём использовали при вычислении?

  -Теперь расположите полученные результат в порядке возрастания

- Соотнесите число с буквой.

- Какое слово у вас получилось? (Экология)

- Как вы понимаете значение этого слова? (Слайд 2)

(Это наука о доме, о Земле и о законах, по которым мы должны в нём жить. Она изучает, как растения, животные и люди живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду. Всё в природе взаимосвязано. Поэтому то, что делает человек в природе, должно быть всегда хорошо продумано, иначе он может нанести ей большой вред. А так как человек – это часть природы, этот вред он наносит прежде всего себе.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится под угрозой исчезновения.Сколько видов растений на Земле находятся на грани исчезновения?25 000.

Один плохо закрытый кран приводит к потере 20 л воды за сутки. В школе в течение суток было растрачено 80л воды .Сколько плохо закрученных кранов оставили дети?

В сутки легковой автомобиль способен выбросить в воздух 20 кг выхлопных газов. Сколько легковых автомобилей выбросят в воздух 160 кг выхлопных газов?

Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 тонн сажи в год. После установки очистительных сооружений в этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 10 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений? (20т)

- Какие экологические проблемы были затронуты в задачах? Исчезновения растений, загрязнение воздуха, халатное отношение к воде.

Вывод:

 Уважайте законы природы. Только в содружестве с ней мы можем быть счасливы..

- К чему приводит загрязнение воздуха?

- Послушайте задачу о влиянии загрязнённого воздуха на деревья: «Ель в лесу может прожить 400лет,а в городе 200 лет. Во сколько раз меньше может прожить ель на улицах города?

- Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи. За 1 минуту они приносят в муравейник 20 насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час? (1200 насекомых)

- Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 см требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с поля смыло в половодье 10 см почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя? (1000)

-Так как мы сегодня с вами на уроке будем закреплять письменные приемы умножения и деления многозначных чисел на однозначное, нам необходимо повторить названия компонентов при умножении и делении.

На доске:

Х : 250 = 3

700 : Х = 2

У х 4 = 4000

- Назовите компоненты при делении.

Что неизвестно в первом уравнении? (Делимое)

- Как найти неизвестное делимое?

- Чему равно делимое? (750)

- Что неизвестно во втором уравнении? (Делитель)

- Как найти неизвестный делитель?

- Чему равен делитель? (350)

- Что неизвестно в третьем уравнении? (Множитель)

- Как найти неизвестный множитель?

- Чему равен множитель? (1000)

- Мы говорим об экологии. Вы нашли интересные числа. 

750- столько жуков-короедов съедает за один день дятел.

( Дятлы очень трудолюбивые птицы и заботливые родители. Они кормят своих птенцов с 4 часов утра до 9 часов 30 минут вечера. Посчитайте, сколько часов трудится дятел? ( 17 часов 30 мин))

350 – столько лет живет сосна.

1000 – столько полевых мышей уничтожает сова за год или за столько лет природа может переработать пластиковую карту.

IV. Закрепление письменных приемов умножения и

деления на однозначное число.

Вспомним алгоритм деления на однозначное число.

  1. выделяем неполное делимое.
  2. определяем количество цифр в частном.
  3. делением находим цифру частного
  4. узнаем сколько разделили
  5. находим остаток (должен быть меньше делителя)
  6. Образуем следующее неполное делимое.

- Мы делили и умножали устно, а теперь переходим к письменному умножению и делению многозначных чисел на однозначное число.

20 862 х 6 (125 172) - Л

41 508 х 9 (373 572) – О2

56 490 х 8 (451 920) - Г

15 828 : 4 (3 957) - К

27 981 : 9 (3 109) - Э

38 412 : 6 (6 402) - О1

Трое детей решают за доской.

3957

6402

125172

373572

451920

э

к

О

л

о

г

-Соотнесите ответ примера с буквой в таблице и составьте слово.

КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ? КТО ОН ТАКОЙ? (Эколог – это человек, который следит, чтобы не загрязнялась окружающая среда. Это такие учёные. Наш общий природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь каждый человек должен стать хотя бы немного экологом)

V. Физкультминутка. 

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны.

Прогнулись.

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

VI. Решение задач.

-А сейчас мы перейдем к следующему этапу нашей работы. Но сначала вам предстоит отгадать загадку.

Первая часть слова состоит из предлога “за”, а вторая часть слова – это загородный дом (задача).

1 человек у доски.

На территории Приднестровья находится заповедник «Ягорлык». Там гнездятся 182 вида птиц. И вот вам задача:

Пара дроздов приносит своим птенцам в день 335 гусениц, что в 6 раз меньше, чем пара дятлов, а пара скворцов приносит в 3 раза меньше гусениц, чем пара дятлов. На сколько больше гусениц приносит своим птенцам пара дятлов, чем пара скворцов?

- Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет)

- Почему? (Мы не знаем, сколько гусениц приносит пара дятлов и сколько гусениц приносит пара скворцов.)

- Как можно узнать? Каким действием?

- Повторите вопрос задачи.

- Каким действием узнаем, на сколько больше гусениц приносит пара дятлов, чем пара скворцов? (Вычитанием)

-Измените вопрос задачи так, чтобы последним действием было сложение (Сколько гусениц приносит пара скворцов и пара дятлов вместе?)

VII. Работа по вариантам. Самостоятельная работа.

- А теперь решим еще задачи по вариантам.

2 человека за доску. Слабым ученикам раздается опора для решения задачи (краткая запись).

1 вариант

Сто тополей в год выделяют 3056 кг кислорода, а столько же клёнов в 4 раза меньше. Сколько кг кислорода в год выделяют тополя и клёны вместе? (3 820кг)

2 вариант

На 3 человека в месяц требуется 1 629 кг кислорода. Сколько кг кислорода потребуется для 7 человек? (3 801 кг)

Проверка задач.

Сравните результаты и подумайте, нужно ли остановить вырубку лесов?

VIII. Итог урока.

- Над чем работали сегодня на уроке?

-Что вам особенно понравилось?

Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали на уроке.

- Кроме знаний по математике мы говорили с вами о нашем общем доме – планете Земля. Человек неотделим от природы. Он учится у природы. Уважайте законы природы. Только в содружестве с ней мы можем быть счастливы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики: "Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначные".

Урок содержит приёмы использования алгоритма письменного деления, также он включает в себя работу с учебным видеофильмом на примере решения задач....

Урок математики "Письменные приёмы деления многозначного числа на однозначное число".

Вопросы экологии занимают важное место среди актуальных проблем современности. Данный урок способствует пробуждению у обучающихся интереса к экологическим проблемам планеты, развитию стремления к акти...

Конспект урока по математике "Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначное число"

Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначное число. 4 класс.  УМК "Школа России"...

Урок математики " Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначные"+ презентация

Урок математики + презентация с экологическими заданиями. Материал поможет открыть новые знания и знания об экологических проблемах современности - предновогоднюю вырубку еловых и сосновых лесов....

Конспект урока математики по теме: "Деление многозначного числа на однозначное" 4 класс, УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя:формирование умения делить многозначное число на однозначное (в случаях вида 7230 : 3); формирование умения проверять деление умножением;формирование умения склады...

Открытый урок по математике на тему «Письменные приёмы умножения многозначного числа на однозначное» 4 класс

Тема: «Письменные приёмы умножения многозначного числа на однозначное число»Тип урока: урок  открытия новых знаний .Цели:1.Предметные познакомить учащихся с приемом пис...

Урок математики «Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначные».

Урок-путешествие «В поисках 7 чудес света»Интеграция предметов: математика и окружающий мир.Цель: формирование у учащихся умения делить многозначные числа на однозначные письменным способо...