Отчёт по самообразованию по теме: " Проектная деятельность как средство развития креативного мышления младших школьников на уроке математики"
методическая разработка по математике (3 класс)

Здесь вы можете познакомиться с приёмами  развития креативного мышления обучающихся на уроках математики через проектную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию по теме:

«Проектная деятельность как средство развития креативного мышления младших школьников на уроке математики»

Цель: приёмы развития креативного мышления обучающихся на уроках математики через проектною деятельность

Задачи:

  • формировать умение определять и создавать продукт проекта в ходе практической деятельности;
  • развивать умение анализировать, обобщать, видеть вариативность путей решения проблемы, делать выводы;
  • воспитывать аккуратность и бережное отношение к используемым материалам.

Проблема развития мыслительных процессов учащихся – одна из главных задач в методике обучения математике. Умение креативно мыслить является полезным не только на уроках, но и во внеучебное время. Способность творчески мыслить, в свою очередь, является фактором успеха для поиска выхода из любой нестандартной ситуации и решения на ходу любой проблемы. Проектная деятельность – оптимальный метод для развития творческих способностей обучающихся.

В учебниках математики М.И. Моро «Школа России» с 1 по 4 класс предложена общая рубрика «Наши проекты» с указанием темы проекта, соответствующих комментариев, советов, плана выполнения проектной работы. В ходе проектной деятельности обучающиеся под руководством учителя обсуждают и формулируют цель работы, план своих действий, промежуточные и итоговые результаты. Некоторые из этих проектов направлены на организацию сотрудничества со взрослыми. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребёнка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Именно умение видеть вариативность путей решения поставленной проблемы, форм работы, источников информации – основа креативности. На первых этапах работы важно сформировать у ребенка навык, «научить учиться» - работать с информацией, дополнять имеющиеся факты собственными идеями.

Решение этой задачи может быть осуществлено с помощью следующих методов:

  1. постановка проблемной ситуаций;
  2. изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
  3. побуждение делать анализ, сравнение, обобщение, сопоставление фактов, вывод;
  4. постановка творческой задачи;
  5. применение исследовательских методов.

Развитию креативного мышления способствуют проблемные ситуации с применением следующих методических приемов:

  1. обсуждение различных вариантов решений одной и той же задачи;
  2. знакомство с различными точками зрения по одной проблеме;
  3. предложение учащимся заданий по поиску интересных интеллектуальных задач;
  4. обучение учащихся самостоятельному конструированию логических задач.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Для ребёнка важно, что внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - это опыт деятельности, который становится бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения. Принято считать, что работа над проектом - это «пять П» (Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт – Представление продукта). Шестое «П» проекта - его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации; список литературы в алфавитном порядке и т.д.

По итогам проектной деятельности возможна организация выставки продуктов, изготовленных в ходе работы, с последующей презентацией детьми (рассказ об этапах работы, обозначение возможности использовать полученный продукт в дальнейшем на уроках математики, в качестве подарка библиотеке и т.д.) или защита продукта в ходе участия в конкурсах.

Использованные источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Креативное мышление – это мышление, связанное с созданием или открытием нового субъективного знания нестандартным способом решения задач....

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников при реализации программы духовно-нравственного воспитания""

Данный материал поможет учителям начальных классов организовать проектную деятельность, направленную на формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника....

«Проектная деятельность как средство развития связной речи младшего школьника на уроках литературного чтения».

В статье представлен опыт работы по теме "Проектная деятельность, как средство развития связной речи младшего школьника на уроках русского языка"...

«Проблемные ситуации как средства развития творческого мышления младших школьников на уроках математики по системе Л.В.Занкова».

Актуальность данной темы в том, что именно проблемные ситуации, направленные на развитие творческого мышления, активизируют такие качества личности какнаходчивость,сообразительность,способность к нест...

Отчет по самообразованию по теме: «Проектная деятельность как средство развития креативного мышления младших школьников на уроках математики»

Отчет по самообразованию по теме: «Проектная деятельность как средство развития креативного мышления младших школьников на уроках математики»...

Выступление на ШМО. «Проектная деятельность как средство развития креативного мышления младших школьников на уроках математики»

Разработка выступления на ШМО на тему «Проектная деятельность как средство развития креативного мышления младших школьников на уроках математики» в рамках педагогической практики "Фор...