Выступление на ШМО. «Проектная деятельность как средство развития креативного мышления младших школьников на уроках математики»
материал

Колесник Илья Александрович

Разработка выступления на ШМО на тему «Проектная деятельность как средство развития креативного мышления младших школьников на уроках математики» в рамках педагогической практики "Формирование методических компетенций"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст выступления на ШМО21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Текст выступления

«Проектная деятельность как средство развития креативного мышления младших школьников на уроках математики»

Автор: Колесник Илья Александрович

Цель: развитие креативного мышления обучающихся на уроках математики посредством проектной деятельности посредством ознакомления педагогических работников с проблемой

Задачи:

- формировать у младших школьников умение определять и создавать продукт проекта в ходе практической деятельности;

- развивать умение анализировать, обобщать, видеть вариативность путей решения проблемы, делать выводы;

- воспитывать аккуратность и бережное отношение к используемым материалам.

   Проект — это специально организованный учителем и выполняющийся самостоятельно обучающимся процесс, в результате которого создастся творческий продукт.

   В настоящее время весь процесс обучения в школе направлен на подготовку всесторонне развитой личности ребенка. На каждой ступени обучения школьники учатся находить новое, работать самостоятельно, проявлять себя. Но, зачастую мы видим, что обучающиеся не могут творчески подойти к тому или иному делу.

   Актуальность проблемы обусловлена тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) нового поколения требует использование проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе на любом школьном предмете. В свою очередь эта деятельность направлена на развитие творческого мышления и воображения ученика, учит его самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, интегрировать умения и знания из разных областей науки. Математика, как школьный предмет, направлена не только на развитие логического мышления школьников, но и учит творчески подходить к решению различных задач. Значимость и актуальность проблемы развития творческих способностей школьников определили тему сегодняшнего выступления.

Проблема развития мыслительных процессов учащихся – одна из главных задач в методике обучения математике. Умение креативно мыслить является полезным не только на уроках, но и во внеучебное время. Основа креативности – это способность логически мыслить, что в свою очередь, является фактором успеха для поиска выхода из любой нестандартной ситуации и решения на ходу любой проблемы. Проектная деятельность, на мой взгляд – оптимальный метод для развития творческих способностей обучающихся.

В учебниках математики М.И. Моро «Школа России» с 1 по 4 класс предложена общая рубрика «Наши проекты» с указанием темы проекта, соответствующих комментариев, советов, плана выполнения проектной работы. В ходе проектной деятельности обучающиеся под руководством учителя обсуждают и формулируют цель работы, план своих действий, промежуточные и итоговые результаты. Некоторые из этих проектов направлены на организацию сотрудничества со взрослыми. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребёнка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Именно умение видеть вариативность путей решения поставленной проблемы, форм работы, источников информации – основа креативности. На первых этапах работы важно сформировать у ребенка навык, «научить учиться» - работать с информацией, дополнять имеющиеся факты собственными идеями.

Решение этой задачи может быть осуществлено с помощью следующих

методов:

  1. постановка проблемной ситуаций;
  2. изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
  3. побуждение делать анализ, сравнение, обобщение, сопоставление фактов, вывод;
  4. постановка творческой задачи;
  5. применение исследовательских методов.

Развитию креативного мышления способствуют проблемные ситуации с применением следующих методических приемов:

  1. обсуждение различных вариантов решений одной и той же задачи;
  2. знакомство с различными точками зрения по одной проблеме;
  3. предложение учащимся заданий по поиску интересных интеллектуальных задач;
  4. обучение учащихся самостоятельному конструированию логических задач.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Для ребёнка важно, что внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - это опыт деятельности, который становится бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения. Принято считать, что работа над проектом – это «пять П» (Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация). Шестое «П» проекта - его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации; список литературы в алфавитном порядке и т.д.

По итогам проектной деятельности возможна организация выставки продуктов, изготовленных в ходе работы, с последующей презентацией детьми (рассказ об этапах работы, обозначение возможности использовать полученный продукт в дальнейшем на уроках математики, в качестве подарка библиотеке и т.д.) или защита продукта в ходе участия в конкурсах.

Использованные источники

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты третьего поколения / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2022. - 31 с.
  2. https://infourok.ru/proektnaya-deyatelnost-na-urokah-matematiki-3519458.html
  3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2018/11/18/proektnaya-deyatelnost-na-urokah-matematiki-v-nachalnoy
  4. https://multiurok.ru/files/proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-matiematiki-.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативного мышления младших школьников на уроках гуманитарного цикла

Развитие креативности на уроках гуманитарного цикла....

ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Креативное мышление – это мышление, связанное с созданием или открытием нового субъективного знания нестандартным способом решения задач....

«Проектная деятельность как средство развития связной речи младшего школьника на уроках литературного чтения».

В статье представлен опыт работы по теме "Проектная деятельность, как средство развития связной речи младшего школьника на уроках русского языка"...

«Проблемные ситуации как средства развития творческого мышления младших школьников на уроках математики по системе Л.В.Занкова».

Актуальность данной темы в том, что именно проблемные ситуации, направленные на развитие творческого мышления, активизируют такие качества личности какнаходчивость,сообразительность,способность к нест...

Отчет по самообразованию по теме: «Проектная деятельность как средство развития креативного мышления младших школьников на уроках математики»

Отчет по самообразованию по теме: «Проектная деятельность как средство развития креативного мышления младших школьников на уроках математики»...

Отчёт по самообразованию по теме: " Проектная деятельность как средство развития креативного мышления младших школьников на уроке математики"

Здесь вы можете познакомиться с приёмами  развития креативного мышления обучающихся на уроках математики через проектную деятельность...