Календарно-тематическое планирование математического кружка - 4 класс.
учебно-методический материал по математике (4 класс)

Я постаралась подробно отразить , как можно интересно спланировать работу кружка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математический кружок

«Занимательная математика»

Составила:

Щуринова В.А.

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №6»

                                                                               

 2022/2023 учебный год

Пояснительная записка к программе кружка по математике

«Занимательная математика» (4 класс)

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

 Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

 Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

 Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

 Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

 Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

 Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

 Кружок создается при  участии  всего  класса.

 Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

 Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.

Цель, задачи и принципы программы:

Цель:    развивать математический образ мышления

Задачи:   расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • расширять математические знания в области многозначных чисел;
  • содействовать умелому использованию символики;
  • учить правильно применять математическую терминологию;
  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

  • Актуальность

            Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Реалистичность 

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.

  • Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты:

Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы

Учебно-тематическое планирование

занятий кружка «Занимательная математика»

Наименование тем курса

Всего ча

сов

В том числе

Виды деятельности

Форма контроля

лекция

П/ р

С/ р

1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

 1          

2. Как люди научились считать.

1

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

3. Интересные приемы устного счёта.

устный счёт

4. Решение занимательных задач в стихах.

1

работа в группах: инсценирования загадок, решение задач

5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

1

работа с алгоритмами

6. Учимся отгадывать ребусы.

1

составление математических ребусов

конкурс на лучший математический ребус

7. Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

решение теста -кроссворда

проверочный тест

8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

1

работа с алгоритмом

контрольный тест

9. Решение ребусов и логических задач.

1

самостоятельная работа

мини-олимпиада

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

составление схем, диаграмм

11. Загадки- смекалки.

1

составление загадок, требующих математического решения

конкурс на лучшую загадку-смекалку

12. Игра «Знай свой разряд».

1

работа с таблицей разрядов

тест

13. Обратные задачи.

1

работа в группах «Найди пару»

познавательная игра «Где твоя пара?»

14. Практикум «Подумай и реши».

1

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

15.Задачи с изменением вопроса.

инсценирования задач

конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

16. «Газета любознательных».

3

1

2

проектная деятельность

конкурс на лучшую математическую газету

17.Решение нестандартных задач.

1

решение задач на установление причинно-следственных отношений

18.Решение олимпиадных задач.

1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

19.Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

20. Школьная олимпиада

1

решение заданий повышенной трудности

21. Игра «Работа над ошибками»

1

работа над ошибками олимпиадных заданий

22.Математические горки.

1

решение задач на преобразование неравенств

конкурс на лучший «Решебник»

23. Наглядная алгебра.

1

работа в группах: инсценирование

24.Решение логических задач.

1

схематическое изображение задач

25.Игра «У кого какая цифра»

1

творческая работа

26.Знакомьтесь: Архимед!

1

работа с энциклопедиями и справочной литературой

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

27.Задачи с многовариантными решениями.

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

28.Знакомьтесь: Пифагор!

1

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

викторина

29.Задачи с многовариантными решениями.

1

Работа в парах по решению задач

30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

составление знаковых систем

тест

31.Задачи с многовариантными решениями.

1

индивидуальная работа

32.Задачи с многовариантными решениями.

1

индивидуальная работа

33.Математический КВН

1

работа в группах

34. Круглый стол «Подведем итоги»

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

анкетирование

ИТОГО:                              34      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематическое планирование занятий кружка «Я – ЛИДЕР» 1 класс

Календарно – тематическое планирование занятий кружка«Я – ЛИДЕР»1 класс...

Программа и календарно- тематическое планирование театрального кружка для младших школьников "В гостях у сказки"

 Актуальность Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образоват...

Календарно-тематическое планирование математического кружка "Эрудит" для 4 класса

Календарно-тематическое планирование математического кружка "Эрудит" для 4 класса...

Календарно-тематическое планирование математического кружка "Смекалка" 4 класс

Основное содержание курса математики 4 класса составляет материал арифметического и геометрического характера. Большая роль в данном УМК отведена решению текстовых задач. Задачи рекомендуется ре...