Открытый урок математики на тему : "Увеличение и уменьшение чисел в 10 и 100 раз"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Бондарь Ольга Владимировна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Егорлыкская  СОШ №11»

Открытый урок математики

в 3 классе

«Увеличение (уменьшение)

чисел в 10, 100 раз»

УМК «Школа России»

Учитель начальных классов:

Бондарь О.В.

        2024 г.


Тема: Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 раз.

Цель: знакомство с увеличением (уменьшением) чисел в 10 и 100 раз.

Задачи: формирование УУД:

  • познавательные УУД: овладение основами логического и алгоритмического мышления;
  • регулятивные УУД: развитие умения ставить учебные задачи на основе соотнесения известного и неизвестного; сличать способ  действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осознавать качество и уровень усвоения нового материала;
  • коммуникативные УУД: строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, с учителем.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Учитель:

- Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем.

- Тихо сели девочки, тихо сели мальчики.

- Ребята, давайте проверим вашу готовность к уроку. Прикоснитесь рукой к тому, что я буду сейчас называть.

- На партах у вас лежит учебник, тетрадь, ручка, дневник.

- А еще на уроке нам понадобятся ваши глазки, ушки, ваш ум и ваши добрые сердца! И еще рабочее настроение. Все готовы? И так начнем!

Вы знаете, дети,  есть чудо страна. 
И правит страною царица одна. 
Ну что ж за царица, спросите вы? 
Наверно, красива, добра и умна! 
Вы правы, конечно, красива, добра. 
Но всё таки дети, уж очень, умна. 
Сама математика, правит страной 
Там царствует, мир, тишина и покой. 
Там цифры живут от 0 до 9,  
Сегодня Царица решила  к нам в гости зайти.

- Дорогие друзья, прошу приветствовать Её величество, Царицу всех наук, Царицу математики! (входит под музыку)

СЛАЙД 1

Царица:

Здравствуйте, ребята!

Я – математика земная,

Горжусь, прекрасная, собой.

Я всем наукам мать родная,

И дорожат все они мной.

В веках овеяна я славой,

Светило всех земных светил.

Меня царицей величавой

Недаром Гаусс окрестил.

Строга, логична, величава,

Стройна в полете, как стрела,

Моя немеркнущая слава

В веках бессмертье обрела.

Я славлю разум человека,

Дела его волшебных рук,

Надежду нынешнего века,

Царица всех земных наук!

Царица:

-Дорогие ребята, я пришла к вам на урок не с пустыми руками. В этих конвертах находятся очень интересные задания. Выполнив их правильно, вы узнаете очень много нового об одной из стран. Но для этого вы должны открыть для себя новое знание в математике. Желаю вам удачи! Но а я побуду гостем на вашем сегодняшнем уроке математики.

Учитель: Ну что, ребята, вперёд за новыми знаниями!!!!!

- Запишите число в тетрадь.

  1. Актуализация опорных знаний

  1. Минутка чистописания

- Назовите число в котором 3 дес. и 0 ед., 5 сот. 0 дес. и 0 ед. (дети прописывают чередуя)

Учитель:

Ребята, как вы думаете, зачем нужно знать математику?

Алина:

Без счёта не будет на улице света.

Без счёта не может подняться ракета.

Без счёта письмо не найдёт адресата.

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Запомните все, что без точного счёта

Не сдвинется с места любая работа!

СЛАЙД 2

  1. Устный счёт

- Сейчас я задаю вам вопрос, а вы называете только ответ.

1. Назовите число, в котором 1 сотня, 2 десятка и 0 единиц. (120)

2. Первый множитель 15, а второй - 2. Чему равно значение произведения? (30)

3. К 3 десяткам прибавить 4 десятка. (70)

4.Назовите число, стоящее между числами 89 и 91. (90)

5.Назовите наименьшее трёхзначное число. (100)

- А теперь давайте обратим внимание на ответы.

-Посмотрите, что общего между числами? ( заканчиваются на 0)

- На какие две группы можно разделить эти числа? ( двузначные и трёхзначные)

- Назовите все трёхзначные числа, которые у нас встретились в ответах, а теперь двузначные.

- А вы знаете, в какой стране появилась цифра 0?

СЛАЙД 3

 - Родиной нуля считают Индию. В  середине 5 века индусы составили ряд цифр от нуля до девяти, при помощи которых стало возможным записать любые числа. Так, первым названием ноля было индийское слово «сунья» («пустое»). Первое его изображение выглядело как кружок, чуть меньший по размеру, чем прочие цифры – его нашли в записи числа 270, начертанном в 876 году на стене индийского города.

- Индия - страна одна из древнейших в мире. В течение урока мы познакомимся с интересными сведениями об Индии.

  1. Самоопределение к деятельности. Целеполагание.

- Ребята, сегодня утром мне на электронную почту пришло письмо, от одного всем нам знакомого мальчика. Но к сожалению я забыла как его зовут. На аватарке стояло фото, я его распечатала и принесла вам. Может вы вспомните как зовут этого мальчика?

- Кто это? (Незнайка) (Фото прикрепляется на доску)

- Письмо я тоже распечатала, но прочесть не успела. Давайте вместе его прочитаем!

Здравствуйте, уважаемая Ольга Владимировна и ребята 3 класса Егорлыкской школы №11! Пишет вам ваш старый знакомый друг Незнайка! Мне очень нужна ваша помощь! Я не могу справиться с задачей, которую мне задали на дом. Послушайте задачу: Мама испекла на масленицу 8 маленьких блинов, а больших в 10 раз больше. Сколько больших блинов испекла мама?

СЛАЙД 4

Я  решил эту задачу так 8*10 = 810 (б), и получил отметку «2», а мой друг Знайка решил задачу так 8*10 = 80 (б) и получил отметку «5». Ребята, помогите разобраться, в чём моя ошибка!

- Ну что, ребята, поможем Незнайке решить его проблему?

- Что происходило с числом 8 в задаче, оно увеличивалось или уменьшалось? Во сколько раз? (увеличивалось  в 10 раз)

- Что неправильно сделал Незнайка в задаче? (не умножил 8 на 10, а соединил два числа).

- Чего же не умеет делать Незнайка? (увеличивать числа в 10 раз)

- Кто может назвать тему сегодняшнего урока? А конкретнее. (Увеличение и уменьшение чисел в 10 и 100 раз) (Прикрепить  на доску)

 -  Чему будем учиться сегодня на уроке? (Мы научимся применять приёмы увеличения и уменьшения чисел в 10, в 100 раз.) (Приктрепить на доску)

  1. Открытие новых знаний.

Работа с таблицей разрядов. (на доске)

Сотни

3 разряд

Десятки

2 разряд

Единицы

1 разряд

Работа ведётся  в таблице разрядов и в тетради у учащихся.

- Рассмотрим на примерах как можно увеличить число в 10, 100 раз.

 - Запишите число 5 (Учитель ставит карточку с цифрой 5)

-Это единица какого разряда? (Первого)

- Припишите справа цифру ноль.

- Какое получилось число? (50)

- Что  сейчас обозначает цифра 5? (Количество десятков)

- Теперь 5 это единицы какого разряда? (второго)

- Во сколько раз 50 больше 5? (В 10 раз)

-Как записать это арифметическим действием? (5·10=50)

- Что изменилось в записи числа 5 при увеличении его в 10 раз?

СЛАЙД 5

Вывод: При увеличении числа в 10 раз – справа дописываем один ноль.

Допишите ещё один ноль.

- Какое получилось число? (500)

- Что теперь показывает цифра 5?(Сотни)

- Во сколько раз больше 500, чем 5?  (в 100 раз)

- Как записать, что получилось? (5·100=500)

- Что изменилось в записи числа 5 при умножении на 100?

СЛАЙД 6

Вывод:  При увеличении числа в 100 раз – справа дописываем два нуля.

-Какое действие мы выполняли каждый раз, когда дописывали ноль? (Умножение)

- На какие числа мы умножали? (На 10, на 100)

- Какое действие нужно выполнить, чтобы уменьшить эти числа в 10, 100 раз? (Деление)

- Значит, что будем делать с нулями при делении?( отбрасывать)

- Запишите число 800, зачеркните один ноль, что получилось? (Число уменьшилось в 10 раз)

-Какое действие мы выполнили? (Деление)

- На какое число разделили? (На 10)

- Что получили? (80)     800 : 10=80

СЛАЙД 7

Вывод: Чтобы уменьшить число в 10 раз, нужно справа отбросить один ноль.

- Если мы зачеркнем два нуля, во сколько раз уменьшилось наше число? (В 100 раз)

- Какой результат мы получим? (8)

800:100 = 8

- Какой вывод мы можем сделать?

СЛАЙД 8

Вывод: Чтобы уменьшить число в 100 раз, нужно справа отбросить два нуля.

ФИЗМИНУТКА

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

5. Первичное закрепление.

- А сейчас, опираясь на правила, будем тренироваться увеличивать и уменьшать числа в 10 и 100 раз.

- Откройте учебники на стр. 47 №1.

- Работать будем по цепочке, проговаривая правило умножения и деления. Запись оформлять в тетради и  на доске. (дети работают у доски)

- А теперь поработаем с задачей, с которой не смог справиться Незнайка.

Текст задачи выводится на экране. Работа с задачей ведётся фронтально.

СЛАЙД 9

Мама испекла на масленицу 8 маленьких блинов, а больших в 10 раз больше. Сколько больших блинов испекла мама?

- О чём говорится в задаче? (О блинах)

- Какие были блины?  (Большие и маленькие)

- Что известно о больших? О маленьких?

- Что нужно узнать? (сколько больших блинов)

- Как можно записать условие задачи? Назовите ключевые слова. (Краткая запись)

                        Задача.

М. – 8 б.

Б. – ? в 10 раз больше.        

Решение: 8 * 10 = 80 (б) - больших.

 Ответ: 80 блинов.

СЛАЙД 10

- Ой, ребята, смотрите снова Незнайка, он что-то хочет нам сказать!

Царица:

- Ну что ребята, сегодня на уроке математики вы открыли новое знание не только для себя, но помогли вашему другу Незнайке справиться с его проблемой.

-А теперь, дорогие друзья, вы можете выполнить задание, которое я для вас приготовила. (раздает конверты с заданием)

Учитель: Ребята, откройте конверты, достаньте карточку с заданием.

Самостоятельная работа (тест).

- А сейчас вы самостоятельно ответите на вопросы теста.

1. Какое животное изображено на гербе Индии

430 уменьшить в 10 раз

43- лев

420 - павлин

440 - тигр

2. Какой тигр из-за деятельности браконьеров находится в Индии под угрозой вымирания

4 увеличить в 100 раз

40 – уссурийский

400 - бенгальский

104 - амурский

3. Как называется традиционная одежда индийских женщин?

Уменьшить  800 в 100 раз

700 - чхима

80 - ципао

8 - сари

4. Как называется приправа, появившаяся в Индии, и в настоящее время употребляемая по всему миру?

Уменьшить число 390 в 10 раз

39 -  черный перец

380 - кари

290 – кардамон

5. Как называется любимый в Индии «праздник огней» - индийский Новый год?

Увеличь в 10 раз число 23

33- Холи

230 - Дивали

203 - Угади

СЛАЙДЫ 11-16

Проверка с опорой на экран

- Поменяйтесь карточками. Начнем проверку.

  1. Подведение итогов урока

А теперь скажи, дружок,

Тебе понравился урок?

Что расскажешь дома маме?

Поделись сейчас ты с нами!

- С какой новой темой вы познакомились на уроке? Чему научились?

  1. Рефлексия

СЛАЙД 17

-А теперь давайте попробуем дать оценку нашему уроку.

- Достаньте из конверта смайлы и выберите нужный смайл. (дети показывают смайлики)

  1. Д/з с.47 под чертой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме "Увеличение и уменьшение числа на 1"

Пояснительная записка.Характерной особенностью обучения математике первоклассников по программе « Начальная школа XXI века» является создание предпосылок для формирования элементов учебной деятельност...

Конспект урока математики на тему "Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз."

Учить увеличивать и уменьшать числа в 10 и 100, 1000 раз, совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать геометрические задачи, развитее внимания,памяти....

конспект урока математики по теме "Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз"

конспект открытого урока математики в 4 классе по теме "Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз"...

презентация к уроку математики по теме "Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз"

Презентация к уроку математики по теме "Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз"...

Конспект урока по математике на тему: " Увеличение и уменьшение чисел в 10, 100 раз" (УМК "Школа России")

Представляю вашему внимаю конспект урока по математике. Надеюсь, данный материал будет вам полезен....

Конспект урока по математике 3 класс Школа России М.И. Моро на тему "Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз"

Предмет: МатематикаКласс: 3 «А»Тема: «Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз»Цели деятельности учителя: познакомить с приёмами увеличения и уменьшения натурального числа в 10, 100 раз; закр...

Конспект урока математики на тему "Увеличение и уменьшение числа на 1"

Урок направлен на формирование представления о понятиях увеличить или уменьшить на 1. УМК "Начальная школа XXI века"...