Родительское собрание "Я гражданин России"
план-конспект по теме
В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активной личностью, полноправным субъектом жизнедеятельности, то есть осознавать, реализовывать и развивать свои мотивы и потребности, цели и идеалы в соответствии с ценностями гражданского общества. Важно, чтобы он видел богатство окружающего мира, стремился реализовывать в полной мере свои жизненные возможности.
Важным моментом является то, что работа по формированию гражданской идентичности не может в полной мере быть реализована без активного участия родителей. В связи с этим мы посчитали нужным представить ее на одном из родительских собраний, которое назвали «Я - гражданин России».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Materialy_k_sobraniyu.doc | 658.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Я – гражданин России
«Любовь к Родине начинается с семьи»
Ф. Бэкон
Задачи родительского собрания:
- формировать у родителей гражданско-правовые знания; познакомить с задачами гражданского воспитания, позволяющего воспитать граждан страны, уважающих ее законы, инициативных и ответственных, умеющих пользоваться своими правами и свободами;
- показать родителям роль семьи в гражданском воспитании, помочь профилактике негативных тенденций в сознании и поведении детей;
- выработать согласованные действия школы и семьи по вопросам гражданского воспитания;
- познакомить с нормативной базой по гражданскому воспитанию, с формой и методами проведения мероприятий, направленных на решение задач гражданского воспитания.
Форма проведения: лекция
Вопросы для обсуждения: нужно ли говорить с ребенком о патриотизме, Родине; обычаи и традиции проявления патриотизма в семьях учащихся; с чем необходимо бороться родителям, воспитывая в ребенке патриотизм; объединение усилий семьи и школы в вопросах формирования патриотизма и гражданственности.
Подготовительная работа: анкетирование родителей (см. Приложения), анкетирование детей (см. Приложения); подготовка памятки для родителей; мультимедийная презентация.
Ход собрания
- Вступительное слово
Сегодняшний наш разговор, уважаемые папы и мамы, мы посвятим непростым вопросам: с чего начинается любовь к Родине; нужно ли воспитывать в детях патриотические чувства; как это делать и др.
Почему сегодня мы начали об этом говорить? Я думаю, что для вас не будет большим секретом, что в последние десятилетия наше общество очень сильно изменилось. Изменения в обществе не могли не отразиться и на таких общественных организациях как школа. Государство стало понимать, что вопросы гражданского образования и воспитания должны стать ключевыми в обучении и воспитании наших детей. Начинаться воспитание должно уже в дошкольном возрасте и продолжаться в школе. А участниками этого процесса должны стать не только педагоги, но и родители, и наше общество. Вопрос этот сложный и многогранный. Поэтому сегодня мы с вами постараемся выработать единые принципы в решении вопросов, связанных с воспитанием настоящих граждан нашей страны, т.е. в воспитании наших детей.
Кроме этого , в настоящем учебном году мы с вами стали участниками областной экспериментальной площадки «Формирование педагогической культуры родителей как условие развития гражданской идентичности младших школьников». Площадка в своем названии имеет как бы две стороны: это и просвещение вас - родителей и повышение вашей педагогической культуры, и формирование гражданской идентичности наших школьников. Вопросы, которые решает данная экспериментальная площадка, напрямую связаны с сегодняшней темой нашего собрания.
- Анализ анкетирования.
Когда я начала изучать предмет нашего сегодняшнего разговора, то для меня было очень важно узнать то, что вы думаете по данному вопросу, и что знают дети. Мной было проведено несколько анкет. Результаты анкетирования я и представляю вашему вниманию.
Начнем с родителей. Вы, уважаемые родители, отвечали на вопросы нескольких анкет. Первая анкета касалась приоритетных ценностей для ваших семей. Результаты следующие ( 23 человека). (слайд 2)
Следующий вопрос был связан с тем, на что должна делать акцент школа. Было предложено на выбор три ответа: на обучение, на воспитание, на сочетании обучения и воспитания. Результаты были следующие (слайд 3)
:
И третий вопрос касался того, что должна давать ребенку школа, а что семья. (слайд 4)
Что должна ребенку давать школа, а что семья
Подведем итог, вы выбираете главными ценностями семью, здоровье и образование; вы уверены в том, что обучать и воспитывать должна и семья, и школа. Это значит, что мы с вами должны сотрудничать и направлять наши совместные усилия на обучение и воспитание наших детей.
В этом вопросе цели школы и семьи совпадают.
Следующая анкета касалась вопросов патриотического воспитания. Давайте рассмотрим результаты этого анкетирования (20 человек).
Первый вопрос касался того, как вы понимаете термин «патриотизм». Ваши ответы были достаточно близки друг у к другу. Так вот объединив все ваши ответы в один, можно получить следующее высказывание (слайд 5):
«Патриотизм – это любовь к своей Родине, преданность традициям, вера и служение Отечеству, чувство уважения и гордости за свою страну, людей, определенные взгляды и убеждения и умение жить интересами своей страны».
(слайд 6) А теперь обратимся к толковому словарю Ожегова С. И. «Патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу» В других источниках можно увидеть такое определение «Патриотизм – это любовь к родине, преданность ей, стремление своими действиями служить ее интересам, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами».
Таким образом, можно подвести итог, что вы знаете и понимаете данный термин.
Следующий вопрос касался того, считаете ли вы себя патриотом (слайд 7).
«Патриот - человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины».
Вопрос 3 касался необходимости воспитывать патриотические чувства детей (слайд 8).
(слайд 9)
(слайд 10)
Какие качества, способствующие становлению гражданина, вы воспитываете в своем ребенке?
(слайд 11)
Методы и приемы, используемые вами для формирования патриотизма
(слайд 12)
Какие традиции и обычаи, способствующие формированию патриотических чувств, есть в вашей семье
(слайд 13)
Какие мероприятия могут способствовать формированию патриотизма и гражданственности школьников в школе
Давайте подведем итог. Вы, родители, прекрасно понимаете и осознаете важность этого вопроса. Стараетесь уделять внимание воспитанию патриотизма в собственных детях.
Теперь мне хочется показать, что думают и знают об этом ваши дети (слайд 14). С детьми мы проводили несколько анкет. Все они были построены на методе «Незаконченных предложений», т. е. им надо было закончить предложение своими словами. Озвучить все нет возможности, но самое яркое и запоминающееся высказывания я хочу вам представить.
Например:
Родина – это поле, где много деревьев.
Малая Родина – это когда мало места.
Защищать Родину – это значит не бросать бумажки.
Достопримечательность – это то, что принадлежит человеку.
Гражданин – это дяденька.
Гражданин имеет право на машину.
Конституция – это училище.
Гражданин имеет право кричать.
Гражданин имеет право ходить, пить, глядеть.
Гражданин имеет право ходить на дискотеку и слушать музыку.
Еще чаще встречаются предложения, где ученик ничего не написал, или написал «Не знаю». Таким образом, можно сделать вывод, что наши дети очень плохо осведомлены в этих вопросах, что не владеют терминологией, очень мало знают, и большого интереса к этим вопросам не проявляют.
Итак, давайте подведем итоги нашего исследования. Мы выяснили, что вопросы воспитания и обучения неразделимы, что заниматься этим должна и школа, и родители, что патриотическое воспитание и гражданское образование являются важнейшей частью общего процесса воспитания и обучения детей, что знаний в этих вопросах дети практически не имеют.
- Беседа с родителями по теме собрания.
Как научить детей беречь и любить то, что имеешь, свой дом, свою семью, свой род, свою семейную историю? Как воспитать в них умение быть человеком не на словах, а на деле? Как научить проявлять уважение к труду предков, сохранивших для них и этот мир, и эту страну? Как научить быть достойными их памяти?
Ни для кого не секрет, что умения закладывается не только и не столько в школе, сколько в семье. От того, насколько патриотично настроены мать и отец, во многом зависит, каким будет ребенок.
Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Родители передают ему свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к народным традициям, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе.
Семейные праздничные вечера, шествие со взрослыми по нарядной площади на праздничный салют – все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь.
Большое внимание на детей оказывают конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни.
Например: отец, придя с работы, увлеченно рассказывает о своих делах на производстве, об успехах.
Или: мать, листая семейный альбом, рассказывает детям о членах семьи, о бабушках и дедушках, которые воевали за родную землю, имеют награды за свой труд, вспоминает истории из жизни семьи.
Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества, уважительно относятся к искусству всех народов нашей страны – все это воспитывает в детях чувство патриотизма.
Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется не только тогда, когда рвутся снаряды. Она проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше – хорошо учиться в школе, хорошо работать, помогать тому, кому нужна наша помощь. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия – это тоже патриотизм.
Бывает и так, что родители сами гасят у детей благородные чувства, не разрешая помогать, когда надо, или принуждая молчать, когда необходимо выступить против зла.
Иногда родители в присутствии детей говорят о недостатках общественного строя нашей страны в таком тоне, что ребенку вся жизнь начнет казаться окрашенной в черный цвет.
Такие родители сами рубят сук, на котором сидят. Ведь они закладывают в душу ребенка мысли о том, что можно продать родину за деньги, а мать свою бросить потому, что она стала старая и больная, что у нее нет средств, содержать сына или дочь так, как они того хотят.
Из недостатков семейного воспитания вырастают различные пороки. Вырастают молодые люди, у которых нет ничего святого: ни семьи, ни родины.
Чтобы наши дети не стали такими, семье и школе необходимо объединиться и вести целенаправленную патриотическую работу. Прививать детям любовь к родине, желание трудиться на ее благо, воспитывать стремление детей к защите родины от внешних врагов.
Именно в семье и школе закладывается фундамент патриотизма, зарождается чувство любви к своему родному городу или селу, к человечеству в целом.
От родителей и учителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и справедливости, смелости и отваге.
Сила примера родителей в формировании истинного патриота Родины очень велика.
Все чем славится настоящая семья – нравственные формы поведения, любовь к отечеству, святое отношение к его культурным и духовным ценностям, гражданские чувства – все это должно быть передано детям в наследство. А школа потом добавит и отшлифует качества, необходимые настоящему человеку-патриоту.
Закончить я хочу словами известного английского философа Ф. Бэкона «Любовь к родине начинается с семьи».
Чтобы наша беседа не стала голословной, мне хочется предоставить на ваш суд программу внеучебной деятельности по формированию гражданской идентичности младших школьников «Мы – будущее России». Идея по созданию программы появилась не случайно. Чтобы достигнуть определенного результата, мы должны объединить усилия семьи и школы. Я думаю, что целенаправленная деятельность поможет нам в этом.
- Представление программы внеучебной деятельности «Мы – будущее России» (слайд 15, 16, 17).
В результате представления программы родители должны высказать свое мнение о том, принимают они данную программу как руководство к действию, вносят коррективы, утверждают ее на голосовании.
- Подведение итогов (слайд 18).
В заключение нашей беседы мне очень хочется надеяться на то, что тема сегодняшнего собрания не оставила вас равнодушными. К патриотизму можно относиться по-разному. Мы не всегда задумываемся о том, патриотичны наши мысли и поступки или нет. Но многие вещи: любовь к своей семье, к своей Родине, помощь нуждающимся, защита обиженных являются ключевыми в воспитании хорошего человека и гражданина. (Далее родителям вручаются памятки).
Приложения
Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.
Анкета для родителей № 1
- Какие ценности Вы бы назвали в числе приоритетных для Вашей семьи? Подчеркните. Ответов может быть несколько.
- Семья
- Нравственность
- Родина
- Здоровье
- Образование
- Дружба
- Творчество
- Карьера
- Другое (допишите)……………………………………………………………………………………
- Как Вам кажется, на что должна сделать акцент школа?
- на обучение
- на воспитание
- на сочетание обучения и воспитания
- Как Вы считаете, что должна давать ребенку школа, а что – семья и родители?
Школа должна:
- обучать
- воспитывать
- обучать и воспитывать
- другое (допишите)………………………………………………………………………………………
Семья должна:
- обучать
- воспитывать
- обучать и воспитывать
- другое (допишите)………………………………………………………………………………………
Анкета для родителей
(к родительскому собранию «Воспитание гражданина»)
- Я считаю, что патриотизм - это…………………………………………………………………………………….
............................................................................................................................................................................................................................................................................................
- Считаете ли Вы себя патриотом? ………………………………………………………………………………….
- Считаете ли вы необходимостью воспитывать патриотические чувства своего ребенка? Подчеркните: да, нет, не знаю.
- Кто должен заниматься воспитанием патриотизма и гражданственности у учащихся? Подчеркните: семья, школа, общество, никто.
- Какие качества, способствующие становлению гражданина, вы воспитываете в своем ребенке?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
- Какие методы и приемы вы используете для этого в своей семье?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
- В нашей семье мы культивируем следующие традиции и обычаи, которые способствуют формированию патриотических чувств ребенка: …………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Что бы вы посоветовали классному руководителю для того, чтобы неформально развивать патриотизм и гражданственность учащихся?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Какие мероприятия способствуют, на ваш взгляд, формированию патриотизма и гражданственности учащихся?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
- Какие мероприятия не способствуют формированию патриотизма и гражданственности учащихся?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..............................................................
Спасибо за Ваши ответы. Надеюсь, что они помогут правильного организовать воспитательную работу в классе.
Анкетирование «Что такое Родина»
(Метод незаконченных предложений)
Фамилия, имя…………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Что такое Родина?
Родина – это……………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………..
- Что такое малая Родина?
Малая Родина – это ……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………
- Как называется твоя Родина?
Моя Родина называется ……………………………………………………………………………
- Как называется твоя малая Родина?
Моя малая Родина называется ……………………………………………....................
- Какие чувства ты испытываешь к Родине?
Свою Родину я ……………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………
- Что значит «любить свою Родину»?
Любить свою Родину – это значит……………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………
- Что значит «защищать свою Родину»?
Защищать свою родину, значит ………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
- Какой должна быть твоя Родина?
Моя Родина должна быть …………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………
- Чем ты можешь быть полезен своей Родине?
Для своей Родины я могу …………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………
Анкета «Мы - граждане России»
(Метод «Незаконченное предложение»)
- Гражданин – это ……………………………………………………………
- Закон – это …………………………………………………………………
- Конституция – это ………………………………………………………..
- Что значит быть гражданином?
Быть гражданином – значит ………………………………………………
- Имеет ли гражданин какие-либо права? Подчеркни: да или нет
- Какие права имеет гражданин?
Гражданин имеет право ……………………………………………………
- Имеет ли гражданин какие-либо обязанности? Подчеркни: да или нет.
- Какие обязанности имеет гражданин?
Гражданин имеет обязанности ……………………………………………
Анкета «Достопримечательности нашей Родины»
(Метод «Незаконченное предложение»)
- Какие города России ты знаешь?
Я знаю ……………………………………………………………….
- Какие реки России ты знаешь?
Я знаю …………………………………………………………………….
- Что такое достопримечательность?
Достопримечательность – это ……………………………………………
- Какие интересные (особые) места есть в России, где бы ты хотел побывать или узнать о них?
Я бы хотел (а) увидеть …………………………………………………….
Я бы хотел(а) узнать о ……………………………………………………
- Если ты приедешь в незнакомый город, то как ты будешь знакомиться с ним?
Я буду …………………………………………………………………..
- Если бы к тебе приехали гости из другого города, то куда бы ты их повел, чтобы познакомить с Ветлугой и ее окрестностями?
Я бы повел своих гостей …………………………………………………
- Что есть в Ветлуге, чем ты гордишься?
Я горжусь ……………………………………………………………….
- Чем знаменита Ветлуга?
Наш город знаменит ………………………………………………………
Анкета «Государственные праздники России.
Государственная символика России»
(Метод «Незаконченное предложение»)
- Какие государственные праздники ты знаешь?
Я знаю:……………………………………………………………………
- Какого числа наша страна празднует свой День рождения?
Свой День рождения Россия празднует ………………………………..
- Кто управляет нашей страной?
Нашей страной управляет ………………………………………………..
- Знаешь ли ты президентов нашей страны? Перечисли их.
Президенты России: ………………………………………………………
- Какие символы государства ты знаешь? Перечисли их.
Государственные символы:……………………………………………………………………
- Какие символы есть у нашего города?
У нашего города есть………………………………………………………
- Какие символы есть у нашей (Нижегородской области)?
У Нижегородской области есть …………………………………………
Памятка для родителей
- Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете.
- рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
- Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.
- Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребенком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребенок маленький, тем больше вероятность того что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности.
- Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.
- Когда вы общаетесь со своим ребенком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на уроках и после них).
- Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т. д.
- Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
- Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас.
- Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости.
Библиографический список:
- Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания. 1-4 классы. М.: Вако, 2006
- Яременко Е. О., Лобачёва Е. К. Родительские собрания. Внеклассная работа. М. Экзамен, 2009
- Материалы из Интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я - гражданин России. Государственные символы.
Урок с применением ИКТ о Государственных символах: гимне, гербе, флаге....
Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."
Классный час расширяющий знания о Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....
Курс "Молодой гражданин России" Разработка урока "Кто управляет Россией. Выборы президента класса"
Важнейшая задача гражданского воспитания на ступени обучения в начальной школе - расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творческих способностей, воображения и формировани...
Родительское собрание "Я - гражданин России"
Темы для обсуждения: •нужно ли говорить с ребенком о патриотизме, Родине; •обычаи и традиции проявления патриотизма в семьях учащихся;•с чем необходимо бороться родителям, вос...
Открытое мероприятие Учусь быть гражданином!!! «Я гражданин России»
Цели: формирование у воспитанников патриотизма и гражданственности; популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна; расширение исторических знаний и представлений...
Занятие в группе продлённого дня "Я - гражданин России" (Государственные символы России)
На занятии ребята знакомятся с государственными символами России (флаг, герб, гимн)....
«Россия – священная наша держава!» Сценарий игры-путешествия ко Дню России "«Я - Гражданин России!»
Предназначена для работы с учащимися 9-1...