Родительское собрание "Я гражданин России"
план-конспект по теме

Астафьева Елена Владимировна

 

         В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активной личностью, полноправным субъектом жизнедеятельности, то есть осознавать, реализовывать и развивать свои мотивы и потребности, цели и идеалы в соответствии с ценностями гражданского общества. Важно, чтобы он видел богатство окружающего мира, стремился реализовывать в полной мере свои жизненные возможности.

 

Важным моментом является то, что работа по формированию гражданской идентичности не может в полной мере быть реализована без активного участия родителей. В связи с этим мы посчитали нужным представить ее на одном из родительских собраний, которое назвали «Я - гражданин России».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Materialy_k_sobraniyu.doc658.5 КБ

Предварительный просмотр:


Я – гражданин России

«Любовь к Родине начинается с семьи»

Ф. Бэкон

Задачи родительского собрания:

  1. формировать у родителей гражданско-правовые знания; познакомить с задачами гражданского воспитания, позволяющего воспитать граждан страны, уважающих ее законы, инициативных и ответственных, умеющих пользоваться своими правами и свободами;
  2. показать родителям роль семьи в гражданском воспитании, помочь профилактике негативных тенденций в сознании  и поведении детей;
  3. выработать согласованные действия школы и семьи по вопросам гражданского воспитания;
  4. познакомить с нормативной базой по гражданскому воспитанию, с формой и методами проведения мероприятий, направленных на решение задач гражданского воспитания.

Форма проведения:  лекция

Вопросы для обсуждения: нужно ли говорить с ребенком о патриотизме, Родине;  обычаи и традиции проявления патриотизма в семьях учащихся; с чем необходимо бороться родителям, воспитывая в ребенке патриотизм; объединение усилий семьи и школы в вопросах формирования патриотизма и гражданственности.

Подготовительная работа: анкетирование родителей (см. Приложения), анкетирование детей (см. Приложения); подготовка памятки для родителей; мультимедийная презентация.

Ход собрания

  1. Вступительное слово

Сегодняшний наш разговор, уважаемые папы и мамы,  мы посвятим непростым вопросам: с чего начинается любовь к Родине; нужно ли воспитывать в детях патриотические чувства; как это делать и др.

Почему сегодня мы начали об этом говорить? Я думаю, что для вас не будет большим секретом, что в последние десятилетия наше общество очень сильно изменилось. Изменения в обществе не могли не отразиться и на таких общественных организациях как школа. Государство стало понимать, что вопросы гражданского образования и воспитания должны стать ключевыми в обучении и воспитании наших детей. Начинаться воспитание должно уже в дошкольном возрасте и продолжаться в школе. А  участниками этого процесса должны стать не только педагоги, но и родители, и наше общество.  Вопрос этот сложный и многогранный. Поэтому сегодня мы с вами постараемся выработать единые принципы в  решении  вопросов, связанных с воспитанием настоящих граждан нашей страны, т.е. в воспитании наших детей.

Кроме этого , в настоящем учебном году мы с вами стали участниками областной экспериментальной площадки «Формирование педагогической культуры родителей как условие развития гражданской идентичности младших школьников». Площадка в своем названии имеет как бы две стороны: это и просвещение вас - родителей и повышение вашей педагогической культуры, и формирование гражданской идентичности наших школьников. Вопросы, которые решает  данная экспериментальная площадка, напрямую связаны с сегодняшней темой нашего собрания.

  1. Анализ анкетирования.

Когда я начала изучать предмет нашего сегодняшнего разговора, то для меня было очень важно узнать  то, что вы думаете по данному вопросу, и что знают дети. Мной было проведено несколько анкет. Результаты анкетирования я и представляю вашему вниманию.

Начнем с родителей.  Вы, уважаемые родители, отвечали на вопросы нескольких анкет. Первая анкета касалась  приоритетных ценностей для ваших семей. Результаты следующие ( 23 человека). (слайд 2)

 Следующий вопрос был связан с тем, на что должна делать акцент школа. Было предложено на выбор три ответа: на обучение, на воспитание, на сочетании обучения и воспитания. Результаты были следующие  (слайд 3)

:

И третий вопрос касался того, что должна давать ребенку школа, а что семья. (слайд 4)                                                                            

Что должна ребенку давать школа, а что семья

            Подведем итог,  вы выбираете главными ценностями семью, здоровье и образование; вы уверены в том, что обучать и воспитывать должна и семья, и школа. Это значит, что мы с вами должны сотрудничать и направлять наши совместные усилия на обучение и воспитание наших детей.  

В этом вопросе цели  школы и семьи совпадают.

Следующая анкета касалась вопросов патриотического воспитания. Давайте рассмотрим результаты этого анкетирования (20 человек).

Первый вопрос касался того, как вы понимаете термин «патриотизм». Ваши ответы  были достаточно близки друг у к другу.  Так вот объединив все ваши ответы в один, можно получить следующее высказывание (слайд 5):

«Патриотизм – это любовь к своей Родине, преданность традициям, вера и служение Отечеству, чувство уважения и гордости за свою страну, людей, определенные взгляды и убеждения и умение жить интересами своей страны».

(слайд 6) А теперь обратимся к толковому словарю Ожегова С. И. «Патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу»  В других источниках можно увидеть такое определение «Патриотизм это любовь к родине, преданность ей, стремление своими действиями служить ее интересам, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами».

Таким образом, можно подвести итог, что вы знаете и понимаете данный термин.

Следующий вопрос касался того, считаете ли вы себя патриотом (слайд 7).

«Патриот - человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины».  

Вопрос 3 касался необходимости воспитывать патриотические чувства  детей (слайд 8).

(слайд 9)

(слайд 10)

Какие качества, способствующие становлению гражданина, вы воспитываете в своем ребенке?

(слайд 11)

Методы и приемы, используемые вами для формирования патриотизма

(слайд 12)

Какие традиции и обычаи, способствующие формированию патриотических чувств, есть в вашей семье

(слайд 13)

Какие мероприятия могут способствовать формированию патриотизма и гражданственности школьников в школе

Давайте подведем итог. Вы, родители, прекрасно понимаете и осознаете важность этого вопроса. Стараетесь уделять внимание воспитанию патриотизма в собственных детях.  

Теперь мне хочется показать, что думают и знают об этом ваши дети (слайд 14). С детьми мы проводили несколько анкет. Все они были построены на методе «Незаконченных предложений», т. е. им надо было закончить предложение своими словами.  Озвучить все нет возможности, но самое яркое и запоминающееся высказывания я хочу вам представить.

Например:

Родина – это поле, где много деревьев.

Малая Родина – это когда мало места.

Защищать Родину – это значит не бросать бумажки.

Достопримечательность – это то, что принадлежит человеку.

Гражданин – это дяденька.

Гражданин имеет право на машину.

Конституция – это училище.

Гражданин имеет право кричать.

Гражданин имеет право ходить, пить, глядеть.

Гражданин имеет право ходить на дискотеку и слушать музыку.

Еще чаще встречаются предложения, где ученик ничего не написал, или написал «Не знаю». Таким образом, можно сделать вывод, что наши дети очень плохо осведомлены в этих вопросах, что не владеют терминологией, очень мало знают, и большого интереса к этим вопросам не проявляют.

Итак, давайте подведем  итоги нашего исследования. Мы выяснили, что вопросы воспитания и обучения неразделимы, что заниматься этим должна и школа, и родители, что патриотическое воспитание и гражданское образование являются важнейшей частью общего процесса воспитания и обучения детей,  что знаний в этих вопросах дети практически не имеют.

  1. Беседа с родителями по теме собрания.

Как научить детей беречь и любить то, что имеешь, свой дом, свою семью, свой род, свою семейную историю? Как воспитать в них умение быть человеком не на словах, а на деле? Как научить проявлять уважение к труду предков, сохранивших для них и этот мир, и эту страну? Как научить быть достойными их памяти?

Ни для кого не секрет, что умения закладывается не только и не столько в школе, сколько в семье. От того, насколько патриотично настроены мать и отец, во многом зависит, каким будет ребенок.

Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Родители передают ему свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к народным традициям,  к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе.

Семейные праздничные вечера, шествие со взрослыми по нарядной площади на праздничный салют – все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь.

Большое внимание на детей оказывают конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни.

Например: отец, придя с работы, увлеченно рассказывает о своих делах на производстве, об успехах.

Или: мать, листая семейный альбом, рассказывает детям о членах семьи, о бабушках и дедушках, которые воевали за родную землю, имеют награды за свой труд, вспоминает истории из жизни семьи.

Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества, уважительно относятся к искусству всех народов нашей страны – все это воспитывает в детях чувство патриотизма.

Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется не только тогда, когда рвутся снаряды. Она проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше – хорошо учиться в школе, хорошо работать, помогать тому, кому нужна наша помощь. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия – это тоже патриотизм.

Бывает и так, что родители сами гасят у детей благородные чувства, не разрешая помогать, когда надо, или принуждая молчать, когда необходимо выступить против зла.

Иногда родители в присутствии детей говорят о недостатках общественного строя нашей страны в таком тоне, что ребенку вся жизнь начнет казаться окрашенной в черный цвет.

Такие родители сами рубят сук, на котором сидят. Ведь они закладывают в душу ребенка мысли о том, что можно продать родину за деньги, а мать свою бросить потому, что она стала старая и больная, что у нее нет средств, содержать сына или дочь так, как они того хотят.

Из недостатков семейного воспитания вырастают различные пороки. Вырастают молодые люди, у которых нет ничего святого: ни семьи, ни родины.

Чтобы наши дети не стали такими, семье и школе необходимо объединиться и вести целенаправленную патриотическую работу. Прививать детям любовь к родине, желание трудиться на ее благо, воспитывать стремление детей к защите родины от внешних врагов.

Именно в семье и школе закладывается фундамент патриотизма, зарождается чувство любви к своему родному городу или селу, к человечеству в целом.

От родителей и учителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и справедливости, смелости и отваге.

Сила примера родителей в формировании истинного патриота Родины очень велика.

Все чем славится настоящая семья – нравственные формы поведения, любовь к отечеству, святое отношение к его культурным и духовным ценностям, гражданские чувства – все это должно быть передано детям в наследство. А школа потом добавит и отшлифует качества, необходимые настоящему человеку-патриоту.

Закончить я хочу словами известного английского философа Ф. Бэкона «Любовь к родине начинается с семьи».

Чтобы наша беседа не стала голословной, мне хочется предоставить на ваш суд программу внеучебной деятельности  по формированию гражданской идентичности младших школьников «Мы – будущее России». Идея по созданию программы появилась не случайно. Чтобы достигнуть определенного результата, мы должны объединить усилия семьи и школы. Я думаю, что целенаправленная деятельность поможет нам в этом.

  1. Представление программы внеучебной деятельности «Мы – будущее России» (слайд 15, 16, 17).

В результате представления программы родители должны высказать свое мнение о том, принимают они данную программу как руководство к действию, вносят коррективы, утверждают ее на голосовании.

  1. Подведение итогов (слайд 18).

В заключение нашей беседы мне очень хочется надеяться на то, что тема сегодняшнего собрания не оставила вас равнодушными. К патриотизму можно относиться по-разному. Мы не всегда задумываемся о том, патриотичны наши мысли и поступки или нет. Но многие вещи: любовь к своей семье, к своей Родине, помощь нуждающимся, защита обиженных  являются ключевыми в воспитании хорошего человека и гражданина. (Далее родителям вручаются памятки).


Приложения

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.

Анкета для родителей № 1

  1. Какие ценности Вы бы назвали в числе приоритетных для Вашей семьи?  Подчеркните. Ответов может быть несколько.
  • Семья
  • Нравственность
  • Родина
  • Здоровье
  • Образование
  • Дружба
  • Творчество
  • Карьера
  • Другое (допишите)……………………………………………………………………………………

  1. Как Вам кажется, на что должна сделать акцент школа?
  • на обучение
  • на воспитание
  • на сочетание обучения и воспитания

  1. Как Вы считаете, что должна давать ребенку школа, а что – семья и родители?

Школа должна:

  • обучать
  • воспитывать
  • обучать и воспитывать
  • другое (допишите)………………………………………………………………………………………

               Семья должна:

  • обучать
  • воспитывать
  • обучать и воспитывать
  • другое (допишите)………………………………………………………………………………………


Анкета для родителей

(к родительскому собранию «Воспитание гражданина»)

  1. Я считаю, что патриотизм  - это…………………………………………………………………………………….

............................................................................................................................................................................................................................................................................................

  1. Считаете ли Вы себя патриотом? ………………………………………………………………………………….
  2. Считаете ли вы необходимостью воспитывать патриотические чувства своего ребенка? Подчеркните: да, нет, не знаю.
  3. Кто должен заниматься воспитанием патриотизма и гражданственности у учащихся? Подчеркните:  семья, школа, общество, никто.
  4. Какие качества, способствующие становлению гражданина, вы воспитываете в своем ребенке?

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

  1. Какие методы и приемы вы используете для этого в своей семье?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

  1. В нашей семье мы культивируем следующие традиции и обычаи, которые способствуют  формированию  патриотических чувств ребенка: …………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Что бы вы посоветовали классному руководителю для того, чтобы неформально развивать патриотизм и гражданственность учащихся?

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Какие мероприятия способствуют, на ваш взгляд, формированию патриотизма и гражданственности учащихся?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

  1. Какие мероприятия не способствуют формированию патриотизма и гражданственности учащихся?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..............................................................

Спасибо за Ваши ответы. Надеюсь, что они помогут правильного организовать воспитательную работу в классе.

 Анкетирование  «Что такое Родина»

(Метод незаконченных предложений)

Фамилия, имя…………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Что такое Родина?

Родина – это……………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………..

  1. Что такое малая Родина?

Малая Родина – это ……………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………

  1. Как называется твоя Родина?

Моя Родина называется ……………………………………………………………………………

  1. Как называется твоя малая Родина?

Моя малая Родина называется ……………………………………………....................

  1. Какие чувства ты испытываешь к Родине?

Свою Родину я ……………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………

  1. Что значит «любить свою Родину»?

Любить свою Родину – это значит……………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………

  1. Что значит «защищать свою Родину»?

Защищать свою родину, значит ………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

  1. Какой должна быть твоя Родина?

Моя Родина должна быть …………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………

  1. Чем ты можешь быть полезен своей Родине?

Для своей Родины я могу …………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………

Анкета «Мы - граждане России»

(Метод «Незаконченное предложение»)

  1. Гражданин – это ……………………………………………………………
  2. Закон – это …………………………………………………………………
  3. Конституция – это ………………………………………………………..
  4. Что значит быть гражданином?

Быть гражданином – значит ………………………………………………

  1. Имеет ли гражданин какие-либо права? Подчеркни: да или нет
  2. Какие права имеет гражданин?

Гражданин имеет право ……………………………………………………

  1. Имеет ли гражданин какие-либо обязанности? Подчеркни: да или нет.
  2. Какие обязанности имеет гражданин?

Гражданин имеет обязанности ……………………………………………

Анкета «Достопримечательности нашей Родины»

(Метод «Незаконченное предложение»)

  1. Какие города России ты знаешь?

        Я знаю ……………………………………………………………….

  1. Какие реки России ты знаешь?

Я знаю …………………………………………………………………….

  1. Что такое достопримечательность?

Достопримечательность – это ……………………………………………

  1. Какие интересные (особые) места есть в России, где бы ты хотел побывать или узнать о них?

Я бы хотел (а) увидеть …………………………………………………….

Я бы хотел(а) узнать о ……………………………………………………

  1. Если ты приедешь в незнакомый город, то как ты будешь знакомиться с ним?

Я буду …………………………………………………………………..

  1. Если бы к тебе приехали гости из другого города, то куда бы ты их повел, чтобы познакомить с Ветлугой и ее окрестностями?

Я бы повел своих гостей …………………………………………………

  1. Что есть в Ветлуге, чем ты гордишься?

Я горжусь ……………………………………………………………….

  1. Чем знаменита Ветлуга?

Наш город знаменит ………………………………………………………

Анкета «Государственные праздники России.

Государственная символика России»

(Метод «Незаконченное предложение»)

  1. Какие государственные праздники ты знаешь?

Я знаю:……………………………………………………………………

  1. Какого числа наша страна празднует свой День рождения?

Свой День рождения Россия празднует ………………………………..

  1. Кто управляет нашей страной?

Нашей страной управляет ………………………………………………..

  1. Знаешь ли ты президентов нашей страны? Перечисли их.

Президенты России: ………………………………………………………

  1. Какие символы государства ты знаешь? Перечисли их.

Государственные символы:……………………………………………………………………

  1. Какие символы есть у нашего города?

У нашего города есть………………………………………………………

 

  1. Какие символы есть у нашей (Нижегородской области)?

У Нижегородской области есть …………………………………………

Памятка для родителей

  1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете.
  2. рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
  3. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.
  4. Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребенком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребенок маленький, тем больше вероятность того что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности.
  5. Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.
  6. Когда вы общаетесь со своим ребенком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на уроках и после них).
  7. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т. д.
  8. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
  9. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас.
  10. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости.


Библиографический список:

  1. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания. 1-4 классы.  М.: Вако, 2006
  2. Яременко Е. О., Лобачёва Е. К. Родительские собрания. Внеклассная работа. М. Экзамен, 2009
  3. Материалы из Интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я - гражданин России. Государственные символы.

Урок с применением ИКТ о Государственных символах: гимне, гербе, флаге....

Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."

Классный час расширяющий знания о  Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....

Курс "Молодой гражданин России" Разработка урока "Кто управляет Россией. Выборы президента класса"

  Важнейшая задача гражданского воспитания на ступени обучения в начальной школе - расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творческих способностей, воображения и формировани...

Родительское собрание "Я - гражданин России"

Темы для обсуждения: •нужно ли говорить с ребенком о патриотизме, Родине; •обычаи и традиции проявления патриотизма в семьях учащихся;•с чем необходимо бороться родителям, вос...

Открытое мероприятие Учусь быть гражданином!!! «Я гражданин России»

Цели: формирование у воспитанников патриотизма и гражданственности; популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна; расширение исторических знаний и представлений...

Занятие в группе продлённого дня "Я - гражданин России" (Государственные символы России)

На занятии ребята знакомятся с государственными символами России (флаг, герб, гимн)....

«Россия – священная наша держава!» Сценарий игры-путешествия ко Дню России "«Я - Гражданин России!»

                                           Предназначена для работы с учащимися 9-1...