Занятие в группе продлённого дня "Я - гражданин России" (Государственные символы России)
план-конспект занятия (2, 3 класс)

Самсонова Юлия Николаевна

На занятии ребята знакомятся с государственными символами России (флаг, герб, гимн).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_gruppe_prolyonnogo_dnya_ya_grazhdanin_rossii.docx180.07 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в группе продлённого дня на тему: «Я - гражданин России»

(Государственные символы России)

1. Вступление.

Звучит песня «С чего начинается Родина?» (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера)

2. Воспитатель: Послушайте рассказ Ю. Яковлева «Мама».

«Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

Мама.

Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов, угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Ты ещё не умел ходить, мама носила тебя на руках. А потом мама научила тебя говорить. Мама прочитала тебе первую книжку…

Мама всегда была рядом с тобой. И всё, что тебя окружало, как бы начиналось с мамы.

С чего начинается Родина?

Я задаю себе этот вопрос, и сам отвечаю на него: Родина начинается с мамы».

Воспитатель:

- Почему Родина автором сравнивается с мамой?

- Может ли человек жить вне Родины? А без Родины?

- Как ты понимаешь смысл поговорки: Родная сторона – мать, чужая – мачеха»?

- Для тебя с чего начинается Родина?

3. Объясни смысл пословиц.

«Родина – мать, умей за неё постоять».

«Родная сторона и в горсти мила».

«Куда бы малина не заманила, а родное село назад привело».

4. Воспитатель: Никто не возьмётся перечислить всего, что стоит за этим большим и ёмким словом – Родина! Это слово с детства знает каждый.

Послушайте рассказ Ю. Яковлева «Родина».

«В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Это маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать твоего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью».

5. Воспитатель: Подберите однокоренные слова к слову Родина. (родной, родимая, родня, род)

    Назовите слова-синонимы слова Родина. (Отчизна, Отечество)

6. Воспитатель: Послушайте рассказ К. Ушинского «Наше Отечество».

«Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина».

7. Воспитатель: Как называется наша страна?

Наша родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце.

Послушайте стихотворение «Мать Россия моя».

«Мать Россия моя,                             Всё, что в сердце моём,

С чем тебя мне сравнить,                   Всё, чем в жизни живу,                

Без тебя мне не петь,                          Всё, что было и есть,

Без тебя мне не жить.                         Я Россией зову.

 Мать Россия моя,                               Ты мудра и добра,

Соловьиный рассвет,                           И народы земли

Ранил душу мою                                  Славят сердце твоё,

Твой берёзовый цвет.                           Славят думы твои.

                                  Ты, Россия моя, золотые края,

                                  Ты, Россия, родная, заветная!

                                  За твою широту, за твою красоту

                                  Я люблю тебя, родина светлая!

8. Воспитатель: Вот она какая Россия – широкая и великая! И везде живут люди.

- Как называют людей, которые живут в России? (россияне)

Но национальности у россиян разные.

Россия – единое многонациональное государство. Её населяют более 180 национальностей и народностей.

9. Когда рождается человек, ему дают имя, которое записывают в специальный документ – «Свидетельство о рождении».

Гражданство – принадлежность человека к конкретному государству. Гражданин соблюдает законы своей страны и выполняет обязанности гражданина. Быть гражданином, это значит быть полезным своей стране.

Нельзя считать себя гражданином государства, не зная о нём ничего.

10. В каждом государстве существуют правила жизни общества. Они записаны в государственных документах, главными из которых являются «законы». Таким образом, «закон» - это важнейший государственный документ, в котором записаны правила жизни общества, которые являются обязательными для всех граждан.

Среди законов государства есть закон, занимающий особое место, это основной, т. е главный закон – Конституция.

11. Воспитатель: Сегодня мы совершим необычное увлекательное путешествие и познакомимся с государственными символами нашей Родины.

Как и все государства мира, Россия имеет свои государственные символы. Для начала давайте разберёмся, что же это такое – символ? Символ – это то, что служит условным знаком какого-то явления. Например, голубь – это символ мира. Существуют государственные символы. Это отличительные знаки конкретного государства. Какова же символика нашего государства?

Воспитатель:

Государственный флаг это символ свободы, независимости и самостоятельности государства. У каждой страны есть собственный флаг, не похожий на флаги других стран.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трёх одинаковых по размеру горизонтальных полос (белая, синяя, красная). Почему же флаг России состоит именно из этих цветов? У каждого флага цвет и рисунок имеют своё значение.

Воспитатель: Цвета российского флага не случайны. Они связаны с народными представлениями о красоте. В русском народном костюме наиболее часто встречаются такие цвета: белый, красный, синий. Из белого полотна шили рубахи, из красной и синей материи – нарядные сарафаны и другую одежду.

Белая полоса флага напоминает нам о белоствольных берёзах, о лёгких белых летних облачках, белых ромашках, цветущих на лугу.

Синева неба, рек, озёр, морей запечатлена в синей полосе, а красный цвет – это цвет огня и солнца, тепла и радости.

Наш трёхцветный флаг существует уже более 300 лет. Однако государственным символом он стал не сразу. Знаете ли вы, когда поднимают флаг?

Во всех странах флаги вывешиваются на улицах в дни государственных праздников, торжественных событий. Во время спортивных соревнований в честь победителей поднимают флаг той страны, гражданами которой они являются, и исполняется гимн этой страны.

Воспитатель: Следующий символ нашей страны это гимн. Гимн – торжественная песня о стране. Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша Родина – Россия. Гимн современной России принят в 2000 г. Музыку написал А. В. Александров, а слова – поэт С. В. Михалков. Давайте послушаем гимн, это принято делать стоя.

Воспитанники встают, звучит музыкальная запись.

Воспитатель: Следующий символ нашей страны – герб.

Герб России - двуглавый орёл, на своих мощных крыльях взмывающий над страной, более 4 столетий олицетворял нашу державу. Золотой двухглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника.

Это Святой Георгий Победоносец, сидящий на белом коне. За его плечами развевается синий плащ. В правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Ужасный чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем, верный конь воина топчет дракона копытами.

Обрати внимание, что в самом центре герба, на груди орла, помещён ещё один герб с изображением всадника, который острым копьём поражает чёрного змея — дракона. Маленький герб с всадником-змееборцем — герб Москвы, столицы нашего государства.

Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава – золотой шар с крестом наверху как символ власти монарха. В древние времена корона, скипетр, держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируют единство и независимость. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Воспитатель: В древние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.

«В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье – напал на него лютый змей – дракон. Поселился он в тёмной пещере на берегу моря. Огнём жёг он землю, разрушал дома.

Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – всё съел змей.

Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на берег морской и оставили там. В это время проезжал мимо Егорий Храбрый на добром коне, не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его».

12. Итог занятия.

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, почему важно знать государственные символы?

- Что означают цвета российского флага?

- Где можно увидеть герб и флаг?

- Как вы думаете, будут ли уважать государство, граждане которого пренебрежительно относятся к его символике?

А сейчас, давайте проверим, что вы запомнили. Проведем небольшую викторину.

Вопросы:
1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
2. Как называется место, где родился и вырос человек? (Родина)
3. Какой город является столицей нашего государства? (Москва)
4. Как называют жителей нашей страны? (Россияне)
5. Кто является главой нашего государства? (Президент)
6. Как называется государственный символ, на котором изображён двуглавый орёл? (Герб)
7. Какой символ нашего государства называют триколором? (Флаг)
8. Как называется главный закон государства? (Конституция)
9. Как называется торжественная хвалебная песня, исполняемая в особо торжественных случаях? (Гимн)

13. Закончить наше занятие хочется стихотворением А. Прокофьева «Нет на свете Родины милее».

Нет на свете родины милее,                        Нет на свете Родины дороже.

Где других лазурней небеса,                       Надо всё нам делать для неё,

Солнце ярче, звёзды всех светлее,              Чтобы день, который нами прожит,

Где отрадны рощи и леса;                            Каждым часом радовал её.

Где в реках стремительные воды                Всюду всё в её раздольях – наше.

Голубеют, словно бирюза,                           Отдадим ей думы и дела.

Где, когда настанет непогода,                      И кругом садами опояшем,

Весь народ выходит, как гроза!                   Чтобы вечно Родина цвела!

Дальше можно предложить детям  раскраски с символами Родины.

трехцветный флаг России                                    C:\Users\Дмитриева\Downloads\gerb_i_flag_rossii_no_2.gif

                 http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/raskraska_moscow20.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я - гражданин России. Государственные символы.

Урок с применением ИКТ о Государственных символах: гимне, гербе, флаге....

Тематическое планирование занятий в группе продлённого дня .

Планирование  мероприятий  " Час досуга " в ГПД  начальные классы....

занятие в группе продлённого дня "Давайте жить дружно"

Очень интересное и увлекательное занятие. Это занятие поможет вам сплотить детский коллектив. Через инсценирование и игру находить общий язык с окружающими. Развивать познавательную активность.Способс...

Конспект занятия в группе продлённого дня. Тема: Викторина «Волшебные сказки А. С. Пушкина». Группа: 2 класс

Внеклассное занятие для 2 класса по сказкам А. С. Пушкина с использованием современных компьютерных технологий....

Методическая разработка. Формирование нравственных ценностей у детей на занятиях в группе продлённого дня на примере занятия по теме «День матери»

Методическая разработка.Формирование нравственных ценностей у детей на занятиях в группе продлённого дня на примере занятия по теме «День матери»...

Конспект занятия в группе продлённого дня. Тема занятия: «Знайки».

Цель: повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников.Задачи: Развивать умение отвечать на вопросы из разных областей знаний.Развивать умение дорисовывать предметы, нах...

Внеклассное занятие "Моя Родина - Россия. Государственные символы России"

Внеклассное занятие "Моя Родина - Россия. Государственные символы России"...