Адаптация ребенка к школе.
материал (1 класс) по теме

Ичитовкина Татьяна Владимировна

Данный теоретический материал можно использовать для работы с родителями в 1 классе.Мы с коллегой использовали  его для выступления на курсах повышения квалификации по теме "Здоровый образ жизни".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Adaptaciya_rebenka_k_shkole..docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

           

            Адаптация  ребенка к школе.

Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка. Изменяется вся его жизнь: новые контакты, новые условия жизни, принципиально новый вид деятельности, новые требования и т.д. Напряженность этого периода определяется прежде всего тем, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с предшествующим опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных, физических резервов.

Обычные виды деятельности младшего школьника вызывают серьезное напряжение организма. Например, при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48%, а ответ у доски, контрольные работы приводят к учащению пульса на 15–30 ударов, к увеличению систолического давления на 15–30 мм рт.ст., к изменению биохимических показателей крови и т.п.

Адаптация к школе (как и к любому другому фактору) – довольно длительный процесс, проходящий через ряд этапов.

Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на комплекс новых воздействий происходят бурная реакция и значительное напряжение практически всех систем организма. Эта «физиологическая буря» длится две-три недели.

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм находит какие-то рациональные варианты ре акций на эти воздействия. На этом этапе «цена адаптации» снижается, «буря» начинает затихать.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее приемлемые варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.

Продолжительность всех трех фаз адаптации приблизительно 6–8 недель, т.е. у первоклассников обычно этот период занимает всю 1 четверть учебного года, а наиболее сложными становятся 1–4 недели.

Следует специально подчеркнуть, что на успешность адаптации влияет возраст начала систематического обучения. Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для его физического и психического развития, поэтому многие исследователи считают оптимальным для поступления в школу возраст не 6 (на 1 сентября), а 6,5 лет. По мнению психологов, именно в этот год (от 6 до 7 лет) развиваются регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий. Шестилетки в основном имеют большую длительность адаптации, чем семилетки. У шестилетних детей наблюдается более высокое напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность. Следует учитывать также индивидуальное расхождение биологического и паспортного возраста, которое может составлять 0,5–1,5 года. Длительность и успешность процесса адаптации к школе, дальнейшего обучения во многом определяются состоянием здоровья детей. Легче всего адаптация к школе протекает у здоровых детей, составляющих первую группу здоровья, значительно тяжелее – у детей с хроническими заболеваниями.

Для благоприятной адаптации к школе организм должен достичь определенного уровня зрелости, то есть у него должна быть определенная сила мышц и нервных процессов, выносливость к умственным и физическим нагрузкам, должны выработаться физиологические механизмы, обеспечивающие внимание, память, способность концентрироваться и многое другое. Именно поэтому прием детей в первые классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.

Младший школьный возраст
(с 7 до 11–12 лет)

В этом возрасте позвоночник продолжает расти, завершается формирование его изгибов, поэтому столь важно обращать внимание на осанку: в случае ее нарушения исправить положение дел в дальнейшем будет значительно сложнее. Биологически этот возраст предназначен для повышенной игровой двигательной активности, поэтому негативное влияние недостатка движений в этот период особенно значимо. Соблюдение рекомендованного гигиеническими нормами двигательного режима в этом возрасте – необходимое условие сохранения и укрепления здоровья детей.

Возраст 7–10 лет можно считать оптимальным для развития произвольных движений. На этом этапе возрастного развития существуют особенно благоприятные психофизиологические предпосылки для быстрого формирования и совершенствования сложных двигательных навыков и умений (в том числе – письма).

Познавательная деятельность ребенка на протяжении младшего школьного возраста претерпевает значительные изменения. Внимание, восприятие, память – это сложные процессы, в которых принимают участие различные структуры головного мозга. Формирование этих процессов тесно связано с возрастным созреванием коры больших полушарий и ее отделов, участвующих в анализе и обработке информации. Учителя должны понимать, что плохо успевающий ученик – это далеко не всегда «ленивый» или «глупый» и «неспособный». Нередко такой ребенок не виноват, он просто еще биологически не созрел для тех видов деятельности, которые требует от него школа. Его мозг развивается несколько медленнее, чем у других, но медленнее – не значит хуже. В работе с таким ребенком надо проявлять терпение, к нему нужен индивидуальный подход, не надо его торопить и перегружать – и через некоторое время, при доброжелательном отношении взрослых, он догонит своих сверстников. Если же его пытаться насильно «дотянуть до уровня», то это скорее всего навсегда отобьет у такого ребенка желание учиться. Большинство детей-двоечников – это результат физиологической безграмотности педагогов и родителей.

К окончанию младшего школьного возраста существенно возрастает объем памяти, формируется внимание, что обеспечивает эффективное решение различных интеллектуальных и творческих задач, позволяет ребенку сформировать рациональную стратегию учебной деятельности.

Организм ребенка младшего школьного возраста работает с очень высокой интенсивностью. Так, например, мозг ребенка потребляет в 2 раза больше кислорода, чем мозг взрослого человека. Повышенная потребность детского организма в кислороде обеспечивается соответствующим уровнем анатомического развития и работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В младшем школьном возрасте происходит быстрое развитие умственной и физической выносливости, тогда как силовые возможности развиваются позже, в подростковом и особенно в юношеском возрасте. К 10–11-летнему возрасту развитие ребенка достигает такого уровня, который обеспечивает длительное поддержание работоспособности. Таким образом, на протяжении младшего школьного возраста существенно возрастают функциональные возможности организма ребенка.

К 12 годам дети переходят в 5 класс, с которого начинается основная школа. Этот период представляет для детского организма почти столь же большую трудность, как и начало обучения в 1 классе. Физиологическая и психологическая адаптация к основной школе занимает практически всю 1 четверть учебного года. Сложность начала обучения в основной школе определяется резким изменением самой организации учебного процесса (большое количество новых предметов, новые учителя, разные требования к организации занятий, домашним заданиям и т. п.). Эти особенности необходимо учитывать при организации учебного процесса пятиклассников.

Организм ребенка к окончанию младшего школьного возраста характеризуется высокой согласованностью работы центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Развитие скелетных мышц хорошо приспособлено к длительным, но не слишком большим по мощности нагрузкам. Можно сказать, что организм ребенка к 10–11 годам достигает своеобразной «физиологической гармонии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность к школьному обучению, как необходимый компонент успешной адаптации ребенка к школе.

Статья, описывающая: фазы адаптации, критерии подготовки к школе, причины школьной дезадаптации....

Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе— довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.  Наблюдения показывают, что относительно устойчивое приспособление к школ...

Адаптация ребенка к школе.

Данный материал поможет учителю провести родительское собрание, посвященное проблеме адаптации ребенка к школе....

"Мой ребенок стал учеником. Адаптация ребенка в школе."

Расширение представления родителей о готовности детей к школьному обучению.Участие  родителей в воспитание своих детей....

Конспект родительского собрания "Адаптация ребенка к школе. Как помочь ребенку"

Конспект родительского собрания для первых классов на тему "Адаптация ребенка в школе. Как помочь ребенку"...

Разработка родительского собрания в 1 класса "ЗДравствуй, школа!". Адаптация ребенка в школе.

Разработка родительского собрания в 1 класса "ЗДравствуй, школа!". Адаптация ребенка в школе....

Изучение социально – психологической адаптации ребенка в школе по «Шкале адаптации» Э.М. Александровской

Изучение социально – психологической адаптации ребенка в школепо «Шкале адаптации» Э.М. Александровской...


 

Комментарии

Ежова Наталья Александровна

Спасибо, Татьяна Владимировна, за интересную статью. Нашла в ней ответы на многие вопросы. Удачи в дальнейшей работе!