Статья "Нравственное воспитание младших школьников"
статья по теме

Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. Разнообразие предметов даёт возможность каждому ребёнку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности.Духовность и нравственность являются важнейшими характеристиками личности.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennoe_vospitanie_mladshego_shkolnika.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья учителя начальных классов МАОУ «Лицей № 37» Пузиной Елены Валерьевны «Нравственное воспитание младшего школьника».

Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. Разнообразие предметов даёт возможность каждому ребёнку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности. Духовность и нравственность являются важнейшими характеристиками личности.  

В конце прошлого учебного года я подводила итоги, было ли интересно жить ребятам в классном коллективе. Для этого предложила детям анкету. Первый вопрос был такой: «Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились?» Ребята перечислили много мероприятий, проведенных за год, многие  написали, что в школе можно не скучать, а жить интересно и весело. На вопрос «Чему научили тебя наши дела?» дети написали, что они научились любить  свой город, научились охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде. Я считаю, что этому способствовало то что мы приняли участие в Областном конкурсе «Лучший класс года». По итогам этого конкурса мы заняли призовое место в номинации «Любовь к родному краю». Все три года я наблюдаю, как дети ведут себя во время общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общие поручения выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу.

В своей работе использую методику коллективных творческих дел И.П.Иванова. Вот основные принципы которые я использую в своей работе:

  1. Заботливое отношение друг к другу. Каждый ребёнок талантлив - исходя из этого чрезвычайно важного для меня принципа, я считаю необходимым помочь каждому ребёнку найти себя, проявить, развить свои способности.
  2. Ситуация успеха - не самоцель, а лишь дополнительный стимул к самосовершенствованию. Необходимо предоставить каждому ребёнку максимальную возможность испытать радость успеха, яркое ощущение своей нужности, востребованности и полезности.
  3. Принцип толерантности. Толерантность есть терпимое отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку.
  4. Совместная деятельность детей и взрослых (вместе планируем, вместе проводим, вместе анализируем);
  5. Целесообразность (все делаем с пользой);
  6. Творческое отношение к делу;
  7. Моделирование (создание условий для смены позиций и ролей);
  8. Принцип индивидуализации воспитания. Данный принцип предполагает интерес всех детей к самым различным видам деятельности, то есть раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации.
  9. Мажор (положительный эмоциональный настрой).

В моем классе сложились традиции, которые, как я убедилась на практике, позволяют создать атмосферу действительно открытого, доверительного общения. Кратко прокомментирую те организационно-педагогические формы воспитательной работы, которые позволяют добиться желаемого результата: "Арбузник" (проводится в день встречи ребят после летних каникул), прогулки в лес,  "День именинника" (под знаком Зодиака), Новогодние праздники, Праздник завершения учебного года; Мир моих увлечений; и др.

Как классный руководитель я ставлю перед собой задачи:

  1. Формировать дружный коллектив, в котором происходит всестороннее развитие личности.
  2. Создавать ситуацию успеха и самореализации каждого ученика.
  3. Развивать креативные (творческие) способности в разнообразных видах деятельности.

Для раскрытия творческих способностей детей применяю активные формы и методы: 

  1. групповая работа;
  2. коллективные творческие дела;
  3. классные часы;
  4. беседы;
  5. дискуссии;
  6. игры;
  7. состязания;
  8. походы и экскурсии;
  9. турниры;
  10. собеседования;
  11. олимпиады;
  12. наблюдения;
  13. творческий труд;
  14. поисковые эксперименты;
  15. индивидуальные занятия;
  16. художественно-эстетическая деятельность и т.д.

Основной формой работы классного руководителя является классный час, где школьники под руководством классного руководителя включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру, друг к другу, к самому себе.

Для планирования и проведения классных часов я активно привлекаю учащихся, родителей, школьного психолога, социального педагога, сотрудников ГИБДД, которые помогают мне определить тему и проблемные вопросы для обсуждения. Нами разработаны и проведены классные часы: “Урок вежливости”, “Мой класс”, “Этапы нашего развития”, “Свобода и ответственность”, которые помогли увидеть развитие нашего классного коллектива и каждого учащегося, развили коммуникативные навыки, способствовали формированию нравственных ценностей, свободы мышления, воображения, творчества. Каждый классный час заканчивается рефлексией нашей коллективной творческой деятельности.

Коллективное творческое дело – это совокупность приемов, действий, основанных на игре. Игра – главная сфера общения детей, в ней решаются проблемы партнерства, дружбы, товарищества, усваиваются социальные роли, формируются нравственные ценности. В ходе КТД проходят творческие выставки, интеллектуальные игры, КВН, конференции,  защита творческих проектов. Наш класс принимает самое активное участие в школьных, районных и городских делах, каждый ребенок может выступить в нескольких ролях: организатора, исполнителя (участника) и аналитика.

Растет интерес к национальной культуре, народным промыслам, обычаям и традициям. Целенаправленно веду работу по изучению детьми истории  малой родины. Нет ничего ближе, конкретнее, понятнее и милее для учащегося, чем родной край с его природой, его настоящим и прошлым. Очень часто посещаем Саратовский Этнографический музей.

Интересно ведется работа в школьном музее. Ребята ведут исследовательскую работу “Земляки – участники ВОВ”, охотно участвуют в викторинах, играх, конкурсах. Планируются встречи с  ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла.

При сотрудничестве с библиотекой имени А.С. Пушкина, у ребят формируется культура чтения, положительное отношение к нравственным идеалам и этическим нормам поведения, осознанию собственной индивидуальности через освоение детской литературы.

Неоценимую помощь в проведении мероприятий (день Матери “Ласково тебя я обниму”,  Рождество, Масленица, Пасха, дни Здоровья и т.д.) оказывают родители, родительский комитет. Именно в сотрудничестве с родителями класса успешно проходит работа по охране здоровья, по вовлечению в культурно-оздоровительную деятельность, стимулируется игровое творчество.

Самая приятная традиция класса - это походы в лес в разное время года. Дети проводят развлекательную программу, подвижные игры для себя и взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...