Родительское собрание в 1 классе на тему «Адаптация учащихся».рр
методическая разработка (1 класс) по теме

Шилина Тамара Александровна

Родительское собрание поможет родителям и детям успешно пройти сложный этап адаптации в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_v_1_klasse_na_temu.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 1 классе на тему «Адаптация учащихся».

 

Уважаемые родители!

Мы все и родители, и учителя, с волнением и нетерпением ожидаем того дня, когда наш ребенок пойдет в первый класс, станет школьником. Особенности адаптации ребенка к школе во многом зависят от нашего поведения, и в наших силах сделать так, чтобы этот процесс прошел для него наиболее безболезненно.

 Адаптация ребенка к школе занимает не один день и не одну неделю, это процесс длительный и сложный. Первое время ребенок находится как бы на границе школьного и дошкольного возраста, и переступит он эту границу не сразу. Маленький первоклассник сочетает в себе школьника и дошкольника.

       Ребенку необходимо понять, в каких ситуациях он должен быть школьником (например, на уроке, во время приготовления домашнего задания), а когда он имеет право вести себя как дошкольник.

Подробные требования реальны и абсолютно выполнимы для ребенка. Мы же должны предъявлять ему разумные ограничения в том, что касается учебы (понятно, что школа и домашние задания требуют все-таки школьных форм поведения и более серьезного отношения), и терпимо относиться к проявлению "дошкольничества".

Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам, которые требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

В поддерживании у первоклассника "внутренней позиции школьника" неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе. укрепляет учебную мотивацию ребенка.

Нормы и правила школьника порой идут вразрез с непосредственными желаниями и пробуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.

Конечно, школьная жизнь - это не только радостные моменты. Иногда ребенок бывает грустным, обиженным, рассерженным на школу, учителя, одноклассников. Важно дать ему возможность выразить негативные чувства.

Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу. Это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем. Сложность приспособления, высокая “цена”, которую “платит” организм ребёнка, определяют необходимость тщательного учёта всех факторов, способствующих адаптации ребёнка к школе и, наоборот, замедляющих её, мешающих адекватно приспособиться.

 Мы, взрослые, должны хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье  ребёнка.

Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе являются:

1. Формирование адекватного поведения.

2. Установление контактов с учащимися, учителем.

3. Овладение навыками учебной деятельности.

При изучении адаптации детей к школе я изучала характер поведения ребёнка в этих трёх сферах.

Анализ ваших, уважаемые родители, анкет и мои наблюдения за первоклассниками показали, что 100%  детей адаптировались к школе в течении первых двух месяцев обучения.

Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Им трудно выполнять все требования правил поведения, но к концу ноября они должны  полностью осваиваться и с новым статусом: “я уже ученик”, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

 

Факторы, влияющие на успешность процесса адаптации к школе:

достаточный уровень интеллектуального развития, хорошая память, высокий уровень произвольного внимания, воля и другие качества;

рациональная организация учебных занятий, рациональный режим дня (регламентированное время подготовки домашних заданий; достаточный отдых на свежем воздухе, полноценное питание, достаточный по продолжительности сон).

Если ребенок сильно устает, можно укладывать его пораньше. Хорошее воздействие оказывают расслабляющие ванны с солями или травами (пустырником, шалфеем). Важно, чтобы ребенок бывал на улице. Желательно гулять с ним хотя бы немного каждый день. Если ребенок не спит днем, можно совершать прогулку после школы в середине дня.

В школе двигательная активность ребенка ограниченна. Поэтому очень важно дать ребенку возможность подвигаться во второй половине дня. Бег, подвижные игры, плавание, общефизическая подготовка хорошо помогают снимать напряжение.

Главная задача – помощь ребёнку младшего школьного возраста в организации его времени дома.

Организованный, усидчивый и внимательный ребёнок будет хорошо работать на уроке. Родителям  необходимо проконтролировать, когда ребёнок сел за уроки, всё ли сделал, подсказать, где искать ответ на вопрос, но не давать готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность.

Прежде всего, надо следить за записями домашних заданий в дневнике. После этого важно проверить сам факт выполнения домашнего задания. А затем просмотреть и правильность выполнения.

 Взрослые заметили ошибку в тетради, – не надо спешить показать, где она. Ребёнок должен приучаться к самоконтролю. Сначала надо сказать: “Ты неправильно решил пример, вспомни, как ты проверял решение таких же примеров в классе. Каким способом можно проверить – есть у тебя ошибки или нет?” И только в крайнем случае прямо показать, где допущена ошибка.

Вопросы анкеты для родителей “Выбор пути”.

Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время бесед, занятий, выполнения заданий?

Да.

Трудно сказать.

Нет.

Можно ли назвать Вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым?

Да.

Трудно сказать

Нет.

Хотелось бы вам, чтобы Ваш ребёнок был внимательным?

Да.

Трудно сказать.

Нет.

4. Что Вы делаете для того, чтобы у Вашего ребёнка развивалось внимание?

5. Что бы Вам хотелось послушать, на практическом материале отработать для оказания действенной помощи вашим детям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1 классе по теме "Адаптация ребенка к школе"

В материале содержится информация о трудностях адаптации детей к школе и способам помощи маленьким ученикам....

Родительское собрание 1 класс Тема: «Трудности адаптации первоклассников к школе»

Задачи собрания:Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе.Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.Форма работы: кругл...

Родительское собрание 1 класс по теме: "Партнёрские отношения родитель-дети-учитель".

Родительское собрание по теме: "Партнёрские отношения между детьми-родителями-учителем". Совместная деятельность родителей и детей....

Выступление педагога-психолога на классных родительских собраниях по теме «Адаптация учащихся 1-х классов к обучению в школе»

Перешагнув порог школы, ребенок попадает в совершенно новый для него мир. Возможно, ребенок долго ждал этого момента, но ему придется адаптироваться к новой жизни. Дети далеко не все одинаково проходя...

Родительское собрание не тему Адаптация учащихся 5 класса

Ритм сегодняшней жизни, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в детской душе, нежелание, а зачастую неумение взглянуть на проблему глазами ребенка, а чаще всего - самодовольная увере...

Родительское собрание 2 класс на тему "Критерии оценок во 2 классе.Как к ним относиться"

В презентации даны критерии оценок за 2 класс по математике и русскому языку.Даны советы для родителей....