"ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПИСЬМА И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ"
статья по теме

Воеводина Людмила Александровна

Статья предназначена родителям слабоуспевающих младших школьников, с целью повышения эффективности логопедических занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dok_dlya_rod._obshchaya_har._osh.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воеводина  Людмила  Александровна

учитель – логопед

ГБОУ СОШ №1435 СЗУО

«ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПИСЬМА И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ»

С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности. Некоторые из этих нарушений можно устранить в условиях общеобразовательной школы на специальных логопедических занятиях.

В первую очередь необходимо разобраться в проблеме ребенка, какие конкретно он делает ошибки, только тогда можно найти средства их преодоления.

Сегодня я расскажу о тех группах специфических ошибок письма, которые чаще всего встречаются у учащихся младших классов и больше всего беспокоят родителей. Речь пойдет о следующих четырех группах специфических ошибок письма, не связанных с незнанием грамматических правил:

1.   Замена букв по принципу сходства соответствующих им звуков.

В этих случаях ребенок пишет САПКА вместо ШАПКА, КАЛТИНА вместо КАРТИНА, ТОМИК вместо ДОМИК, ДЕН вместо ДЕНЬ и т.д. В основе этих ошибок чаще всего лежит неразличение ребенком на слух соответствующих звуков, а нередко одновременно и замена их в устной речи.

2.    Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ между словами в предложении.

В этом случае у детей могут наблюдаться самые несистематические, непредсказуемые ошибки. Например, ребенок пишет ЖНЯ вместо ЖЕНЯ, ТОЛ или СТЛОЛ вместо СТОЛ, УОКНА вместо У ОКНА, О ЗЕРО вместо ОЗЕРО и т.д. Основная причина этих ошибок заключается в том, что ребенок не овладел навыком анализа звуко-слогового состава слов и поэтому просто не представляет себе их структуры (то есть количество звуков в слове и порядка их следования друг за другом). Такие дети обычно затрудняются в правописании предлогов и глагольных приставок, а также в усвоении правил переноса слов.

3.     Аграмматизмы в письме (то есть написание как бы вопреки правилам грамматики).

Например: ПЯТЬ ОКНОВ вместо ПЯТЬ ОКОН, КРАСНОЯ или КРАСНАЯ ЯБЛОКО вместо КРАСНОЕ ЯБЛОКО и т.д. Для детей, делающих такого рода ошибки, бывает крайне затруднено усвоение грамматических правил на правописание безударных гласных. Это объясняется тем, что в силу явного отставания в речевом развитии дети не чувствуют родства слов и поэтому не умеют правильно подобрать нужное проверочное слово. В этих случаях нужно, прежде всего, позаботиться о развитии устной речи ребенка.

4.       Замена букв по принципу оптического сходства и искаженное их написание.

Например, ребенок пишет букву И или Щ вместо Ш, букву Б вместо Д, букву И вместо У и т.д. Во многих случаях в письме одного и того же ребенка могут наблюдаться ошибки сразу из двух или даже нескольких рассмотренных групп. Но даже и в этих случаях целенаправленная работа над каждой из этих групп ошибок обязательно даст положительный результат.

Для предстоящей работы с ребенком необходимо следующее:

1.   Обеспечение положительного эмоционального настроя.

Для этого необходимо, прежде всего, самому взрослому поверить в то, что стоящие на пути трудности вполне преодолимы, и обязательно убедить в этом ребенка. Очень важны заинтересованность ребенка в правильности выполнения заданий, его искреннее желание писать без ошибок.

2.   Сознательное, вдумчивое отношение к занятиям.

В первую очередь это касается самих родителей, от которых такое отношение должно передаться ребенку. Понятно, что ближайшая цель занятий - это избавление от ошибок и связанной с ними неуспеваемости по русскому языку. Но этой цели будет гораздо легче добиться, если вы хоть немного сами задумаетесь над способами образования  слов,  над  правилами  их написания.  Ведь грамматика имеет свои закономерности,  далеко не все в ней надо заучивать - очень многие правила достаточно просто понять, чтобы больше не делать ошибок.

3.  Моральная подготовка себя и ребенка к временному «возвращению назад».

Это необходимо сделать для ликвидации пробелов в знаниях, которые не позволяют ребенку полноценно усваивать новый материал. Во время таких занятий надо забыть о темпе работы класса, об оценках и пр. Важным должно быть только одно: правильное выполнение ребенком совершенно конкретных заданий в доступном для него темпе.

4.   Строгая целенаправленность занятий.

Цель каждого занятия должна быть полностью ясна как родителям, так и ребенку. Например: сегодня работаем над преодолением замен на письме букв С и Ш. Важна полная сосредоточенность только на этих двух буквах и соответствующих им звуках. Не допускается никаких диктовок с сопутствующим им целым морем ошибок, от которых буквально опускаются руки у родителей, педагогов и самого ребенка.

5.        Обязательное достижение в процессе занятий убедительных для ребенка успехов.

Они будут выражаться в исчезновении ошибок на определенную тему, что должно отмечаться похвалой. Такие успехи достигаются сравнительно быстро, чему очень способствует целенаправленность занятий. Наличие успехов поднимет настроение ребенка, укрепит его уверенность в своих силах, что мобилизует его на дальнейшую работу.

6.   Правильный подбор речевого материала.

Это должно выражаться в предельном насыщении его изучаемыми в данный момент буквами (или орфограммами) при одновременном исключении всех других трудностей. Усложнение речевого материала возможно лишь после исчезновения ошибок в самых простых словах.

7.    Систематичность работы.

В течение какого-то определенного периода времени работа должна вестись ежедневно, а не от случая к случаю. Пусть эти занятия будут непродолжительными, но они обязательно должны быть частыми и систематическими.

8.   Последовательность в преодолении ошибок.

В каждый данный отрезок времени работа должна вестись над  устранением лишь одной трудности. Следует начинать с внимательного изучения и последующей отработки в ходе упражнений только одного правила - того, ошибки на которое чаще всего встречаются в работах вашего ребенка. И лишь после исчезновения ошибок на это правило можно переходить к следующему. При соблюдении этих условий вы можете не сомневаться в том, что с любой ошибкой можно справиться, только не надо пытаться устранять их все одновременно.

Что касается трудностей чтения, связанных с бедностью у ребенка словарного запаса и несформированностью грамматического строя речи, то работа в этом направлении в большинстве случаев потребует более продолжительного времени. Однако, если эта работа будет проводиться систематически и целенаправленно, то она обязательно даст свои результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей учащихся 2-х классов по теме: «Преодоление специфических нарушений письма, обусловленных несформированностью языкового анализа и синтеза».

    Письмо называют «базовым» навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение. От того, как усвоит ребёнок этот навык, зависят его успехи не только по русскому языку,...

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов по устранению специфических ошибок при нарушении чтения и письма у младших школьников

Статья содержит описание взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов при работе с младшими школьниками. Приведены логопедические задания, которые можно применить на уроках русского язы...

Практические рекомендации учителя-логопеда учителю начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС

Практический материал для учителей начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов...

Типология специфических ошибок письма

В материале содержится классификация специфических ошибок письма. Приведены примеры каждого вида ошибок....

Механизмы возникновения специфических ошибок на письме

Механизмы  возникновения   дисграфии....