Родительское собрание "Готов ли мой ребёнок к школе"
методическая разработка по теме

Ольга Дмитриевна Савина

Данное родительское собрание проводится в конце  мая, после завершения детьми "Школы будущих первоклассников" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobraniegotov_li_moy_rebyonok_k_shkole.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

(проведено в конце мая, после завершения детьми подготовительной группы детского сада школы «Будущих первоклассников»)

 

«Готов ли мой ребёнок к школе?

Задачи собрания:

1.Что такое школьная зрелость. Характеристика психологов картины  подготовленности детей к школе.

2.Итоги обучения детей в школе «Будущих первоклассников»

3.Вопросы по организации учебной деятельности будущих первоклассников.

 Ход собрания:

  1. -Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на нашем родительском собрании. Вопросы, которые хочу затронуть на нашей встрече, связаны непосредственно с предстоящим обучением ваших детей в школе. Хочу подвести итог обучения детей в школе «Будущих первоклассников»      

Всё меньше времени остаётся перед поступлением ваших малышей в школу. Приход ребёнка в школу является переломным моментом в его жизни. Произойдёт переход к новому образу жизни, к новым отношениям. Школа для ребёнка станет центром жизненных интересов. Как сделать в оставшееся время до школы, чтобы вступление детей в новую пору жизни было бы не только безболезненным для них самих, но и для вас -родители. Чтобы это новое было для всех как можно радостным и результативным.

И первое, на что бы хотелось обратить ваше внимание- это на нравственную и психологическую готовность ребёнка к школе.

Что нужно подразумевать под нравственной готовностью?

     Для успешного осуществления  учебной деятельности у ребёнка должны быть сформированы такие нравственные качества, как самостоятельность, ответственность, организованность, инициативность.

     Рассмотрим каждое из этих качеств.

1.На первое место хочу поставить такое нравственное качество, как самостоятельность. Дети, обладающие высоким уровнем самостоятельности, уверенно и легко входят в учебную деятельность. И, наоборот, много проблем, преград  встаёт на пути тех детей, кто многое не умеет делать сам, как трудно им проявить себя. Поэтому важно ребёнку в семье иметь посильные обязанности и постоянно с ними справляться, преодолевать себя, заставлять делать то, что кажется трудным. Сегодня  трудность – это полить цветок, убрать игрушки, помыть посуду, а завтра –это уже решить трудную задачу, выучить стихотворение, правило, написать рассказ и т. д. Именно в преодолении трудностей и осуществляется развитие ребёнка.

              2.Следующее немаловажное качество подготовленности ребёнка к школе – это умение ребёнком  организовывать себя в разных деятельностях: будь это игра или урок. Конечно, в этом возрасте у детей только начинает формироваться организованность, поэтому вам родителям постепенно и настойчиво необходимо приучать ребёнка к распорядку дня. Следует учить, не тратить много времени на режимные моменты (вставать, умываться, убрать кровать, одеваться, поесть и т д.), уметь поддерживать порядок в своих вещах, помогать по хозяйству.

                      3.Привычной деятельностью у ребёнка постепенно должна становиться ответственность. Учёба в школе - это ответственность перед семьёй, перед самим собой. Для развития этого качества следует разъяснять детям, зачем необходимо учиться, почему необходимо много знать и уметь, как это пригодится в жизни.

4. Для нравственного становления личности очень важна и  инициативность. Как поддержать своего ребёнка, чтобы сформировалось данное качество? Следует поощрять любую проявленную, пусть даже пустяшную инициативу, подчеркнуть её достоинства или,  напротив, указать на недостатки.

       Вывод. Первый год ребёнка в школе – это своего рода испытательный срок для родителей, когда чётко проявляются все родительские недоработки, невнимание к ребёнку, отсутствие контакта, неумение помочь. А порой не хватает родительского терпения и снисходительности, спокойствия и доброты.

Характеристики психологов «школьной зрелости» будущих первоклассников.

         А теперь рассмотрим, как с психологической стороны должен быть подготовлен ребёнок. Психологи дают такую характеристику школьной зрелости.

         1.Ребёнок понимает разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников. Он может выбрать линию поведения в той или иной ситуации. Может обратиться за помощью и умеет оказать её другим людям. Он может быть сдержанным. Может проявить осведомлённость в разных сферах деятельности людей, знает об основных природных явлениях и их закономерностях. Владеет культурно-гигиеническими навыками, имеет представление о своём облике и здоровье.

         2.Ребёнок обладает активной деятельностной  позицией, развитым воображением, проявляет готовность к спонтанным решениям, любопытен, может прокомментировать процесс и результат своей деятельности.

           3.Инициативен в общении, предметной деятельности, игре. Может найти себе дело, включиться в разговор, любознателен, изобретателен.

          4.Ребёнок владеет навыками самообслуживания. Может проявить волевые усилия в ситуации выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен»(надо).Для успешного обучения гораздо важнее, насколько хорошо ребёнок, понимает смыл этих коротких слов, научен ли он  выполнять «обязательные» дела, умеет ли  умерять свои желания. А также владеть,         способностью исправлять свою ошибку и постараться её не повторять.

         5.Ребёнок способен к волевой регуляции поведения. В нём проявляется чувство долга по отношению к другим людям.

           6.Ребёнок знает как вести себя в экстремальной ситуации, осторожен в незнакомом месте, сдержан с незнакомыми людьми.

          7. Ребёнок осознаёт своё место среди окружающих его людей. Может оценить результаты своей деятельности.

   Умение ребёнком считать, писать и читать –это ещё не значит ,что он готов сесть за парту, если при этом не умеет общаться со взрослыми, со сверстниками, не может высидеть спокойно 15 минут. Такому ребёнку в школе будет очень трудно. Готовность к школе нужно рассматривать в комплексе, т. е.  оценивать физическое развитие, интеллект- это память, мышление, речь; Умение управлять своими эмоциями и налаживать контакты. А самым важным критерием готовности к школе                                                          

 является мотивация, т. е. стремление ребёнка познать. Если это стремление есть, то

даже нечитающий к 1 сентября малыш, через несколько месяцев догонит и перегонит своего одноклассника.

       А теперь рассмотрим,  какой портрет неготовности к школе рисуют психологи.

Это:

*чрезмерная игривость;

*недостаточная самостоятельность;

*бесконтрольность поведения;

*неумение общаться  со сверстниками;

*неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;

*низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение , классифицировать, трудности в  выделении сходства и различия;

*недостаточно развитая произвольная память(т. е. активное запоминание);

*задержка речевого развития (ошибки в произношении, бедный запас слов, неумение выразить свои мысли).

Предметные области.

А теперь остановимся на знаниях,  которые должны быть сформированы у дошкольника перед поступлением в школу по разным предметным областям.

По математике . Дошкольник должен хорошо ориентироваться в пространстве. Знать направления (налево, направо, перед, после, за, между, вверх, вниз и т. д.). Названия геометрических фигур , счёт прямой от 1 до 10 и обратный от 10 до 1.

РЕЧЬ. Иметь большой словарный запас, активно использовать его, правильно произносить звуки, рассказывать о своих впечатлениях,  о событиях, пересказывать содержание фильма или рассказа, уметь отвечать на вопросы

Навыки письма. Немаловажным  до школы умением ребёнок должен овладеть- ручной умелостью, т.е. ребёнок должен уметь правильно держать инструмент для письма – это ручку. Этому должны были вы, родители, научить своего ребёнка , когда он в первый раз взял в руки этот инструмент для письма. Как же правильно держать ручку? От правильного положения ручки в руке зависит успех письма. Ручку следует держать тремя пальцами: слева - большим пальцем, справа – средним поддерживать, а сверху –указательным. Все три пальца находятся слегка в согнутом положении. Не так сильно прижимать пальцы. А спокойно держать. Конец ручки смотрит на правое плечо. У детей 6-7-летнего возраста слабо развиты мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, а также несовершенна ещё нервная регуляция движений. Поэтому часто слышно от детей этого возраста «Болит рука. Рука устала»

 Что может помочь развить ручную умелость? Занятия рисованием,  штриховка , лепка, изготовление различных поделок из бумаги, ткани , проволоки .

Окружающий мир. Дошкольник должен знать и уметь называть цвета радуги, дни недели, части суток- утро, день, вечер,  ночь, времена года, названия месяцев.

Иметь представление о природе, о диких и домашних животных, о травах, кустарниках, деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений, о явлениях природы, городах и странах, профессиях и видах спорта.

                 По физкультуре. Хорошо владеть своим телом и координацией, легко лазать по лестницам, ходить по бревну, перепрыгивать через невысокую скамейку и т. д.  

Советы родителям.

     И в завершении  первого вопроса, родители , позвольте дать несколько  советов:

-верьте в возможности своего ребёнка, не сравнивайте его с другими детьми;

- не порождайте страх перед школой, неуверенность в своих силах;

-сопереживайте и радуйтесь вместе, любите его таким, какой он есть;

-дайте ребёнку ощутить рост своих возможностей;

-помогите ему раскрыться, прийти к успешности.

2.Итоги обучения детей в школе «Будущих первоклассников.»

          А теперь хочу подвести итоги  обучения детей в школе «Будущих первоклассников». Занятия начались у нас в октябре месяца. На учебный год было запланировано 28 занятий. Но из-за  холодных дней  и других причин  всего было проведено 14 занятий. Каждое занятие  представляло комбинированное занятие, т.е.  оно объединяет разные учебные области: математику, окружающий мир, обучение грамоте. Развитие речи и др. Из всех перечисленных предметов больше внимания уделялось на обучение грамоте. Практически познакомились с такими понятиями как звук, буква, чем они отличаются друг от друга; успели поработать со всеми гласными звуками, познакомились с образованием слогов, учились слышать новый звук в словах, определять положение звука в слове ( в начале, в середине или в конце слова);учились печатать буквы. По математике работали над равенствами, неравенствами; над линиями прямой, кривой, ломаной; замкнутой и незамкнутой линиями, учились ориентироваться в пространстве, работали с геометрическим  материалом, т.е.вся эта работа обеспечивает основу, необходимую базу для дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе .

     На что обратила внимание на этих занятиях? Есть заинтересованность именно к учебной деятельности у всех ребят. У всех есть желание учиться, познавать новое. На последнем занятии провела рефлексию. Было предложено детям на выбор кружочки трёх разных цветов: красный  - понравилось и нарисовать улыбающееся лицо, зелёный кружок- не очень понравилось, и синий кружок- не понравилось, недовольное лицо. Все из присутствующих закрасили кружок красным цветом и нарисовали улыбающееся лицо – это значит, всем понравилось приходить в школу и учиться.  

        На что бы хотелось обратить ваше внимание ?

 Есть ребята, у которых наблюдается неправильное произношение звуков. Значит нужно обратиться к логопеду. Это необходимо сделать во благо самого же ребёнка. Неправильное произношение звуков приведёт к тому, что ребёнок будет допускать ошибки при письме, он будет стесняться произношения тех звуков, которые у него не получаются. Всё это сковывает ребёнка, не даёт возможности развиваться. В течение лета поработать над ориентировкой в пространстве, а именно на клетчатой основе поработать над письмом графических диктантов. У многих ребят такая работа   не получается.                                                        

3.Вопросы организационного характера.

1. На приобретение учебных принадлежностей к школе и на подготовку класса к учебному году были собраны деньги в сумме 16.000 рублей.

На собранные вами деньги приобрели учебные тетради: прописи  (5 частей), тетрадь для печатания букв, самостоятельные и контрольные работы по математике , по окружающему миру. Для класса купили бумагу, для каждого приобрели набор гелевых ручек для штриховки, карандаши, линейки, ножницы по 10 штук, набор  кнопок, булавок,  магнитов для доски. А также папку с кольцами для портфолио .

Что такое портфолио?    Это отслеживание личностного роста каждого ребёнка.

Что будет храниться в этой папке?

Творческие работы ученика, динамика учебных достижений по учебным  предметам, участие в конкурсах и олимпиадах по предметам, спортивные достижения.

 В будущем выпускник школы будет получать два документа: аттестат об образовании и портфель достижений. По значимости «портфель достижений» будет таким же важным документом, как и аттестат.

 Всего было потрачено  10. 657 рублей. Осталось -5.343 рубля.

Подготовка класса к учебному году.

Нужно приобрести:

1.кувшин для воды, кружки; поднос.

2.аптечка (бинт, лейкопластырь, вата , и т. д. ) для оказания первой медицинской помощи;

3.комнатный термометр (соблюдение температурного режима)

4. нужны настольные игры, чтобы дети могли на переменах играть и в продлённой группе;

5.класс нужно будет покрасить: стены, панели, пол. На окна нужно приобрести тюль.

Документы, которые нужно  в личное дело ребёнка:

1.заявление на имя директора о зачислении вашего ребёнка в школу и второе заявление о зачислении его в продлённую группу;

2.копии документов: свидетельства о рождении, медицинского полиса, страхового свидетельства пенсионного страхования;

                Выбор родительского комитета класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Родительское собрание (семейный совет) "Ребёнок и школа"

Что делать, если ребёнок идёт в школу без желания? Выход есть!Надо об`единиться семье и школе. А для начала провести семейный совет.Цель: активизировать взаимодействие семьи и школы;Задачи: Опр...

Родительское собрание "Психологическая готовность ребёнка к школе"

В данной разработке уделяется внимание тем аспектам, на которые родители первоклассников должны обратить внимание....

Родительское собрание "Как подготовить ребёнка к школе"

Данное родительское собрание проводится в конце  мая, после завершения детьми "Школы будущих первоклассников"...

Родительское собрание "Трудности адаптации ребёнка в школе"

Подробное описание и презентация родительского собрания в 1 классе...

Родительское собрание первые дни ребёнка в школе

Презентация помогает педагогам в проведении первого родительского собрания. Добавив несколько слайдов по своему усмотрению, можно познакомить родителей с проблемами  обучения сына или дочери в шк...

Родительское собрание "Как подготовить ребёнка к школе"

"Как подготовить ребёнка к школе»родительское собрание для родителей будущих первоклассников Цель: сообщить родителям знания по проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности этой подготовки...


 

Комментарии

Зубарева Лариса Владимировна

Ольга Дмитриевна спасибо за конспект родительского собрания, очень пригодилось!

Серегина Татьяна Сергеевна

Спасибо! Взяла в свою копилку.

Абрамова Ольга Анатольевна

Конспект родительского собрания интересен. Обязательно использую его.