Педагогический проект
проект (1 класс) по теме

Касьянова Ирина Вячеславовна

Первое собрание для родителей будущих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_i_semya.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

на курсах повышения квалификации

по ИОЧ ВБ

«Взаимодействие семьи и школы по достижению

качества начального общего образования в свете ФГОС»

Сроки проведения: 07.10 – 11.10.2013г.                      

Руководитель курсов: Л.А. Путилина

по теме:

«ШКОЛА И СЕМЬЯ

КАК ПАРТНЁРЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

        

Выполнила:

                                 Касьянова Ирина Вячеславовна,

  учитель начальных классов ГБОУ СОШ №33

                                                        г.о.Сызрань

Самара 2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ
  1. Актуальность проблемы выбранной темы
  2. Цель
  3. Задачи
  4. Ожидаемый результат

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
  1. Основные направления взаимодействия семьи и школы
  2. Практические советы для работы с родителями
  3. Диагностика родителей

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  1. Итоговые результаты работы
  2. Используемая литература
  3. Приложение

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ

Проблема взаимодействия семьи и школы является актуальной. Современные родители зачастую неправильно видят «благо» для своих детей: работают днём и ночью, чтобы обеспечить своих чад материально всем самым необходимым, лучшим и модным. Но, к сожалению, в таком ритме жизни не вкладывают самое главное и самое дорогое – моральные ценности, полностью полагаясь в воспитании на школу. Школа, в свою очередь, говорит о роли семьи в воспитании. Нет, не с целью переложить ответственность, просто, как говорил Л.Н. Толстой: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». И, если в семье принято уважать старших, то ребёнок будет это делать и вне дома. Ведь самый главный пример  для любого ребёнка его родитель – самый лучший, самый важный; тот, который на его взгляд, всегда поступает  правильно. И родители не должны забывать об этом: следить за каждым сказанным словом, за каждым действием.

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» В.А. Сухомлинский.

Являясь представителем той и другой стороны, поэтому объективно могу сказать, что неважно кто должен сделать больше: семья или школа, главное, чтобы оба этих трудовых коллектива воспитывали вместе ради всестороннего развития личности ребёнка.

ЦЕЛЬ

Вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, ведущим субъектом которого должны стать родители.

ЗАДАЧИ

  • обеспечить охрану прав детей в процессе их жизнедеятельности;
  • повлиять на формирование в семье стереотипов здорового образа жизни, профилактику вредных для здоровья привычек;
  • формировать систему социально-педагогических и психолого-педагогических услуг, направленных на повышение уровня и качества семейного воспитания, повышение культуры семейных взаимоотношений;
  • предупредить детскую безнадзорности, асоциальное поведение;
  • координировать деятельность структур и ведомств в интересах семьи и детей;
  • повысить статус семьи, статус материнства и отцовства в сознании ребёнка.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Организацию взаимодействия семьи и школы можно достичь при условии создания открытых воспитательных систем, способных обеспечить содействие семье других социальных институтов, государственных и общественных учреждений, оказать всестороннюю помощь в решении её насущных проблем, организации психолого-педагогической поддержки семье. (Приложение 1)

Эффективность взаимодействия определяется взаимными установками семьи и образовательного учреждения. Наиболее успешно они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу.

Эффективность взаимодействия обеспечивается также опорой на психолого-педагогические принципы: научность, единство действий, связь с жизнью, диагностика, использование идей и средств народной педагогики как основы домашнего воспитания, выбор оптимальных форм, средств и методов взаимодействия и др.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ

  • повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе;

  • консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей;

  • организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.

Четыре направления взаимодействия школы и семьи

Предлагается четыре направления, по которым можно организовать взаимодействие школы и семьи.

  • Первое направление - формирование активной педагогической позиции родителей.

Педагоги школы опираются на положительный опыт семейного воспитания, используя его в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные партнерские взаимоотношения между учителями и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные дела школы и классов, в которых принимают участие родители.

  • Второе направление – вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, усвоение теоретических знаний и приобретение практических навыков.

«Университет педагогических знаний» как одна из форм просвещения родительской общественности. Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы. В работу «Университета» вовлекаются не только педагоги школы, но и работники социальных служб, медики. Занятия организуются по возрастным параллелям (1 - 4, 5 - 8, 9 - 11 кл.)

Необходимо уделять внимание вопросу подготовки выпускников школы к ЕГЭ и знакомству родителей с нормативными документами о ходе проведения ЕГЭ на информационных консультациях и родительских собраниях, психологическому консультированию родителей и учащихся.

  • Третье направление – Взаимодействие социальной службы с семьями.

Для успешной организации образовательного процесса необходимы знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка.

Организация социального взаимодействия педагогического коллектива школы с семьей предполагает ряд аспектов:

  • изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
  • знакомство с бытовыми условиями учащихся;
  • группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала;
  • составление программ совместных действий;
  • анализ результатов совместной воспитательной деятельности;
  • мониторинг социальной ситуации в микрорайоне школы.

Эффективными формами работы также являются индивидуальные тематические консультации, посещение семьи на дому, проведение родительских собраний. (Приложение 2)

  • Четвертое направление - вовлечение родителей в органы школьного самоуправления.

Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив, но не менее педагогов и своих детей заинтересованы в успешной работе школы.

Нельзя не отметить неоценимую помощь родителей в укреплении материально-технической базы школы, оснащении учебных кабинетов их, всемерную помощь во взаимодействии со спонсорами. (Приложение 3)

И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

Основными условиями её реализации могут быть:

  • родители – не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического;
  • переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьёй к групповым и индивидуальным формам взаимодействия, построенным на диалоговой основе;
  • осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям;
  • систематическое и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям;
  • установление эффективного контроля, основанного на диагностике, и поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей,
  • обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Какие бы задачи общество не ставило перед школой, без помощи родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимых результатов. Следует отметить, что успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений. В связи с этим рассмотрим некоторые правила и советы американских специалистов:

  1. Не стремитесь во чтобы ни стало отстоять собственную позицию (основная задача – совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения).
  2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Выразите уверенность, что совместные усилия решат проблему.
  3. Учитывайте личные интересы родителей. Предложите не отказываться от увлечений, а привлечь к ним ребёнка.
  4. Не верьте генетике (её влияние огромно, но не безгранично).
  5. Мы вместе против проблемы, а не друг против друга.

Беседа с родителями учащихся будет успешна, если:

  • удалось избежать противостояния и конфронтации;
  • удержались сами и удержали родителей от взаимных упрёков и обвинений;
  • удачно сформулировали проблему воспитания, и родители приняли вашу формулировку;
  • обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся проблемы.

И здесь роль педагога в просвещении родителей, установлении их контакта со школой особенно велика.

Наиболее распространённой и эффективной формой взаимодействия с родителями учащихся является родительское собрание.

Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов в воспитания детей, но она никогда не сможет  конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании  личности ребенка.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых  — отсутствие любви и неумение хвалить своих детей, поддерживать их.

Самое главное для ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть.

Пока ребенок живет в семье, нам кажется, что только мы семья, влияем на него. Но вот он поступает в общественные институты, детский сад, школа, вуз и мы видим, что он потихоньку отдаляется от нас, и не только мы, но и общество подключается к процессу воспитания. Часто бывает так, что интересы общества и интересы семьи расходятся и мы начинаем тревожиться по поводу того, что нашего ребенка воспитывают не так как нам бы хотелось.

 В этой ситуации и возникает чаще всего поиск виноватого. Родители говорят, что школа не правильно учит. Школа говорит, что родители неправильно воспитывают. Собрались, обменялись неприятными эмоциями, а проблема не решилась.

Мотивация родителей на взаимодействие со школой.

Существует три типа воспитания:

  • воспитание для себя;
  • воспитание для общества;
  • воспитание для ребенка.

Первый тип имеет место тогда, когда основной задачей родителей становится желание сделать существование ребенка рядом с собой максимально удобным для себя. Второй тип ориентирован на создание удобного человека для общества. Гармоничным считается третий тип воспитания, основной задачей которого, является формирование личности обладающей характеристиками, озвученными выше. И здесь важно помнить что любое наше воспитательное действие влечет к тем или иным последствиям.

  • Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей.
  • Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.
  • Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.
  • Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины.
  • Когда к детям относятся терпимо и справедливо, они учатся быть терпимыми и справедливыми с другими.
  • Когда детям внушают уверенность в себе, они учатся быть спокойными и уверенными.
  • Когда к детям относятся с восхищением и похвалой, они учатся доброй оценке.
  • Когда дети живут в обстановке правдивости, они узнают, что такое справедливость.
  • Когда дети живут в безопасности, они учатся вере.
  • Когда поступки детей одобряют, они учатся ценить себя.
  • Когда дети чувствуют безоговорочное принятие себя, они учатся искать любовь в Боге и мире.

Я не верю, что осуществить это можно только в семье. Постольку поскольку наш ребенок подвергается не только нашим воздействиям, но и воздействиям социума, ломать копья и искать крайнего бесполезно. Необходимо объединяться для того, чтобы сделать существование наших детей максимально комфортным. Осталось определить только формы такого объединения. Некоторые из них существуют, некоторые являются новыми.

  1. Родительские активы.
  2. Попечительский совет.
  3. Общественный благотворительный фонд развития школы.

Многие взрослые проблемы уходят корнями в детство. Мы чувствуем себя несчастными оттого, что нас, когда-то недолюбили, недохвалили, недопоняли, недоценили. Будет ли разумным повторять ошибки последствия которых мы прочувствовали на себе и знаем как это больно. Дети не виноваты, что наше общество больно. Они не просили нас рожать их. Это был наш собственный выбор. В нашей ситуации они стали заложниками и если мы с вами взрослые не сумеем договориться, то имеем ли мы право требовать чего-то от детей. Они в большей степени воспитываются на нашем примере, а не на том , что мы декларируем.

Практика показывает, что наши дети лучше нас, добрее, милосерднее, и именно мы взрослые, на протяжении всей их последующей жизни либо создаем соответствующие условия для того, чтобы они стали еще лучше, духовно богаче, творчески развивались; либо мы прямо или косвенно способствуем тому, чтобы наши дети с годами набирались негативного опыта. Так, что уважаемые взрослые, выбор за нами! Ведь именно на двух социальных институтах, семье и школе, лежит ответственность за воспитание детей: семья по Конституции, первый и главный воспитатель ребенка; образовательное учреждение - помощник родителям в воспитании детей по профессиональной принадлежности.

Так давайте сделаем свой выбор в интересах общества, в интересах будущего поколения!

Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно

помнить и следовать следующим правилам:

Любите!

Уважайте!

Помогайте!

Объясняйте!

Учите!

Доверяйте!

Спрашивайте!

Благодарите!

ДИАГНОСТИКА РОДИТЕЛЕЙ

В процессе совместной деятельности школы и родителей особую актуальность приобретает наличие обратной связи, т. е. регулярное изучение мнения родителей о качестве образовательного процесса и об их удовлетворенности школьной жизнью. Сделать это можно при помощи анкетирования.

Предлагаемая анкета позволит проанализировать степень доверия родителей школе. Анкетирование можно провести перед общешкольным родительским собранием или педсоветом, посвященным взаимодействию школы и семьи. (Приложение 4)

Результаты анкетирования

1.Нравится ли Вам наша школа?

7.Помогают ли вам родительские собрания в воспитании вашего ребенка?

ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Существование знаменитого «треугольника» между школой, учеником и родителями всегда являлось актуальной темой. В связи с введением стандартов «второго поколения» его значимость  только усиливается. Из своего опыта работы могу сказать, что всегда стремлюсь к сотрудничеству  с родителями не только на уровне класса, но и одного учащегося. Ведь каждый ребёнок индивидуален, и к каждому нужен свой подход. И кто, как ни родитель может помочь в достижении общих целей. Исходя из практики, могу сказать, что родители учащихся всегда помогают мне не только в организации экскурсий и постановке спектаклей, но и в проведении родительских собраний, в беседах с неуспевающими учениками. В нашей школе есть попечительский совет, в каждом классе – родительский комитет. Вместе администрация ГБОУ СОШ №33 и родители добиваются решения важных вопросов. Родители отдельных классов принимают участие в организации классных часов, а иногда и уроков.

Вместе можно сделать многое. Главное, чтобы, и учитель, и родитель понимали, что всё это ради третьей составляющей, ради того, чтобы ребёнок вырос добрым, умным, активным, сильным, ответственным, творческим ЧЕЛОВЕКОМ.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2001.
  2. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. Пособие для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1997.
  3. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? М.1996.
  4. Воликова Т. В. Учитель и семья. - Москва, 1997
  5. Гейко В.А. «Роль семьи в развитии школьных успехов». Начальная школа, №3, 1999.
  6. Гребенщиков И. В. Школа и семья. - Москва, 1995.
  7. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. – М.: Просвещение, 1990.
  8. Лернер П. «О жизненном самоопределении школьника». Домашнее воспитание, №5,2002.
  9. Немов Р.С. Психология. Центр ВЛАДОС, 2000.
  10. Подласый И. П. Педагогика т. 2 - Москва, 1999.
  11. Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. - Москва, 1990.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Формы взаимодействия педагогов и родителей:

  • тематические родительские собрания;
  • праздники семьи и класса, семейные гостиные;
  • спортивные состязания "Мама, папа, я - спортивная семья";
  • походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВН родительско-учениче-ских и семейных команд, брейн-ринги;
  • дни открытых дверей в ОУ;
  • выставки семейного творчества;
  • фотоконкурсы и фотопанорамы "Семейный альбом"; "Профессии моей семьи", "Вместе с папой", "Один день моей мамы";
  • индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей;
  • тематические беседы;
  • лектории для родителей;
  • родительская конференция.

Приложение 2

Организация совместной деятельности

Формы деятельности

Мероприятия

Познавательная

Общественные смотры знаний, дни науки, предметные декады, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, олимпиады, выпуск предметных газет

Трудовая

Оформление и озеленение кабинета, трудовой десант, благоустройство и озеленение школьного двора, выставки творческих работ

Досуговая

Совместные праздники, подготовка концертов, соревнования, конкурсы, туристические походы, экскурсионные поездки

Спортивная и туристическая

Дни здоровья, спортивный праздник "Мама, папа, я - спортивная семья", походы

Приложение 3

Алгоритм взаимодействия "Школа - семья"

Школа

Семья

Информирует семью о планах работы

Оценивает влияние данной работы на детей

Раскрывает сложные проблемы

Определяет меру содействия их решению

Приглашает принять участие в чем-либо

Откликается на приглашение, участвует

Сообщает о необходимости помощи

Предлагает помощь, выдвигает предложения

Организует общее дело

Участвует в общих делах

Приложение 4

Анкета для родителей

"Изучение характера отношений между педагогами и родителями"

Уважаемые родители!

Администрация школы просит вас ответить на следующие вопросы. Надеемся, что ваши ответы помогут установлению взаимопонимания и доверия друг к другу в вопросах воспитания наших учеников - ваших детей.

1.Нравится ли вам наша школа?

  • Да
  • Не совсем
  • Нет

2. Доверяете ли вы классному руководителю вашего сына или дочь?

  • Да
  • Не совсем
  • Нет

3. Какие отношения преобладают между учителями и родителями в нашей школе?

  • Доброжелательные
  • Равнодушные
  • Неприязненные
  • Конфликтные

4. Есть ли единство педагогических требований у вас и педагогов к вашему ребенку?

  • Да
  • Не совсем
  • Нет

5. Был ли классный руководитель или кто-то из учителей у вас дома в текущем году? Какова была цель визита? ______________________________________________________________

6. Посещаете ли вы родительские собрания в школе?

  • Регулярно
  • Иногда
  • Нет

Если не посещаете, то почему?__________________________________

7. Помогают ли вам родительские собрания в воспитании вашего ребенка?

  • Да
  • Не совсем
  • Нет

8. Какие проблемы в первую очередь надо обсуждать на родительских собраниях? __________________________________________________

9. Что, на ваш взгляд, должна делать школа по отношению к семье? ____________________________________________________________

10. Каковы, на ваш взгляд, обязанности родителей по отношению к школе? ____________________________________________________________

11. Как школа может помочь родителям в решении возникших у ребенка проблем? ___________________________________________________

12. Влияете ли вы на решения, принимаемые классными руководителями, учителями, администрацией школы? Как бы хотели влиять? ____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Педагогический проект на тему "Использование метода проектов для повышения познавательной и коммуникативной активности учащихся"

В педагогическом проекте описаны этапы работы при введении метода проектов, приведены примеры из личного опыта работы....

Педагогический проект на тему: "Мой проект"

Педагогический проект отражает работу учителя с детьми по обучению проектной деятельности во внеурочное время, прилагается календарно-тематическое планирование на 1 класс....

Конкурс «Шагни за горизонт» Педагогический проект на тему: «Развитие инновационного педагогического потенциала»

Муниципальное общеобразовательное учреждениегорода Джанкоя Республики Крым«Средняя школа № 8» Педагогический проектна тему:«Развитие инновационного педагогического потенциала»Разработала:Ипанова ...

Мастер-класс "Изготовление абажура" на Республиканском Фестивале педагогического мастерства «1001 идея педагогических проектов».

Учитель начальных классов Дазырбан Ч.В. по итогам участия в Фестивале удостоена Дипломом 3 степени...

Педагогический проект: Организация педагогического взаимодействия с учащимися, направленного на реализацию дидактического принципа Л.В. Занкова «Работа над развитием всех детей, в том числе и слабых»

Сегодняшние требования времени таковы, что от учеников требуется не простое усвоение определенной суммы знаний, а умение мыслить самостоятельно, грамотно излагать собственные мысли, адекватно выражать...