Педагогический проект
проект (1 класс) по теме
Первое собрание для родителей будущих первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_i_semya.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
на курсах повышения квалификации
по ИОЧ ВБ
«Взаимодействие семьи и школы по достижению
качества начального общего образования в свете ФГОС»
Сроки проведения: 07.10 – 11.10.2013г.
Руководитель курсов: Л.А. Путилина
по теме:
«ШКОЛА И СЕМЬЯ
КАК ПАРТНЁРЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»
Выполнила:
Касьянова Ирина Вячеславовна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №33
г.о.Сызрань
Самара 2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- Актуальность проблемы выбранной темы
- Цель
- Задачи
- Ожидаемый результат
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Основные направления взаимодействия семьи и школы
- Практические советы для работы с родителями
- Диагностика родителей
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Итоговые результаты работы
- Используемая литература
- Приложение
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ
Проблема взаимодействия семьи и школы является актуальной. Современные родители зачастую неправильно видят «благо» для своих детей: работают днём и ночью, чтобы обеспечить своих чад материально всем самым необходимым, лучшим и модным. Но, к сожалению, в таком ритме жизни не вкладывают самое главное и самое дорогое – моральные ценности, полностью полагаясь в воспитании на школу. Школа, в свою очередь, говорит о роли семьи в воспитании. Нет, не с целью переложить ответственность, просто, как говорил Л.Н. Толстой: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». И, если в семье принято уважать старших, то ребёнок будет это делать и вне дома. Ведь самый главный пример для любого ребёнка его родитель – самый лучший, самый важный; тот, который на его взгляд, всегда поступает правильно. И родители не должны забывать об этом: следить за каждым сказанным словом, за каждым действием.
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» В.А. Сухомлинский.
Являясь представителем той и другой стороны, поэтому объективно могу сказать, что неважно кто должен сделать больше: семья или школа, главное, чтобы оба этих трудовых коллектива воспитывали вместе ради всестороннего развития личности ребёнка.
ЦЕЛЬ
Вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, ведущим субъектом которого должны стать родители.
ЗАДАЧИ
- обеспечить охрану прав детей в процессе их жизнедеятельности;
- повлиять на формирование в семье стереотипов здорового образа жизни, профилактику вредных для здоровья привычек;
- формировать систему социально-педагогических и психолого-педагогических услуг, направленных на повышение уровня и качества семейного воспитания, повышение культуры семейных взаимоотношений;
- предупредить детскую безнадзорности, асоциальное поведение;
- координировать деятельность структур и ведомств в интересах семьи и детей;
- повысить статус семьи, статус материнства и отцовства в сознании ребёнка.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Организацию взаимодействия семьи и школы можно достичь при условии создания открытых воспитательных систем, способных обеспечить содействие семье других социальных институтов, государственных и общественных учреждений, оказать всестороннюю помощь в решении её насущных проблем, организации психолого-педагогической поддержки семье. (Приложение 1)
Эффективность взаимодействия определяется взаимными установками семьи и образовательного учреждения. Наиболее успешно они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу.
Эффективность взаимодействия обеспечивается также опорой на психолого-педагогические принципы: научность, единство действий, связь с жизнью, диагностика, использование идей и средств народной педагогики как основы домашнего воспитания, выбор оптимальных форм, средств и методов взаимодействия и др.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
- повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе;
- консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей;
- организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.
Четыре направления взаимодействия школы и семьи
Предлагается четыре направления, по которым можно организовать взаимодействие школы и семьи.
- Первое направление - формирование активной педагогической позиции родителей.
Педагоги школы опираются на положительный опыт семейного воспитания, используя его в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные партнерские взаимоотношения между учителями и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные дела школы и классов, в которых принимают участие родители.
- Второе направление – вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, усвоение теоретических знаний и приобретение практических навыков.
«Университет педагогических знаний» как одна из форм просвещения родительской общественности. Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы. В работу «Университета» вовлекаются не только педагоги школы, но и работники социальных служб, медики. Занятия организуются по возрастным параллелям (1 - 4, 5 - 8, 9 - 11 кл.)
Необходимо уделять внимание вопросу подготовки выпускников школы к ЕГЭ и знакомству родителей с нормативными документами о ходе проведения ЕГЭ на информационных консультациях и родительских собраниях, психологическому консультированию родителей и учащихся.
- Третье направление – Взаимодействие социальной службы с семьями.
Для успешной организации образовательного процесса необходимы знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка.
Организация социального взаимодействия педагогического коллектива школы с семьей предполагает ряд аспектов:
- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
- знакомство с бытовыми условиями учащихся;
- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала;
- составление программ совместных действий;
- анализ результатов совместной воспитательной деятельности;
- мониторинг социальной ситуации в микрорайоне школы.
Эффективными формами работы также являются индивидуальные тематические консультации, посещение семьи на дому, проведение родительских собраний. (Приложение 2)
- Четвертое направление - вовлечение родителей в органы школьного самоуправления.
Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив, но не менее педагогов и своих детей заинтересованы в успешной работе школы.
Нельзя не отметить неоценимую помощь родителей в укреплении материально-технической базы школы, оснащении учебных кабинетов их, всемерную помощь во взаимодействии со спонсорами. (Приложение 3)
И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.
Основными условиями её реализации могут быть:
- родители – не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического;
- переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьёй к групповым и индивидуальным формам взаимодействия, построенным на диалоговой основе;
- осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям;
- систематическое и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям;
- установление эффективного контроля, основанного на диагностике, и поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей,
- обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Какие бы задачи общество не ставило перед школой, без помощи родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимых результатов. Следует отметить, что успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений. В связи с этим рассмотрим некоторые правила и советы американских специалистов:
- Не стремитесь во чтобы ни стало отстоять собственную позицию (основная задача – совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения).
- Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Выразите уверенность, что совместные усилия решат проблему.
- Учитывайте личные интересы родителей. Предложите не отказываться от увлечений, а привлечь к ним ребёнка.
- Не верьте генетике (её влияние огромно, но не безгранично).
- Мы вместе против проблемы, а не друг против друга.
Беседа с родителями учащихся будет успешна, если:
- удалось избежать противостояния и конфронтации;
- удержались сами и удержали родителей от взаимных упрёков и обвинений;
- удачно сформулировали проблему воспитания, и родители приняли вашу формулировку;
- обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся проблемы.
И здесь роль педагога в просвещении родителей, установлении их контакта со школой особенно велика.
Наиболее распространённой и эффективной формой взаимодействия с родителями учащихся является родительское собрание.
Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов в воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых — отсутствие любви и неумение хвалить своих детей, поддерживать их.
Самое главное для ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть.
Пока ребенок живет в семье, нам кажется, что только мы семья, влияем на него. Но вот он поступает в общественные институты, детский сад, школа, вуз и мы видим, что он потихоньку отдаляется от нас, и не только мы, но и общество подключается к процессу воспитания. Часто бывает так, что интересы общества и интересы семьи расходятся и мы начинаем тревожиться по поводу того, что нашего ребенка воспитывают не так как нам бы хотелось.
В этой ситуации и возникает чаще всего поиск виноватого. Родители говорят, что школа не правильно учит. Школа говорит, что родители неправильно воспитывают. Собрались, обменялись неприятными эмоциями, а проблема не решилась.
Мотивация родителей на взаимодействие со школой.
Существует три типа воспитания:
- воспитание для себя;
- воспитание для общества;
- воспитание для ребенка.
Первый тип имеет место тогда, когда основной задачей родителей становится желание сделать существование ребенка рядом с собой максимально удобным для себя. Второй тип ориентирован на создание удобного человека для общества. Гармоничным считается третий тип воспитания, основной задачей которого, является формирование личности обладающей характеристиками, озвученными выше. И здесь важно помнить что любое наше воспитательное действие влечет к тем или иным последствиям.
- Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей.
- Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.
- Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.
- Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины.
- Когда к детям относятся терпимо и справедливо, они учатся быть терпимыми и справедливыми с другими.
- Когда детям внушают уверенность в себе, они учатся быть спокойными и уверенными.
- Когда к детям относятся с восхищением и похвалой, они учатся доброй оценке.
- Когда дети живут в обстановке правдивости, они узнают, что такое справедливость.
- Когда дети живут в безопасности, они учатся вере.
- Когда поступки детей одобряют, они учатся ценить себя.
- Когда дети чувствуют безоговорочное принятие себя, они учатся искать любовь в Боге и мире.
Я не верю, что осуществить это можно только в семье. Постольку поскольку наш ребенок подвергается не только нашим воздействиям, но и воздействиям социума, ломать копья и искать крайнего бесполезно. Необходимо объединяться для того, чтобы сделать существование наших детей максимально комфортным. Осталось определить только формы такого объединения. Некоторые из них существуют, некоторые являются новыми.
- Родительские активы.
- Попечительский совет.
- Общественный благотворительный фонд развития школы.
Многие взрослые проблемы уходят корнями в детство. Мы чувствуем себя несчастными оттого, что нас, когда-то недолюбили, недохвалили, недопоняли, недоценили. Будет ли разумным повторять ошибки последствия которых мы прочувствовали на себе и знаем как это больно. Дети не виноваты, что наше общество больно. Они не просили нас рожать их. Это был наш собственный выбор. В нашей ситуации они стали заложниками и если мы с вами взрослые не сумеем договориться, то имеем ли мы право требовать чего-то от детей. Они в большей степени воспитываются на нашем примере, а не на том , что мы декларируем.
Практика показывает, что наши дети лучше нас, добрее, милосерднее, и именно мы взрослые, на протяжении всей их последующей жизни либо создаем соответствующие условия для того, чтобы они стали еще лучше, духовно богаче, творчески развивались; либо мы прямо или косвенно способствуем тому, чтобы наши дети с годами набирались негативного опыта. Так, что уважаемые взрослые, выбор за нами! Ведь именно на двух социальных институтах, семье и школе, лежит ответственность за воспитание детей: семья по Конституции, первый и главный воспитатель ребенка; образовательное учреждение - помощник родителям в воспитании детей по профессиональной принадлежности.
Так давайте сделаем свой выбор в интересах общества, в интересах будущего поколения!
Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно
помнить и следовать следующим правилам:
Любите!
Уважайте!
Помогайте!
Объясняйте!
Учите!
Доверяйте!
Спрашивайте!
Благодарите!
ДИАГНОСТИКА РОДИТЕЛЕЙ
В процессе совместной деятельности школы и родителей особую актуальность приобретает наличие обратной связи, т. е. регулярное изучение мнения родителей о качестве образовательного процесса и об их удовлетворенности школьной жизнью. Сделать это можно при помощи анкетирования.
Предлагаемая анкета позволит проанализировать степень доверия родителей школе. Анкетирование можно провести перед общешкольным родительским собранием или педсоветом, посвященным взаимодействию школы и семьи. (Приложение 4)
Результаты анкетирования
1.Нравится ли Вам наша школа?
7.Помогают ли вам родительские собрания в воспитании вашего ребенка?
ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Существование знаменитого «треугольника» между школой, учеником и родителями всегда являлось актуальной темой. В связи с введением стандартов «второго поколения» его значимость только усиливается. Из своего опыта работы могу сказать, что всегда стремлюсь к сотрудничеству с родителями не только на уровне класса, но и одного учащегося. Ведь каждый ребёнок индивидуален, и к каждому нужен свой подход. И кто, как ни родитель может помочь в достижении общих целей. Исходя из практики, могу сказать, что родители учащихся всегда помогают мне не только в организации экскурсий и постановке спектаклей, но и в проведении родительских собраний, в беседах с неуспевающими учениками. В нашей школе есть попечительский совет, в каждом классе – родительский комитет. Вместе администрация ГБОУ СОШ №33 и родители добиваются решения важных вопросов. Родители отдельных классов принимают участие в организации классных часов, а иногда и уроков.
Вместе можно сделать многое. Главное, чтобы, и учитель, и родитель понимали, что всё это ради третьей составляющей, ради того, чтобы ребёнок вырос добрым, умным, активным, сильным, ответственным, творческим ЧЕЛОВЕКОМ.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2001.
- Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. Пособие для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1997.
- Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? М.1996.
- Воликова Т. В. Учитель и семья. - Москва, 1997
- Гейко В.А. «Роль семьи в развитии школьных успехов». Начальная школа, №3, 1999.
- Гребенщиков И. В. Школа и семья. - Москва, 1995.
- Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. – М.: Просвещение, 1990.
- Лернер П. «О жизненном самоопределении школьника». Домашнее воспитание, №5,2002.
- Немов Р.С. Психология. Центр ВЛАДОС, 2000.
- Подласый И. П. Педагогика т. 2 - Москва, 1999.
- Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. - Москва, 1990.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Формы взаимодействия педагогов и родителей:
- тематические родительские собрания;
- праздники семьи и класса, семейные гостиные;
- спортивные состязания "Мама, папа, я - спортивная семья";
- походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВН родительско-учениче-ских и семейных команд, брейн-ринги;
- дни открытых дверей в ОУ;
- выставки семейного творчества;
- фотоконкурсы и фотопанорамы "Семейный альбом"; "Профессии моей семьи", "Вместе с папой", "Один день моей мамы";
- индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей;
- тематические беседы;
- лектории для родителей;
- родительская конференция.
Приложение 2
Организация совместной деятельности
Формы деятельности | Мероприятия |
Познавательная | Общественные смотры знаний, дни науки, предметные декады, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, олимпиады, выпуск предметных газет |
Трудовая | Оформление и озеленение кабинета, трудовой десант, благоустройство и озеленение школьного двора, выставки творческих работ |
Досуговая | Совместные праздники, подготовка концертов, соревнования, конкурсы, туристические походы, экскурсионные поездки |
Спортивная и туристическая | Дни здоровья, спортивный праздник "Мама, папа, я - спортивная семья", походы |
Приложение 3
Алгоритм взаимодействия "Школа - семья"
Школа | Семья |
Информирует семью о планах работы | Оценивает влияние данной работы на детей |
Раскрывает сложные проблемы | Определяет меру содействия их решению |
Приглашает принять участие в чем-либо | Откликается на приглашение, участвует |
Сообщает о необходимости помощи | Предлагает помощь, выдвигает предложения |
Организует общее дело | Участвует в общих делах |
Приложение 4
Анкета для родителей
"Изучение характера отношений между педагогами и родителями"
Уважаемые родители!
Администрация школы просит вас ответить на следующие вопросы. Надеемся, что ваши ответы помогут установлению взаимопонимания и доверия друг к другу в вопросах воспитания наших учеников - ваших детей.
1.Нравится ли вам наша школа?
- Да
- Не совсем
- Нет
2. Доверяете ли вы классному руководителю вашего сына или дочь?
- Да
- Не совсем
- Нет
3. Какие отношения преобладают между учителями и родителями в нашей школе?
- Доброжелательные
- Равнодушные
- Неприязненные
- Конфликтные
4. Есть ли единство педагогических требований у вас и педагогов к вашему ребенку?
- Да
- Не совсем
- Нет
5. Был ли классный руководитель или кто-то из учителей у вас дома в текущем году? Какова была цель визита? ______________________________________________________________
6. Посещаете ли вы родительские собрания в школе?
- Регулярно
- Иногда
- Нет
Если не посещаете, то почему?__________________________________
7. Помогают ли вам родительские собрания в воспитании вашего ребенка?
- Да
- Не совсем
- Нет
8. Какие проблемы в первую очередь надо обсуждать на родительских собраниях? __________________________________________________
9. Что, на ваш взгляд, должна делать школа по отношению к семье? ____________________________________________________________
10. Каковы, на ваш взгляд, обязанности родителей по отношению к школе? ____________________________________________________________
11. Как школа может помочь родителям в решении возникших у ребенка проблем? ___________________________________________________
12. Влияете ли вы на решения, принимаемые классными руководителями, учителями, администрацией школы? Как бы хотели влиять? ____________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».
Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...
Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"
Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...
Педагогический проект на тему "Использование метода проектов для повышения познавательной и коммуникативной активности учащихся"
В педагогическом проекте описаны этапы работы при введении метода проектов, приведены примеры из личного опыта работы....
Педагогический проект на тему: "Мой проект"
Педагогический проект отражает работу учителя с детьми по обучению проектной деятельности во внеурочное время, прилагается календарно-тематическое планирование на 1 класс....
Конкурс «Шагни за горизонт» Педагогический проект на тему: «Развитие инновационного педагогического потенциала»
Муниципальное общеобразовательное учреждениегорода Джанкоя Республики Крым«Средняя школа № 8» Педагогический проектна тему:«Развитие инновационного педагогического потенциала»Разработала:Ипанова ...
Мастер-класс "Изготовление абажура" на Республиканском Фестивале педагогического мастерства «1001 идея педагогических проектов».
Учитель начальных классов Дазырбан Ч.В. по итогам участия в Фестивале удостоена Дипломом 3 степени...
Педагогический проект: Организация педагогического взаимодействия с учащимися, направленного на реализацию дидактического принципа Л.В. Занкова «Работа над развитием всех детей, в том числе и слабых»
Сегодняшние требования времени таковы, что от учеников требуется не простое усвоение определенной суммы знаний, а умение мыслить самостоятельно, грамотно излагать собственные мысли, адекватно выражать...