Статья "Патриотическое воспитание обучающихся начальных классов"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Работа с родителями остаётся одной из важнейших в деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, знания психологии и педагогики. Такое важное направление как гражданско-патриотическое воспитание младших школьником может быть успешным только благодаря тесному сотрудничеству семьи и школы. Патриотическое воспитание личности на­чинается в семье. Взаимодействие учителя с родителями - важное условие раскрытия потенциала ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.В.Плотникова

учитель начальных классов

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 391

 Красносельского района Санкт-Петербурга

 «патриотическоЕ воспитаниЕ

обучающихся начальных классов»

«Смотрите благожелательно на всё сущее:

пусть каждое ваше слово будет спокойно,

приветливо, благосклонно;

пусть каждое действие ваше

служит к исправлению,

к развитию добра».

Генри Филдинг 

Эпиграфом к своей статье я выбрала слова известного английского писателя. На мой взгляд, они очень точно отражают суть и специфику воспитания обучающихся младших классов.

Работа с родителями остаётся одной из важнейших в деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, знания психологии и педагогики. Ведущую роль в организации воспитательного процесса занимает сотрудничество семьи и школы и в первую очередь классные руководители.  Как добиться, чтобы родители захотели быть полезными школе и были помощниками учителя? В первую очередь эффективность  воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Не все родители откликаются на стремление  классного руководителя  к сотрудничеству, проявляют интерес  к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому учителю необходимы терпение и целенаправленный  поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, повышение уровня вовлеченности родителей в жизнь школы. Очень важно найти правильный подход к современным родителям, выбрать доброжелательную манеру общения даже тогда, когда они неохотно идут на контакт с учителем, школой.

          Сегодня Россия  идёт по пути демократических преобразований, по пути своего возрождения, поэтому разработана и существует государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», принятая на 2011-2015 год. Она направлена на то, чтобы вырастить сознательного, ответственного гражданина России, способного и готового жить во имя её процветания и развития. Патриотическое воспитание младших школьников необходимо организовывать как целостный процесс.  Именно в начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры.     Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос  «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И.Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления данная проблема становится особенно актуальной.    

Неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в начальной школе являются различные мероприятия, совместная  подготовка к которым сплачивает обучающихся, их родителей, учит общению, взаимопониманию, взаимопомощи. При проведении праздников, конкурсов, открытых уроков родители – мои верные помощники, а иногда и участники. Дети очень любят, когда их родители принимают участие в таких мероприятиях, им хочется быть лучше, чтобы не подводить своих родителей, а сами родители открываются с удивительной  неожиданной стороны, как для учителя, детей, так  и  для самих себя.

В своей работе я тесно сотрудничаю с родителями, обмениваюсь опытом работы с коллегами. Многие классные и внеклассные мероприятия мы проводим совместно с родителями или другими классами. Вовлекаю в активную работу по подготовке и проведению различных мероприятий родителей наших классов, которые уже привыкли к совместной деятельности. Сферы воспитания и обучения неразделимы, поэтому я стремлюсь достичь единодушия, понимания общих целей, задач, средств, путей и методов педагогического воздействия на детей.

          Совместная работа помогает родителям приобрести уверенность и                                                                              решительность, увидеть свои возможности и почувствовать                                           ответственность   за своих детей. 

        Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л. С. Выготский, — есть основной момент при переходе от возраста к возрасту». 

«Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции» - говорится в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

         Такое важное направление как гражданско-патриотическое воспитание младших школьником может быть успешным только благодаря тесному сотрудничеству семьи и школы. «Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

       Патриотическое воспитание личности начинается в семье. «Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека». Без любви к Родине, к своей семье невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.

      Обучающиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей страны.

        Только тесное сотрудничество семьи и школы позволяет достичь положительных результатов в воспитании детей.


Список использованных источников и литературы:

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.; Просвещение, 2011.

3. Выготский Л. С. Собр. соч\ Т. 4. - М., 1983. - С. 385.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно - нравственное воспитание обучающихся начальных классов в ходе выполнения программ внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

В статье раскрыта тема формирования общей культуры обучающихся, их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление...

Методы нравственно-патриотическое воспитание обучающихся начальных классов.

В статье рассмотрены основные аспекты нравственно-патриотического воспитания в младших классах. Подчеркнута актуальность патриотического воспитания, основанного на истории родного края. Даны рекоменда...

Мониторинг "Уровень воспитанности обучающихся начальных классов"

          Мониторинг "Уровень воспитанности обучающихся начальных классов"  представляет собой сводные таблицы для проведения исследования и обрабобки ре...

План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2020 году

Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии  в 2020 году...

План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2021 году

Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии  в 2021 году...

План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2021 году

Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии  в 2021 году...