Воспитатель как организатор самоподготовки.
статья (1 класс) на тему

Мурзина Ольга Алиферьевна

Подготовка домашнего задания - один из наиболее ответственых режимных моментов как для детей, так и для воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: Воспитатель как организатор самоподготовки.

Школа с продлённым днём и группами продлённого дня в настоящее время получили широкое распространение как удобная форма сочетания общественного воспитания с семейным. На вопросы качественного улучшения в них учебно- воспитательной работы по-прежнему актуальны. Подготовка домашних заданий – один из наиболее ответственных режимных моментных как для детей, так и для воспитателей. Самоподготовка – организационная форма учебной деятельности в условиях учебной деятельности в условиях продлённого дня по выполнению домашнего задания под руководством воспитателя, в ходе которой целенаправленно формируются навыки самостоятельной учебной работы.

При организации самоподготовки воспитателю приходится учитывать ряд условий- одно из них состав детей в группе. Те, кто посещает одновозрастную группу, куда входят учащиеся разных классов одной параллели, выполняют задания по одной теме; у посещающих разновозрастную группу, куда входят учащиеся разных классов одной параллели, выполняют задания по одной теме; у посещающих разновозрастную группу – разные; одинаковое домашнее задание у детей, посещающих класс группу.

Последовательность выполнения домашнего задания по предметам достаточно трудный вопрос в практике работы воспитателя. Педагогически целесообразно ориентироваться на возраст детей. Так, у первоклассников ещё не сформированы общеучебные умения. В такой ситуации воспитатель формирует навыки самостоятельной работы. Учитывая физиолого – гигиенические требования, составляется понедельное расписание самоподготовки по предметам. В 1 и 2 классах первым выполняется задание по чтению. По мере овладения общеучебными умениями и навыками самостоятельной работы последовательность выполнения домашней работы по предметам дети могут выбирать сами.

При организации самоподготовки воспитателю необходимо учитывать следующее: уровень общеучебных умений и навыков учащихся; уровень навыков самостоятельной работы; возрастные особенности детей.

Рассматривая самоподготовку по предметам как своеобразную форму организации учебной деятельности в условиях продлённого дня, выделим основные структурные злементы:

А) организация самоподготовки;

Б) подготовка к самостоятельной работе;

В) самостоятельная работа детей;

Г) самооценка, взаимопроверка, оценка работы;

Д) подведение итогов работы;

Воспитатель организует учебную деятельность детей на каждом этапе самоподготовки.

        Первым структурным моментом самоподготовки является организационный момент. По времени он занимает не более одной – двух минут. В это время организуют своё рабочее место: сложить учебники, тетради  в том порядке, в котором будут выполняться задания по предметам, приготовить письменные принадлежности. Первоклассникам можно предложить в начале учебного года памятку по организации рабочего места «Готовимся работать»: приготовить учебники, тетради, дневник, ручку, карандаш, линейку продумай порядок выполнения задания; разложи вещи так, чтобы было удобно работать; просмотри записи в дневнике.

         Подготовка к самостоятельной работе тоже не должна занимать много времени. Здесь осуществляется связь урока и самоподготовки.

Целесообразно задать вопросы:

- Чему вы научились на уроке?

        Возможен и такой вариант подготовительной работы, когда воспитатель вместе с детьми решает один – два примеры аналогичные тем, которые даны на дом.

        Можно предложить детям просмотреть классную работу, прочитать задание к упражнению и продумать, как применить правила к конкретному примеру, в какой последовательности его решать.

        Следующий этап, который решает воспитатель на этапе подготовки – это навыки самостоятельной учебной работы. В самостоятельной работе выделяются два этапа: подготовительный и исполнительный.

        На подготовительном этапе ученик осмысливает задание, составляет работы, на исполнительском – выполняет и проверяет его.

Отсюда определяется структура самостоятельной работы для ученика., анализ работы, задания, поиск способов его выполнения; планирование работы; выполнение задания; самопроверка, самооценка.

         План самостоятельной работы таков: повторить правило; прочитать задание и упражнение; устно составить из слов предложение; устно составить из слов предложения, написать в тетрадь, проверить свою работу.

        Следовательно, навыки и умения самостоятельной работы – это система приёмов, которая помогает ученику самостоятельно и качественно выполнять домашнее задание.

Требования к ребёнку – сначала выучи правило, а затем выполняй упражнение – должно стать привычкой в его учебной работе. Большое значение имеет обучение учащихся планированию  своих действий,  работе по плану, а так же выбору рациональных приёмов счёта, решения задач.

В результате организационной работы, проведённой воспитателем на втором этапе  самоподготовки, ребёнок должен уяснить содержание задания, самостоятельно или с помощью воспитателя, составить программу собственных действий. Воспитатель учит детей применять алгоритмы по выполнению конкретного задания может быть записан на доске.

Памятка выполнения домашнего задания:

  1. Найди упражнение в учебнике.
  2. Внимательно прочитай задание к упражнению.
  3. Вспомни правило, которое нужно знать.
  4. Пиши не торопясь, но не очень медленно, не отвлекайся.
  5. Прочитай написанное, сверь с текстом учебника.
  6. Проверь,  правильно ли выполнено задание к упражнению.

Самостоятельная работа младших школьников – основной элемент самоподготовки, на неё отводится большая часть её времени. Дети работают самостоятельно, воспитатель поддерживает обстановку сосредоточенной работы, не делает замечаний, чтобы не отвлекать остальных детей. Каждый самостоятельно работает, не мешая товарищам, и в тоже время детям разрешается обращаться к воспитателю в случае необходимости.

Можно использовать высказывания: «Подумай - у тебя всё получиться», «Постарайся сделать хорошо», «Реши сам», Напиши чисто, красиво, без ошибок», «Будь внимателен» и т.д. Эти слова побуждают в учащихся доводить начатое дело до конца, пробуждают учащихся проявлять волю.

Поскольку темп работы учащихся различен, то определяется индивидуальными особенностями детей, что создаёт определённые трудности для воспитателя. Здесь широко используется такой приём: на столе учителя стоят часы с большим циферблатом и воспитатель приучает детей работать по часам, экономя время. Индивидуальная работа направлена на выявление причин отставания, медлительности и их устранения. Детей, которые быстро выполняют домашнее задание можно назначить консультантами – помощниками воспитателя. Консультанты помогают товарищам найти ошибки и исправить ошибки и исправить их, слушают правило, стихотворение, пересказ.

Наряду с индивидуальной формой организации учебной деятельности можно использовать и групповую работу учащихся. Она уместна, когда нужно подготовить пересказ по чтению, природоведению, выучить наизусть стихотворение, правило, ответить на вопросы по содержанию прочитанного, при подготовке задания по внеклассному чтению. Дети объединяются в бригады по 5- 6 человек. При объединении учитывается уровень познавательной активности, темпы чтения, организаторские способности детей, межличностные отношения.

Перед началом групповой работы воспитатель даёт инструктаж по её организации. Возможны варианты: один ученик отвечает другой его слушает. Вся группа сообща оценивает ответ; отвечает старшему по группе, который оценивает ответы своих товарищей.

Групповая работа полезна тем, что дети уточняют свои понятия и представления, глубже осмысливают изучаемый материал, учатся работать коллективно.

Последний структурный элемент самоподготовки – проверка и оценка знаний учащихся. Прежде чем проверить работы детей, воспитатель организует самопроверку, которая приучает растущего человека контролировать свои действия. С 1 класса необходимо приучать детей прочитывать написанное в тетради по любому предмету.

Правильно ли выполнено упражнение по русскому языку, дети могут проверить, сравнив написанное с образцом, соотнесением выученных правил с орфограммами. Решение примеров могут проверить обратными действиями. Проверка задачи чаще всего вызывает затруднения, поэтому необходимо научить детей способам проверки задач: установлению соответствия между числами, полученными в результате и данными в задаче (способ подстановки); прикидке (установлению границ искомого числа); решению задач другим способом; составлению обратной задачи.

В некоторых случаях полезно организовать взаимопроверку, что способствует воспитанию ответственности, требовательности к себе и товарищам, вырабатывает умение давать оценку работе. Приём организации взаимопроверки может быть таким: дети по заданию воспитателя обмениваются тетрадями, проверяют работу своего товарища, нет ли ошибок при списывании, верно ли решены примеры и задачи, красиво и правильно ли написаны буквы.

Необходимым этапом самоподготовки является подведение итогов работы. Здесь воспитатель даёт оценочное суждение работы каждого учащегося, отмечает тех, кто работал самостоятельно, подбадривает неуверенных в себе учеников, поощряет добросовестных, демонстрирует отличные работы на выставке «Лучшая тетрадь».

Таким образом, на каждом этапе самоподготовки воспитатель выступает в роли организатора учебного процесса, заранее продумывая весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы из устранения. Совместно с учителем он осуществляет единые требования к устной и письменной речи детей, к оформлению работ, определяет объём домашнего задания. Профессиональные умения и навыки, сотрудничество учителя и воспитателя, заинтересованность в результатах своей работы – факторы, которые обеспечивают успех в формировании умений и навыков самостоятельной работы у младших школьников. Эти навыки особенно необходимы учащимся для их успешной учёбы в старших классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наши организаторы

Фотографии с мероприятиями...

Самоподготовка как форма обучения учащихся 1 - 4 классов, требования к проведению самоподготовки в группе продленного дня.

Методическая разработка на тему: "Самоподготовка как форма обучения учащихся в 1-4 классов, требования к проведению самоподготовки в группе продленного дня"....

Содержание, формы и методы работы воспитателя ГПД по организации самоподготовки

Школы с продленным днём и группами продлённого дня в настоящее время получили широкое распространение как удобная форма сочетания общественного воспитания с семейным. Но вопросы качественного улучшени...

Сообщение на м/о воспитателей на тему: «Реализация системно-деятельностного подхода на самоподготовке и во внеурочной деятельности в коррекционной школе для обучающихся с умственной отсталостью»

Ведущим методом в моей работе является деятельностный подход. Дети на самоподготовке работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия...