Режим дня в жизни школьника. Выполняем домашние задания
консультация (2 класс) на тему

Евсеева Любовь Васильевна

Необходимо формировать у ребенка привычку соблюдать режим дня, приучить ребёнка к выполнению домашних заданий. Советы родителям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание №1

Семинар-практикум

Режим дня в жизни школьника. Выполняем домашние задания

Хорошими людьми становятся больше от нас, чем от природы.

 Задачи:

1. Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника.

2. Убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня.

Форма проведения: семинар-практикум.

Подготовительная работа к собранию: 1. Анкетирование учащихся класса.

-  В котором часу ты встаешь утром?

-  Тебя будят родители или ты просыпаешься сам?

-  Ты встаешь охотно или с трудом?

-  Какие процедуры входят в твой утренний туалет?

-  Делаешь ли ты зарядку по утрам?

-  Ты делаешь ее один или вместе с родителями?

-   Как долго ты делаешь уроки?

-  Ты выполняешь их сам или тебе помогают твои родители?

-   Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять домашние задания?

-   В котором часу ты идешь спать?

2. Анкетирование родителей учащихся класса. Анкета для родителей.

- Считаете ли вы необходимым условием успешности учебной деятельности вашего ребенка выполнение им режима дня?

- Ваш ребенок встает сам или вы его будите?

- Он встает охотно или с трудом?

-  Как вы на это реагируете?

-  Занимаетесь ли вы закаливанием собственного ребенка?

- Делает ли ваш ребенок зарядку?

- Являетесь ли вы для него в этом примером?

- Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором?

- Гуляет ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе?

- Ваш ребенок делает уроки сам или вы ему помогаете?

- Как долго по времени делает уроки ваш ребенок?

- Каков ежедневный ритуал ухода ко сну вашего ребенка?

- Какие приемы вы используете для того, чтобы ребенок чувствовал себя здоровым и бодрым?

2. Разработка памяток для родителей по созданию условий ребенку для выполнения режима дня.

Памятка для родителей №1. I Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка.

Папы и мамы! Помните!

Дефицит двигательной активности ребенка составляет 40% от принятой нормы. Для компенсации потребности в движении ребенок должен ежедневно активно двигаться не менее 2 часов.

Для того, чтобы зарядка стала для вашего ребенка необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:

•  Приучать своего ребенка к гимнастике.

•  Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.

• Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.

• Включать веселую и ритмичную музыку.

• Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.

• Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.

• Выполнять зарядку в течение 10-20 минут.

• Включать в комплекс зарядки не более 8—10 упражнений.

• Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.

• Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения.

Памятка №2.

Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних  заданий.

• Оздоровительная минутка проводится через каждые 10—15 минут выполнения домашних заданий.

• Общая продолжительность оздоровительной минутки не более 3 минут.

• Если ребенок выполнял перед этим письменное задание, необходимо выполнить упражнения для рук: сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистями и т. д.

• Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой — для снятия напряжения. Они могут быть такими:

A. «Моем руки» — энергичное потирание ладошкой о ладошку                                

Б. «Моем окна» — попеременное, активное протирание воображаемого окна.

B.«Ловим бабочку» — воображаемая бабочка летает в комнате Нужно ее поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.

•  После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивания, приседания, повороты туловища в разные стороны.

•  Если ваш ребенок двигательно малоактивен, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим ваш личный пример.

•  Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный спортивный инвентарь: мяч, скакалка, обруч, гантели и т. д.

•  Если вы сами е этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!

3.   Упражнения при подготовке домашних заданий

Комплекс упражнений по предупреждению зрительного утомления во время выполнения домашних заданий:

> Исходное положение — сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу и сделать выдох. Повторить 5—6 раз.

> Исходное положение — сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 4 раза.

> Исходное положение — сидя, руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 4—5 раз.

> Исходное положение — сидя, посмотреть прямо перед собой 2-3 секунды, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 15—20 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3—5 секунд, затем опустить руку.

>Исходное положение — сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), проследить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.

> «Рисование картины». Найти в комнате какой-нибудь предмет и «нарисовать» его глазами: обвести взглядом выбранный предмет по контуру с внутренней и внешней стороны.

4.   Мини-сочинение учащихся класса «Как я делаю уроки».

5. Родительские «НЕЛЬЗЯ» при соблюдении режима дня

Родители делятся на группы и разрабатывают запретительные законы для родителей класса, которыми они должны руководствоваться при организации выполнения ребенком режима дня. Родители работают в группах в течение 20 минут, затем каждая группа выступает с докладом. На основе групповых запретов составляется общий свод родительских «НЕЛЬЗЯ», который записывается в родительский дневник.

НЕЛЬЗЯ:

• будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.

• кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая ела нравится;

• требовать   от   ребенка   только   отличных   и   хороших результатов в школе, если он к ним не готов;

•  сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;

•  лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;

• заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;

• кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;

• заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;

• не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;

•  ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;

•  сидеть у телевизора и за компьютером более 40—45 минут в день;

• смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;

• ругать ребенка перед сном;

• не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;

•  разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;

• не прощать ошибки и неудачи ребенка.

 Знакомство родителей с рекомендуемым режимом дня школьника

 Анализ памяток, предложенных родителям, по проблеме выполнения школьником режима дня.

Беседа с родителями отдельных учащихся, приглашение их на индивидуальную консультацию по проблеме.

Выполняем домашние задания

Обучение в школе – одно из важнейших, наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. И каждому из вас хочется, чтобы дети были самостоятельными и успешными в их основной деятельности – учебе.

В словаре С.И. Ожегова слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-либо, как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе и других видах общественно полезной деятельности.

Педагоги, психологи и родители стремятся сделать все возможное, чтобы обучение младших школьников было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал как можно больше высоких результатов.

Проводится экспресс-опрос

Ответьте мне на вопросы

  • Должен ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить ДЗ?
  • Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности?
  • Как вы помогаете ребенку справиться с трудностями в выполнении ДЗ?
  • Как вы поступите, если ваш ребенок выполнил ДЗ небрежно?
  • Чем занимаетесь вы, когда ребенок учит уроки?
  • Должно ли быть у ребенка свое рабочее место для выполнения ДЗ?

Школа не снимает с себя ответственность. Обучать детей – наша прямая обязанность. Но учитель не может уделить достаточного внимания каждому ученику в классе за 45 минут урока. Это просто невозможно. Поэтому нам необходима помощь семьи.

Родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий. Как же приучить ребенка к выполнению ДЗ?

Попробуем разобраться в этом все вместе. Предлагаю поработать по группам. Каждая группа получает задание, за 3 минуты вы должны предложить решение своей педагогической задачи.

Работа в группах с последующим обсуждением.

Задание 1.

Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребенок, когда родители помогают ему выполнять ДЗ и когда не помогают.

Если помогают родители

Если ребенок предоставлен сам себе

 Решение: разумно предоставить ребенку самостоятельность, оставляя за собой руководство и помощь в необходимых пределах.

Задание 2.

Как сделать подготовку ДЗ делом привлекательным?

Решение: для ребенка важно иметь удобное, красивое рабочее место и т.п. Родители, занимаясь своим делом, должны быть рядом, всегда готовые помочь. Старайтесь, чтобы ребенку все было понятно, что ему надо сделать и как, - тем больше будет его желание все выполнить, найдите, за что можно ребенка похвалить.

Задание 3.

Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки?

Решение: не отмечать ошибки самому. Направить внимание ребенка на строчку, где допущена ошибка; на слово с ошибкой. Спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен  научиться анализировать свои ошибки.

Задание 4.

Ребенок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как поступить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям?

Решение: не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание будет не выполнено. «Сначала дело, а развлечения потом». И никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится.

Задание 5.

Ребенка долго приходится уговаривать сесть за уроки. А сядет – постоянно отвлекается и норовит убежать. Что делать родителям?

Решение: до тех пор, пока ребенок будет считать, что учится для родителей, а ему учеба не нужна, ситуация не исправится. Родителям необходимо сформировать у ребенка определенную мотивацию к обучению. У него должен возникнуть личностный интерес к урокам.

Предлагаю вам  тоже небольшую анкету.

Выберите, пожалуйста, те вопросы, которые вы задаете своему ребенку, встречая его из школы:

  1. Какие отметки ты сегодня получил?
  2. Что вы делали в школе?
  3. Какие занятия были самые интересные?
  4. Тебя сегодня спрашивали?
  5. Тебе делали замечание?
  6. Что ты узнал сегодня нового?
  7. С кем из ребят ты сегодня играл?

(вопросы 1, 4, 5 – нежелательные; 2, 3, 6, 7 – предпочтительные)

Позвольте дать вам советы, как приучить ребенка к выполнению ДЗ.

Советы:

  1. Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее время. Дело в том, что у ребенка, у младшего школьника в особенности, вырабатывается установка не только на определенное время, но и на определенное место работы. Когда такая установка у ребенка сформируется, то ему бывает достаточно усесться за привычный стол, как само собой приходит рабочее настроение, возникает желание приступить к работе.
  2. Строго выполнять такое правило: до начала занятий со стола должно быть убрано все, что отвлекает. Хорошо бы установить четкий и постоянный порядок расположения предметов на рабочем столе, не меняющийся. Все должно находиться на своих местах. Правильное освещение.
  3. Для успешного выполнения ДЗ необходим четкий ритм занятий. Например, работает второклассник 25 минут, а затем 5-10 минут отдыхает, делая при этом физические упражнения.
  4. Будет полезным вместе с ребенком составить памятку «Садимся за уроки» (предлагаю вариант).
  5. Установить порядок, в котором ребенку лучше всего делать уроки. С чего начинать: с устных или письменных, с легких или трудных, с интересных или скучных заданий? При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его работоспособность.
  6. Приступать к выполнению ДЗ ребенку лучше всего через 1,5 – 2 часа после возвращения его из школы, чтобы он успел отдохнуть. Если ребенок посещает кружки, то, конечно, можно садиться за уроки позже. Но не откладывать на поздний вечер.
  7. Продолжительность работы ребенка по приготовлению ДЗ должна быть следующая:

- во 2 классе – до 1,5 часов

- в 3-4 классах – до 2,5 часов


Памятка родителю от ученика

  1. Не балуйте меня, вы меня портите. Я очень хорошо знаю, что необязательно предоставлять мне всё, что я прошу. Просто я испытываю вас.
  2. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
  3. Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорно пытаться во всех случаях оставлять последнее слово за собой.
  4. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить. Это поколеблет мою веру в вас.
  5. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть.
  6. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам.
  7. Не позволяйте моим «дурным привычкам» привлекать ко мне ваше чрезмерное внимание. Это только вдохновляет меня на продолжение их.
  8. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимание на ваши слова, если вы скажете их с глазу на глаз.
  9. Не пытайтесь обсуждать моё поведение в разгар конфликта. По некоторым причинам, от меня не зависящим, мой слух притупляется в это время, а моё желание сотрудничать с вами отсутствует. Будет нормально, если вы предпримите определённые шаги, но давайте поговорим об этом несколько позднее.
  10. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, насколько я хорошо знаю, что такое хорошо, а что такое плохо.
  11. Не заставляйте меня думать, что мои поступки – смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
  12. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
  13. Не требуйте от меня, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
  14. Не подвергайте слишком сильному испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращусь в лжеца.
  15. Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому смиритесь с этим.
  16. Не защищайте меня от последних моих ошибок. Я учусь, как и вы, на своём опыте.
  17. Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие «хвори». Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, ведь это привлекает ко мне так много внимания.
  18. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я перестану вам задавать вопросы вообще и буду искать информацию где-то на стороне.
  19. Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то скоро обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.
  20. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это даёт мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
  21. Не беспокойтесь, что мы мало проводим времени вместе. значение имеет то, как мы его проводим.
  22. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться ещё больше.
  23. Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, честно заслуженная, иногда забывается. А честно заслуженный нагоняй не забывается, если только честно заслуженный.
  24. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая вашим примерам, а, не подвергая их критике.
  25. Кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тяжело выполнять домашнее задание

Приходя домой после занятий в школе, ребенок уже не настроен на выполнение домашнего задания. Ему требуется смена рода деятельности. Дай ему отдохнуть, не требуй невозможного...

Как помочь выполнить домашнее задание

Несколько советов по выполнению домашнего задания...

Как помочь ребёнку выполнить домашнее задание

Родители всегда пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания вместо ребенка. В любом случае возникает масса ...

Родительское собрание во 2 классе "Выполняем домашние задания"

Собрание предполагает обмен мнениями между родителями. Работа в мини группах по предлагаемым заданиям....

Беседа для родителей"Как помочь младшему школьнику выполнить домашнее задание"

Нужно ли домашнее задание и почему. Почему ребёнок  не хочет выполнять домашние задания?Рекомендации для родителей....

Статья "Как младшим школьникам правильно выполнять домашнее задание". Автор - воспитатель группы продленного дня Титова Е.В.

Как преодолеть негативные эмоции при подготовке домашних заданий. Статья адресована родителям, воспитателям групп продленного дня, учителям начальных классов....

Рекомендации. Как выполнять домашние задания с младшим школьником

Очень важно правильно организовать выполнение домашних заданий....