Психологическая готовность ребенка к школе. Первое родительское собрание.
консультация (1 класс) по теме

Васильева Елена Николаевна

В статье, адресованной родителям, описываются четыре вида психологической готовности ребенка к школе:личностно-социальная, эмоционально-волевая, мотивационная, интеллектуальная. Даются полезные советы для родителей, как вести себя со школьником в период его адаптации к школьной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая готовность ребенка к школе

Материал к первому родительскому собранию

Психологическая готовность ребенка к школе – это как снежный человек. Все о ней слышали, но никто толком не знает, что это такое. Большинство родителей считают, что ребенок готов, если он знает буквы и владеет азами арифметики. Но быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

Начало школьной жизни – трудное время для любого ребенка. Мысль о том, что ему придется существовать в незнакомой обстановке вызывает беспокойство практически у любого первоклассника. Но если малыша правильно подготовить этот этап пройдет безболезненно. Не забудьте и о своих чувствах: если вы сами чрезмерно волнуетесь, наверняка ваша паника передается и ребенку. Поэтому будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке.

Выделяются четыре вида психологической готовности к школе.

Личностно-социальная готовность.

Она заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу готов к общению, взаимодействию как со взрослыми, так и со сверстниками. На самом деле современные первоклассники далеко не всегда умеют это делать. Особенно трудно им выполнять задания, которые требуют совместных усилий, тесного контакта друг с другом. Чаще этот симптом выражен у «домашних» детей, никогда не посещавших детский сад, - у этих ребятишек минимальный опыт по «разруливанию» конфликтных ситуаций, принятию совместных решений. Легко ли ваш ребенок идет на контакт с детьми? Не слишком ли часто вы берете на себя его функции? Например, когда учитель спрашивает будущего первоклассника, как его зовут, мама с готовностью отвечает: «Нас зовут Саша!».

У ребенка к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Дайте ему самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине. «Домашние» дети нередко боятся большого скопления народа. По правде сказать, и не всем взрослым в толпе уютно. Но не забывайте, что ребенку предстоит жить в коллективе, и поэтому постарайтесь иногда выбираться на какие-то массовые мероприятия, брать его на вокзал или на рынок – все это будет для него опытом «выживания в толпе».

Эмоционально-волевая готовность.

Иногда ребенок, который блестяще занимался до школы с частными преподавателями, получает глубокое разочарование от школы. Конечно здесь многое зависит и от педагогов, и от системы образования, которая, увы несовершенна и рассчитана на среднестатистического ученика. Но дело не только в этом. Ведь занятия  для дошкольников и настоящие уроки – это все-таки разные вещи. Если первые – прежде всего игра, вторые – именно система обучения. И далеко не всегда оно будет увлекательным и захватывающим. Поэтому очень важный признак готовности к школе – делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, умение разрешать их самостоятельно.

Развить эти качества помогает любая игра по правилам (от примитивных «ходилок» с кубиком до шахмат). Ведь именно такие игры учат спокойно дожидаться своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства.

Полезно, если ребенок заранее привыкнет к смене деятельности, например спокойная работа за столом будет чередоваться с подвижными играми. Так детям будет легче сдерживать свои порывы встать и побегать посреди урока, ведь они будут знать, что для этого есть специальное «шумное» время.

Интеллектуальная готовность.

Речь идет не об умении читать и писать, а о большем: насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду. Это умение думать, анализировать, делать выводы. Аналитическое мышление (способность сравнивать и обобщать) начинает развиваться уже с младенческого возраста, когда ваш малыш с интересом гремел разными погремушками, прислушиваясь к их звуку, а так же пытался выяснить, почему мячик с горки отлично катится, а кубик почему-то не хочет этого делать. Если родители не подавляли исследовательский интерес юного естествоиспытателя, то наверняка к моменту поступления в школу ему многое удалось постичь на собственном опыте. Учите сына или дочку самому искать ответы на свои бесконечные «почему» и «а что будет, если…», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.

Мотивационная готовность.

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение к школе, к учителям, к самому себе. Нередко «старшие товарищи» успевают внушить будущему школьнику мысль о том, что в школе его ждут одни неприятности – двойки, уроки, строгие учителя и драчуны-одноклассники. Постарайтесь развеять этот миф и настроить ребенка на успех. В то же время он должен понимать, что школьный путь усеян не только розами и просто так или за каждую мелочь его в школе хвалить никто не будет. Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению дома, постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат. Хваля и ругая свое сокровище, не переходите на личности – оценивайте поступок, а не самого ребенка.

Полезные советы.

Что могут сделать родители?

  • Признавать право ребенка на ошибку. Научить его относиться к ошибкам и

неудачам как к чему-то неизбежному, но полезному.

  • Научите ребенка видеть причины своих неудач не только во внешних

обстоятельствах (не та школа, злой учитель, плохие одноклассники), но и в себе самом, понимать эти причины и исправлять их.

  • Поддержать у своего школьника уверенность в себе, чувство, что он сможет

преодолеть любые трудности и в то же время всегда может рассчитывать на вашу помощь и поддержку.

  • Помогать ребенку рассчитывать свои силы: не заставлять его заниматься

слишком много, но и не допускать легкомысленного отношения к учению.

  • Маленькому школьнику уделять как можно больше внимания, не жалеть

ласки.

  • Не ждать от ребенка только наивысших результатов, не требовать, чтобы он

был отличником.

  • Помогать, когда у ребенка не складываются отношения с учителем или

одноклассниками.

Некоторые родители очень нервно воспринимают оценки своих детей, как будто эти баллы поставлены им самим. Это происходит потому, что мамы и папы бессознательно относятся к отметке ребенка, полученной в школе, как к оценке их родительской успешности.

А задача родителей – обеспечить ребенку атмосферу безопасного познания, вне зависимости от складывающихся у него отношений с учителем и школьной успеваемости. Поэтому будьте своему малышу другом, не забывайте подчеркивать, что ваши чувства к нему не зависят от оценок, которые он приносит из школы. И уж совершенно точно не стоит употреблять такие «воспитательные» формулировки: «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!» или «У мамы из-за твоей двойки заболело сердце – так она расстроилась». Результатом такого эмоционального шантажа может стать не только золотая медаль, но и психические расстройства, от которых потом ваш сын или дочь будут страдать всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность ребенка к школе.

Предоставляю подбор  сюжетных картинок важных для подготовки ребенка к школе, будет полезен как педагогам так и родителям....

Психологическая готовность ребенка к школе.

Поступление ребенка в школу является важным событием в жизни семьи. Данная работа раскрывает особенности подготовки дошкольника к началу учебного процесса и будет полезна не только родителям, но и пре...

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...

Родительское собрание на тему Психологическая готовность ребенка к школе

Родительское собрание на тему Психологическая готовность ребенка к школе...

Статья "Родительское собрание в 1 классе " Адаптация - психологическая готовность ребенка к школе"

Цель: выслушать родителей о первых  впечатлениях первоклассниках, дать общую характеристику адаптации первоклассника, составить план работы, текущие вопросы. Если ребенку удается добиться ус...

Родительское собрание.Психологическая готовность ребенка к школе.

Психологическая готовность ребенка к школе....