Статья "Родительское собрание в 1 классе " Адаптация - психологическая готовность ребенка к школе"
статья (1 класс)

Левчук Надежда Николаевна

Цель: выслушать родителей о первых  впечатлениях первоклассниках, дать общую характеристику адаптации первоклассника, составить план работы, текущие вопросы.

 

Если ребенку удается добиться успехов в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.

                                                                                                  Уильям Глассер

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx32.33 КБ

Предварительный просмотр:

1. Вступительное слово учителя

     Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем. Сложность   приспособления,  высокая «цена», которую «платит» организм ребенка, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к школе и, наоборот, замедляющих её, мешающих адекватно приспособиться. Мы, взрослые, должны  хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье каждого ребенка.

   Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым сверстникам и взрослым. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с  нарушениями физического и психического здоровья. Известны несколько видов адаптации первоклассников.

Виды адаптации первоклассника:

- мотивационная готовность;

- «внутренняя позиция»;

- интеллектуальная готовность;

- волевая готовность.

     Необходимо помнить, что под готовностью к школе понимаются не отдельные знания и умения, а их определенный набор, в котором должны  присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Это мотивационная и личностная готовность, которая предполагает соответствующую  «внутреннюю позицию» школьника , его волевую  и интеллектуальную готовность, а также достаточный уровень развития зрительно – моторной координации. Мотивационная готовность – это желание учиться, а не желание пойти в школу. Готовность соблюдать школьные обязанности и правила – является главной составляющей основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно. Ребенок принимает тот факт,  что   НУЖНО делать. Именно это стремление  СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, соблюдать правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляет «внутреннюю позицию» школьника, которая и является основой готовности к школе. Именно тогда и должен  возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация. Интеллектуальная готовность школьника не ограничивается умением читать и считать – это прежде всего уровень развития его психических качеств – восприятия и памяти, внимания и мышления. Очень важно умение моделировать, то есть использовать определенные знаки, схемы, модели для представления модели действительности, которые замещают реальные объекты. Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Ученику нужно уметь понять  и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Надо также обратить внимание на координацию глаз и рук между собой, то есть зрительно – двигательную координацию, которая также является одной из составляющих школьной готовности. В процессе учебы ребенок часто одновременно смотрит на предмет (например, на доску) и списывает или срисовывает то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому так важны согласованные действия глаза и руки, важно, чтобы пальцы как бы «слышали» ту информацию, которую им дает глаз.

  Основными критериями адаптированного первоклассника являются:

1. Установление контактов с учащимися, учителем;

2. Овладение навыками учебной  деятельности;

3. Положительное отношение к школе;

4. Умение входить в контакт со взрослыми  и сверстниками и поддерживать его;

5. Адекватное восприятие школьных требований;

6. Лёгкое усвоение учебного материала;

7. Проявление самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных и иных поручений;

8. Благоприятное статусное положение в классе и др.

      Адаптационный период – это временный  отрезок, в течение которого происходит привыкание первоклассника к условиям, требованиям, системе обучения в школе. Поэтому весь первый класс мы говорим об адаптации. В связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, т. к. стандарт впервые стандарт определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Поэтому в школе мы стараемся создать психолого – педагогические условия, которые обеспечивают благоприятное течение приспособления первоклассников к обучению.

    Чтобы  организовать благоприятную адаптационную среду на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию,  деятельность методического объединения учителей начальных классов должна быть направлена  на создание следующих психолого – педагогических условий:

- организация режима школьной жизни первоклассников;

- организация оздоровительно – профилактической работы;

- организация учебно – познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период;

- организация внеурочной деятельности первоклассников;

- изучение социально – психологической адаптации детей к школе.

Для лучшей адаптации детей в 1-м классе введён ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки. Продолжительность урока составляет 35 минут. Форма проведения чаще игровая. Домашние задания выполняются по желанию, в основном доделать, начатое в классе или творческие задания. Контроль и оценка осуществляется  в соответствии с требованиями ФГОС. На каждого ученика заведено портфолио, в котором учитель отражает опыт деятельности в рамках определенной темы, учитывает результаты учащегося. Физкультурные минутки проводятся двукратно.

Для первоклассников есть специфические задачи:

1. Вживание в позицию школьника (поэтому важно показать различие школьник – не школьник );

2. Ввести понятие оценки, самооценки и различные их критерии;

3. Научить ребенка задавать вопросы (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);

4. Подготовить родителей к новой роли – роли родителя школьника;

5. Организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

2. Выступления родителей

- Сегодня прошу рассказать каждого присутствующего родителя о первых впечатлениях первых дней в школе своих и детей:

Что изменилось в отношениях с ребенком с переходом его в школьную жизнь? Как утром встает? С каким настроением идёт в школу? Отношение ребенка к урокам? Что рассказывает об одноклассниках? Что рассказывает об учителе? Как воспринимает неудачи? Как относится к школьным принадлежностям?

     Каждое выступление комментируется или дополняется интересными фактами со стороны учителя. Например, на уроке после активного обсуждения сказки, пришлось налаживать дисциплину. Применила тактику «отвлечение от темы», спросила: « Посмотрите, какие красивые бусы на мне сегодня!», услышала  разные восклицания сразу трёх мальчиков. Остальной класс молча ждал моего ответа. Воспользовавшись тишиной,  перевела тему в нужное русло.

3. Работа с документами

 Вместе составляем план работы на год.

4. Заключение

Просмотр презентации «Один день из жизни самого 1 А».

Советы родителям. Индивидуальные беседы.

     Список литературы:

1. Смирнова У. О. Детская психология: учебник для ВУЗов. – М.: Владос, 2006. – с. 340

2. Битякова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 2004 – с. 258

3. Битянова М.Г. Адаптация ребенка к школе. М., 1998.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность ребенка к школе.

Предоставляю подбор  сюжетных картинок важных для подготовки ребенка к школе, будет полезен как педагогам так и родителям....

Психологическая готовность ребенка к школе.

Поступление ребенка в школу является важным событием в жизни семьи. Данная работа раскрывает особенности подготовки дошкольника к началу учебного процесса и будет полезна не только родителям, но и пре...

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...

Психологическая готовность ребенка к школе. Первое родительское собрание.

В статье, адресованной родителям, описываются четыре вида психологической готовности ребенка к школе:личностно-социальная, эмоционально-волевая, мотивационная, интеллектуальная. Даются полезные советы...

Родительское собрание на тему Психологическая готовность ребенка к школе

Родительское собрание на тему Психологическая готовность ребенка к школе...

Родительское собрание.Психологическая готовность ребенка к школе.

Психологическая готовность ребенка к школе....