"Активные формы взаимодействия с родителями - одно из условий развития эффективности воспитания"
статья на тему

Колесникова Юлия Юрьевна

Отчет о работе с родителями за 2014 - 2015 уч.год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_kolesnikova_yuyu_izmen_1.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Активные формы взаимодействия с родителями - одно из  условий развития эффективности воспитания.

“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”

В.А.Сухомлинский

(Слайд 1)В России смысл воспитания всегда был связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности.  Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием  является - семья, её ценности, устои, отношения – семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.

Эффективное сотрудничество учителя с родителями -  это залог успешной воспитательной деятельности всего  учреждения.

Одна из главных задач нашей школы - сделать родителей активными участниками педагогического процесса.

(Слайд 2)Школа №30 начинает интегрировать родителей в свою систему связей с родителями ещё тогда, когда их дети посещают детский сад. Для этого педагоги организуют “Дни  открытых дверей”  -  знакомство воспитанников детского сада № 9 и их родителей  со школой, с её традициями и программами обучения. Это даёт возможность выбора  программы,  учителя. Кроме того, дети посещают  подготовительные занятия,  где  педагог в игровой форме организует работу по обогащению словарного запаса, работает над развитием памяти, воображения, мышления. Но самое главное – ребёнок проходит адаптацию в новом коллективе и учреждении, а родителям даются  рекомендации, которые помогут сделать первый год обучения  ребёнка в школе более успешным.

(Слайд 3)Своё взаимодействие с родителями  мы строим на основе таких принципов, как:

  • обращение к чувству родительской любви;
  • умение разглядеть в каждом  ребёнке  личность
  • уважение к отцу и матери, к их родительской заботе, трудовой и общественной деятельности.

(Слайд 4) Наша работа с родителями строится на следующих принципах:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов. Мы общаемся с родителями  практически ежедневно, и именно от нас  зависит, каким будет отношение семьи к школе в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2.     Индивидуальный подход.

Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.   Общаясь с родителями, педагоги чувствуют ситуацию,  их настроение. Вот здесь и пригодилось человеческое и педагогическое умение учителя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

(Слайд 5) 3.     Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому общение с позиций простой пропаганды педагогических знаний, менторско-назидателный тон сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Мы понимаем, что  гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива школы разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4.     Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Стараемся готовить родительские собрания или семинары в системно качественно, с душой, чтобы  повлиять на положительный имидж школы  в целом.

5.     Динамичность.

Наша школа сегодня находится в режиме развития. Она представляет собой мобильную систему, быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. И в зависимости от этого меняются формы и направления работы с семьей.

(Слайд 6 - 7) Наша школа использует традиционные  формы  работы с родителями.

  1. Родительские собрания

Это родительские собрания, как общешкольные, так и классные. Были проведены следующие родительские собрания: «Режим дня в жизни школьника», «Внимание – Спайс!», «Почему наши дети обманывают», «Надо ли ругать за плохую успеваемость», «Различные стили воспитания», «Навыки культуры поведения, формирование сознательной дисциплины», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Пирамида здорового питания», «Семья – здоровый образ жизни», «Наши ошибки в воспитании детей». На общешкольные родительские собрания приглашаем  главу  Нововеличковского с/п, детского врача-педиатра Нововеличковской УБ,  инспектора ОПДН . Такие выступления позволяют  избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и недопониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в нашей школе.

  1. Конференции (Слайд 8)

Они проводятся как в общешкольном масштабе, так и по отдельным классам. Самой яркой и запоминающейся конференцией ушедшего года стала  литературная  игра   «Звёздный час».  Литературная конференция способствовала  сближению  детей  и взрослых,  их равноправному  общению. Она проходила  по  литературному произведению «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского». Читают дети – читают родители. А как же  иначе? Нельзя  же ударить в  грязь лицом перед своим ребёнком. Сколько  радости, удивления, иногда  недоумений можно увидеть ни  лицах взрослых! Вот  вам  и решение  вопроса чтения  и общения. Только  надо найти подход к  родителям, которые в проблеме  нелюбви детей к чтению сетуют чаще на  школу. Вот пусть теперь и сами покажут, что  они  тоже заинтересованные лица, а  не  просто участник  образовательного процесса.  Такой приём оправдывает себя на все 100%.

  1. Родительские комитеты (Слайд № 9)

В течение этого учебного года проводились заседания общешкольного родительского комитета, где обсуждались проблемы нашего учебного заведения, которые требовали помощи родителей, планы на будущее, демонстрировались достигнутые успехи и результаты  работы. Родительский комитет помог в подготовке ремонта школьных помещений к новому учебному году.

  1. Индивидуальные беседы, консультации. (Слайд 10)

 Индивидуальные консультации проводим либо  по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя. Повод для приглашения родителей на консультацию бывает различный. Это может быть и результат наблюдений педагога за ребенком, и проблемы в общении ребенка с классом и педагогами, и конфликтная ситуация и инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией. Учителя знакомят  родителей с планом ликвидации пробелов, советуют, как организовать работу ребёнка дома по преодолению пробелов и отставания.

Кроме выше перечисленного, в нашей практике   чаще используем нетрадиционные формы работы с родителями:

(Слайд 11) Формы познавательной деятельности: 

общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет и т. д.

Родители помогают в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвуют в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это такие конкурсы, как:  “Семья-эрудит”, “Семейное увлечение”; читательские конференции “Круг семейного чтения” и др. (Слайд 12)

Формы трудовой деятельности: 

оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки “Мир наших увлечений” и др. (Слайд 13)

Формы досуга: 

совместные праздники «Мама и я – спортивная семья», «Мы с папой очень похожи!», подготовка концертов, спектаклей; просмотр и обсуждение фильмов, соревнования, конкурсы, КВНы, походы, экскурсионные поездки. (Слайд 14, 15)

Хотелось бы поделиться с вами интересной формой работы с родителями, которую мы используем   - родительские вечера. (Слайд 16) Родительский вечер - это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. На вечере «Материнские берегини», родители говорили о роли матери и отца в семье. Собрание прошло в тёплой, дружеской атмосфере. Нам кажется, такие вечера сплачивают родительский коллектив, их нужно проводить хотя бы раз в  год.

Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить общие положительные эмоции, преодолеть обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка спокойно и без истерик.

Школьники очень рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, и гордятся участием родителей в жизни класса и школы.

                (Слайд 17, 18, 19) Центром спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной  работы в нашей школе является клуб «Старт». Он объединяет учащихся, учителей и родителей, занимающихся спортом,  ведущих здоровый образ жизни. Под  руководством  клуба проходят все  спортивные мероприятия.                В них  участвуют помимо детей и педагоги, и родители. Хотим в новом учебном году провести дружеские матчи сборных команд педагогов и старшеклассников и их родителей. Но боимся, что… выиграем у наших семей.

Особую заботу у педагогов школы вызывают семьи,  где  дети состоят  на профилактическом учёте.

В последнее время мы встречаемся с такой ситуацией, что ребята в собственных семьях подвергаются насилию со стороны взрослых, матери забывают о своем родительском долге. Дети в таких семьях чувствуют себя изгоями и при этом далеко не всегда школа и классный руководитель знают о том, что происходит в семье ученика. Если преподаватель знает о тех проблемных ситуациях, которые есть в семьях учащихся класса, необходимо бывать в семьях таких ребят, не оставляя его без поддержки и помощи. 

Каждая консультация или беседа должна классным руководителем тщательно анализироваться. Результаты посещения на дому, консультации фиксируются в дневнике классного руководителя, они являются руководством к действию для последующих встреч с семьей.

(Слайд 20) В текущем учебном году в школе на профилактическом учёте состоит 1 семья, в которой проживают 3 несовершеннолетних. Основные причины постановки на учёт: ненадлежащее выполнение родителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Для работы с такими семьями, как правило, сил только специалистов школы не достаточно. Поэтому задача школы – обеспечить взаимодействие со службами системы профилактики.  Школа активно взаимодействует с администрацией с/п, которая еженедельно проводит «Оперативный час». На его заседаниях по представлениям школ поселения рассматриваются дела несовершеннолетних и их родителей. Глава поселения – Кова С.М. ставит конкретные сроки для исправления ситуации учащимся и их родителям. 

Конечно, профилактическая работа – процесс сложный и длительный во времени, но можно отметить следующие положительные результаты, которые мы получили, организуя работу ШВР.

        Во-первых, происходит снижение числа учащихся, состоящих на профилактическом учёте: с 6 на начало прошлого учебного года до 3 на начало этого учебного года; на учёте в ОПДН в прошлом учебном году  -3 учащийся, в этом учебном году - 1 учащийся.

        (Слайд 21)Во-вторых, в этом учебном году мы добились 100% занятости в кружках и спортивных мероприятиях учащихся  «группы риска».

        В-третьих, повысилась активность данных учащихся и их родителей в общешкольных внеклассных мероприятиях.

(Слайд 22) Одной из актуальных форм профилактической работы в нашей школе является предупреждение и предотвращение конфликтов. От того, каким способом мы будем на них реагировать, зависит: усугубятся ли они, станут "задавленными" и хроническими или найдут свое разрешение и помогут примирению участников конфликта. Нам в этом помогает Школьная служба медиации, которая функционирует у нас со второго полугодия 2015 года. Девиз – «От конфликта - к примирению!», символом  службы является пожатие рук. Основная цель работы состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом. Наша школьная служба медиации направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.

Мы стараемся урегулировать конфликтные и мелкие криминальные ситуации "за столом переговоров", где дети, их родители, педагоги в результате избавляются от шлейфа негативных и агрессивных чувств и сами находят способ выхода из конфликта. При этом посредники получают уникальный опыт миротворческой деятельности. Так за 2014-2015 год в ходе работы службы было рассмотрено и предотвращено 6 конфликтов – это и ссоры между учащимися, конфликты в семье, драки. Благодаря работе этой службы ребята, участники конфликта, еще больше сближаются друг с другом, более того, они становятся ярыми членами ШСМ.  

(Слайд 23) Регулярно, согласно  графику, педагоги и родители принимают участие в рейдовых мероприятиях по закону КК №1539          и надо отметить то, что положительная динамика имеет место. Так за два года нарушивших закон учащихся нет.

(Слайд 24) Наши планы на новый учебный год:

  1. Организовать интерактивный лекторий для родителей на сайте школы.
  2. Больше информировать родителей о достижениях нашей школы за  учебный год, используя различные внутришкольные и внешние источники информации (школьная газета, размещение материалов на сайте школы).
  3. Провести конкурс «Семья года».
  4. Применять новые формы в работе с родителями (родительские посиделки, конференция семейных проектов).
  5. Совместные субботники по уборке территории школы.

Взаимодействие школы и семьи, по нашему мнению, должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.

Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся.

        Мы поделились с вами скромным опытом работы с родителями. На данное время  осуществляем взаимодействие с семьями именно так. Мы настроены на позитив и готовы искать новые интересные для детей и их родителей формы работы.

Спасибо за внимание!





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия с родителями

Материал для работы с родителями. Предлагаются интересные и необычные формы взаимодействиея с родителями....

Из опыта работы: «Использование активных форм взаимодействия с родителями»

Материал представлен из опыта работы учителя начальных классов Менщиковой Анны Сергеевна. Когда учитель набирает новый класс,  всегда волнуют вопросы: а что представляют собой будущие ученики и и...

Статья "Формы взаимодействия с родителями и детьми для развития интереса к чтению у младших школьников"

Статья о формах взаимодействия с родителями и младшими школьниками для повышения у детей интереса к чтению....

Презентация на тему:"Создание и реализация эффективных форм взаимодействия с родителями младших школьников, в том числе детей с ОВЗ"

Презентация отражает эффективные формы взаимодействия с родителями младших школьников, в первую очередь детей с ОВЗ, тему тьютерского сопровождения....

Выстраивание партнерских отношений между образовательным учреждением и семьями воспитанников по вопросам воспитания и развития детей через активные формы работы с родителями.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей младшего школьного возраста рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство куль...