Как подготовить ребенка к школе?
статья (1 класс) по теме

Наталья Николаевна Коршунова

Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как подготовить ребенка к школе?

            Многие родители ошибочно полагают, что готовность к школе – это умение читать, считать и писать. Однако это – лишь верхушка айсберга. На самом деле готовность к школе – вопрос значительно более обширный. 
В теории ни читать, ни писать, ни тем более решать задачи ребенок уметь не должен. Во всяком случае, школа не вправе отказать ребенку в реализации его права на обучение на том основании, что он этого не может – ведь по идее задача школы как раз в том и состоит, чтобы всему перечисленному научить. Но на практике оказывается, что лучше ему бы все это уже уметь, поскольку иначе будет сложно угнаться за темпом обучения и он будет чувствовать себя неуютно в среде «продвинутых» сверстников. 
          Для того, чтобы помочь ребенку не чувствовать себя «белой вороной» и неумехой, родителям следует ответственно отнестись к процессу предшкольной подготовки и не полениться позаниматься с ребенком, либо найти время и деньги, чтобы поручить это профессионалам – подготовительным курсам (лучше при школе, в которую вы планируете поступать), учреждениям раннего развития ребенка или частным педагогам и психологам. 
            Основные моменты, на которые вам следует обратить внимание при подготовке ребенка, это:
– развитие общего кругозора (лучшими способами расширить горизонт познаний ребенка являются беседы с ним «о жизни», чтение книг и их обсуждение);
– изучение букв и цифр, геометрических фигур и цветов, понятий право/лево, большой/маленький, широкий/узкий и т.д.;
– по возможности – формирование умения читать (хотя бы по слогам) и считать (хотя бы в пределах 10);
– обязательное развитие мелкой моторики, то есть – занятия на развитие ловкости кистей и пальчиков. Это необходимо как для развития умения писать, так и для развития речи (оба эти центра «сцеплены» в структуре детского мозга). То есть необходимо побольше рисовать, лепить, работать с конструктором, уметь манипулировать с мелкими предметами типа бусинок, монеток, спичек, зубочисток, из них можно выкладывать картины и аппликации, нанизывать их в бусы – все это развивает также внимание и усидчивость;
– тренировка памяти – то есть заучивание стишков и песен (кроме того, что это поможет блеснуть на утреннике, такая привычка сослужит добрую службу и в школе);
– тренировка умения анализировать, классифицировать – то есть просить ребенка структурировать историю, выявить, что случилось сначала, что потом (причинно-следственные связи), уметь собрать из частей картинки целое, разложить предметы по какому-либо признаку. 
          Однако следует помнить, что обученность ребенка не тождественна его способностям и психической зрелости. Более того, обученность – не синоним также и высокой познавательной активности ребенка, ведь нередко родители воспринимают свое чадо как некий «сосуд», который следует наполнить знаниями, а не как факел, который надо зажечь. 

         Подходы эти принципиально разные – если выбран первый, ребенок занимает в процессе «обучения» пассивную позицию и в первом классе выясняется, что при широком диапазоне «вложенных» в него знаний его собственная готовность и желание учиться близки к нулю. Начинаются претензии родителей к учителю: «как же так, ведь он у меня такой умный!» Но ребенок, как выясняется, ничего не может и не хочет делать по собственной инициативе – поэтому весь его багаж знаний так и лежит «мертвым грузом», не принося пользы его владельцу…
         Кроме того, хорошо считающий мальчик или же девочка, рассказывающая стихи страницами, могут быть, что парадоксально, к школе готовы слабо, если обладают низким уровнем психологической, личностной зрелости и коммуникативной (социально-психологической) готовности к школе.
То есть, помимо запаса знаний, ребенку необходимо также:
– обладать и коммуникативными и социальными навыками – то есть уметь общаться, понимать и главное применять в повседневной жизни морально-нравственные нормы, принятые в обществе, где он живет;
– не бояться вступать в контакты со взрослыми и сверстниками;
– уметь отстаивать свою позицию цивилизованными методами и не проявлять неуместной агрессии – или, напротив, излишней боязливости и робости;
– осознавать смысл процесса обучения в школе, понимать, что дает получение знаний, каков порядок учебы в школе;
– уметь подчиняться установленным правилам, знать, что такое дисциплина и понимать ее необходимость;
– иметь положительную мотивацию, желание учиться;
– уметь целенаправленно и по своей инициативе работать над заданием, организовывать, планировать свои действия и отвечать за их последствия (к примеру, самостоятельно собирать свой портфель и следить за выполнением домашних заданий: если вы с первого класса возьмете это на свои родительские плечи, то с вероятностью 70% эта обязанность останется на них до выпускного бала);
– иметь позитивное отношение к самому себе.
         Важно помнить, что помимо готовности головы не менее важна и готовность тела: нагрузка на иммунитет в первый школьный год будет серьезной, поэтому в последнее лето перед поступлением в 1 класс было бы здорово помимо учебы заняться и физической подготовкой. Ребенку необходимо много движения (в идеале – занятия в спортивной секции, которые дают помимо здоровья также и дисциплинарные навыки), свежий воздух, полноценное питание. 
           Если у малыша есть нарушения здоровья, необходимо обязательно проконсультироваться с врачом и получить рекомендации относительно коррекции состояния и организации процесса обучения (возможно, придется даже выбрать специальную школу).
Ребенок должен быть и по возрасту готов к учебе: имейте ввиду, что в школы с углубленным изучением предметов принимают детей седьмого и восьмого годов жизни, в обычную школу – не ранее 6 лет и 6 месяцев на 1 сентября. Ребенка моложе шести с половиной лет можно определить в специальное учреждение, где установлен особый режим (сон и динамическая пауза после второго урока) и обеспечены условия для его соблюдения, – то есть в начальную школу-детсад. Это установлено санитарными правилами, утвержденными в 1999 году.
Итак, вооруженные всеми этими знаниями, вы легче осилите дорогу к школе.     Однако помните: самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе. Удачи!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Ложись и вставай в одно и то же время. Это самый простой совет выглядеть красивым, здоровым и отдохнувшим.

Слайд 3

Если ты спишь меньше, возникает хроническая усталость, которая приводит к снижению настроения и работоспособности. Чрезмерный сон и неактивный образ жизни приводят к понижению общего тонуса организма и увеличению веса.

Слайд 4

УЧИТЬ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ Научите ребёнка слушать и слышать вас, выполнять ваши просьбы и поручения! Тогда он будет слышать учителя и выполнять его требования!

Слайд 5

Умение внимательно слушать взрослого и чётко выполнять предъявляемые инструкции

Слайд 6

Дисциплинированность, аккуратность, умение планировать свои действия

Слайд 7

Больше играйте, общайтесь с ребёнком

Слайд 8

Учите ребёнка объективно оценивать плоды своего труда

Слайд 9

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ ИГРА СО СЧЁТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ: РАЗВИВАЕТ ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ, НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, ЗНАКОМИТ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ И ПОНЯТИЕМ СИММЕТРИИ

Слайд 10

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ РУКИ : РАСКРАШИВАНИЕ, ВЫРЕЗАНИЕ, ШТРИХОВКА, ЛЕПКА, ЗАСТЁГИВАНИЕ И РАССТЁГИВАНИЕ ПУГОВИЦ, ЗАВЯЗЫВАНИЕ И РАЗВЯЗЫВАНИЕ ЛЕНТ, ПЕРЕКЛАДЫВАНИЕ МЕЛКИХ ИГРУШЕК, ПЕРЕБИРАНИЕ КРУПЫ, МОЗАИКА, ЗАКРУЧИВАНИЕ И РАСКРУЧИВАНИЕ ГАЕК (КОНСТРУКТОР)

Слайд 11

ЗАПАС ЗНАНИЙ, ОСНОВАННЫЙ НА ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ РЕБЁНКА: имя, фамилия, адрес, телефон… имена и отчества родителей, место работы родителей; окружающий мир: времена года, дни недели, названия деревьев, птиц, насекомых, животных и т.д.

Слайд 12

КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ

Слайд 13

ФГОС УМК «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова Учебный план – нагрузка в неделю 21 ч 10 часов - дополнительное образование ИКТ – технологии, проектная деятельность, SMART - доска

Слайд 14

Обучение грамоте (чтение и письмо) – 9ч Математика – 4ч Окружающий мир – 2ч Технология – 1ч Музыка – 1ч ИЗО – 1ч Физическая культура – 3 ч

Слайд 15

1. Ранец должен весить от 500-800г 2. В ранце или портфеле необходимо иметь несколько отделений и карманов для порядка в нем. 3. У ранца обязательно должна быть твёрдая спинка для обеспечения малышу правильной осанки. 4. Обувь должна быть удобной, высота каблука 5-10мм, для резиновой обуви – 4,5 – 5,0мм, с гибкой подошвой.

Слайд 16

СОСТАВНЫЕ УСПЕХА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА Психологическая готовность ребёнка к школе Развитие мышления, памяти, внимания Развитие речи и фонематического слуха



Предварительный просмотр:

Тест для родителей «Готов ли ребенок к школе?»

1.Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?

2. Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?

3. Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

4. Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

5. Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из 5 предложений?

6. Умеет ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7. Умеет ли он изменять существительные по числам?

8. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

9. Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?

10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

11.Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?

12.Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

13. Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

14. Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?

15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом “овощи” помидоры, морковь, лук)?                                                                                                                                                           17. Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику и т. д. ?

18. Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми;

10-14 баллов  - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий;

меньше 9 баллов – ребенку нужна ваша помощь, почитайте другую специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет! Если результаты теста Вас несколько тревожат, оценить подготовленность Вашего ребенка к школе и при необходимости провести с ним курс развивающего обучения помогут педагоги, психолог вашего детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как подготовить ребенка к школе

Близится время, когда ребенок пойдет в школу. Это важное событие в жизни всей семьи, которое коснется всех членов семьи. Самое главное – изменится ваш ребенок. Постоянно развивающийся, радующий и огор...

Как подготовить ребенка к школе

Перед родителями встают вопросы: -Как подготовить ребенка к школе? -Когда начать подготовку? -На что нужно обратить внимание, чтобы переход из ДОУ в школу был менее болезненным?  Ответы на эти...

Как подготовить ребенка к школе?

Советы и рекомендации родителям по подготовке детей к школе....

Как подготовить ребенка к школе

  С первых дней в школе первоклассники встречаются со множеством проблем, затрудняющих адаптацию и мешающих успешному обучению. Как облегчить сложный период адаптации, а процесс обучения с...

Родительское собрание "Как подготовить ребенка к школьному обучению"

1. Познакомить, родителей будущих первоклассников, особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе.2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе....

Как подготовить ребенка к детскому саду заранее

Как подготовить ребенка к детскому саду заранее...

Правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к общению с одноклассниками в школе

Родителям необходимо объяснить эти правила. Их всего 11. Опубликовал данные правила Симон Соловейчик....


 

Комментарии

Румянцева Елена Анатольевна

Наталья Николаевна! Очень интересно подобранный материал для родителей. Спасибо!

Наталья Николаевна Коршунова

Я рада, что вам понравилась моя работа.