ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
статья на тему

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

 

Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Если до недавнего времени важнейшей ее задачей было вооружить учащихся глубокими знаниями и понятиями, то теперь задачи общеобразовательной школы иные. По утверждению ученых, объем научных знаний удваивается примерно через каждые десять лет, поэтому, чтобы человек не отстал от жизни, от науки, он должен непрерывно обновлять и пополнять свои знания и умения. В связи с этим одной из основных задач перестройки школьного математического образования является переориентация системы обучения на приоритет развивающей функции обучения.

Исходя из выше изложенного, при обучении, необходимо найти в педагогическом процессе такие условия, которые могли бы в максимальной степени способствовать проявлению самостоятельности и активности мышления учащихся, а также продвижению в их умственном развитии. Другими словами, встает вопрос, каким должно быть обучение, чтобы можно было добиться сдвигов как в развитии мыслительной активности школьников, так и в их умственном развитии в целом.

Обучение, которое сводится лишь к накоплению знаний, а не формирует у ребенка умения думать, не учит тем мыслительным операциям (анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т. п.), с помощью которых приобретаются осмысленные знания, малоэффективно для умственного развития. Но в настоящее время в учебном процессе основным предметом умственной деятельности остается подлежащее усвоению содержание и недостаточно ведется работа по обучению детей общим способам умственной деятельности, так как отсутствует конкретная программа развития приемов умственной деятельности. Слияние в единый органический процесс усвоение знаний и формирования приемов умственной деятельности - одна из насущных проблем, которая разрабатывалась педагогами и психологами Ю.К. Бабанским, Д.Б. Богоявленским, П.Я. Гальпериным А.Н. Леонтьевым, И.Я Лернером, Н.А. Менчинской, А.А.Столяром, Н.Ф. Талызиной и др.

В учебной деятельности учащихся существуют две стороны: формирование знаний (понятий, представлений и т. п.) и формирование способов (приемов) работы с учебным материалом. Под способами работы имеют в виду приемы умственной деятельности, овладение которыми является необходимым компонентом формирования знаний. Под приемом мыслительной деятельности будем понимать те способы, которыми ученики ее осуществляют (приемы сравнения, абстракции, обобщения и т.д.) и которые могут быть выражены в перечне действий. Сформированный прием имеет две стороны: обобщенное знание о способе действия и владение этим способом.

Обучение приемам должно осуществляться одновременно с формированием знаний. Познание сущности вещей и явлений осуществляется с помощью приемов умственной деятельности, поэтому они должны вводить в содержание образования. В школьной же практике приемы мыслительной деятельности не выступают как предметы специального усвоения, их формирование идет стихийно, по ходу изучения отдельных учебных предметов. В традиционном начальном обучении остается распространенной организация действий учащихся по образцу, что не способствует формированию самостоятельности и активности мышления, а, следовательно, и развитию приемов умственной деятельности.

Формирование рациональных приемов мышления непосредственно отвечает на один из важнейших вопросов, стоящих перед школой: как научить детей разумно учиться, так как усвоенные приемы становятся достоянием учащегося, “инструментом” самостоятельного овладения учебным материалом.

В работе рассмотрим формирование у младших школьников таких приемов умственной деятельности, как сравнение и классификация.

Влияние усвоения мыслительных приемов на развитие мышления учащихся прослежено в работах М.В.Кралиной, С.А.Ладывир, Л.Ф.Обуховой, и др.

В ряде исследований авторы рассматривают различные методические подходы к формированию отдельных приемов мыслительной деятельности (В.А.Гусев, Н.З.Дьяченко, А.А.Люблинская, Н.А.Менчинская, А.Я.Савченко и др.).

Учитель начальной школы должен прежде всего научить детей учиться, развить потребность учеников к приобретению новых знаний. Решить эти задачи возможно только в том случае, если учитель знает, какова природа и происхождение умственной деятельности, из каких приемов она состоит, в каком порядке следует эти приемы формировать.

В своей совокупности работы всех выше названных авторов имеют боль-шое теоретическое и практическое значение, в исследованиях перед учителями при изучении различных предметов ставится задача формирования мышления. Однако такая постановка задачи явно недостаточна. Мышление нельзя формировать с любого приема, приемы связаны между собой внутренней логикой, поэтому могут быть сформированы только в определенной последовательности. Другое важное положение состоит в том, что приемы умственной деятельности оказываются не усвоенными значительным числом школьников не только начальных классов, но и выпускниками общеобразовательной школы.

Исследования Т.Камаловой, М.В.Кралиной, Е.П.Маланюк, показали необходимость и возможность логической подготовки младших школьников к дальнейшему изучению математики. В этих и других работах доказано, что формировать приемы мыслительной деятельности следует с самых первых шагов обучения в школе. Программа по математике уже от первоклассников требует применения ряда приемов умственной деятельности, которые у детей еще не сформированы. Следовательно, изучение математики оказывается не обеспеченным адекватными средствами усвоения.

В рассмотренных исследованиях формирование приемов осуществляется на определенном содержательном материале. Как же развивать мышление школьников, опираясь на программный материал традиционной начальной школы? Этот вопрос в названных работах не раскрывается.

Изложенное выше положение, определило выбор проблемы исследования: каковы педагогические условия, позволяющие обеспечить успешное формирование приемов сравнения и классификации у младших школьников в процессе обучения математике?

Цель исследования: выявить и обосновать комплекс педагогических условий, необходимых для успешного формирования приемов сравнения и классификации у младших школьников в процессе обучения математике.

Объект исследования: процесс формирования приемов мыслительной деятельности (сравнения и классификации) у младших школьников при обучении математике.

Предмет исследования: комплекс педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования приемов мыслительной деятельности (сравнения и классификации) у младших школьников.

Гипотеза исследования. На основании анализа литературы и предварительного исследования мы предположили, что разработка технологии формирования приемов мыслительной деятельности (сравнения и классификации) у младших школьников в процессе обучения математике предполагает реализацию следующих условий: приемы мыслительной деятельности должны быть предметом специального усвоения; каждый прием необходимо формировать последовательно в соответствии с его структурой; каждый прием следует формировать поэтапно: диагностика, мотивация, осмысление сущности приема, применение, перенос; цели и задачи каждого этапа формирования приема определяют используемые на нем педагогические средства; контроль необходимо осуществлять на всем протяжении процесса формирования приема.

Исходя из выдвинутой гипотезы и учитывая состояние проблемы в педагогической науке и практике, мы поставили следующие задачи:

1. Охарактеризовать сущность и особенности мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения; проанализировать особенности и возможности формирования приемов мыслительной деятельности младших школьников, отраженные в психолого-педагогической литературе и школьной практике в свете современных психолого-педагогических исследований.

2. Теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс необходимых педагогических условий формирования приемов мыслительной деятельности у младших школьников в процессе обучения математике.

3. Разработать технологию, позволяющую успешно формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, классификация) у младших школьников в процессе обучения математике.

Методологическую основу исследования составляют положения и выводы философии и педагогики о гуманистических принципах процесса образования (Н.А.Бердяев, Э.В.Ильенков, Ж-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой), положения о роли деятельности в формировании личности ( П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Б.ФЛомов, Н.Ф.Талызина, Д.Б.Эльконин и др.), психолого-педагогические концепции развития индивидуальности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, О.С.Гребенюк, С.Л.Рубинштейн, К.Д.Ушинский); концепция системогенеза деятельности (В.Д.Шадриков).

В ходе решения поставленной проблемы использовались следующие методы исследования ведущие - метод теоретического анализа, изучение и обобщение психолого-педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа, метод теоретического обобщения данных экспериментальной работы, метод статистической обработки данных эксперимента; частные — наблюдение, беседа.

Достоверность результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, сочетанием количественного и качественного анализов полученных данных, внедрением методических рекомендаций в педагогическую практику.

Научная новизна исследования: разработанная технология формирования приемов сравнения и классификации у младших школьников в процессе обучения математике может быть использована при формировании других приемов мыслительной деятельности; выявлена зависимость успешности обучения младших школьников от формирования приемов мыслительной деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании возможности формирования приемов мыслительной деятельности у младших школьников; в определении и обосновании педагогических условий формирования выделенных приемов; в разработке педагогического инструментария развития приемов сравнения и классификации у детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость работы определяется тем, что: использование результатов исследования позволяет повысить уровень формирования приемов мыслительной деятельности у младших школьников; разработанная технология, направленная на формирование приемов мыслительной деятельности, может быть использована учителем в рамках действующей программы для повышения качества и эффективности обучения математике, общего развития учеников. результаты и выводы работы могут быть учтены при разработке учебных программ и учебных пособий по математике для учеников начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизации мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения математике

Активизации мыслительной     деятельности    младших    школьников     в процессе обучения    математике. Вариатив...

Тема: Нестандартные задачи и логические упражнения как средства развития мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения математике.

Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе.      Меняется жизнь: претерпевает изменения её социальная и нравственные сферы. Общество не стоит на месте, оно раз...

Формирование приёма КЛАССИФИКАЦИЯ у младших школьников в процессе обучения математике через урок и внеурочную деятельность

В статье представлен опыт работы с младшими школьниками по формированию умения производить классификацию объектов, что является одним из универсальных логических действий. Приём КЛАССИФИКАЦИЯ рассматр...

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие самостоятельности у младших школьников в процессе обучения математики"

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие самостоятельности у младших школьников в процессе обучения математики"...

Организация работы по формированию умения самоконтроля младших школьников в процессе обучения математике.

В     статье      рассматриваются        методические приемы формирования процессуального   самоконтроля, взаи...