Организация работы по формированию умения самоконтроля младших школьников в процессе обучения математике.
статья

acp1rant1

В     статье      рассматриваются        методические приемы формирования процессуального   самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки обучающихся; приведен фрагмент урока по постановке учебной задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы по формированию умения самоконтроля младших школьников в процессе обучения математике.

Акчурина Э.Х,г.Пенза, Россия

          В     статье      рассматриваются        методические приемы формирования процессуального   самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки обучающихся; приведен фрагмент урока по постановке учебной задачи.

С изменением образовательной политики, изменились и главные задачи современного школьного образования. Сущность обучения основана на создании условий, при которых в процессе обучения ребёнок становится её субъектом, т.е. обучения ради самоизменения. Организация такой деятельности формирует у учащихся умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи; планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для её реализации, осуществить самоконтроль по ходу выполняемой работы и умение оценить полученные результаты.

В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребёнка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик самоосвобождается от необходимости контролировать и оценивать. В связи с этим учебная работа ребёнка постепенно лишается собственно контролирующего и оценивающего компонентов и, следовательно, внутренней мотивирующей и направляющей основы.

Появление действий самоконтроля означает, что структура учения наполняется всеми компонентами и происходит обобщение способов осуществления отдельных систем учебных действий в целостное образование, обеспечивающее то, что обычно называют умением учиться.

Выполнение действия самоконтроля способствует тому, что учащиеся обращают внимание на содержание собственных действий с точки зрения их соответствия решаемой задаче. Такое отношение школьников к собственным действиям (или рефлексия) служит существенным условием правильности их построения и изменения.

С сожалением приходится констатировать, что учителя уделяют недостаточное внимание обучению учащихся приёмам и способам формирования действия самоконтроля. Это объясняется недостаточностью педагогического опыта, методических рекомендаций, пособий, справочников, направленных на внедрение методических приёмов обучения самоконтролю, отсутствием  в программах указаний на необходимость его формирования.

Учитывая научные знания и исследования по данной проблеме, основываясь на современные требования к учебному процессу, собственному опыту, считаю, что в современной школе необходимо переориентировать самоконтроль, направленный на результат обучения, на самоконтроль над процессом познания. Система самостоятельного контроля и оценки не может сейчас ограничиваться только проверкой усвоения знаний и выработкой  умений и навыков по предмету. Она должна ставить более важную социальную задачу: развивать у  школьников умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания-незнания». Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка – рефлексивной и прогностической. Со способности рефлексировать, т.е. различать: «это я уже знаю и умею», «это еще не знаю, но надо узнать», «немного знаю, но надо еще разобраться» - начинается учебная самостоятельность школьника, переход от чисто исполнительского поведения к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться.

В своей практике эту проблему начинаю решать с 1 класса. Основу для постановки будущих учебных задач беру самоконтроль и самооценку.

Вооружаю детей такими умениями, как:

  • умение оценивать себя и свои действия;
  • потребность в самоконтроле;
  • осознание назначения самоконтроля;
  • умение обнаруживать ошибки (свои, своих товарищей, учителя; самостоятельно, в хорошо знакомых действиях, в новых условиях);
  • умение объяснить ошибку;
  • умение критически относиться к контролю со стороны других детей, учителя;
  • умение проводить самостоятельно коррекцию выявленных недостатков;
  • умение проводить итоговый контроль;
  • умение проводить пооперационный контроль;
  • умение проводить предваряющий контроль;
  • умение высказывать свою точку зрения при оценке  ответов товарищей и т.д.

 Использую разнообразные приемы и задания:

  1. Оценка своих возможностей для решения той или иной задачи (прогностическая оценка).
  2. Создание «шпаргалки» (чтобы удостовериться в правильности выполнения задания).
  3. Предварительная «прикидка» результата.
  4. Составление модели процесса рассуждений при решении.
  5. Моделирование вычислительного приема, задачной ситуации.
  6. Преобразование моделей.
  7. Обнаружение ошибки в готовом неправильном решении.
  8. Установление недостатка (избытка) данных в задаче.
  9. Нахождение пробелов в предлагаемом решении.
  10. Продолжение начатого решения.
  11. Узнавание, воспроизведение, уточнение теоретической основы вычислительного приема (правила), понятия.
  12. Выделение, классификация существенных признаков понятия, определения.
  13. Использование алгоритма в обобщенном виде.
  14. Задания с нестандартными сюжетными особенностями.
  15. Задания, необычные по форме представления и выполнения.
  16. Задания со специально разработанной системой вопросов, включающие в поисковую деятельность и т.д.

Считаю, что учителю необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы ребенок смог самостоятельно ставить и решать учебные задачи, делая его тем самым способным к самоизменению. Для этого учитель должен осмыслить, какое новое понятие (способ действия) должны «открыть» и освоить дети; разобраться в том материале, на котором предлагает ставить учебную задачу; продумать, что нужно сделать для того, чтобы дети обнаружили свое незнание, поняли причины своих затруднений. Учитель должен стать реальным участником совместного поиска решения учебной задачи, но не его руководителем; он не должен навязывать детям правильный путь решения.

Приведу фрагмент урока математики по постановке учебной задачи.

          Тема: «Прием вычислений 470+80, 560-90». (3 класс)

1. Самостоятельная работа. В нее включены задания, с которыми могут справиться большинство учащихся с целью создания ситуации успеха, а так же задания на новый способ действия.

Найдите значение выражений:

420+500   650+50        800-500    560-90

830-300   470+80        320+50     370+400        

2.  Проверка.

При проверке дети

  • сравнивают выражения;
  • выясняют, какими правилами пользовались;
  • уточняют, какими знаниями пользовались;
  • называют ответы выражения;
  • выясняют, какой случай вызвал затруднение;
  • доказывают.

Значения выражений 470+80 и 560-90 нашли не все, ответы получились разными. После анализа выясняется, что с данными случаями еще не встречались. В этот момент и возникает учебная задача.

3.  Постановка учебной задачи.

Учебная  задача  фиксируется  на  доске.  При  постановке данной  задачи имеет место контроль, приводящий к отказу от старого способа действия в новых условиях - рефлексивный контроль.

4.  Построение проекта выхода из затруднения.  

 Далее идет поиск решения учебной задачи. Слушаем рассуждения тех, кто решил. Важно в ситуации поиска услышать и зафиксировать на доске все детские версии, опробовать их и определить, какие оказались ложными, а какие помогли открыть новый способ действия.

Дети предложили  несколько моделей вычислительного приема. Выделяем правильный и рациональный. Однако вариативность позволяет каждому ученику действовать индивидуально.

 В процессе такой работы идет формирование процессуального самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки участников совместного поиска. Используются такие методические приемы, как моделирование; узнавание, воспроизведение, уточнение теоретической основы вычислительного приема (правила), понятия; нахождение пробелов в предлагаемом задании; решение задания несколькими способами; продолжение начатого решения; переосмысление предшествующих действий и оценка правильности совершаемых действий; обнаружение ошибки в готовом неправильном решении.

Итак, формирование самоконтроля  - процесс непрерывный. Он  должен осуществляться на всех стадиях процесса обучения (при изучении нового материала, при отработке навыков практической деятельности, при творческой самостоятельной работе учащихся и т.д.), все зависит от целей использования и мастерства учителя.

Использованная литература:

  1. Камышева Н.Н. Пособие для самоконтроля на уроках математики//Начальная школа №9, 1986.
  2. Фридман Л.М., Кулагина М.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций младшего школьника в процессе обучения

Обмен опытом на педагогическом совете по теме "Компетентностный подход"...

Доклад на тему: ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Доклад на тему: Формирование ключевых компетентностей младшего школьника в процессе обучения...

Формирование ключевых компетенций младшего школьника в процессе обучения

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, ч...

Формирование гражданского самосознания младших школьников в процессе обучения в современной школе.

Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребёнка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – сверстникам и взрос...

Формирование приёма КЛАССИФИКАЦИЯ у младших школьников в процессе обучения математике через урок и внеурочную деятельность

В статье представлен опыт работы с младшими школьниками по формированию умения производить классификацию объектов, что является одним из универсальных логических действий. Приём КЛАССИФИКАЦИЯ рассматр...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ...