Система оценивания планируемых результатов обучающихся по предмету « Окружающий мир»
консультация на тему

Егорова Ирина Владимировна

Система оценивания планируемых результатов обучающихся по предмету « Окружающий мир»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания планируемых результатов обучающихся по предмету « Окружающий мир»

Шкала соответствия отметок и оценок уровням достижений обучающихся:

Отметка

«5»

«4»

«3»

«2»

«1»

Качество усвоения программы

90-100%

66 -89%

50 -65 %

меньше 50%

Не менее 90% заданий (из них  не менее 85% заданий базового уровня)

Не менее 85% заданий (из них не менее 65% заданий базового уровня)

Не менее 50% заданий базового уровня

Менее 50% заданий базового уровня

Оценка

«Отлично»

«Хорошо»

«Удовлетворительно»

«Неудовлетворительно»

«Плохо»

Уровень

Высокий

Повышенный

Базовый

Пониженный

Низкий

Превышающие базовый

Ниже базового

«зачтено»

«не зачтено»

Специфичность содержания предмета "Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Контроль за уровнем достижений, обучающихся по окружающему миру, проводится в форме устной оценки и письменных работ.

  1. Устная оценка:

Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.

  • Фронтальный опрос

 Проводится как беседа - монолог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения   учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

  • Индивидуальный опрос

Рассказ - описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

 Рассказ – рассуждение. Проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и прочее.  Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения., связной речи-рассуждения.

Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:

Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Оценка «1»не приступал к ответу.

  1. Письменная оценка:

Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ:

  • Самостоятельная работа - небольшая по времени (15-20 мин.) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий, ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы учащихся, который он проводит совместно с учениками. Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.
  • Тестовая работа включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках решения учебной задачи. Результаты данной работы фиксируются в электронном журнале.
  • Проверочная работа по итогам выполнения самостоятельной работы учащимися проводится после демонстрации учащимися своей самостоятельной работы по теме и может служить механизмом управления и коррекции следующего этапа самостоятельной работы школьников. Результаты проверочной работы заносятся учителем в электронный журнал.
  • Диагностические задания по установлению уровня освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. По итогам работы определяется персональный «профиль» ученика, который фиксируется в листе мониторинга отдельно по каждому уровню. Обязательной отметке и фиксации в электронном журнале подлежит первый (по сути базовый) уровень заданий. Результаты стартовой работы фиксируются учителем в листе мониторинга.
  • Контрольная работа (в форме тестовых и проверочных заданий) используется при фронтальном тематическом и итоговом контроле с целью проверки знаний, умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Результаты проверки фиксируются в электронном журнале.
  •  Итоговые контрольные работы включают основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения, поэтому они относятся к трём группам: 1) базовый уровень (соответствие ФГОС), программный материал авторского курса (овладение общим способом действия) и повышенный уровень сложности (продуктивные и творческие задания). Работа может проводиться в несколько этапов. Результаты проверки фиксируются в электронном журнале и листе мониторинга.

Комплексная работа используется для оценки метапредметных результатов. Результаты её фиксируются учителем в соответствующем листе мониторинга.

  • Творческая работа выявляет сформированность уровня метапредметной и предметной компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником ставить цель и задачи работы, правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный и информационный материал, делать самостоятельные выводы.

Её оценка заносится  в  электронный журнал.

 Практическая часть предмета «Окружающий мир»

Практическая часть

1класс

2класс

3класс

4класс

Стартовая работа

1

-

-

Контрольная работа

2

6

6

Практические работы

10

14

9

24

Лабораторно-опытная  работа

1

6

4

8

Проекты

1

1

1

2

Экскурсии

13

8

6

4

Характеристика цифровой отметки (оценки) при письменном ответе:

  • В письменных проверочных работах по предмету «Окружающий мир» орфографические ошибки не учитываются:

Оценка «5» («отлично») — уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

Оценка «4» («хорошо») — уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

Оценка «3» («удовлетворительно») — достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

Оценка «2» («плохо») — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

  • Тестовые работы оцениваются следующим образом: сначала оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. Перевод отметки в пятибалльную шкалу осуществляется по следующей схеме:
  • Оценка творческих работ
              Творческая работа выявляет сформированность уровня метапредметной и предметной компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником ставить цель и задачи работы, правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный и информационный материал, делать самостоятельные обоснованные выводы. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать адекватные языковые и знаковые средства, предметные понятия, иллюстративный материал, модели в соответствии с темой и задачей работы, а также соответствующие заявленной цели  работы средства анализа и репрезентации изучаемых объектов.

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;

-соответствие цели работы её задачам и выводам;
- корректность подбора фактического материала;
- последовательность изложения;
- разнообразие словарного понятийного аппарата.

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Творческие работы оцениваются по критериям:

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме;

 задачи  и выводы полностью  соответствуют  цели работы;

 цель работы соответствует её задачам и выводам; фактические и логические ошибки отсутствуют;

 содержание изложено последовательно; работа отличается богатством понятийного

 словаря, точностью словоупотребления;

достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, таблиц, схем,

 диаграмм и др. дополнительного материала.

 Допущен 1 недочет в содержании.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные

отклонения от неё); задачи  и выводы в основном  соответствуют  цели работы;

 имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения

последовательности в изложении мыслей, отдельные непринципиальные ошибки

в оформлении работы.

 Допускается не более 2-х недочетов в содержании.

«3»

Допущены существенные отклонения от темы; задачи  и выводы в основном не  

соответствуют  цели работы; работа достоверна в главном, но в ней имеются

отдельные нарушения последовательности изложения;

оформление работы неаккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил

библиографического и иллюстративного оформления.

Допускается не более 4-х недочетов в содержании.

«2»

 Работа не соответствует  теме, плану; задачи  и выводы не  соответствуют

  цели работы; допущено много фактических ошибок в изложении;

 нарушена последовательность изложения во всех частях работы;

отсутствует связь между ними; крайне беден понятийный словарь;

нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии

 к качеству оформления работы.

  1. Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса.  Используется в основном на уроках, формирующих естественно- научные представления детей. Основная  цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт,  вести самостоятельно практическую работу.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  •  нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов,  их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой,  приводящие к   неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта его несущественных признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания планируемых результатов обучающихся по предмету « Русский язык»

Система оценивания планируемых результатов обучающихся по предмету « Русский  язык»...

Система оценивания планируемых результатов обучающихся по предмету «Математика»

Система оценивания планируемых результатов обучающихся по предмету « Математика»...

Система оценивания планируемых результатов обучающихся по предмету «Литературное чтение»

Система оценивания планируемых результатов обучающихся по предмету « Литературное чтение»...

Проектирование системы оценки планируемых результатов обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталостью

Проектирование системы личностных и предметных результатов обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) по ФГОС  с УО...

Система оценивания планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС

Презентация познакомит с системой оценивания в начальной школе....

Система оценивания планируемых результатов освоения программы учебного занятия (модуля) «Шахматы».

Система оценивания планируемых результатов освоения программы учебного занятия (модуля) «Шахматы»....