Воспитание ненасилием в семье
консультация на тему

Байрамгулова Лилия Ямиловна

Проблемы воспитания неисчерпаемы, как море. И никому не дано предусмотреть все возможные повороты, варианты, тонкости, какие могут возникнуть в наших отношениях с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitaniem_nenasiliem_v_seme.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Байрамгулова Л.Я.

Тема: «Воспитание ненасилием в семье»

1. Теоретическая часть

Вся старая российская литература свидетельствует - детей били, били жестоко, видя в этом если не благо, то освященную традицией неизбежность.

Как ни странно, но и сегодня проблема «силового воздействия» - бить или не бить? - до конца в повседневной практике не решена. Нам, учителям, особенно в начальных классах, часто приходится видеть и слышать от детей, получивших оценку «2» и даже «3», слезы, страх и даже истерики. Когда пытаешься успокоить ребенка, сквозь рыдания слышишь: « Мама (папа) сказала, если получишь «2» - убью!"

Воспитывали ремнем из вас очень многих. Став взрослыми, вы вольно или невольно продолжаете эту традицию. Почему? Первая причина. Многие родители действительно считают, что без ремня ничего хорошего из ребенка выйти не может. Порой это бывают и не злые, и достаточно уравновешенные люди, но в сознании их прочно закрепилось: детей бить надо! Как правило, такие родители не верят в своих детей, боятся будущего, боятся прощать детям: «Он в другой раз что-нибудь еще похлеще выкинет, нельзя спускать».

Вторая причина подлинных несчастий детей - наша несдержанность, срывы, которые бывают, вызваны не промахами ребят, а посторонними причинами. «Родители приходят домой злые, начинают ругаться между собой, а когда им это надоест, набрасываются на меня и всегда выискивают, за что наказать». Это самая уродливая форма самоутверждения. Ответить обидчику не каждый может. А тут, дома, за плотно закрытой дверью, можно дать себе волю. Можно орать, все больше распаляя себя, и бить. Вот здесь бьют жестоко, чем попало.

И третья причина, по которой бьют детей. Бьют от пустоты, от гулкой пустоты внутри себя. Бьют потому, что по - другому разговаривать с детьми не умеют. Слов нужных не знают, может, и сами их не слышали.

Часто можно наблюдать такую картину, как взрослые поддразнивают ребятишек. Так, не злобно, не очень всерьез, между прочим. Спросишь:

-    Что вы делаете? Объясните, почему дразните маленького.

А знаете, очень уж на них смешно смотреть, когда они злятся... Взрослый заведомо пользуется своей безнаказанностью, ну что скажет ему тот малыш, которого он доводит до слез?

Смелые и благородные люди вырастают только из небитых детей. Понимаю, это рискованное утверждение, и все - таки лишь человек, который не ждет удара, может быть смел не только с подчиненными, в идеях, планах, может разговаривать с людьми, не втягивая голову в плечи. Не правда, что небитый, холеный и лелеянный ребенок не готов к превратностям судьбы, которая, как известно, бывает, и бьет. Удары судьбы для него -это несправедливость, с которой можно побороться, которую нужно преодолевать, небитый не воспринимает их покорно, как должное, привычное. Давайте вспомним народную мудрость «Кто не возьмет лаской, не возьмет и строгостью...»

Александр Иванович Герцен спрашивал у современников: «... не оттого ли люди истязают детей, а иногда и больших, что их трудно воспитывать, а сечь - так легко?» Не мстим ли мы наказанием за нашу неспособность.

А что же испытывают дети во время наказания или как «силовое воздействие» в конце концов влияет на поведение ребенка? Писатель Анатолий Маркович Маркуша приводит высказывания детей:

«Когда меня лупят, я рычу от злости и ненавижу их, потом мечтаю умереть, чтобы они плакали и помучались».

«Ненавидел, ненавижу и буду ненавидеть всех, кто прикладывал ко мне руки. И вырасту - не забуду».

«При порке и вообще когда наказывают, я не о себе думаю, а о родителях. Подлецы вы! И за что вы мне такие достались? Куда от вас деваться? Ну вырасту -поплачете вы у меня тоже».

Итак, если верить ребятам, от порок они делаются только злее, мечтают о мести, думают, как бы отвести душу на ком - то другом.

Орудием «силового воздействия» может быть ремень, веник, рука. Используют наказания: ставят в угол, не пускают гулять, не разрешают смотреть телевизор, отправляют спать и даже, что совершенно не допустимо, заставляют читать или переписывать по два листа.

За что же наказывают детей? За плохую оценку, впустил кошку, путался под ногами, поздно пришел домой, оговаривался, разбил стекло, взял без спроса, дрался, курил, пришел грязный, намусорил, не помыл посуду, ходил раздетый и т.д. Порки, подзатыльники ничего не улучшают, ничего не исправляют и не налаживают, а вызывают озлобление, нарушают естественный процесс формирования личности, словом, портят. Но бывают все - таки особые, из ряда вон выходящие обстоятельства, когда все слова бессильны! Если ребенок обрывает крылышки бабочке, если он истязает щенка, мучает котенка, не церемоньтесь, дайте по рукам мучителю как следует! Боль - за боль! Может воспоминание о справедливом возмездии остановит, сдержит в другой раз маленького садиста « тем самым спасет его.

А вообще - не бить! А какие все - таки наказания допустимы?

Самая эффективная мера воздействия на провинившегося ребенка - это ваше временное пренебрежение общением с ним, лишение своего доверия: «Ты сделал то - то и то - то, хотя прекрасно знал: так нельзя, и разговаривать мне с тобой не о чем». Далее следует полоса отчуждения. Будто его и нет рядом. Его слова пропускайте мимо ушей, его искательные улыбки не замечайте. Пусть попереживает. Дети, особенно маленькие, очень быстро усваивают, что чем громче они кричат: «Мама, я больше не буду... Прости меня, мамочка, я никогда так больше не буду!» - тем быстрее им отпускают грехи. Есть даже такие ребята, у которых это причитание превратилось в условный рефлекс - шкодит и кричит. Не торопитесь с прощением. Раз, два, три поторопитесь, а там, глядишь, ваш сообразительный ребенок, не успев выпутаться из одного проступка, будет смело делать новый, совершенно точно зная: стоить только попросить о поощрении - и прощение будет получено. Вообще не обязательно требовать от детей словесных извинений. Искупать вину можно и нужно делами, поступками. Сломал - почини. Не исполнил - исполни. Шумел, мешал другим — покажи (и в течение не 5 минут, а достаточно продолжительного времени), что ты научился считаться с удобствами других и можешь, когда надо, ходить на цыпочках и разговаривать шепотом...

Проблемы воспитания неисчерпаемы, как море. И никому не дано предусмотреть все возможные повороты, варианты, тонкости, какие могут возникнуть в наших отношениях с детьми. И если даже вы придерживаетесь другого мнения о наказании, чем изложенное мною, прошу вас...

1.   Не спешите наказывать. Горячность — плохая помощница воспитателя.

2. Не откладывайте наказание на слишком долгие сроки, иначе наказание превратится в месть. А месть всегда не достойна человека.

3.   Есть дети, которых не возьмешь ни наказанием, ни добром, но великодушное отношение в конце концов спасет их.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ.

1.   Когда ребенок неправильно произносит слово, не говорите, что он ошибся, не стыдите, а тут же, без нравоучительной интонации, произнесите слово правильно, и так каждый раз.

2.   Иногда дети о чем-то спрашивают родителей из другой комнаты. Не отвечайте, если же ребенок придет и спросит: «Ты что, не слышишь?» - скажите: «Когда со мной говорят из другой комнаты - не слышу».

3. Когда вы вместе с детьми смотрите телевизор и в фильме не скромные на ваш взгляд сцены, не позволяйте себе никаких замечаний, смотрите, как ни в чем не бывало.

4. Дети в шесть - семь лет не любят мыть посуду, потому что в этом возрасте они очень брезгливы. Купите специальную щетку... или подождите несколько лет.

Пословицы и поговорки складывались народом еще до того, как появились на Руси грамота. Народ, не умеющий не читать, не писать, как бы создавал свою устную школу. В лучших своих пословицах народ передавал от отца к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил уму - разуму.

1. В своем доме и углы помогают.                     

2. В гостях хорошо, а дома лучше.

3. Вся семья вместе, так и душа на месте.             

4. Дома и стены помогают.

5. Как ни хорошо в гостях, а дома лучше.             

6. На что и клад, когда в семье лад.

7. Своя семья - самые верные друзья.                   

8. Изба детьми весела.

9. Ребенок что воск: что хочешь, то и сольешь.    

10. Сыночек как сизый соколочек.

I1. Наш сокол мал, да удал.                                 

12. Наш пострел везде поспел.

13.Корми сына до поры: вырастит - тебя накормит

14. Человек не грибок, в день не вырастет.

15. Учить доброму, так худое на ум не пойдет.

16. Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.

17. Не ищи красоты, а ищи доброты.

18. Детей наказывай стыдом, а не кнутом.

19. Дети не в тягость, а в радость.

20. Детки маленьки - спать не дадут, детки велики - сам не уснешь.

21. Где любовь да совет, там и горя нет.

22. На свете все сыщешь, кроме отца и матери.

23. Лучше матери друга не сыщешь.

24. Птица рада весне, а младенец - матери.

25. Мать праведна - ограда каменна.

26. Материнское зло, что весенний снег: и много выпадает, да скоро растает.

27. Без матушки родной цветы не цветно цветут.

28. Материнское сердце как летнее солнце.                             -

29. Нет такого дружка, как родная матушка.

30. Материнская ласка конца не знает.

31. При солнышке тепло - при матушке добро.

32. Материнская молитва со дна моря поднимает.

33. Почитай старых: сам будешь стар.

34. Молодое растет, старое старится.

35. Бабушке только дедушка не внук.

2. Практическая часть.

Работа в группах, обсуждение следующих вопросов (или в форме Круглого стола)

—  За что и почему родители оскорбляют и бьют детей?

—  Каковы последствия физического и психического насилия над детьми?

—  Как обойтись без унижающих наказаний?

—  Если наказывать, то как?

Совместная деятельность участников игры при обсуждении каждого вопроса осуществляется в соответствии со следующим алгоритмом:

а) проблемная постановка вопроса

б)  выявление мнений в группах;

в)  презентация групповых мнений;

г) комментарий экспертов, в котором используются результаты предварительного анкетирования детей и родителей, обобщаются и (при необходимости) корректируются коллективные и индивидуальные суждения участников собрания, предлагаются рекомендации специалистов.

3. Сценка кукольного театра «Бить или не бить?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад " Воспитание ненасилием в семье "

Об отношениях  детей и родителей в семье ....

Родительское собрание "Воспитание ненасилием в семье"

Данное собрание проводится с целью выяснить какие отношения между детьми и родителями в семьях. Какие методы поощрения и наказания используют родители, по отношению к детям....

Воспитание ненасилием в семье

Беседа для родителей....

Доклад к родительскому собранию - Воспитание ненасилием в семье .

Познакомить с отношениями  между детьми и родителями в семье ученика ......

Воспитание ненасилием в семье

Родительское собрание "Воспитание ненасилием в семье"...

Родительское собрание "Воспитание ненасилием в семье"

Актуализировать проблему ненасилия в семейном воспитании, побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле воспитания...

Воспитание ненасилием в семье.

Родительское собрание...