ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
консультация (1 класс) по теме

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить: 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 

ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

Наша речь состоит из предложений.

Предложение - это законченная мысль.

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из звуков.

Звук - это то, что мы слышим и произносим.

Буква - это то, что мы видим и пишем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].

На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».

Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.

Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]  могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).

ЗВУКОВЫЕ СИМВОЛЫ

 Всем известно, что обучение дошкольников должно происходить в игре. Обучение чтению - не исключение. Помочь ребенку освоить такой сложный материал, как звуки и буквы, могут игры со звуковыми символами.

 Звуковой символ - это графическое изображение звука, отображающее особенности его артикуляции. Звуковые символы изображаются на карточках из картона примерно 10 х 10 см.

 Рекомендуется изучать звуки в такой последовательности: «а», «у», «о», «и», «э», «ы». Не переходите к изучению следующего звука, пока не усвоен предыдущий.

 

Ход занятия:

покажите ребенку звуковой символ и назовите звук, четко артикулируя: ребенок должен хорошо видеть ваши губы;

соотнесите символ с действиями людей или животных (девочка плачет «а-а-а», паровоз гудит «у-у-у», девочка охает «о-о-о», лошадка кричит «и-и-и»)

произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ (когда мы произносим звук «а» - рот широко открыт; когда произносим «о» - губы выглядят как овал; при произнесении «у» - губы сложены трубочкой; при произнесении «и» - губы вытянуты в улыбку...)

После того как ребенок усвоит эти звуки, можно переходить к заданиям:

поймай звук

 Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.

внимательный малыш

 Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ.

хорист

 Пропеваем заданный звук с разными интонациями.

сломанный телевизор

 Нужно сделать из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком. Объясните ребенку, что у телевизора сломался звук, и поэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке телевизора). Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями.

звуковые песенки

 Предложите ребенку составить звуковые песенки типа «а-у» (дети кричат в лесу), «у-а» (плачет ребенок), «и-а» (кричит ослик), «о-о» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем - второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему.

кто первый

 Покажите ребенку картинку с предметом, который начинается с гласного «а», «у», «о» или «и». Ребенок должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, «у-у-у-утка»). Затем ребенок должен выбрать соответствующий символ.

эхо

 Цель игры - закрепить четкое произношение гласных звуков. Взрослый произносит ряд звуков (звукосочетаний), а дети (эхо) - повторяют то, что услышали, например: [а][у], [и][о], [и]о][э], [у][а][ы], [у][а], [ы][й], [э][й], [а][о].

ИЗУЧЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ

 Одно из значений слова «фонетика» - звуковой состав языка. Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи. Иными словами, особенность формирования речи ребенка напрямую зависит от его способности слышать, узнавать и различать речевые звуки.

 Занятия по освоению ребенком звукового состава языка включают в себя три стадии: знакомство со звуком, дифференциация звуков, знакомство с буквой.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД ЗВУКОМ

Знакомство со звуком (выделение его на слух).

Определение характеристик звука (гласный или согласный), (глухой или звонкий).

Выделение на слуховом уровне из ряда других звуков, слогов, слов.

Определение места звука в слове (с опорой на картинки).

Определение твердости - мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки.

Составление слогов, слов из заданных звуков.

Знакомство со звуком

 Для знакомства со звуком можно использовать загадки, отгадки которых начинаются на заданный звук; стихи с многократно повторяющимся «нужным» звуком. Также можно использовать рассказы, в которых звук связывается с определенным образом. Например, рассказ про водичку (звук [с] - песенка водички) или рассказ про комарика (звук [з] - песенка комарика).

 Уточнение артикуляции звука. То есть ребенку предлагается произнести звук. При этом ребенку задаются вопросы, позволяющие «прочувствовать» артикуляцию звука. Например, «В каком положении губы (язык)?»

Определение характеристик звука

 Например: звук [а] - рот открыт, язык спокойно лежит, воздух не встречает преграды, звук можно петь голосом. Нужно объяснить ребенку, что такой звук называется гласным.

 Звук [м] - губы сомкнуты, воздух не может свободно выходить, так как ему мешают губы; звук можно потянуть (то есть звук можно произносить длительно), но его нельзя произнести выше-ниже, то есть нельзя петь. Ребенку объясняется, что такой звук называется согласным. Затем ребенку предлагается положить руку на шею и многократно произнести звук [м], при этом задается вопрос: «Что ты чувствуешь?» (дрожит горло). Когда ребенок убедится, что «горлышко дрожит», нужно объяснить, что это работают голосовые связки и такой звук называется звонким.

 После знакомства с характеристиками звука задается серия вопросов, направленных на закрепление полученных знаний:

Звук [м] ([а]) - это какой звук? (гласный/согласный)

Почему? (гласный, так как можно петь, воздух не встречает преграды; согласный - петь нельзя, воздух встречает преграду)

Какой согласный? (глухой/звонкий)

Почему? (глухой - горлышко не дрожит, не работают голосовые связки; звонкий - горлышко дрожит, голосовые связки работают

Выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов  Следующий этап - выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов. Проводится игра >>> «услышишь - хлопни». Обязательное условие: ребенок выполняет это задание с закрытыми глазами.

Определение места звука в слове

 Определение места звука в слове проводится с опорой на картинки. Например, взрослый показывает картинку и проговаривает слово, а ребенок определяет место изучаемого звука (начало, середина, конец слова). Показ проводится в следующем порядке: картинки на звук в начале слова, в конце, в середине и далее чередуются в разной последовательности. При этом, после того как ребенок определил место звука в слове, картинка выкладывается в соответствующий ряд (верхний, средний или нижний). Таким образом формирование и закрепление понятия о месте звука в слове происходит с опорой не только на слух, но и зрение.

Определение твердости/мягкости согласных.

 При изучении согласных звуков вводится следующий этап - формирование понятий «твердый - мягкий». Ребенку предлагается для прослушивания с одновременным показом картинок два слова - одно на твердый (например, «лампа»), другой на мягкий звук (например, «лейка»). Ребенку задается вопрос, одинаково ли звучат первые звуки. После определения на слух разницы взрослый объясняет, что один звук - твердый, другой - мягкий, и картинки выкладываются в два ряда: на твердый звук - слева, на мягкий - справа.

 По окончании этого этапа детям еще раз задается серия вопросов на закрепление:

О каком звуке мы сегодня говорили?

Какой это звук?

Почему его называют согласным (гласным)?

Какой это согласный? (глухой - звонкий)

Почему?

Каким он может быть? (твердым - мягким)

 Необходимо обратить внимание на то, что при изучении первого согласного звука, который может быть твердым и мягким ([м]), целесообразно рассказать о мягком знаке, «говорящем» о том, что буква, написанная перед ним, обозначает мягкий звук. После объяснения карточка с буквой «ь» будет определять место картинок, слогов, слов с мягкими согласными звуками.

Составление слогов, слов из заданных звуков

 Заключительный вид работы над звуком - самостоятельный подбор слов. Ребенок произносит слово с изучаемым звуком, указывает твердый он или мягкий; в начале, середине или конце слова находится.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ

Уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий.

Выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением конкретных заданий).

Определение наличия того или иного звука и его места в слове (с опорой на картинки).

Запись слогов, слов на изучаемые звуки.

Составление звуковых схем, слогов, слов.

Уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий

   

Выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов

 На данном этапе проводится игра >>> «услышишь - хлопни» с дополнительными условиями: услышав один заданный звук, нужно хлопнуть один раз; услышав другой заданный звук - два раза.

 

Составление звуковых схем, слогов, слов

 На данном этапе ребенку предлагается составить слоги и слова из отдельно произнесенных звуков, а также слова из отдельно произнесенных слогов:

 [ш] [а] - [ша]

 [ж] [у] - [жу]

 [с] [у] [п] - [суп]

 [к] [о] [з] [а] - [коза]

 [жу] [ки] - [жуки]

 [ма] [ши] [на] - [машина]

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД БУКВОЙ

Знакомство с буквой: рассматривание, сравнивание с предметами окружающей действительности (на что буква похожа).

Выделение ее элементов.

Прослушивание >>> стихотворения о букве.

Прорисовывание буквы пальцем в воздухе.

Прорисовывание буквы на листке по образцу.

Чтение слогов с изучаемой буквой (>>> развитие слогового чтения).

 Переходя к знакомству с буквой, целесообразно вспомнить, что звук мы слышим и произносим; на письме звук обозначается буквой; букву мы видим и пишем.

Игры с буквами

мозаика

 Карточки с буквами разрезаются на несколько частей, перемешиваются, и ребенку дается задание сложить знакомые буквы.

дирижер

 Прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву. Затем пусть ребенок попробует сделать это самостоятельно.

архитектор

 Сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребенок попытается проделать это самостоятельно. Помогите ему при необходимости.

узнай букву

 Узнавание и обводка букв, написанных точками.

что неправильно

 Нахождение знакомых букв в ряду правильно и неправильно написанных.

прятки

 Карточки с буквами частично закрываются, и дети должны узнать буквы по тем частям, которые остались видны.

путаница

 Узнавание букв, написанных с наложением.



Предварительный просмотр:

                                         Первоклашкино здоровье

Невнимание к режиму малыша, который пошёл в школу, его психологическому и физическому состоянию чревато неприятными последствиями. Как избежать проблем?

Психологический комфорт

          Некоторые родители принимают готовность ребёнка к школе его умение писать и считать до ста. Но это не так. Ведь школа – это не сплошной праздник. Иногда это и скучный кропотливый труд. Но есть такое слово «надо», которое хорошо знают взрослые и которое должен знать ребёнок ещё на пороге первого класса. Его нужно учить доводить начатое дело до конца, добиваться маленьких побед и не бояться трудностей. Однако выработать это отношение к делу приказом, одним подбадривающим предложением или за месяц до школы невозможно. Это база воспитания, которая создаётся годами общения родителей с малышом, в том числе и их  собственным примером.

              Как уменьшить трудности периода адаптации, снизить стресс при смене привычного образа жизни ребёнка?

 - Расскажите ребёнку о своих школьных годах, вспоминая положительные моменты. Поддерживайте стремление малыша стать школьником

- Не пугайте трудностями. Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми ему предстоит встретиться в школе. Хорошо, если у него появилось чувство, что он уже большой и самостоятельный.

- Очень важен режим дня – рано ложиться и рано вставать. Составьте с малышом распорядок дня. Чтобы облегчить ребёнку возможность следовать ему, придерживайтесь его вместе.

- Не идеализируйте своё чадо, это может привести к завышенным требованиям к нему. Обсуждайте с ним трудности и находите пути к их преодолению. Воздержитесь от упрёков и нравоучений. Если что-то не получается, успокойте ребёнка и заверьте, что любите его вне зависимости от отметок. В школу приходят учиться, поэтому ошибки неизбежны.. Но стоит понаблюдать за ребёнком и всё же понять, в чём причина.

- Поддерживайте ребёнка в желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно похвалить. Похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

- Если вас что-то беспокоит в поведении, учебных делах ребёнка, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

- С поступлением в школу в жизни ребёнка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своём педагоге.

- Необходимо помнить, что у ребенка меняется не только привычный образ жизни, но и социальный статус. Необходимо представить ему больше самостоятельности. Конечно, на первых порах нужен и контроль, поэтому нелишне на первый школьный месяц взять отпуск.

- Если ваш малыш не отличается усидчивостью и придерживаться  строгих рамок ему трудно, надо соблюдать некоторые правила:

а) не ругайте ребёнка, так как порог чувствительности к отрицательным стимулам у него снижен. Такие дети невосприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу;

б) для развития усидчивости желателен творческий труд: лепка, рисование. При этом ребёнок должен подробно рассказывать, что он делает, то есть сочетать несколько видов деятельности для достижения одной цели;

в) не давайте ребёнку заведомо невыполнимых задач (например, прочитать весь рассказ до конца), дробите задание;

г) формулируйте задания ясно, кратко. Нежелательно давать сразу несколько заданий, лучше давать те же указания отдельно.

Питание.

       Потребность организма в питательных веществах сразу возрастает, как только малыш идёт в школу. Но если питание будет неправильным, это может привести к расстройствам жизнедеятельности организма, возникновению и прогрессированию различных заболеваний. Основной принцип питания ребёнка- сбалансированность рациона питания по всем пищевым веществам. При этом даже важно, чтобы белки, жиры, углеводы относились к различным классам. Витаминов, минеральных веществ тоже должно быть достаточно. Всего этого можно достичь довольно высоким ассортиментом продуктов и разнообразными способами их кулинарной обработки.

- Первоклашкам требуется 4 – 5 разовый приём пищи в течение дня. В первую половину дня нужно использовать продукты, богатые животным белком, а на ужин – молочно-растительные продукты.

- Дети, посещающие группы продлённого дня, должны получать трёхразовое питание в школе.

- Важен режим питания. Изменение интервалов между едой часто приводит к нарушению аппетита. В свою очередь, прием пищи без аппетита вызывает расстройство органов пищеварения, способствует развитию заболеваний многих систем организма.

- Потребность в углеводах у детей выше, чем у взрослых. Энергозатраты увеличиваются при совмещении умственного труда с занятиями спортом.

- Исключите из рациона продукты и блюда, обладающие раздражающим действием и содержащие экстракты.

В рационе питания должны ежедневно присутствовать:

- мясо или рыба (в рационе детей белки животного происхождения должны составлять не менее 50% от общего количества употребляемого белка, а при повышенной нагрузке – до 60%.При дефиците белка могут возникнуть переутомление, снижение работоспособности,  ухудшение успеваемости);

- молоко, молочные продукты;

- сливочное и растительное масло;

- хлеб, хлебобулочные изделия;

- овощи;

- крупы и макаронные изделия;

- сыр, сметана, яйца, творог,;

- фрукты, фруктовые соки;

- ягоды;

- зелень, - витаминные напитки.

Зрение.

         70 % близоруких детей теряют остроту зрения в школе, а большинство из них – во втором или третьем классе. В первом классе глазки малышей всё-таки больше берегут, а потом у детей появляется больше нагрузки, они становятся более самостоятельными… И вот они – очки. Родители должны исходить из особенностей возможностей зрительной мышцы ребёнка. Дети могут подолгу рассматривать мелкие предметы на очень близком расстоянии, чего не дано взрослым, но в такой ситуации легко развивается спазм зрительной мышцы. В результате ребёнок вблизи будет видеть хорошо, а вдали – плохо. В этот момент трудно распознать этот спазм, поэтому зачастую малыша приводят к офтальмологу с готовой близорукостью, и больше ничего не остаётся, как подобрать ему очки. Но если спазм вовремя обнаружен, можно полечить глаза, и близорукость не наступит.

- В школе глаза первоклашки не устают – он то пишет, то смотрит. А вот дома при выполнении домашнего задания, при выведении буковок этого зачастую не получается. Поэтому совет такой:10 минут пишет, 10 минут отдыхает, причём активно – пусть играет, разминается.

- Для нормальной зрительной функции постоянно требуется витамин А (сливочное масло, растительное масло, овощи, фрукты оранжевого цвета). Очень полезна черника – её называют природным инсулином, она регулирует окислительно-восстановительные процессы в организме.

- При росте глаза обязательно нужен кальций (молоко, творог, рыба)

- Глаза и мышечная активность взаимосвязаны. Положительно на состоянии глаз малышей сказываются подвижные игры на улице. Кроме того, ребёнку надо заниматься плаванием, развивать мышцы плечевого пояса.

Осанка

         После первого года, проведённого малышами в школе, у 90 % (!) появляются те или иные  проблемы со спиной. Это, увы, закономерно. Ведь у ребёнка большой психологический стресс, физические нагрузки, меняется весь образ жизни. В результате нарушается тонус мышц спины, появляется её округление. Асимметрия лопаток. Чтобы этого не произошло, нужна организация рационального режима первоклашки.

- После уроков – отдых спине: 10-15 минут полежать. Затем прогулка, разминка.

- Дома при выполнении домашнего задания после каждого урока разгрузка позвоночника – полежать, затем сделать физическую разминку, допустим, повисеть на турнике, попрыгать.

- Обязательна ежедневная физическая тренировка мышц спины с помощью специальных упражнений (их надо узнать у ортопеда): 15 минут после занятий в школе, 15 минут – во второй половине дня. Необязательно это делать утром, когда малыш заторможен.

- Ребёнку желательно заняться плаванием – помимо выполнения ежедневных физических упражнений.

- Правильно подобрать ранец. У него должны быть широкие лямки, жёсткая спинка, прилегающая к спине. Ширина спинки ранца не должна превышать ширину спины ребёнка. Длина ранца – до талии, не ниже. Вес ранца не должен превышать 10 % веса ребёнка (то есть 1,5 2 кг)

- Мебель должна соответствовать росту малыша, он должен сидеть в правильном положении: угол туловища и бедра, угол колена и голеностопного сустава должны быть прямые. Если ноги не достают до пола, нужно подставить под них скамеечку. Руки располагаются на столешнице, локти на 2 – 3 см (максимум 4 – 5 см) свешиваются со стола, плечо должно быть выпрямлено.

- По окончании первого полугодия неплохо провести курс общеукрепляющего массажа.

- И, конечно, раз в год проверять у ортопеда состояние спины ребёнка.

Удачи вам и вашим первоклассникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шпаргалка для родителей

В шпаргалке для родителей вы найдете перечень школьных принадлежностей будущего первоклассника....

шпаргалка для родителей

материал поможет родителям первоклассников в период обучения грамоте...

Шпаргалка для родителей

Материал предназначен в помощь родителям для развития фонематического слуха....

Гиперактивность. Шпаргалка для родителей.

Некоторые советы для родителе гиперактивных детей...

шпаргалка для родителей

рекомендации родителям будущих первоклассников...

Шпаргалка для родителей

Советы родителям. Что нужно делать, обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух....

Шпаргалка для родителей (что должны знать родители будущих первоклассников)

Презентация в помощь родителям, дети которых идут в первый класс....