Труд и игра в жизни школьника
консультация на тему

Труд и игра в жизни школьника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trud_i_igra_v_zhizni_shkolnika.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

           Труд и игра в жизни школьника.

                         План.

  1. Нравственное  формирование ребёнка в труде игре.
  2. Организация труда и игры в семье.

       

    В 1 классе для детей самым важным и главным видом деятельности  является учёба. Но в жизни детей большое место занимают труд и игра.

    К. Д. Ушинский говорил: Каков ребёнок в игре, таков он и в труде. Подтверждением этих слов служат примеры из жизни класса.

   - Дети часто на перемене, после занятий играют «в школу». Спрашивая своих товарищей, добиваются и правильного ответа, и чёткого выполнения задания.

   Ребёнок, участвующий в этой игре, собранный, внимательный, любознательный.

   И, конечно же, мы должны не только наблюдать за игрой и трудом ребёнка, но и приобщать к труду своих детей. С поступлением в школу ребёнка надо учить самообслуживанию, а не освобождать от него: требовать от ребенка уборки своей постели, приучать следить за порядком на рабочем месте, в портфеле, убирать и чистить свои вещи.

 

   В труде, даже в простом домашнем, у ребенка развиваются многие ценные качества, которые будут нужны ему в учебе и в жизни.  Это и точность движений, и аккуратность, и исполнительность, и самостоятельность, и многое другое. А главное – это сознание своей силы, чувства удовлетворения, радость труда.

   «Мы хорошо знаем, - говорил А.С. Макаренко, - насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик, которые не умеют обслуживать сами себя, а всегда нуждаются то в няньках, то в дружеской услуге, то в помощи, а если им никто не поможет, живут в неудобной обстановке, неряшливо, грязно, растеряно».

   Имеют ли ваши дети какие – нибудь поручения в семье? Ведь посильная работа в семье всегда найдется для них: сходить в магазин за хлебом и молоком, подмести в комнатах, вымыть посуду, держать в порядке свой уголок.

   Хочу привести небольшой пример, из которого можно почерпнуть много полезного.

   Обычная семья. Мать -  врач, отец – шофер. В семье 3 (три_ ребенка: 1 сыну 10 лет, 2 - 7лет и младшая дочь - 2 года.

Родители для своих детей составили график дежурства по дому (помощь маме по хозяйству, помощь папе, уборка посуды, порядок в доме). И вот по очереди мальчики дежурят. Вечером, когда вся семья дома, подводят итог дежурства и в график выставляется отметка. А в конце недели, месяца подводятся итоги: кто лучше дежурил (можно вручать вымпел. На этой недели лучше всех дежурил ты сынок, получи вымпел. Надеемся он у тебя останется на долго. А ты подтянись, нельзя отставать от брата). Так дети в игре, соревнуясь, приучаются к труду, учатся любить и ценить труд.

   Детям нужно знать, что трудиться не легко, что мама и папа устают на работе, поэтому результаты труда людей надо беречь. Же-    лательно, чтобы дети знали, где и кем работают их родители, какую пользу приносит их труд. Важно, чтобы все разговоры в семье о работе родителей, о делах других людей были проникнуты уважением к труду, чувством гордости трудящегося человека.

   Приведу такой пример. В семье при детях родители часто обсуждали проблемы, назревающие на работе. Одна из обсуждаемых ситуаций такова:

            Гражданин Н. На работе работает не добросовестно. Часто  прогуливает без причины, бывает без надобности на больничном и т.д., знакомая ситуация, и за все это получает такую же зарплату, что и передовик производства. Родители восхищаются, возмущаются: «Ах, какой он у нас, не работал целый месяц, а получил столько же, да еще грамотой его же наградили, продвинулся по службе.

     Ребенок, слыша эту речь, может запомнить, что труд – не саоме важное в жизни, а что-то другое. У детей возникает отвращение к труду, чего мы делать не должны!

   Одним из главных условий, обеспечивающих успешную нравственную подготовку детей к труду, является постоянный интерес самих родителей к школьным делам ребенка, к его участию в домашней работе и самообслуживанию. Родители могут поправить ребенка, оказать ему нужную помощь, осудить за плохое качество работы, подбодрить при неудачных или одобрить при первом успехе. Особенно большое воспитательное значение имеет одобрение и поощрение хороших начинаний детей, их полезных дел.

Например, Вова принес в класс книгу по математике, сидит и решает примеры. Мигом вокруг него   собрались ребята с листочками, ручками. Все они списывают примеры, задачи и решают. Очень хорошее было начинание, я была рада, потому что умственный труд тоже труд. В такой совместной, коллективной работе детей воспитывает любознательность, усидчивость, культура умственного труда.

   Младшие школьники очень нуждаются в постоянной дружеской поддержке со стороны взрослых. Перед родителями стоит еще дна очень важная и сложная задача, от правильного решения которого зависят и физическое развитие, и расцвет всех сил ребенка. Родителям необходимо быть внимательными к играм своих детей. В игре дети развиваются, в игре ребенок как бы преображается, он вырастает в своем представлении, приобретает веру в себя, в свои силы: он летчик, врач, учитель, солдат и т.д.

   Понимание родителями необходимости игры в жизни детей должно научить их смотреть на игру не как на пустую забаву, а как на  важную в жизни ребенка деятельность.

   О чем же, вы, родители должны познакомиться? Прежде всего, о том, чтобы у ребенка был отдельный уголок, где он мог бы расположиться, держать в порядке свои игрушки, развернуть свои игры, никому не мешая, не вызывая ни с чьей стороны окриков.

   Не следует покупать детям все новые и новые игрушки. Если игрушек много, ребенок теряет к ним интерес и не бережет их. Но нельзя и выбрасывать старые игрушки – часто они бывают самыми любимыми.

   Как это важно – уметь играть1 Для хорошей, интересной игры обязательно нужно общество детей, иногда и взрослых. Как играть взрослому с ребенком?

   Можно научить ребенка игре, а играть предоставить со сверстниками. Достаточно один раз показать ребенку, как его любимая кукла становится Красной Шапочкой, то Снегурочкой, то Машенькой, пришедшей в гости к трем медведям, и он сам найдет для нее бесконечное количество ролей, привлечет к игре все свои игрушки. А начнут с ним играть друзья, они внесут свое, придумают столько вариантов действия, что одному никогда не додуматься до этого.

   Доставляет удовольствие и игра со взрослыми: мамой, папой, старшим или младшим братом и сестрой.

   Результатом игры являются более глубокие представления детей о жизни и деятельности взрослых  людей, об их обязанностях, переживаниях, мыслях и отношениях. Кроме этого, игры способствуют формированию товарищеских чувств, гуманных отношений к людям.

   Важнейшим результатом игры является глубокая эмоциональная удовлетворенность детей самим процессом игры.

 

   

 

Литература

  1. Бардиан А.М. Воспитание детей в семье. М., 1972,с.120-141.
  2. Богданова О.С. Методика трудового воспитания. М., 1964.
  3. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М., 1963.
  4. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. в 7-ми т., т. 4, М., 1957, с 373-383, 395-405.
  5. Печерникова И.А. Воспитание послушания и трудолюбия у детей в семье. М., 1965, с 145-359.
  6. Садковский И.Ф. Воспитание. – В кн.: Нравственное воспитание детей. М., 1962, с.94-144.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театральная игра в жизни младшего школьника»

о театральной работе воспитателя с детьми с ОВЗ....

Сюжетно-ролевая игра в жизни младшего школьника

"Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознат...

Игра в жизни младшего школьника

Обсудить с родителями проблему значения игры в жизни ребенка; показать возможности игры для развития интеллектуально-познавательной деятельности учащихся......

Мир игры в жизни младшего школьника

Игровые технологии в начальной школе...

Труд и игра в жизни младших школьников

Данная статья будет полезна всем родителям и учителям начальных классов. Здесь говорится об актуальности данной темы, условиях успеха воспитания трудолюбия, о пользе общественно - полезного труда для ...

Дидактическая игра в жизни школьника

Дидактическая игра  в жизни школьника...

Игра и труд в жизни школьника

Беседа с родителями...