Сюжетно-ролевая игра в жизни младшего школьника
презентация к уроку (1 класс) на тему

Илькова Галина Дмитриевна

"Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности." Сухомлинский В.А.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Об игре сказано много добрых и хороших слов. Её называют источником радости, королевой детства, чудом света.И все определения правильны, так как игра для ребёнка - сама жизнь со всеми её прелестями, волнениями, тревогами, удачами и огорчениями.Лапта, пятнашки, шашки, прятки, казаки-разбойники, классики - можно ли представить себе детство без этих игр? Но есть ещё и другие игры - самые любимые и увлекательные. Это игры "в кого-нибудь" или " во что-нибудь": в лётчиков, пограничников, в пожарников, в библиотеку, в школу, в больницу. В педагогической литературе эти игры называют творческими, сюжетными, ролевыми, подражательными, вольными. Творческие игры наиболее полно удовлетворяют стремления и потребности детей 7 - 10 лет. Психологи установили, что 80% младших школьников самыми любимыми и интересными считают творческие игры. Они не подчинены готовым правилам, как, например, спортивные или интеллектуальные. В них всесильное магическое "понарошку". Ребёнок действует в воображаемой ситуации - на корабле или в гостях, в цирке или в библиотеке - естественно и непринуждённо творит игру, развивая её содержание: ведёт корабль сквозь шторм и ураганы, во время аврала до блеска драет палубу, торпедирует вражеский катер. Но всё это вовсе не означает, что творческая игра - свободная импровизация, не регламентируемая какими-либо правилами. Ребёнок всегда поступает в соответствии с правилами той роли, которую он выполняет в игре. Именно роль позволяет ему совершать героические смелые поступки. Благодаря игровой роли ребёнок увлечённо выполняет трудовые действия, которые в обычной неигровой обстановке кажутся ему малопривлекательными. Действуя в воображаемой ситуации, он как бы перешагивает рубеж своих возможностей. Вот почему именно творческая игра, а не какая-либо другая игра признана в педагогике одним из методов воспитания. Выдающийся педагог А. С. Макаренко придавал исключительно важное значение воспитательному воздействию игры. Он рассматривал игру в разных аспектах и, прежде всего, в плане подготовки ребёнка к жизни, к труду. Ребёнок 7 - 10 лет особенно остро нуждается в увлекательной ближайшей перспективе "завтрашней радости", эмоциональном подъёме - это может дать творческая игра. Выражая переживания положительного эмоционального состояния, она вносит бодрый, радостный тон в коллективную жизнь детей, облегчает организацию общей деятельности и установление доброжелательных отношений между ними. Это создаёт важнейшую предпосылку успеха воспитательной работы с детьми.

Специфика творческой игры.

|. Игровые потребности и интересы младшего школьника.

Почему у ребёнка в определённом возрасте возникает потребность в творческой игре? Психологи полагают, что что эта потребность связана с тенденцией подрастающего ребёнка проявлять самостоятельную деятельность. Но к ней ребёнок пока ещё не подготовлен, он ещё мал. Противоречия между потребностью ребёнка действовать определённым образом, с одной стороны, и возможностью осуществить требуемые действием реальные операции - с другой, является источником возникновения творческой игры. Ребёнок играет потому, что ему хочется играть, а не ради каких-либо последствий игровой деятельности. Игра всегда приносит ребёнку радость, удовольствие - в противном случае он не стал бы играть. В процессе общения ребёнка со взрослыми и накоплением жизненного опыта, ему открывается не только мир предметов, но и мир человеческих отношений. А человеческие отношения невозможно воспроизвести в одиночку, ребёнок вступает в коллективные творческие игры.
       Обучение в школе интенсивно обогащает внутренний мир ребёнка. Рассказы учителя, чтение книг о смелых и мужественных людях вызывают у детей желание быть похожими на них. Невозможно приблизиться как-то к притягательному миру взрослых в обычной школьной обстановке компенсируя игрой. Кроме того, у младших школьников сохранилась ещё свойственная дошкольникам склонность к подражанию, которая часто становится мотивом игровой деятельности. Дети играют в то, что видят в окружающей жизни. Часто они копируют поведение родителей и соседей (в играх на бытовые сюжеты), подражают интонациям учителей (в игре в школу). Младшие школьники эмоциональны и импульсивны. В ролевой игре они получают большое удовлетворение от эмоциональных переживаний, связанных с развёртыванием роли.

        Какова же динамика развития игровых сюжетов в младшем школьном возрасте? Установлено, что развитие ролевой игры идёт от бытовых сюжетов к производственным и героико-романтическим.

        Все творческие игры младшего школьного возраста можно разделить на несколько групп:

1. Игры на бытовые сюжеты - в семью, в гости, в день рождения, в столовую. Они характерны для детей 7 - 9 лет, особенно часто их затевают девочки.

2. Игры на сюжеты из жизни детей - в детский сад, в школу, в театр, в библиотеку. Эти игры специфичны для учащихся 1 - 2 классов. В этих играх дети стремятся отобразить то, что кажется им особенно привлекательным в обычной жизненной обстановке: интересные уроки в школе, возможность с успехом выступить в театре, музыкальные занятия в детском саду.

3. Профессиональные сюжеты творческих игр увлекают детей на протяжении всего школьного возраста. Они играют в шофёров, врачей, пожарных, строителей, портных. Выбор сюжетов этой группы игр зависит от профессионального окружения (родителей, близких), от наблюдений детей, от впечатлений, которые получают из жизни, книг, кинофильмов.

4. Игры на героико-романтические сюжеты - самые любимые и интересные для младших школьников. У детей 10 - 11 лет возникает острый интерес к героическим сюжетам и романтическим переживаниям. Они мечтают о подвиге, и творческая игра даёт им возможность пережить в воображаемой обстановке волнующие, яркие события. Они играют в лётчиков, пограничников, разведчиков, моряков.

5. Игры на сюжеты из книг, кинофильмов, телепередач - интерес к ним возрастает к концу младшего школьного возраста и сохраняется у подростков. По содержанию эти игры чаще всего сливаются с героико-романтическими. Дети охотно разыгрывают сюжеты сказок, приключенческих книг.

||. Особенности творческой игры детей 7 -9 лет и 10 - 11 лет.

Характер протекания ролевой игры у детей 7 - 9 лет незначительно отличается от игры старших дошкольников. В то время 

как у детей 10 - 11 лет творческая игра всё более приближается к игре специфичной для подростков.

            В ролевых играх учеников 1 - 2 классов нет последовательного развивающегося сюжета, дети не всегда стремятся к конечной игровой задаче, они по несколько раз повторяют один и тот же эпизод. Например, играя в семью, повторяют обед и сон. Играя в больницу - выслушивание, уколы, измерение температуры. Как и у дошкольников, в ролевых играх первоклассников особо важное место отводится игровой атрибутике, игрушкам, поделкам. Дети вообще не смогут играть, если у них нет каких-либо поделок или просто предметов, помогающих им создать воображаемую ситуацию и развернуть роль. Дети этого возраста затевают игры, в которых для выполнения функции действующих лиц используются игрушки, ребёнок выступает в роли режиссёра.  Например, девочка берёт на себя роль врача, все куклы и мишки лечатся в больнице. Это типичная игра дошкольного возраста, но она бытует и в ранние школьные годы.

            До начала игры дети 7 - 9 лет распределяют роли (иногда только главные) - c этого начинается игра. Часто активные ребята, пользующиеся всеобщим признанием, предлагают себя на ведущие роли - командира, учителя, врача, мамы. И все играющие принимают это как должное. Иногда на главные роли предлагают других детей, руководствуясь при этом такими мотивами: "Настю давайте мамой, её все будут слушаться!" Дети часто предлагают кандидатуру по внешним признакам: "Пусть Лена будет мамой, она выше всех". Иногда роли меняются в процессе игры. Например, в игре в семью Лёша взял роль папы. Побыв немного в этой роли, он принимает другую роль - сына. Аналогичные приёмы бывают и в других играх - в пограничниках, в школу, в гости. Почему у детей возникает потребность взять другую роль? Ребёнок удовлетворяется игрой только в том случае, если разыгрывает игровые действия, привлекательные для него. Если по ходу игры развивается сюжет, где ребёнок не может через свою роль отобразить то, что является для неге привлекательным, он берёт другую роль, которая даёт такую возможность. Так Лёша сменил роль папы на роль сына в тот момент игры, когда дети начали соревноваться, кто сильнее. Смена роли в процессе игры происходит и в том случае, когда ролевые действия ограничены, ребёнок не знает, что ему дальше делать, и принимает на себя другую, более интересную роль. Например, в игре в школу дети, бравшие на себя роль нянечки, дав звонок, растерянно смотрели по сторонам, не зная, что делать дальше, затем садились за парты и становились учениками. Следовательно, роль для ученика - та основа игровых действий, без которых немыслима творческая игра.

            Наконец, следует отметить, что ученики 1 - 2 классов занимаются игрой с чисто детской непосредственностью, не стесняясь играть в присутствии взрослых. Здесь они также ни чем не отличаются от дошкольников.

            Каковы же психологические особенности творческой игры у школьников 10 - 11 лет? Прежде всего, чем старше возраст, тем больше игра характеризуется последовательным развитием сюжета, доведением его до конца. Дети стремятся изображать разыгрываемую ситуацию ближе к жизни и требуют друг от друга правильного поведения в соответствии со взятой на себя ролью. У детей этого возраста, в отличии от 7 - 9 летних, распределение всех ролей (основных и второстепенных), а также составление плана игры - обязательный и ответственный момент начала игры. Однако и у них имеют случаи смены ролей по ходу игры, а также слияние игровых сюжетов. Особенно часто это происходит, когда школьники играют не со сверстниками, а с младшими детьми. Например, Нина в игре в семью была мамой. Когда она проводила детей в школу, возникла игра на другой сюжет - в школу, и Нина стала учительницей. После окончания школьных занятий, она опять взяла на себя роль мамы.

            В развитии  сюжета ролевой игры ребята широко используют знания, полученные из книг, кинофильмов. Ролевые игры детей 9 - 11 лет отличаются значительно большей сюжетной насыщенностью, приближённостью к жизни, чем у учеников 1 - 2 классов. Учащиеся 3 - 4 классов по возможности стремятся соединить творческие игры с реальной общественно-полезной деятельностью. Например, игры в школу часто одновременно становятся дополнительными занятиями (хорошо успевающая ученица берёт на себя роль учителя, учащиеся её класса - слабо успевающие ученики). Играя в детский сад, учащиеся 3 - 4 классов всегда выполняют роли воспитателей, врачей. Они занимают младших детей играми, чтением, физкультурными занятиями. 

|||. Игра - метод воспитания.

            Игра затрагивает все стороны личности ребёнка - его ум, чувства, воображения, волю. В творческой игре содержатся наилучшие возможности для перевода внешних требований воспитателя во внутренние требования самого ребёнка. Как школьник ребёнок весьма равнодушен к своему внешнему виду, хотя воспитатель постоянно предъявляет ему требования, делает замечания, но зато как космонавт, пограничник, моряк ребёнок сам за своей выправкой - этого требует роль. Кроме того, дежурный офицер может сделать ему замечание.

IV. О воспитательном значении и воспитательных возможностях игры.

            А. С. Макаренко говорил: "Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре".

                Одна из важнейших особенностей игры детей начальной школы - воспроизведение трудовой деятельности взрослых, их взаимоотношений. В этом вхождении в человеческие отношения, в их освоении детьми через ролевые действия заключается главная воспитательная функция ролевой игры. Поэтому педагог может применять игру, основой которой являются ролевые действия как упражнения для формирования положительных моральных качеств качеств, а также для проверки и закрепления усвоенных норм и правил поведения. Например, длительная игра в космонавтов может выполнять функции упражнений в воспитании у детей прилежания, сдержанности, организованности. Развёрнутая творческая игра охватывает сравнительно небольшую группу ребят. Это позволяет создать между играющими атмосферу дружбы, доброжелательности, взаимопонимания по поводу разыгрываемых в игре событий. Именно по этому творческая игра может быть использована педагогом для формирования коллективистических отношений между детьми.

                Игра является средством для установления атмосферы взаимопонимания и доброжелательности между детьми и воспитателем.Если педагог выступает перед школьниками в позиции человека, заинтересованного игрой, это сближает его с детьми. Особенно ценной является позиция воспитателя, взявшего на себя какую-нибудь роль.

                 В процессе ролевой игры ребёнок раскрывает себя как личность: он обнаруживает свои стремления, интересы, особенности характера. Следовательно, игра может быть использована для изучения нового состава учащихся или для более глубокого изучения коллектива.

                Каждая игра при направляющей роли педагога, помимо выполнения главной воспитательной задачи - той, ради которой она проводится, оказывает комплексное воспитательное воздействие на учащихся. В этом  году я проводила с детьми третьих классов серию периодически повторяющихся игр в школу.

                В играх  дети воспроизводили  школьные занятия - уроки и перемены. Они поочерёдно выступали в роли учеников и учителей. Наблюдение за их ролевым поведением показало мне что слабо успевающие и недисциплинированные дети в роли учеников в обстановке игры вели себя совершенно по-иному: они были прилежными, дисциплинированными, стремились получить отличные оценки или похвалу "учителя". По-видимому, каждый слабо успевающий ученик хотел бы стать прилежным и всеми уважаемым, но в реальной жизни существуют и реальные трудности, которые он пока не мог преодолеть. Зато участие в творческой игре даёт такому ребёнку возможность в воображаемой ситуации пережить то, чего он не может добиться в действительности. Отсюда большой эмоциональный подъём, каждая полученная в игре пятёрка радует такого школьника не меньше, чем если бы он получил её в действительности. В обстановке игры, я заметила, нарушение кем-либо из играющих правил скрытых в игровой роли, вызывало возмущение остальных детей. Дети требовали выполнять правила игры или выйти из неё. Такая оценка партнёров по игре действовала на ребят, нарушавших правила, магически - они были вынуждены сдерживаться, так как выходить из игры не хотели.

                В содержание игровых уроков дети - "учителя", как правило, включают тот учебный материал, который проходят в данное время в классе. На что-либо другое у них не хватает ни фантазии, ни сообразительности. И это имеет особо важное значение для слабо успевающих: фактически к ним предъявляются те же требования, что и в реальной в жизни, но в облегчённых условиях игровой обстановки - меньшая продолжительность уроков, более лёгкие задания, возможность получить высокую оценку в игре. Наконец, тот факт, что это игра и "учитель" - тоже ученик - психологически облегчает процесс умственной деятельности. Именно поэтому периодически повторяющаяся игра "в школу способствует улучшению успеваемости отдельных учеников.

Методика педагогического применения развёрнутой творческой игры.

                Под развёрнутой творческой игрой понимается творческая игра как самостоятельный вид деятельности в свободное от других занятий время. Обязательные её компоненты - роль, воображаемая ситуация, сюжет.

1. Выбор сюжета.

                Определяется конкретной воспитательной целью. Если воспитательная цель игры - формирование коллективных отношений, изучение индивидуальных особенностей детей или сближение с ними, то может быть проведена игра на любой сюжет:  "в школу", "в полярников"," в космонавтов". Если цель игры: использовать игру в качестве упражнения положительных моральных качеств или проверки и закрепления усвоенных норм и правил поведения - то игра "в гости" или" в день рождения" (сущность ролевого поведения в этих играх заключается в проявлении внимания, заботы о гостях и виновнике торжества). Таким образом, правила, скрытые роли ставят детей перед необходимостью быть вежливыми.

                Редко можно встретить учителя первого класса, который не проводил бы на уроках математики игру "в магазин", потому что в этой игре содержание ролей продавца и покупателя ставит детей перед необходимостью совершать вычислительные операции. Дети покупают, взвешивают, отмеряют, получают сдачу. И насколько легче считать, и каким интересным кажется урок!

                В творческих играх, где дети разыгрывают роли, связанные с героическими, романтическими профессиями - космонавта, пограничника, полярника - они самой ролью поставлены перед необходимостью совершать в воображаемой ситуации поступки - проявлять выдержку, выносливость, организованность, решительность. Следовательно, выбор сюжета предстоящей игры зависит от конкретных воспитательных задач.

2.Подготовка к игре.

                Как же предложить игру детям на намеченный педагогом сюжет, чтобы избежать ненужного навязывания роли воспитателя? Есть игры, желанные всегда, глубоко волнующие всех детей, особенно мальчиков. Это игры на героические, романтические сюжеты - "в геологов", "пограничников", "разведчиков". Не удивительно, что предложение воспитателя: "Давайте играть в разведчиков", - встречает у детей одобрение. Гораздо сложнее предложить игры на бытовые сюжеты: "в семью", "в школу", "в столовую", "в больницу", "в театр". Эти игры больше привлекают девочек, мальчики не всегда охотно воспринимают их. Как же быть? Прежде всего, обязательно играть с теми детьми, кто изъявил желание, постепенно привлекая к игре остальных.

                Как можно предложить игры на бытовые сюжеты? Cначала следует провести коротенькую беседу: "Кто из вас дома играет в дочки - матери? Расскажите, как вы играете в эти игры? Кто из вас хотел бы в школе после уроков играть в эти игры?" Выяснив, что желающих достаточно, воспитатель обещает на следующий день организовать с ребятами такую игру и просит детей принести всё, что нужно для игры. Игра может проводиться в среднем один раз в неделю. Атмосфера общей увлечённости  и обсуждение интересно прошедшей игры сделают своё дело, мальчики один за другим тоже включатся в игру.

                    Один из распространённых способов привлечения ребёнка в игру - предложение роли, которая отвечала бы его потребностям и привязанностям. Вот в городском лагере в дождливую погоду девочки 8 - 9 лет затеяли игру в больницу. Мальчикам тоже предложили включиться в игру, но они отказались. Через некоторое время в ходе игры потребовалось отправить тяжело больного на операцию. Воспитатель сказал: "А кто же у нас поведёт скорую помощь?" Нужны ещё и санитары. Мальчики, наблюдавшие игру, сами попросили эти роли и с интересом их разыгрывали.

                Главный инструмент воспитательного воздействия игры - роль. Часто дети 7 - 8 лет, разыгрывая роли, воспроизводят только чисто внешние действия: врач осматривает больного и делает ему укол, затем то же самое следующему больному. Или библиотекарь выдаёт книги, читатели их обменивают. Совершенно очевидно, что бедность и ограниченность ролевого поведения нейтральны в воспитательном отношении. Вот почему так важно подготовить детей к игре, наполнить игровые роли интересным содержанием, которое соответствовало бы воспитательным задачам. Такая подготовка может проводиться в форме бесед, экскурсий, встреч с людьми тех профессий, роли которых детям предстоит разыгрывать. Полезным будет также чтение книг, просмотр кинофильмов на сюжеты, совпадающие с сюжетами игр. Например, если педагог организует игру "в библиотеку" для воспитания у детей интереса к чтению, бережного отношения к книге, он начинает с экскурсии в библиотеку. Работники библиотеки проводят беседу, дети знакомятся с правилами работы библиотеки. Педагог обращает внимание на сохранность книг, на спокойный доброжелательный тон общения библиотекаря с читателями, их взаимную вежливость. Всё это является подготовкой детей к разыгрыванию ролей в предстоящей игре.

3. Распределение ролей и составление плана игры.

                В творческих играх распределение ролей важный и ответственный момент начала игры. Содержание роли ставит ребёнка в ту или иную игровую позицию: командира, старшины, боцмана, юнги, врача, больного, медсестры. В каждой роли содержатся неодинаковые возможности для самовыражения играющего ребёнка и проявления личных качеств - творческого воображения, сообразительности, инициативы, оперативности. Есть роли, в которых содержатся функции организатора игры - командир, учитель, мама, врач. Это самые активные роли. От их исполнения зависит ход игры и её содержание. Есть роли, тесно переплетающиеся с основными. В этих ролях играющие дети выполняют функции помощников - медсестра, старшина, боцман. Это роли средней активности. И наконец, есть рядовые роли - матрос, больной, ученик. В таких ролях содержится меньше возможности для самовыражения ребёнка через роль. Но это вовсе не означает, что дети, разыгрывающие пассивные роли, пассивны в игре: матрос совершает смелый поступок, дочь помогает матери по хозяйству, заботится о малышах. И всё-таки при распределении ролей большинство детей стремится к активной позиции в игре. Как же правильно подойти к распределению ролей? Cуществует несколько приёмов. Наиболее распространённый - свободное распределение ролей самими детьми. Но этот приём не всегда приемлем. Дело в том, что положение ребёнка в игре часто совпадает с его реальным положением в детском коллективе. Поэтому свободное распределение ролей, как правило влечёт за собой устойчивое закрепление активных ролей за активными детьми. Чаще всего самые привлекательные роли достаются авторитетным в коллективе ребятам. Младшие школьники сами предлагают таких детей на "командные роли". Вот почему при проведении игр, организованных педагогом, логичным становится условие о периодическом распределении ролей между всеми играющими.

                    Может быть и третий вариант. Воспитатель объявляет конкурс на самое интересное разыгрывание привлекательной роли. В некоторых играх такой вариант распределения ролей просто незаменим. Так при играх в цирк или детский театр право быть ведущим артистом, клоуном или конферансье завоёвывается на конкурсе. 

                    Для того, чтобы игра могла развернуться, необходимо наметить план совместных действий детей в воображаемой ситуации. Роли уже распределены, поэтому детям надо условиться, что именно они будут разыгрывать в игре. Младшие школьники всегда начинают составление плана с создания воображаемой ситуации. Руководит "сговариванием", как правило, тот, кто выполняет "командную" роль. На всё это ребята не тратят много времени, им важно условиться о главном. Все игровые действия возникают непроизвольно, в ходе самой игры. Вот как происходило "сговаривание" перед игрой в "пограничников". Играли в городском лагере 15 детей в возрасте 9 - 10 лет. 

                Слава (командир): "Теперь слушай меня. Там, где кусты - граница. За детской площадкой уже фашисты. А мы тут охраняем. Расставим засады, а шпионы пусть идут". 

               ( Ребята хором, перебивая друг друга): "Шпионы, идите! Только, чур, сразу не лезть, ещё не игра! Айда в засаду!"

                Таня (санитарка): " А где будем мы?"

                Cлава: "Стройте санчасть. Сами ищите место, где хотите."

                У детей 7 - 8 лет составление плана сводится только к созданию воображаемой ситуации. После этого сразу начинается игра. Например, затевая игру "в дом", девочки прежде всего условились,где у них будет спальня, где кухня. Затем всё оборудовали, украсили. Кормили детей, укладывали их спать - игра шла полным ходом.

                Какова же роль воспитателя в составлении плана игры? Вот примерные вопросы при обсуждении с  детьми  плана  игры "в пограничников": 1) Где будет находиться командир заставы? Ведь он должен командовать всеми пограничниками. (Так подаётся идея об оборудовании штаба). 2) А как командир узнает, что происходит на границе? Ведь вы сами сказали, что он в штабе. (Это наталкивает детей на мысль о введении роли связных). 3) Куда же вы будете принимать раненых? (Мысль об оборудовании санчасти). Все санитарки, вы сказали, будут в санчасти. 4) А если кто- то будет ранен на границе? (Так дети решают двух санитарок отправить на границу оказывать помощь раненым). 

                                             4. Создание ситуаций, ценных в воспитательном отношении.

                        а) Воспитатель проводит этическую беседу, в которой акцентирует внимание на предлагаемом ролевом поведении ( совпадающем с теми воспитательными задачами, ради решения которых проводится творческая игра).

                        б) Педагог может направлять ролевое поведение детей, стимулируя их на игровые поступки, адекватные воспитательным задачам. Педагог не навязчиво, тактично вмешивается в ход игры. Педагог может создать в игре нужную ситуацию и другим способом - он берёт на себя командную игровую роль. Например, идёт игра "в школу". Первоклассники несколько утрированно изображают порядок и деловитость на уроке и беспорядок - на перемене: шумят, прыгают, бегают по партам. Воспитатель берёт на себя роль директора и вызывает учителя к себе в кабинет. Он советует ей проводить с детьми на перемене игры, хороводы, рассказывает, как это сделать. Под влиянием творческой игры первоклассники и свои реальные перемены стали проводить организованнее -водили хороводы, затевали игры. Таким образом, педагог может находить различные пути влияния на ход игры, создавая ситуации, ценные в воспитательном отношении. 

                        в) Взрослый организатор игры может использовать также приём обсуждения только что прошедшей творческой игры. Это позволяет акцентировать внимание детей на положительном ролевом поведении, связанном с выполнением воспитываемых норм. Младшие школьники с большим увлечением поддерживают любой разговор взрослого об их играх.Обсуждение игры даёт возможность внести коррективы, изменить, поправить неверную ролевую позицию в разыгрывании отдельных ситуаций.

                        Вывод: Игровая деятельность привлекательна для ребёнка, чувства, которые он испытывает, глубоки и неподдельны. В процессе творческих игр формируются положительные мотивы поведения. 

                        Для повышения воспитательной эффективности творческой игры необходимо длительное проведение игр на идентичные сюжеты. В таком случае игры выполняют функции упражнений в решении конкретных воспитательных задач, оказывая на детей комплексное воспитательное воздействие.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР

                                В практике воспитательной работы применяются отдельные компоненты творческой игры, которые включают различные виды деятельности - учебную, трудовую, спортивную, художественную. Особенность такого применения игр в том, что её вводят в какую-либо деятельность детей по инициативе педагога. При включении игры в другие виды деятельности всегда преследуется одна или несколько воспитательных целей.

1. Длительная игра, организованная педагогом.

                Длительной называют такую коллективную игру, в которой продолжительное время сохраняются сюжет и роли. Длительная игра связана с неигровой деятельностью. Особенность её в отличие от развёрнутой игры заключаются в том, что здесь игровой мотив неизбежно переплетается с мотивами реальной деятельности. Типичным мотивом длительной игры является игра, описанная в книге А. П. Гайдара "Тимур и его команда". Такую игру на сравнительно продолжительный отрезок времени ( 1 - 1,5 месяца) включают в организацию коллективной жизни детей.

2. Игровая форма.

                    Игровая форма организации какой-либо деятельности - это такое включение игры, при котором намеренно создаётся игровое оформление реальной деятельности игрового коллектива. Оно стимулирует детей к наилучшему выполнению игровой деятельности. Например, игровая организация работы по трудовому воспитанию - мастерская Деда - Мороза, швейное кукольное ателье. Игровая организация познавательной деятельности - "В гостях у лесовика". Игровая организация работы по художественному воспитанию - "Малая Третьяковка". Игровая организация детского утренника - "В гостях у Мойдодыра".

                    Игровая форма характеризуется меньшими возможностями для свободного разыгрывания ролей, чем творческая сюжетно-ролевая игра. Фактически ролевое поведение детей заключено в выполнении реальной, в большинстве случаев трудовой или интеллектуальной, деятельности. В педагогической литературе такое применение игры называют серьёзной, деловой игрой.

                    Игровую форму организации деятельности вводят в следующих случаях: а) когда обычная организация деятельности у большинства детей не вызывает интереса ( бытовой или ручной труд. "Комбинат бытового обслуживания");

 б) когда реальная цель привлекательна, но нет ощутимых результатов ( труд по прополке овощей); в) когда дело само по себе интересно, но для того, чтобы добиться большего эмоционального воздействия оно облекается в форму игры (утренник, праздник).

3. Элементы игры.

                    В данном случае в организацию коллективной деятельности детей вводится один из компонентов игры, чтобы придать игровую окраску этой деятельности и активизировать её. Таким компонентом может быть либо роль, либо воображаемая ситуация. Чтобы придать более привлекательную эмоциональную окраску окраску какой-либо деятельности, воспитатель ставит ребёнка в новую ролевую позицию. Игровая позиция придаёт игровой смысл реальной детской деятельности- трудовой ( цветовод, зелёный патруль, разведчик полезных дел), художественной  (директор кинотеатра, артист цирка, экскурсовод), спортивной ( главный судья, тренер первоклассников). В таких случаях основой игрового поведения является роль, сюжет только подразумевается.

                Существуют также компоненты игры, связанные с воображаемой ситуацией. Например, в лагере при прополке овощей, когда работа приближается к концу, но ребята уже порядком устали, воспитатель создаёт воображаемую ситуацию: "Внимание! Перед вами злой враг, имя ему - сурепка. Слушай мою команду: к наступлению подготовиться! В бой на врага, ура!"

Приёмы, способствующие изменению положения ребёнка  в коллективе с помощью игры.

                    1.Коллективная оценка ролевого поведения в игровой ситуации.

                     В длительных играх, организованных самим педагогом, создаются специальные игровые органы, которые способствуют формированию у детей общественного мнения: в игре "в школу" - педсовет, в игре "в космонавтов" - штаб. В педагогической разработке длительных игр эти рабочие органы надо специально планировать для того, чтобы ребята могли свободно высказывать друг другу свои мысли об успехах и неудачах в разыгрывании ролей. Фактически это та коллективная оценка, которая позволит внести коррективы в положение отдельных детей - показать непривлекательность поведения одних, публично похвалить и обрадовать других - тех, кто особенно нуждается в коллективном признании и одобрении. Возможность назначения на новую роль должна коллективно обсуждаться. Такое обсуждение должно стать толчком к изменению позиции ребёнка в коллективе 

2. Игровые элементы, связанные с юмором.

                     

                   Успешно воздействовать на отдельных детей  можно с помощью игровых элементов, основанных на создании забавной ситуации. С использованием юмора связана педагогическая разработка игры в "доктора Айболита". Суть этой игры заключается в том, что старшеклассники, выполняющие поочерёдно роль Айболита, приходят к младшим ребятам, осматривают их, выслушивают, ставят диагноз и некоторым (по заданию педагога) выписывают рецепты от лени, от хвастовства, от лживости. Приём у Айболита всегда сопровождается шутками в адрес больных. Тексты рецептов составляет педагог при участии старшеклассников. Рецепт от лени, например, таков: 1) Главное - заставь себя вовремя и очень старательно делать уроки. 2) Заведи тетрадь и каждый день рисуй в ней звёздочку, если тебе удалось преодолеть свою лень и нолик, если не удалось. Тетрадь покажешь Айболиту. (Доктор Айболит приходит к первоклассникам неожиданно, расспрашивает о здоровье и даёт рецепты).

                    Такая работа с элементами игры стимулирует детей на самоконтроль и способствует улучшению отношения к ним в коллективе. С помощью педагогического применения творческой игры меняется позиция ребёнка в коллективе. 

                    Вывод: игра является для ребёнка эмоционально привлекательным видом деятельности, стимулирует его на активное самовыражение через роль. Успехи, достигнутые ребёнком в игре, могут улучшить его позицию в коллективе. Общественное одобрение поведения отдельных детей в игре способствует перестройке отношения к ним в коллективе. В тех случаях, когда ребёнок сам не может добиться эмоционально благополучной позиции в коллективе через игровую роль, педагог занимает скрытую для детей, но активную позицию и обеспечивает ребёнку успех в игре.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сюжетно-ролевые игры в жизни младшего школьника

Слайд 2

Сюжетно-ролевая игра по правилам дорожного движения

Слайд 3

Сюжетно-ролевая игра в поликлинику

Слайд 4

Сюжетно-ролевая игра в повара

Слайд 5

Сюжетно-ролевая игра в кукольный театр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театральная игра в жизни младшего школьника»

о театральной работе воспитателя с детьми с ОВЗ....

Игра в жизни младшего школьника

Обсудить с родителями проблему значения игры в жизни ребенка; показать возможности игры для развития интеллектуально-познавательной деятельности учащихся......

Мир игры в жизни младшего школьника

Игровые технологии в начальной школе...

Игра в жизни младшего школьника

Статья предназначена для воспитателя группы продленного дня. В ней говорится об играх, с помощью которых идет обучение и воспитание ребенка....

Статья "Игра в жизни младшего школьника"

В статье "Игра в жизни младшего школьника" рассказывается о важности игры в жизни младшего школьника. В статье представлена классификация игр по Д. Б. Эльконину, С. Милллеру, а также принцип...

Технологическая карта "Сюжетно-ролевые подвижные игры"

Технологическая карта "Сюжетно-ролевые подвижные игры"...

Труд и игра в жизни младших школьников

Данная статья будет полезна всем родителям и учителям начальных классов. Здесь говорится об актуальности данной темы, условиях успеха воспитания трудолюбия, о пользе общественно - полезного труда для ...